Несмотря на то что в каждом из нас есть внутренний учитель, другие стороны нашего «я» или некоторые привычки часто мешают следовать внутреннему голосу. Внутренний учитель всегда говорит с нами просто и ясно, но его голос никогда не бывает громким или требовательным. Чтобы научиться слушать его и следовать ему, требуется некоторая практика. Для этого сначала необходимо определить препятствия, которые могут стоять на пути к внутреннему учителю. Патанджали описывает в Йога-сутрах пять типов омрачения сознания (клеши), которые мешают нашим мыслям, действиям и связи с внутренним голосом, это:
неведение (авидья),
ложное отождествление с эго (асмита),
влечение (рага),
отвращение (двеша)
страх смерти (абхинивеша).
Вопрос «Кто я такой?» позволит многое прояснить в жизни. «Я – это мое тело, мой ум, мои мысли, мои чувства. Так? И вообще, я – личность?» Древние индийские мудрецы считали эти вопросы важнейшими для того, чтобы понять жизнь и найти себя. Мы также можем использовать эти вопросы для наших целей.
Мы живем в своем теле и воспринимаем мир посредством мыслей и чувств, и определять себя так вполне правильно. «Ты есть То» (тат твам аси), – гласит великое изречение из Чхандогья-упанишады, священного писания индуизма, и это значит, что для любого человека, в том числе и для вас, определяющим является истинное сознание, а не эго. Вы – внутренний учитель, наблюдающий за всем, а через чувства вы всего лишь воспринимаете мир. Вы вечное и бесконечное сознание. Вспомнив об этом прямо сейчас, вы несомненно почувствуете присутствие этого сознания. Однако пока вы осознаете это лишь на уровне ума, пока это лишь идея в голове, и эта идея вряд ли существенно изменит ваше восприятие и вашу жизнь. Только тогда, когда вы снова почувствуете в себе истинное сознание и наладите с ним нерушимую связь, восприятие и поступки изменятся коренным образом.
Ошибочное принятие наших мыслей за наше истинное существо (авидья) – большое препятствие на пути к восприятию внутреннего учителя и возможности следования ему.
Если бы мы осознали, кем являемся на самом деле, то начали бы воспринимать мир иначе. Мы бы могли спокойнее принимать неприятности и трудности и сразу действовали бы вместо того, чтобы просто реагировать. Но наша истинная природа начнет проявляться только тогда, когда мы начнем постоянно искать связь с самим собой. Например, если у кого-то неправильная осанка, недостаточно просто знать, что сутулиться вредно и это ведет к искривлению позвоночника. Чтобы обрести здоровую внешнюю и внутреннюю осанку, требуются постоянное внимание и соответствующие усилия. Точно так же недостаточно просто знать о существовании внутреннего учителя. Чтобы почувствовать связь со своей первозданной сущностью, я рекомендую каждый день посвящать некоторое время отдыху, дабы оторваться от суеты и обратить внимание внутрь себя. Изучение духовной литературы и духовные практики – медитация, работа с символами, какие-то обряды и т. п. – могут к этому подготовить. Поддержку на пути к себе могут оказать и мудрые люди. А вот потребление массовой информации и прочие действия, распыляющие внимание, напротив, отвлекают человека от себя самого и способствуют росту неведения.
Регулярная практика и погружение в себя помогут нам чувствовать покой и невозмутимость и оставаться осознанным даже в сложных ситуациях. Именно в сложные, неприятные минуты люди склонны забывать, кто они на самом деле. Реагировать на мелочи, когда что-то складывается не так, как мы этого желаем, – бесполезная трата энергии. За подобными реакциями следуют, как правило, сильные эмоции неприятия: злость, страх, гнев и т. п. Ошибочное пристрастие и неведение, которые при этом возникают, рассматриваются в йоге как огромное препятствие, из которого следуют многие другие препятствия, прежде всего стыд, чувство вины, алчность, безразличие, безысходность и депрессии. Знание того, кто мы на самом деле, помогает понять причину всех внутренних преград.
Чем глубже наше понимание, тем меньше препятствий – гордости, алчности, ненависти и страхов – мы встретим и тем более спокойными и доброжелательными будем оставаться в сложных ситуациях. Каждый раз, когда нам удается оставаться собой, наша сила растет. Чем сильнее эта связь с истинной сущностью, тем основательней наша жизнь.
