Раздел первый. Мифы и легенды о деревьях

Под сплетенными ветвями,

Где шаманы в ряд стояли,

Тень вечерняя скрывает

Клад историй под корнями.

Глава 1. Священный символизм деревьев в Библии

Наука о деревьях имеет отношение к каждому из людей, живущих в нашем мире, вне зависимости от духовного пути и культурного воспитания. Священная магия деревьев была распространена во всех культурах и религиях с самого начала истории, зафиксированной в письменных источниках, и не ограничивается рамками одной веры или системы убеждений. Давайте забудем обо всех различиях, чтобы услышать не только то, что деревья могут сказать нам, но и то, чем учителя и мудрецы различных религий и культур прошлого делились с миром и последующими поколениями.

Деревья и Библия

По моим наблюдениям, многие язычники предпочитают держаться в стороне от той магии, мудрости и глубоких тайн, что содержатся на страницах Библии. Есть и те, кто воспринимает Библию слишком буквально, упуская суть или посыл, и не желает осознавать, что немалое число библейских повествований заимствовано из более ранних языческих мифов. Эти мифы и предания были созданы, чтобы объяснить существование человека с духовной точки зрения и дать ответы на вопросы о том, кто мы такие, откуда пришли, почему мы здесь и что происходит после смерти. В то время как многие из этих историй скрывают мудрость и тайны, которые следует понимать как метафоры коллективного бессознательного и/или индивидуального подсознательного, в основе многих других лежат исторические события прошлого, и бо́льшая часть этих учений изначально передавалась устно задолго до того, как они были записаны и начали претерпевать изменения при передаче от рассказчика к рассказчику. Независимо от того, будем мы рассматривать Библию как боговдохновенный священный текст или нет, она служит источником мифологии и способна пролить свет на то, как взаимодействовали народы древнего мира с духовной природой деревьев.

Другие священные тексты различных исторических эпох были, возможно, не менее боговдохновенны, чем Библия, и все они крайне неоднозначны. Для лучшего понимания важно учитывать, что авторы Библии были именно авторами.

Христианский богослов и выдающийся писатель Нортроп Фрай в своей книге «Великий код» (The Great Code) пишет: «Акцент на нарративе и тот факт, что вся Библия заключена в рамки нарратива, отличает ее от множества других священных книг». Это утверждение было призвано воздать хвалу Библии, и оно справляется с этой задачей, но давайте присмотримся к нему.

Фрай утверждает, что Библия построена как нарратив. А что же такое нарратив? Это искусство изложения истории или описания событий, вымышленных или реальных, с использованием литературных приемов; другими словами, рассказывание или пересказ историй, основанных на событиях, которые либо произошли, либо нет. Фрай также заявляет, что Библия стоит в стороне от других священных текстов. Что под этим подразумевается? То, что кроме Библии существуют и другие священные тексты.

Что касается священной природы деревьев в Библии, в ней встречается более 525 упоминаний 22 различных видов деревьев – и, как говорилось ранее, каждое из описаний довольно неоднозначно. Ниже приведено несколько избранных библейских стихов, которые, на мой взгляд, лучше всего представляют вероятное утраченное и забытое символическое значение дерева как отражения нашей связи с божественным.

История об Эдеме (райском саде) и Древе познания добра и зла широко известна, но для ее подробного анализа понадобилась бы отдельная книга или, по крайней мере, развернутое эссе, включающее исследование истории, архетипов, мифологии и литературных особенностей Библии с академической и исторической точек зрения. Хоть и стоит принимать эти аспекты во внимание, и я призываю вас в дальнейшем углубиться в этот вопрос, в нашем исследовании это было бы отклонением от темы.

В следующих главах я дам краткое описание каббалистического Древа Жизни. Возможно, однако, это не то же самое древо, что и Древо Жизни со страниц Библии, хотя на этот счет у меня есть сомнения.

Предлагаю вашему вниманию несколько библейских стихов[3] с моим кратким комментарием.

Бытие 2:9: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла».

Этот стих предполагает, что деревья были созданы Богом как источник красоты и пищи, и содержит намек на символическое эзотерическое знание. Важно отметить, что Древо Жизни росло в середине или центре сада.

Левит 27:30: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня».

