Предисловие от редакции В поисках истины

Анни Безант, в девичестве Вуд, родилась 1 октября 1847 года в Лондоне. Ее отец, Уильям Вуд, был исключительно интеллигентным, блестяще образованным и эрудированным человеком. Он был математиком, но при этом знал несколько языков, увлекался естествознанием и имел ученую степень по медицине. Мать Анни, Эмили, была чистокровной ирландкой, убежденной католичкой, женщиной высоких нравственных принципов, набожной и духовной. Анни Безант всегда гордилась своим ирландским происхождением, относя себя именно к ирландцам, а не к англичанам.

Отец девочки покинул этот мир, когда ей исполнилось всего 5 лет. У Анни было двое братьев, но младший ее брат умер во младенчестве, вскоре после смерти отца. Несмотря на сложность положения вдовы в ту эпоху, мать поставила своей главной целью дать детям хорошее образование и воспитание. Родственники ее умершего мужа помогали ей на первых порах. Старший брат Анни, Гарри, обучался в престижной частной школе в Хэрроу. Анни, волею счастливого случая, в возрасте 8 лет была взята на воспитание богатой бездетной дамой Эллен Марриат, в доме которой она жила и обучалась вместе с ее племянницей, лишь на праздники приезжая повидать мать. В возрасте 16 лет она вернулась к матери.

В 1867 году, в возрасте 20 лет, Анни, бывшая в те годы очень религиозной, вышла замуж за священнослужителя Франка Безанта (1840–1917). Как вспоминала она сама уже в зрелые годы, этот брак с самого начала был обречен на неудачу, потому что супруги были очень разными людьми и по духу, и по воспитанию, и по менталитету. В 1869 году у Безантов родился сын Артур, а в 1870 году – дочь Мейбл. Роль жены священника побуждала Анни заниматься благотворительностью и помогать прихожанам в их нуждах и бедах. Благодаря этому молодая женщина вплотную столкнулась с жестокой социальной действительностью своей эпохи и поняла на жизненном опыте, в каких тяжелых условиях жили беднейшие слои населения Англии. Эта жизненная реальность поколебала веру Анни в догматы англиканского вероучения. Обладавшая живым, аналитическим, проницательным умом молодая женщина не могла понять, за что всемогущий и милосердный Бог наказывает ни в чем не повинных людей такими испытаниями в жизни, тяжелым трудом и нищетой, и почему богатые эксплуататоры столь беспрепятственно могут притеснять и обманывать бедных. Подобное положение вещей не стыковалось с религиозными догматами.

Новый тяжелый удар был нанесен религиозному чувству Анни в 1871 году, когда ее дети заболели коклюшем. Ее дочь Мэйбл от рождения обладала слабым здоровьем, и ее болезнь перешла в бронхит, а потом в воспаление легких. Несколько недель жизнь ребенка висела на волоске; лечивший ее врач прямо сказал Анни, что не надеется, что ребенок выживет. Анни предпринимала героические усилия, день и ночь не отходя от кроватки опасно больной дочери, и в конце концов победила – правда, ценой собственного здоровья. Однако это страшное жизненное испытание перешло в душевный кризис, главной причиной которого стало сомнение в непогрешимости догматов англиканской религии.

В своей «Исповеди» Анни Безант писала: «Первый роковой удар моей вере в милосердие Бога нанесен был в длинные месяцы страданий, достигших кризиса в кажущейся безцельности мучений моей малютки. (…) Существование зла и страдания в мире, страдания таких невинных существ, как мой семимесячный ребенок, мир, переполненный горем, вечныя страдания в аду – все это, не уничтожая еще во мне окончательно веры, приводило меня в отчаяние.

(…) Но раз открыв глаза на то, что мир представляет из себя в действительности, узнав, как велики страдания людей, как безжалостно природа и жизнь топчет человеческое сердце, не делая различия между невинным и виновным, я была слишком потрясена, чтобы поддаться доводам, обращенным исключительно к чувствам и оставляющим разум неудовлетворенным».

В итоге этот суровый жизненный опыт превратил ее, по ее собственным словам, «из верующей последовательницы англиканскаго учения в атеистку».

