Считается, что диалектика возникла благодаря Гегелю. Но первым её основателем по праву является Гераклит, точно так же как концепцию материализма до Маркса проработал Эпикур.
А. Спиркин пишет: «Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл всеобщим Логосом, т. е. единым общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все – едино». Концепцию Гераклита отлично описывает народная поговорка: «В одну реку нельзя войти дважды». Бытие и небытие связаны между собой, переходят друг в друга. Гераклит началом мира называет стихию огня как постоянно переменчивую, огонь постоянно движется и меняется, он олицетворяет переход твёрдого в воздушное точно так же, как древесина под действием пламени переходит в дым.
Для Гераклита миром правит Логос, а сам мир состоит из противоположностей, противоборствующего, все происходит через распрю и борьбу. Гераклит – материалист, он отрицает сотворение мира богами, считает, что мир всегда был, есть и будет вечным огнём. Его можно относить ко второму поколению философов, которые продолжают милетскую парадигму мысли. Здесь уже важна не первооснова, а всеобщий закон мира (Логос), по которому все изменяется. Из важных тезисов о диалектике нужно выделить следующие:
1) Все находится в состоянии непрерывного изменения;
2) Изменение происходит согласно неизменному закону (Логосу);
3) Закон включает взаимодействие противоположностей;
4) Взаимодействие противоположностей как целое порождает гармонию;
5) Существует строгая ритмичность мирового исторического процесса.
Таким образом, Гераклит понимает мир субъективно, огонь не может являться первоосновой, потому что сам может существовать через материалы горения. Если понимать огонь не как стихию, а как абстракцию, то возникает справедливый вопрос как пламя, уничтожающее живое может живое порождать? Если это «животворящее пламя», то совершенно не ясна причина его существования. Для того времени огонь неплохой пример диалектики, но его стихия не может переродить дым в воду. Вода же может переходить в твёрдое и газообразное состояние. Так что он проигрывает по многим показателям. Гераклит практически совершает ту же ошибку, что и Фалес. Новым в его теории является лишь всеобщий закон. Однако сам Гераклит не располагает научным аппаратам как те же пифагорейцы, чтобы определить закономерности Вселенной.
Можно ли говорить, что всё в мире постоянно изменяется? Понятие огня для Гераклита важно ни как вещественная основа, а как принцип постоянного изменения в диалектике. Но огонь может только разрушать. Прекрасные мечи и кинжалы создаются с помощью огня, расплавляющего металл, но сам огонь направляет кузнец, поэтому сам по себе огонь беспомощен. В концепции мироздания, где боги лишь гарант справедливости, огонь как ни странно занимает центральную роль, но роль эта ничего не может дать. Солнце даёт растениям и животным жизнь, но производит тепло в результате ядерной реакции, в процессе которой сжигается каждую секунду 500 млн. тонн водорода. Так возникающему теплу мы обязаны процессу сжигания или же самому сжигаемому водороду? Без наличия второго первое невозможно.
Могут ли постоянно подвергаться изменению понятия морали, любви, чести? В нашем современном обществе могут. Но можно ли назвать это именно изменением, а не извращением понятий? И значит ли, что, переделав суть понятия мы обретём новое, а не удалимся от истинного? Если 2+2 = 4 возможен ли другой исход? Поэтому нельзя утверждать, что ничего вечного в этом мире нет. Любые изменения атмосферы могут идти только согласно законам физики, но значит ли это, что законы физики одинаковы для всех Вселенных? Поэтому вопрос ко второму положению остаётся актуальным.
И наконец, остаётся понятия гармонии как единства противоположностей. Действительно, уладив конфликт противоположных сторон мы можем обрести гармонию, а соединение «инь» и «янь» в китайской философии рождает любовь. Но если эти противоположности не будут одного происхождения изначально? Может ли создать гармонию соединения добра и зла? Между ними постоянно происходит борьба, и гармония одного начала наступит только при подавлении другого. Для исследования внешнего мира диалектика важна, соединим горячее и холодное – получим теплое. Соединив противоположности этики, мы не получим мира. Гераклит называет себя познавшим Логос, но при этом сознательно смешивает понятия: «Бог есть война и мир, сытость и голод». Исходя из этого, противоположности по Гераклиту находятся внутри Бога, когда как наша традиция скажет, что мир есть Бог, а война – дьявол. Вот в таком виде мы ощутим реальную диалектику, но она уже будет не по Гераклиту.
Работу диалектики Гераклита можно увидеть на политических идеологиях, которые со временем синтезируются, передавая друг другу свой «базис». Характерно это и для зачатков классовой борьбы того времени, когда крестьяне начали восставать против аристократии, представителем который был сам Гераклит. Но снова исходя из диалектики, диктатуры пролетариата Маркса не могла длиться вечно – так как победивший элемент (класс) был в единственном роде, а значит гармонию в виде синтеза с другими классами образовать не мог. Когда перерождаются «выключенные» из дальнейшие истории другие элементы возрождаются, то обновляется и победивший класс – будущий синтез заканчивается обыкновенный ломкой.
Гераклита называют Тёмным из-за манеры изложения своих идей. Но в отношении к празднеству он был непреклонен, закончим повествование о нём его же фразой: «Все люди уклоняются от путей истины и справедливости. У ни нет привязанности ни к чему, кроме корысти. Они стремятся к одной суетной славе с упорством безумия…».