Этот фрагмент говорит о божественной святости деревьев и, если задуматься, отражает традицию праздничного возлияния в некоторых языческих ритуалах, когда первый пирог или кусок хлеба и мера эля или сока приносятся в жертву Богине и Богу. «Десятина» означает десять процентов. В этом стихе очевидным образом утверждается, что плоды деревьев святы и священны.

Второзаконие 20:19: «Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление».

Здесь говорится не только о ценности деревьев как источника питания, но и о большем. На первый взгляд, в этом отрывке ясно сказано, что деревья не люди, но другой библейский стих гласит: «Итак, вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам» (Исаия 55:12). Еще более примечателен фрагмент, где упоминается дерево, растущее в Саду Божьем, столь прекрасное, что все остальные деревья завидуют ему (Иезекииль 31:8–9). Разве не удивительно? В дополнение стоит отметить, что многие мифы коренных американцев повествуют о деревьях как о «древесном народе». Конечно, это не следует понимать буквально – деревья не люди, – но это может означать, что у деревьев есть своего рода сознание или дух. Почему творец, как следует из предыдущих стихов, не возражает против того, чтобы людей убивали во времена войны, но запрещает уничтожение деревьев, при этом их персонифицируя? Очевидно, ответ заключается в том, что жизнь в нашем понимании не может существовать без деревьев; в свою очередь, это подразумевает, что деревья священны и, возможно, обладают собственным духом. Я не могу не обратить внимание на совпадение – или, скорее, синхронность – это стих под номером 12. Вы можете воспринимать этот факт с долей скепсиса, но в то же время стоит учитывать: числа имеют такое значение в Библии, что она включает целую книгу под названием «Числа». По мере дальнейшего прочтения станет ясно, почему я упомянул об этом.

Иов 12:7–8: «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские».

Хоть этот стих, мой любимый, и не говорит о деревьях, в нем прослеживается языческая/магическая/оккультная концепция анимизма и духа, который открывается через природу: что вверху, то и внизу, а что внутри, то и снаружи. Это микрокосм в макрокосме и наоборот. Анимизм – это вера в то, что во всем есть искра жизни и духа – в кристалле, в дереве, в грязи и так далее. Все вещи одушевлены энергией великого источника. Можно взглянуть и по-другому: то, что можно увидеть в природе, – это образ того, что есть в духе. Это также подразумевает, что великие тайны и знания сокрыты в природе и могут открыться нам, только если мы ищем их. Если потребуется, перечитайте этот стих еще раз.

Исаия 6:13: «И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее».

Прежде всего, этот стих рассказывает о святости дуба и терпентинного дерева (теревинфа). Древние евреи считали дуб священным деревом. В этом стихе есть намек на продолжение жизни после смерти, а возможно, реинкарнацию или воссоздание – ибо если корень дерева жив, оно вырастет снова. Корень здесь уподобляется святому семени. Что же такое святое семя? Семя дает начало новой жизни или рождению, а святость подразумевает божественность, чистоту, невинность и дух; все вместе означает божественное возрождение души. Кроме того, у семени есть ДНК, уникальный «макет» жизни. Однако семя само по себе не может произвести жизнь – необходимо оплодотворение яйцеклетки. В этом и заключается истинный смысл окрашивания пасхальных яиц весной: этот обычай символизирует плодородие и размножение физического тела, продолжение жизни и вечной души. Корень можно рассматривать как фаллический символ, а землю – как матку, и здесь стоит поразмыслить над двойственностью божественного, имеющего как мужской, так и женский аспекты. Конечно, это может также означать, что в какой-то момент человеческой эволюции мы снова вернемся к нашей связи с природой и божественным. Этот стих также может быть пророчеством, предсказанием о грядущем конце эпохи. Что бы ни подразумевал автор под приведенной аналогией, большинство великих мифов и легенд содержат символизм, который можно пересматривать снова и снова, открывая новые смыслы при каждом прочтении. Кстати говоря, теревинф, или терпентинное дерево, – это то самое дерево, что дает фисташковый орех.

Иезекииль 47:12: «У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание».

Этот стих описывает божественное откровение о целебных свойствах деревьев. Также в нем утверждается, что эти деревья будут приносить плоды каждый месяц. В году двенадцать месяцев, двенадцать традиционных знаков зодиака, и так совпало, что это двенадцатый стих главы.