Просветленные существа излучают чистый свет и настоящую любовь, потому что находятся в состоянии единения с внутренним учителем. Они, как магниты, притягивают людей, даже когда уже оставили человеческое тело. Мудрость Будды каждый раз напоминает о том, что мы носим в себе природу будды. Как и безусловная любовь Иисуса напоминает нам о том, что все мы божьи создания и несем в себе истинную любовь. «Господь будет тебе вечным светом» (Исаия 60,19) и «Я есмь Сущий» (Моисей 3,14), – говорится в Библии. Эти изречения и вышеупомянутая цитата «Ты есть То» из упанишад указывают на то, что мы несем в себе свет божий, что мы – наивысшее сознание.
«Меня осенило», – говорим мы, когда что-то понимаем. «Мне не ясно» – это выражение указывает на нехватку связи с сознанием, когда мы что-то не понимаем. Если дух неспокоен и рассеян, мы не можем воспринимать нашу настоящую сущность. Внутренний учитель является только тогда, когда мысли приходят в порядок.
В Индии существует понятие Сатгуру[3]. Сат обозначает «правда», а гуру обозначает «учитель». Гу обозначает «свет», и ру — «темнота». Настоящий гуру – это человек, который приносит свет в темноту. Он ведет к свету и любви. Немало так называемых гуру уводят людей далеко от света, чтобы удовлетворить свои потребности во власти, деньгах или признании. Сатгуру – это настоящий учитель, который помогает обнаружить истину в себе самом. Его свет и любовь мы чувствуем в глубине сердца. «У меня в сердце солнце», – так звучит строчка из известной народной песни, которая начертана на многих домах в горной Швейцарии. Эти слова напоминают нам о том, что свет – в наших собственных сердцах. Эта истина универсальна и не привязана к какому-то одному духовному учению или отдельной религии.
Наш ум, напротив, подобен темному облаку, застилающему наше восприятие. Когда мы, например, испытываем разочарование, это, как правило, признак того, что вмешалось заблуждение, продукт ума. Часто мы слышим или видим только то, что вписывается в рамки нашего мироописания. Ожидания – это представления нашего эго, которое постоянно жаждет удовлетворения. Если они при этом вступают в конфликт с реальностью, мы часто удивляемся и даже гневаемся или занимаем оборонительную позицию. Действуйте и отдавайте, не ожидая ничего взамен, и вы будете свободны и открыты для всего, что предлагает жизнь.
Самостоятельный духовный поиск, однако, может привести к падению, когда вы начнете судорожно метаться: то вас будут манить желания, то просветление. Всему свое время. Нельзя считать случайностью то, что именно сейчас вы читаете эту книгу. Не будь вы к этому готовы, не держали бы ее в руках. В Индии есть поговорка: «Настоящий учитель появляется тогда, когда ученик готов». Жизнь полна неожиданностей, и наша задача – верить в то, что мы встретим своего наставника в нужный момент. Жизнь дает нам шанс, чтобы проснуться, и свободную волю, чтобы все проспать, – задача же в том, чтобы все же проснуться и прояснить свой ум в подходящий момент.
Наладьте связь с внутренним учителем, и ясность духа и мыслей станет определять ваши действия. Чем теснее связь с Сатгуру, тем больше свободы и любви вы обретете. Только когда вы это поймете, у вас появится выбор, и вы сможете открыться внутреннему учителю и начать действовать от его лица. Тогда вы станете творцом своих мыслей и собственного мира. Вы станете ответственным за свою жизнь. Вы готовы взять эту ответственность на себя? Чтобы ваш внутренний свет вышел наружу, сначала необходимо распознать в себе бессознательные стереотипы поведения и избавиться от них. Знание того, что «я – вечный свет и чистая любовь», c одной стороны, может напомнить, кто вы на самом деле, а с другой стороны, защитит вас от бессознательной связи с вашей Тенью или вытеснит ее содержимое. Пребывать в свете может только тот, кто принял свою Тень. Каждый раз, когда вы осознаете, что используете нездоровый психологический образец поведения, у вас появляется возможность преобразовать свое сознание; это значит, что у вас появляется возможность превратить нетерпение в терпеливость, гордыню – в скромность, озлобленность – в легкость, страсть – в познание, страх – в доверие, а осуждение – в сочувствие.
У жизни всегда наготове новые испытания, она требует проснуться и измениться. Смысл жизни заключается в том, чтобы покинуть мир иллюзий и оставить заблуждения, заставляющие думать, что мы разделены с Божественным. Осознать единство очень важно для нашего существования, ведь благодаря ему мы познаем мир и его полярности. Это дает нам шанс воспринимать жизнь целиком с ее противоположностями, что в свою очередь делает ее увлекательной и разнообразной. В то же время наши мысли и чувство разобщенности мешают нам познать единство и действовать в соответствии с этим новым пониманием.