Обладая исключительно цельной, искренней, принципиальной натурой, Анни не хотела больше делать вид, что по-прежнему разделяет догматы англиканской церкви. К тому же ее здоровье после долгой болезни, явившейся, в свою очередь, следствием колоссального физического и психологического стресса, вызванного смертельно опасной болезнью дочери, полностью так и не восстановилось после 1871 года. Анни прекратила посещать церковь и выполнять требуемые религией обряды. Но в ту эпоху жена пастора обязана была разделять его веру и при этом быть примерной христианкой, то есть регулярно присутствовать на богослужениях. Один из родственников мужа Анни, Франка Безанта, убедил его в том, что уклонение его жены от присутствия в церкви ведет к самым разным толкам, и если взгляды его жена станут известны, это приведет к краху его служебной карьеры и социального положения. И в 1873 году муж выставил Анни ультиматум: либо она будет вести себя так, как положено христианке (тем более – жене пастора), и посещать богослужения, либо он просто выгонит ее из дома. Анни не пожелала лицемерить, и в 1873 году ее брак с Безантом был расторгнут.

Брат Анни смог выхлопотать для нее официальный развод (что в ту эпоху было делом весьма непростым). Положение женщин в Англии Викторианской эпохи было незавидным, они были лишены многих основных прав и были во всем зависимы от мужа. И при разводе супружеских пар английские законы оставляли детей отцам, а не матерям. Сын Безантов остался у отца; но поскольку Анни удалось оформить официальный развод, ей разрешили оставить при себе дочь на правах опекунства и даже получать за это небольшое пособие.

Анни зарабатывала на жизнь литературным трудом и постепенно приобщалась к общественно-политической деятельности. Вскоре она открыла в себе дар прекрасного оратора и стала открыто пропагандировать свои атеистические взгляды.

Вскоре она познакомилась с видным общественно-политическим деятелем той эпохи – сторонником секуляризма[1] Чарльзом Брэдлоу. Безант вступила в возглавляемое Брэдлоу Национальное секулярное общество (NSS) и в 1874 году начала сотрудничать с газетой «Национальный реформатор», печатным органом данного общества. Вскоре она стала другом и преданным соратником Чарльза Брэдлоу.

В течение 15 лет Анни Безант являлась выдающимся апологетом атеизма и научного материализма. В отличие от Брэдлоу, она разделяла и пропагандировала также социалистические и марксистские идеи. Безант была плодовитым публицистом и талантливым оратором; как бы сказали в наши дни – спикером. Темами ее выступлений были свобода мысли, права женщин, секуляризм, обеспечение прав трудящихся. Она боролась за сокращение безработицы, улучшение условий жизни и труда рабочих и обеспечение достойного образования для представителей беднейших слоев населения. Современники называли ее лучшей женщиной-оратором и организатором своего времени.

Безант принимала участие в крупных политических акциях той эпохи, включая демонстрацию в 1887 году, прозванную «кровавым воскресеньем», а также забастовки работниц лондонской фабрики спичек (1888 г.) и рабочих лондонских доков (1889 г.). Она была активной участницей и ведущим членом Фабианского общества и Марксистской социал-демократической федерации (СДФ). Безант была также избрана в Школьный комитет Лондона, несмотря на то, что подавляющее большинство женщин в то время не обладало правом голоса.

В 1877 году Безант и Брэдлоу основали издательскую компанию «Свободная мысль». Они поддержали взгляды американского ученого-демографа Чарльза Ноултона, заявлявшего о необходимости контроля за рождаемостью (это противоречило догматам церкви), и издали его книгу, что вызвало публичный скандал. В книге Ноултона утверждалось, что семьи рабочего класса никогда не смогут быть счастливыми, пока не смогут решить, сколько детей они хотят иметь. Он также предложил способы контроля за рождаемостью. В 1877 году Брэдлоу вместе с Безант арестовали и привлекли к судебной ответственности за публикацию книги Ноултона. Судебный процесс над ними вызвал большой общественный резонанс. Сначала их признали виновными, но затем обвинительный приговор им был отменен в силу несоблюдения обвинителями ряда юридических формальностей.

Но все же Анни Безант пришлось дорого заплатить за ее передовые взгляды и бесстрашную общественно-политическую деятельность. Политические и идейные оппоненты (среди которых наверняка были клерикалы англиканской церкви, которую Безант критиковала) нанесли ей страшный удар: в 1878 году в суд было направлено ходатайство об отнятии у нее права опеки над дочерью и передаче ее отцу. «Основанием» для такого требования было то, что мать, не верующая в бога и поддерживающая идеи регулирования численности населения, не сможет воспитать детей достойными людьми. И, несмотря на то, что в суде было признано, что уход Анни за дочерью был безупречным, судья вынес ужасающее по жестокости и цинизму решение: изъять дочь у матери и передать на воспитание отцу.