Большинство деревьев не приносят плодов круглый год в буквальном смысле, так что этот стих может означать нечто большее и нечто более глубокое. В этом стихе также говорится, что деревья будут расти по обоим берегам реки. Давайте рассмотрим этот момент.

В различных древних культурах реки порой были метафорой путешествия, и часто этим путешествием был переход от жизни к смерти и в загробную жизнь – например, река Стикс в греческой мифологии. У древних египтян эту роль играл Нил. Они хоронили своих умерших на западном берегу Нила, а повседневная жизнь происходила на восточном. Возможно, стоит учесть, что самые разные деревья растут по обе стороны реки. Здесь можно также увидеть двойственность мужского и женского, поскольку в ряде культур левое считается женским, а правое – мужским, как и два полушария человеческого мозга. Служит ли это отражением божественного мужского и женского начал?

Многие древние культуры Ближнего Востока и Европы воспринимали Запад как страну мертвых, поскольку Америка еще не была открыта, и многие считали, что мир плоский; Атлантический океан на западе был тем местом, где кончалась земля и куда переправлялись духи умерших. Запад – это также направление, в котором садятся Солнце и Луна. Этот стих может намекать на скрытое древнее знание других культур, народов и цивилизаций. Может ли он вдобавок подразумевать равенство всех народов независимо от их культуры, религии, цвета кожи, языка, пола, класса и сексуальной ориентации?

Конечно, это весьма спорно, и стих необходимо рассматривать в контексте, но можно обратить особое внимание на отрывок, в котором говорится о том, что листья не будут увядать, и воспринять его как метафору вечной жизни. Однако это еще не все.

В стихе говорится, что эти деревья никогда не умирают и листья не увядают, потому что вода течет к ним из святилища. Это вода духа, вода божественного. Вода часто считается символом или метафорой жизни, любви, интуиции, эмоций, вечности, тайны и астрального плана. Просто задумайтесь об этом, переходя к следующему стиху, на этот раз из последней главы Библии.

Откровение 22:2: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов».

Этот стих охватывает очень многое, и он чрезвычайно похож на стих из Книги пророка Иезекииля, а также напоминает историю из Книги Бытия.

Стоит иметь в виду, что приведенные библейские стихи – фрагменты куда большей истории. Здесь я лишь указываю на символические упоминания дерева на страницах текстов. Во-первых, в этом стихе упоминается Древо Жизни, которое мы изучим в дальнейшем. Кроме того, он содержит намек на дерево, которое представляет каждый месяц года, а также двенадцать знаков зодиака и цикл каждой эры – примерно две тысячи лет.

По некоторым версиям, зодиакальный круг включает в себя забытый или утерянный знак под названием Змееносец (Ophiuchus), предположительно известный древним представителям различных культур. Этот гипотетический тринадцатый знак – предмет многих споров, и я упоминаю о нем только потому, что считаю несправедливым игнорировать возможность его существования.

Существует понятие так называемого великого года, или Платонова года, когда Солнце и наша планета проходят через каждый знак зодиака. Завершение одного цикла великого года занимает около 26 тысяч лет. Согласно некоторым мнениям, переход от одного знака к другому занимает 2167 лет, а эра Рыб, таким образом, продолжалась примерно с 155 года до н. э. до 2012 года н. э., когда, как считается, началась новая эра Водолея. Тем не менее, как я уже говорил, по этому поводу ведутся споры. Есть версия, что каждая эпоха продолжается 2000 лет. Если было бы только двенадцать знаков зодиака, или двенадцать эпох, длящихся примерно по 2000 лет каждая, цикл великого года занял бы 24 тысячи лет; но он занимает около 26 тысяч лет, что может означать наличие тринадцатого знака зодиака.

Незадолго до рождения Иисуса и вплоть до начала XXI века мы переживали эпоху Рыб, а рыба – распространенный христианский символ. Иисус был «ловцом человеков» (рыбаком). Но теперь мы переместились или перемещаемся в «новую», следующую эру Водолея – и да, как вы уже догадались, движение по зодиакальному кругу происходит в обратном направлении.