В комплексном подходе к здоровью принят во внимание тот факт, что в человеческом организме все тесно связано друг с другом, и это уже используется во многих методиках лечения. То, что индийские мудрецы говорили много тысяч лет назад, нынче подтверждает квантовая физика: время и пространство – это иллюзии, исчезающие в момент покоя, в котором нет ничего, кроме вибрации бесконечного потенциала жизненной энергии, которой вы и являетесь. То есть если появляются вспышки, это и есть вы – божественные искры. В народе есть выражение: «Между нами пробежала искра», которое тоже относится к вышесказанному. Если у вас при чтении этой книги то и дело внутри «вспыхивают искорки», это значит, что у вас уже есть глубокая связь с внутренним учителем. Иногда ваши искорки затухают, и вы продолжаете идти на ощупь, но потом появляется повод вновь зажечь огонь.
Все страдания начинаются с того, что мы отождествляемся со своим эго (асмита) и постоянно крутимся вокруг наших «я»-мыслей, и все страдания исчезают, когда мы избавляемся от «я»-мыслей и перестаем отождествляться с ними. Однако у эго много масок, за которыми оно прячет свое настоящее лицо, поэтому вывести его на чистую воду бывает сложно. Некоторые люди так искусно скрывают свое эго, что другие удивляются, когда обнаруживается правда. И тогда люди охотно пускаются в обсуждение случившегося, ведь высмотреть свое эго гораздо сложнее, чем другого. Тем более оправданным кажется постоянное вглядывание в себя, чтобы вывести на чистую воду многочисленные трюки эго. Это может уберечь вас от болезненного опыта и разочарований.
Отличная практика для того, чтобы трансформировать собственное эго после того, как вы его распознали, – это осознанное общение с людьми. С помощью метода ненасильственного общения (по Маршаллу Розенбергу) можно научиться говорить за себя, не ссылаясь на других людей, научиться выражать собственные чувства, не оценивая их, и сообщать о собственных потребностях в форме просьбы, а не в форме приказа или упрека. Все мои друзья, которые усиленно занимались по этой методике, рассказали мне об отличных результатах, которых смогли достичь. С помощью ненасильственного и свободного от эго общения вы сможете проявлять уважение и доброжелательность по отношению к себе и другим людям в самые сложные жизненные минуты.
Каждый человек по-своему воспринимает свое собственное эго и эго других людей. В связи с этим давайте вспомним, что слово «персона» происходит от латинского persona, что в переводе означает «маска». Так как большинство людей привыкли смотреть вне себя, а не внутрь, им легче дается рассматривать эго других людей, им труднее заглянуть под свою собственную маску. У высокосознательных людей все наоборот, потому что они привыкли к самоанализу и изучают причины своих реакций и оценочных суждений. Они знают о так называемых проекциях, когда, будучи неспособными увидеть проблему в себе, мы свои собственные недостатки переносим на других людей и осуждаем их за это. Эти проекции в большинстве своем возникают неосознанно. Каждый раз, когда мы их допускаем, наша Тень растет (бессознательное). Сознательные люди обычно понимают: то, что мешает им в других, отражает их же бессознательное. Они используют это понимание в свою пользу и выявляют свою Тень. Это способствует развитию осознанности. Полностью просветленный человек свободен от оценок и проекций и будет сочувствовать людям, даже когда те поступают с ним несправедливо.
Будучи востребованным учителем йоги, я часто выступаю на сцене. И вот однажды один из моих учеников, очень сильно взволнованный, с раскрасневшимся лицом и дрожащим голосом, вызвал меня на дискуссию. Сначала он выразил свое неудовольствие в связи с моим стилем преподавания и перечислил то, что́ на занятиях йогой можно было бы улучшить с точки зрения дидактики, а во второй части своего отзыва он перечислил человеческие слабости, которые он во мне увидел и которые ему мешали. Я выслушал его терпеливо и с участием и поблагодарил за открытость и смелость, ведь он мне лично высказал все это. Его лицо при этом расслабилось, голос стал спокойнее и даже взгляд перестал быть таким пристальным. Когда же я признался, что он фактически распознал мои бессознательные мотивы и что в настоящее время я работаю над ними, чтобы их преобразовать, он успокоился и растрогался. В конце разговора я посоветовал ему подумать о том, может ли он меня принять как учителя, несмотря на мои очевидные слабости, и хочет ли перенять мои знания и достоинства. Кроме того, я объяснил ему, что ценю его качества и буду рад, если он продолжит свое обучение у меня. Благодаря тому случаю мы сблизились и по сей день дружим, полагаясь на взаимное уважение.