Шок от случившегося был таким, что Анни заболела опасной формой нервной горячки. В тот тяжелейший период ее жизнь была спасена благодаря помощи ее политического единомышленника и друга Чарльза Бредлоу. Он приходил к ней домой и подолгу находился рядом с ней, выполняя свою работу и одновременно ухаживая за ней с нежностью матери.

Вскоре после выздоровления Анни через суд добилась разрешения свободно встречаться со своими детьми, что до известной степени скрасило ее жизнь. Пережив очередную драму и не сломавшись, Анни Безант в последующие годы полностью посвятила себя общественно-политической деятельности.

Дальнейшая судьба ее детей оказалась вполне счастливой. В своей «Исповеди» она писала, что как только дети стали старше и обрели социальную самостоятельность и свободу, они вернулись к ней. И сын, и дочь пошли по ее стопам и уже в ранней молодости стали членами Теософского общества. Мейбл вскоре же после возвращения к Анни вышла замуж, но все равно часто бывала у матери.

На пути Божественной мудрости

Наступил столь значимый в жизни Анни Безант 1889 год. В этом году Безант познакомилась с Еленой Блаватской и с теософским учением.

Вскоре, всерьез увлеченная высокими духовными идеями и гуманистическими принципами теософии, она вступила в Теософское общество и стала последовательницей Блаватской. Приобщение к теософии предопределило всю ее дальнейшую жизнь. Теософское учение завладело живым умом Анни Безант. С этого времени ее идейным взглядам, в частности атеистическим убеждениям, суждено было претерпеть серьезные изменения.

Вступление в Теософское общество стало нелегким для нее самой решением, ведь ей предстояло публично отречься от своих прежних атеистических и материалистических убеждений. Но Безант была сильной и независимой натурой. Для нее, как она сама признавалась в своей «Исповеди», главным приоритетом всегда была Истина, вне зависимости от того, как ее воспринимало и как реагировало на это общественное мнение. Ради поиска Истины она готова была поставить на кон все. И она нашла эту Истину в теософском учении. Друзьям и бывшим единомышленникам она объяснила свою позицию в эссе «Почему я стала теософом» (1889 г.).

Для Анни наступили годы плодотворной просветительской работы на ниве популяризации идей теософии. Ее талант публициста и исследователя проявился в создании целого ряда статей, очерков и книг на философские темы. Далеко не все и в наши дни способны читать сложные по уровню и стилю фундаментальные труды Блаватской (хотя в статьях и очерках Елена Петровна изложила основные идеи теософии гораздо проще и доступнее). Зато литературный стиль Безант доступен всем без исключения читателям. Его отличают простота, краткость и доступность изложения; именно они были нужны для приобщения широкой читательской аудитории к великому наследию Блаватской. Суть теософского учения, его основные принципы и идеи были просто и доступно изложены Анни Безант в ее самых известных работах, некоторые из которых вошли и в данный сборник – «Древняя мудрость» (1897 г.), «Эволюция жизни и формы» (1898 г.), «Эзотерическое христианство», «Сила мысли: ее контроль и культура» (1901 г.), «Исследование сознания: вклад в психологию» (1904 г.), «Теософия и новая психология. Курс шести лекций» (1904 г.), «Введение в йогу» (1908 г.) и других.

Оговоримся сразу: хотя изучение главных трудов Блаватской и считается прерогативой подлинных интеллектуалов, человеку, стремящемуся к изучению основ теософии, обязательно надо пытаться приобщаться к этим великим первоисточникам. Никакие популяризаторские работы – а книги Безант являются именно таковыми – не заменят изучения первоисточников, трудов Блаватской «Разоблаченная Изида» и «Тайная доктрина».

В 1891 году ушла из жизни основательница Теософского общества, Е. П. Блаватская. Дальнейшая история теософского движения складывалась непросто. Сразу после смерти Блаватской президентом Теософского общества стал ее ближайший сподвижник Олькотт. Он находился на этом посту до конца жизни, то есть до 1907 года. После смерти Олькотта президентом Теософского общества стала Анни Безант. Она занимала этот пост с 1907 по 1933 год (год ее смерти).

На поприще теософской работы Анни Безант проявила свои не только публицистические, но и ораторские, и организаторские таланты. Не оставила она и привычную ей общественно-политическую деятельность. Безант по-прежнему участвовала в благотворительной деятельности, помогала в организации школ и университетов в Индии, по-прежнему вела агитацию за предоставление Индии и Ирландии национальной свободы и независимости от Англии.