Хотя точное время наступления эры Водолея и ее продолжительность остаются предметом дискуссий, на мой взгляд, мы приблизились к ней. Также неслучайно, что у Иисуса было двенадцать учеников, а вместе с Иисусом их будет тринадцать. Было двенадцать колен Израилевых, но были также и «потерянные» колена (впрочем, это уже другая история), а в каждом периоде из двенадцати месяцев случается тринадцать полнолуний. Интересно также отметить, что иудейский первосвященник, прежде чем войти в храм, называемый святая святых, надевал нагрудник из двенадцати священных камней, но также нес с собой два других камня: Урим и Туммим. В индуистской религии существует двенадцать богов, связанных с солнцем, каждый из которых представляет определенный месяц года, а возможно, и определенную эпоху, и великий солнечный год. Греческий пантеон также включает двенадцать олимпийских богов, хотя иногда упоминается четырнадцать.

Я не претендую на статус эксперта по этой теме, и эта книга не ставит своей целью исследовать пророчества, астрологию или теории, которые мы не сможем по-настоящему понять, пока в будущем не придет время вернуться к ним. Она рассказывает о священном символизме деревьев на протяжении веков и о том, что дерево было и есть символ нашей связи со Вселенной и божественным.

Некоторые современные неоязычники, руководствуясь древним кельтским или друидическим знанием, связывают определенное дерево с каждым месяцем года, часто базируясь на работах Роберта Грейвса, который, вероятно, изобрел эту систему.

Роберт Грейвс, уже тогда будучи успешным писателем, опубликовал свою знаменитую книгу «Белая богиня» в 1948 году. Хотя этот календарь деревьев стал известен как древняя друидическая система отсчета времени и соответствий, на самом деле неизвестно, использовался этот календарь друидами или нет; но это не значит, что его нельзя применять в наше время в качестве новой системы. В дополнение к многочисленным кельтским легендам, преданиям и мифологии, Грейвс также опирался на библейские тексты. Я предполагаю, что он нашел способ связать библейские писания с языческими преданиями, и его версия древесного календаря включает тринадцать деревьев, а не двенадцать. Этот календарь вполне может быть древней друидической системой. Возможно, однако, что это не так, но думаю, Грейвс определенно обладал ценными сведениями.

Я также хочу сказать, что знание не обязательно должно иметь древнее происхождение, чтобы иметь силу. Многие язычники мечтают о воскрешении древней духовности или старых правил – и действительно, древние знали кое-что, что мы, вероятно, потеряли или забыли, но в свое время это не было древностью. Мы, живущие здесь и сейчас, однажды станем древними для другой эпохи. Воистину, если знание вдохновлено или передано божественным, не имеет значения, древнее оно или современное. Все имеет начало, и сегодняшний день – уже история для дня завтрашнего.

Я также хотел бы упомянуть, что во многих фрагментах Библии говорится о сакральности ивы, хотя в некоторых версиях ее заменили тополем. Пальмы также считались священными; кроме того, часто упоминается кедр.

В Библии есть множество других мест, где упоминаются деревья. Если вы чувствуете в этом потребность, призываю вас дополнительно исследовать этот вопрос. Знание – сила; или, лучше сказать, освобождение?

Есть и еще кое-что, о чем нужно подумать, прежде чем двигаться дальше. Я знал, что вы будете в восторге! Как видно из приведенных выше стихов, в начале Библии упоминается священное и божественное сотворение деревьев; о них говорится на протяжении всей Библии, и они снова упоминаются в конце.

У дерева есть корни, уходящие глубоко в почву, ствол, покрытый корой, и ветви, протянутые к солнцу: начало, середина и конец.

В современном языческом богословии, как и в древнем, дерево служит символом трех основных сфер существования: низший, или подземный мир, физический мир и высший, или божественный мир. Их также можно рассматривать как наше подсознание, обычное/повседневное сознание и сверхсознание. Во многих культурах мира эта коллективная универсальная модель предстает как «мировое древо», «священное дерево» или «мировая ось» (axis mundi) и порой изображается в виде лестницы или башни.