Конечно, чаще всего человек будет говорить о слабостях другого за его спиной, потому что догадывается, что открытый разговор может перерости в неприятный и для него самого, ведь речь пойдет и об его собственной Тени. Как хорошо, когда обе стороны открыты для честных суждений и закрываются исключительно от зависти и недоброжелательности.
Самоанализ на тему ложного отождествления с эго
Типичные наложения, которые могут вызвать у нас и других проблемы, звучат так:
• Я недостаточно хорош – заниженная самооценка.
• Я лучше знаю – заносчивость /высокомерие.
• Я это знаю – невежество.
• Меня используют – сознание жертвы.
• Я прав и поэтому могу вредить другим – сознание преступника.
• Я считаю, что другие недостаточно хороши, – осуждение.
• Я считаю себя недостойным любви – сомнение в себе.
• Я чувствую себя ответственным за то, что другой страдает, – чувство вины.
Полезно проанализировать эти утверждения, потому что каждая такая мысль влияет на нашу жизнь. С каждой новой мыслью мы творим мир. Так, с помощью позитивных наложений/утверждений мы можем создать позитивный мир.
Вот утверждения и предложения, которые могут изменить нашу жизнь и жизнь других людей в лучшую сторону:
• Я чувствую связь с внутренним учителем – сознание единства.
• Я люблю себя таким, какой я есть, и люблю тебя таким, какой ты есть, – безусловная любовь.
• Я уверен, что смогу принять болезненную потерю, – утешение.
• Я готов исследовать свое эго – ясность и смирение.
• Я готов принять сложные ситуации и учиться правильно действовать в них – принятие.
• Я готов к новым вызовам – дарит храбрость и открытость.
• Я готов учиться новому – создает рост.
• Я готов уменьшить то, что вредит мне и другим, и многократно увеличить то, что приносит добро мне и другим, – преображение.
• Я готов найти внутреннего учителя и довериться ему – изначальное доверие и сила.
Чем чаще вам удается распознавать негативные мысли и слова и обращать их в позитивные, тем меньше будет отрицательное влияние вашего эго. Побороть сильное эго сложнее, чем усилить слабое. «Здоровое эго» может реагировать вполне уместно в некоторых ситуациях. Оно помогает нам ясно воспринимать окружающий мир и делать правильные выводы. Непременно рекомендую воспитывать в себе здоровую уверенность. А вот гипертрофированная самоуверенность очень быстро выведет из равновесия и приведет к высокомерию, тщеславию, фанатизму и нарциссизму. Отсутствие уверенности в себе, напротив, приносет с собой чувства неполноценности, обреченности, боязливость, зависимость, покорность и одержимость.
Иногда мы теряем равновесие и первым делом начинаем жаловаться на других. Однако делать это следует с осторожностью, ведь все возвращается. Мы все знаем в связи с этим расхожую поговорку: «Не рой яму другому – сам в нее попадешь». Или может случиться так, что мы переоценим себя и станем заносчивыми. Чаще всего выясняются такие качества слишком поздно, когда наши намерения пошли вкривь и вкось. Как не вспомнить тут народную мудрость: «Сатана гордился – с неба свалился».
Жизнь каждый день предлагает нам бесчисленные возможности, чтобы восстановить потерянное равновесие. На курсах по йоге я постоянно наблюдаю, как эго одних уменьшается, тогда как эго других поначалу растет. Со времнем, однако, большинство находит здоровый баланс.
Окончательно победить эго, как к тому призывают некоторые учителя, на мой взгляд, бессмысленно да и невозможно. Благодаря разуму и чувствам мы узнаем себя. Наше ощущение собственного «я» дает нам возможность отождествляться с тем, что приносит нам силу и радость жизни. И это дарит ту самую индивидуальность, которая делает нас неповторимыми. Не эго создает страдание, а привязанность к нему. При работе с эго в первую очередь необходимо найти правильный баланс отношений. Чтобы почувствовать эго, нужно держать в поле зрения его слабости и сильные стороны. Чем более осознанно действует человек, тем больше он излучает подлинного смирения и скромности. Чем меньше наша привязанность к эго, тем проще станет наша жизнь. Наладив связь с внутренним учителем, мы сможем самостоятельно справиться со сложнейшими жизненными ситуациями. Когда «я»-мысль перестанет доминировать, привязанность к эго больше не сможет на нас повлиять. Мы перестанем воспринимать все на свой счет и таким образом освободимся от власти ума.