В рамках теософской работы она в 1898 году отправилась в Индию и там помогла основать Центральный индуистский колледж в Бенаресе, среди преподавателей которого было много выдающихся теософов.

В 1916 году Безант вместе с Локманья Тилаком и другим активистами основала Всеиндийскую лигу самоуправления – организацию, начавшую кампанию за демократизацию Индии и придание ей статуса доминиона Британской империи. Авторитет Анни Безант в это время был настолько высок, что в 1917 году она была избрана на год председателем Индийского национального конгресса. Позднее Махатма Ганди и Джавахарлал Неру с большим уважением отзывались об Анни Безант, подчеркивая положительное значение ее политической деятельности в истории борьбы Индии за независимость.

Однако во внутренней организационной работе Теософского общества Анни Безант были не только достижения, но и ошибки. Одна из них явно была вызвана влиянием на Безант ее соратника по Теософскому обществу Чарльза Ледбитера. В среде теософов Ледбитер слыл ясновидящим и всячески старался упрочить за собой подобную репутацию. По его собственным утверждениям (чему поверили многие теософы), он «открыл» ясновидение и у Безант. Как позже писала Е. И. Рерих, «видения» и «прозрения» Ледбитера имели обманчивую астральную природу, что часто бывает у лиц, наделенных от рождения медиумическими способностями, которые отнюдь не ценят Махатмы.

Надо отметить, что незадолго до смерти Блаватская провозгласила, что одна из основных целей Теософского общества состояла в том, чтобы подготовить человечество к принятию «факелоносца Истины», Мирового Учителя, направляющего эволюцию человечества. Эту мысль повторяла впоследствии и Безант. Возможно, Блаватская имела в виду сознательное принятие и признание наиболее просвещенной частью человечества духовного влияния руководителя Белого Братства, Махатмы Мориа. Но «экстрасенс» Теософского общества Чарльз Ледбитер придал этой идее совершенно иную направленность. С помощью своего «ясновидения» он вдруг пришел к выводу в 1909 году, что индийский мальчик Джидду Кришнамурти из бедной семьи является воплощением грядущего Мирового Учителя. Мать этого мальчика умерла, когда ему было 10 лет, и он жил с отцом и братом по соседству со штаб-квартирой Теософского общества в Адьяре. Безант поверила в «ясновидческое открытие» Ледбитера, и теософы стали распространять эту сомнительную идею. Это положило начало разногласиям и идейным противоречиям в среде теософов, что, в свою очередь, способствовало расколу в Теософском обществе.

По инициативе Ледбитера и Безант теософы взяли Джидду Кришнамурти и его брата под опеку, так как их отец был настолько беден, что не мог дать детям достойного образования. Ради того, чтобы «Мировой Учитель» мог выполнить свою миссию, теософы учредили специальную организацию «Орден Звезды Востока» (Order of the Star in the East). Но в 1929 году, через 20 лет после провозглашения его «Мировым Учителем», Кришнамурти решительно отказался от той роли, которую ему прочили. Он заявил, что «он не тот, за кого его принимают», распустил созданный в его честь орден, а затем и вообще разорвал отношения с Теософским обществом и с теософией в целом. Это серьезно подорвало авторитет Теософского общества и в глазах многих теософов, и в глазах индийцев, симпатизировавших им.

В теософской литературе говорится, что у Кришнамурти был другой, более мягкий вариант отказа от роли Мирового Учителя, который не вызвал бы такого скандала и не скомпрометировал бы его покровителей – Ледбитера, Анни Безант и всего Теософского общества в целом. Поступив столь радикальным образом, Кришнамурти проявил известную долю неблагодарности к людям, которые вызволили его самого и его брата из крайней бедности и обеспечили ему достойную жизнь и прекрасное образование. Но, несмотря на это, Анни Безант до конца своей жизни не переставала общаться с Кришнамурти и считать его своим другом.

Безант умерла 20 сентября 1933 года в Адьяре в возрасте 85 лет.

Несмотря на отдельные заблуждения и иллюзии, Анни Безант остается одной из самых ярких, если не самой яркой личностью среди последователей Е. П. Блаватской. Ее лекции, очерки и книги, излагающие самые важные и актуальные вопросы теософии, служили и еще долго будут служить маяками света для всех, кто ищет подлинного духовного Знания и стремится к постижению великой тысячелетней мудрости Востока.

Загрузка...