Другая идея, которую следует обдумать, уже вкратце изложенная выше, заключается в том, что женский божественный аспект Вселенной, обычно именуемый Богиней, иногда называют матерью-землей, в то время как Бога, мужской божественный аспект Вселенной, называют повелителем охоты, богом леса, Зеленым человеком, Джеком-в-зеленом и бесчисленным множеством других имен. Дерево – высокое, длинное и твердое – проникает в почву. Дерево можно рассматривать как нечто фаллическое и связанное с Богом, в то время как земля, являясь принимающим принципом, представляет собой матку. Если представить оба принципа вместе, становится понятно, что дерево, укоренившееся глубоко в земле, рождает всю жизнь и являет нам тайну единой силы божественного мужского и женского начал.

Перейдем теперь к мудрости других древних культур, их священным писаниям, мифам и легендам о символизме, мистериях и магии деревьев. По мере чтения вам откроется связь между мифами и легендами, из которых складывается более широкая картина.

Глава 2. Священный символизм деревьев в разных культурах

Деревья и индейцы

В мифах и легендах индейцев, коренных американцев, так же как в Библии и мифологиях бесчисленных других культур, есть множество историй, связанных с магией и святостью деревьев. Я хотел бы представить две из них, и мне кажется, их полезно было бы изучить, если вы стремитесь составить более широкую культурологическую картину. Прежде чем продолжить, представьте следующую ситуацию: если бы я смотрел на дерево, сидя под ним и глядя снизу наверх, я мог бы сказать, что вид с этой перспективы и есть то, как выглядит дерево. Стоя на крыше здания и глядя сверху вниз на то же самое дерево, я бы увидел совершенно иную картину, и мог бы считать, что именно так и выглядит дерево. И то и другое верно, и то и другое истинно, и существуют также другие точки обзора, но нельзя сказать, что какая-либо из них единственно истинная, потому что это не так.

Легенда о священном древе

В книге «Священное древо: размышления о духовности коренных американцев» (авторы Джуди Бопп, Майкл Бопп, Ли Браун, Фил Лейн-младший) есть история о том, как Творец дал народам Земли священное древо, под которым все могут собраться, и где можно исцелиться, обрести мудрость и прибежище. Корни этого древа уходят глубоко в мать-землю, а высокие ветви возносятся к отцу-небу, как руки в молитвенном жесте. Плоды священного дерева – это любовь, сострадание, великодушие, терпение, мудрость, справедливость, мужество, уважение и смирение. В этой истории также содержится великое пророчество древних жителей Северной Америки. Пророческая часть этой сказки предполагает, что если люди уйдут слишком далеко от древа и забудут съесть его плоды или если обратятся против этого древа и попытаются причинить ему вред, на человечество обрушатся великие беды. Люди заболеют сердцем, телом и духом, потеряют способность видеть сны, к ним перестанут являться видения. Они начнут ссориться и воевать друг с другом и станут неспособны говорить правду или поступать честно. Жизнь наполнится гневом, печалью и унынием. Пророчество гласит, что этому суждено свершиться, но священное древо никогда не умрет по-настоящему – а если оно будет жить, то и человечество тоже. Пророчество завершается предсказанием о том времени, когда все люди пробудятся от долгого глубокого сна во времена великой нужды и многие будут в страхе вновь искать древо. И оно будет найдено в сердцах честных и мудрых.

Это удивительная история. Как правило, когда в духовных или мистических писаниях упоминается сердце, имеется в виду не физическое сердце, а эмоциональное «Я», или, возможно, сердечная чакра – мост между низшим и высшим «Я». Расположена сердечная чакра чуть выше центра тела, над чакрой солнечного сплетения. Может ли это дерево, растущее в наших сердцах, быть зеркальным образом Древа Жизни, растущего в центре Эдемского сада?

Нельзя не усмотреть параллели между этим предсказанием, библейскими пророчествами и многими другими. Мне кажется, что мы, несомненно, живем как раз во времена, упомянутые в этой истории. Давайте еще раз откроем наши сердца священному древу и друг другу.

Священный тополь

Я нашел эту историю в книге под названием «Мифы о священном древе» Мойры Колдекотт. Это и в самом деле священная история индейцев племени Сиу, она повествует о тополе. Мудрому и знающему шаману было видение. Действие происходило в те времена, когда люди отдалялись от своих корней и священных обрядов. В видении ему открылся ритуал, который должен был вновь привести людей к пониманию святости природы и божественности. Этот ритуал назывался Танцем Солнца.

Шаман, духовный лидер племени, объявил, что в этом ритуале будет выбран стоя́щий человек, чтобы занять место в центре круга. Этот стоящий человек олицетворял тополь; дерево, простирающееся от земли до неба, символ человеческого пути.

Опять же, дерево находится в центре священного пространства, и мы видим необходимость воссоединения со священным древом, Мировым древом или нашим высшим «Я», чтобы осознать то, что мы забыли: мы все связаны друг с другом, с Землей и божественным. Бог, Богиня, Великий Дух, Творец, наши небесные Отец и Мать, как бы вы ни предпочитали называть высшую силу, воистину, не есть ни верх, ни низ, но есть все вокруг и внутри.

Мы – часть божественного, а божественное – часть нас. Все, что вам нужно сделать, – это созерцать тайну дерева.

Эту историю я также нашел в книге Колдекотт, и она была настолько захватывающей, что я должен ею поделиться. Она коротка, но насыщена символизмом и смыслами. В этой истории охотник отправился в лес, чтобы добыть себе пропитание, и дух леса открыл ему мощную магическую формулу, позволяющую становиться невидимым. Нужно было взять кору двенадцати определенных деревьев (в сказке не указано, каких именно), растереть ее в порошок и смешать с водой. Эта паста, нанесенная на тело, делала его невидимым для лесных зверей.

Нигерийская тайна двенадцати деревьев

Само собой, упомянутая формула не превратит никого в невидимку буквально, поэтому не так уж важно знать, какие для этого использовались деревья. Что имеет значение, так это символизм. Мы снова сталкиваемся с числом 12, представляющим собой сочетание и единство различных типов. Возможно, это отсылка к зодиаку и эпохам, но в еще большей степени это относится к единству народов и нашей связи с природой и божественным. Мне кажется, что невидимость, о которой здесь говорится, лучше сформулировать как своего рода смешение, слияние. Если кто-то сливается с фоном или окружающей средой, он может передвигаться незамеченным. Кроме того, «слиться» – значит стать частью окружающей среды, быть в единстве с природой. Другая трактовка заключается в том, что, смешиваясь с другими, мы теряем гордость и эго, избавляемся от различий, от зла различения и суждения. Объединяясь со всем вокруг, мы воспринимаем окружающих как равных. Согласно этой истории, можно стать невидимыми для животных, и, мне кажется, здесь сделан акцент на нашем высшем «Я» и божественном, поставленный таким образом, что наши земные мирские заботы, или животные «Я», становятся менее важными и уходят на задний план, открывая путь просветлению духа.

Я считаю, что эта история говорит о том, как важно заново открыть связь с природой, друг с другом и духом, какая сила заключена в этой связи. Это история о том, что мы – часть природы, мы не выше ее. Подумайте об этом и о том, что это значит лично для вас.

Священные деревья египтян

Деревья занимали особое место в египетской мифологии, религии и искусстве, и многие, если не все, считались священными. Начнем с платана.

Хотя в древнеегипетском искусстве и мифологии встречаются различные деревья, иероглиф, обозначающий дерево, судя по всему, изображает платан и называется нехет. В египетской Книге мертвых два одинаковых платана стоят у восточных врат рая. Именно между этими двумя деревьями бог Солнца Ра, или Ре, восходит каждое утро. Платан, согласно египетской мифологии, также рассматривается как земное проявление богинь Исиды, Хатхор и Нут. Интересно отметить, что бог Солнца восходит между деревьями богинь. Мы вновь видим равенство и единство женского и мужского аспектов божественного. Я также считаю, что это весьма любопытно (хотя и не имеет ничего общего с деревьями): одно из египетских имен бога солнца – Ра, или Ре, в то время как имя бога подземного мира или тьмы – Сет (который, хоть это и весьма спорно, возможно, позже стал известен как Сатана). Днем мы наблюдаем солнечные лучи[4], а когда приближается ночь, называем этот период закатом[5].

Ива, черет, была священным деревом бога Осириса. Считалось, что ива хранит тело Осириса после его убийства для последующего воскресения. Здесь можно проследить любопытное сходство с Библией: Иисус был похоронен в гробнице и через три дня воскрес из мертвых, спустившись в ад, чтобы победить вечную смерть. Осирис тоже был похоронен в гробнице – на самом деле даже в нескольких, ибо миф гласит, что его тело было расчленено, – и воскрес из мертвых после того, как спустился в подземный мир. Считается, что гробницы Осириса стояли рядом с рощами ивовых деревьев.

Другими деревьями, священными для древних египтян, были мирра, гранат и пальма. Пальма была посвящена египетскому богу Хеху. Пальма также была священным деревом в Библии, и она неизменно ассоциируется с Иисусом, как и мирра. Пальмовыми ветвями устилали путь Иисуса незадолго до его распятия, что символизирует его торжество над смертью, а мирра была одним из даров, преподнесенных Иисусу тремя мудрецами (волхвами или колдунами), пришедшими с Востока.

В Ветхом Завете, первоначально написанном на иврите (важно иметь в виду, что древний письменный еврейский язык не содержал гласных), священное имя Бога, тетраграмматон, упрощается до YHWH, от которого происходят имена Яхве и Иегова. YHWH – латинская транскрипция букв Йод, Хе, Вау (или Вав), Хе. Йод представляет Божественный мужской аспект духа; Хе – Божественную женственность; Вау – их союз; последнее Хе – физическую сторону Вселенной и творение как результат того союза, который есть вы и я, Земля и все сотворенное. Также считается, что YHWH выражает, представляет собой стихии Земли, Воздуха, Огня и Воды.

Как я уже упоминал, пальма была священной для египетского бога Хеха. Задумайтесь об этом. В истории был период, когда израильтяне были рабами Египетской и Вавилонской империй. Возможно ли, что мифология и священные учения египтян и вавилонян оказали влияние на позднейших авторов Библии? Такую вероятность нельзя не учесть.

Кроме того, еврейская буква Йод обычно обозначает пальцы или руку Бога либо символические руки, направленные вверх в молитве, подобно дереву. Это соотношение приобретет дополнительное значение, если взглянуть на каббалистическое Древо Жизни. Вполне возможно, что дерево символизирует руку Бога, нашу связь с божественным и нашим божественным «Я».

Буква Вав, или Вау, представляет соединение земли и неба, а также устанавливает связь между духовной и физической сферами. Если сложить все это вместе, дерево можно рассматривать как символ земной связи с божественным.

Будда и дерево бодхи

История Будды любопытна сама по себе, но также она имеет отношение к изучению священной природы деревьев. Важно отметить, что существует множество вариаций этой истории, но считается, что Сиддхартха Гаутама, впоследствии известный как Будда, родился в Непале между 563 и 623 гг. до н. э. Одна из версий этой легенды гласит о том, как его матери приснилось, что она скоро родит святого человека, великого духовного лидера. Вскоре после своего рождения Сиддхартха прошел семь шагов в каждом из четырех направлений – восток, юг, запад и север (с какого направления он начал, нам неизвестно), – а затем указал одной рукой вверх на небо, а другой вниз на землю, объявив при этом, что он пришел, чтобы избавить мир от страданий. Его мать умерла через семь дней после родов. Он был воспитан тетей и богатым, могущественным отцом, который желал подарить ему все удовольствия мира и защитить от горя, боли и религии.

Сиддхартха женился в шестнадцать лет, и все шло хорошо, пока ему не исполнилось двадцать девять, когда он пережил четыре тревожные встречи, которые открыли ему глаза на страдания мира. Сначала он повстречал пожилого человека, нищего, немощного, близкого к смерти. Затем встретил юношу, умирающего от неизвестной болезни. В третий раз он увидел разлагающийся труп, а в четвертый – монаха, посвятившего жизнь созерцанию. После этих встреч Сиддхартха перестал интересоваться роскошью и богатством, опасаясь, что тоже будет страдать от старости, болезней до самой смерти, поэтому он решил вести жизнь духовного созерцания, подобно тому монаху. Он искал также других учителей, но они не смогли удовлетворить его жажду понимания и знания. Тогда он избрал путь крайнего аскетизма. Он отрицал всякое плотское наслаждение, в том числе и пищу, и так ослабел, что сам уже был близок к смерти. В конце концов Сиддхартха понял, что путь аскетизма тоже не дает ему ответов, которых он искал. Но вскоре ему открылось все, что он хотел узнать.

Загрузка...