Каждый день тренируя связь с внутренним учителем, мы познаем свободу от тирании эго. Здесь уместно выражение: «Дело мастера боится». Даже когда возникают так называемые рецидивы и вы снова чувствуете зависимость от эго, учитесь распознавать эти моменты и снова возвращайтесь к равновесию. Научившись поправлять себя таким образом, вы почувствуете себя на правильном пути. Жизнь станет более уравновешенной и легкой. Очень хорошее средство – юмор. Он поможет воспринимать эго не слишком серьезно. С юмором мы воспринимаем жизнь легче, и в смехе ложное отождествление с эго исчезает, как мыльный пузырь. При ближайшем рассмотрении эго – всего лишь мысленная конструкция. Мы можем разобраться с ней с помощью смеха или просто в тишине.
Согласно учению Будды, желания и потребности (рага) – основные причины человеческих страданий. Желания и постоянное стремление к удовлетворению наших потребностей – грозная сила, которая и движет нами. Часто наш дух полностью во власти наших желаний, и наше восприятие находится под влиянием этого сильного стремления. Желание – это первичный инстинкт, который поддерживает в нас жизнь, развивает и приводит к успехам. Оно же может сделать нас слепыми и жадными и привести к сильной зависимости от страстей. В наше время различные мании набирают силу, и многие люди страдают и даже погибают от всевозможных пристрастий. Даже совсем небольшие из них могут нести вред нам и другим людям.
Самоанализ на тему желаний и страстей
Так как мы живем в обществе, в котором все больше доминируют страсти, я советую подумать и проанализировать следующее:
• Как страсти проявляются в моей жизни?
• Как я выражаю свои требования?
• Есть ли вещи, которыми я одержим и которые отрицательно сказываются на моей жизни?
• Готов ли я освободиться от зависимости?
• Как я реагирую, когда мои желания не исполняются?
Уделите этому время и выпишите, от каких плохих привычек вы бы с удовольствием избавились и исполнения каких желаний вы ждете.
Когда одна моя коллега недавно рассказала, что находится в активном поиске партнера, я ее спросил, что бы она желала видеть в партнере. Она ответила большим списком. Когда я спросил ее, а что она может предложить взамен, она сначала онемела. Об этом она даже не думала. Она поблагодарила меня за вопрос, потому что ей стало ясно, что у нее, возможно, слишком много желаний, на которых она сильно зациклена. Вскоре после этого она нашла отличного партнера, который абсолютно не соответствовал тем ее прежним представлениям.
Осуждать желание удовлетворения неправильно, и, по моему мнению, это лишь усугубляет пагубное поведение. Я наблюдал это на примере многих людей, которые долгое время фанатично подавляли свои мирские желания или сексуальность ради какого-то учения. Освободившись от давления догматов такого учения или группы, маятник чаще всего направлялся в прямо противоположную сторону. Прерывая пост, мы зачастую попадаем из одной крайности в другую. Наша же цель, как и при разногласиях с эго, – найти здоровый подход к своим желаниям и страстям и обрести равновесие, соответствующее внутреннему ощущению баланса. Когда мы перетягиваем поводья, дух становится капризным, а когда долго держим внутренний поводок спущенным, теряемся в необузданности или вялости, чем готовим почву для пороков.
Как и любые подвижки, избавление из зависимости легче дается маленькими шагами, и в долгосрочной перспективе такое движение принесет желаемые плоды. Я предлагаю консультации по питанию уже более 15 лет и знаю, что большинство людей легче переносит небольшие изменения в рационе, а не строгие диеты.
Самоанализ на тему желаний
Каждый раз, когда в нас вспыхивает сильное желание, мы можем его проанализировать, вместо того чтобы ему поддаваться:
• Действительно ли это мне необходимо?
• Сейчас мне от этого хорошо?
Пока вы рассматриваете свое желание, создается определенная дистанция между соблазном и вами, и вы можете закрепить возможность не воплощать желание в жизнь немедленно. Чем дольше вам удается ее удержать, тем меньше вы поддаетесь желанию и тем увереннее сможете с ним обойтись.
Помогает называть желание правильно, например: «Хочу выпить бокал-другой вина». Научитесь узнавать, в каких ситуациях это желание возникает. Несомненно, вы уже наблюдали, что во время стресса или скуки жадность и желание потреблять возрастают. Проверьте, касается ли это вас. Вместо того чтобы «раскармливать утробу», вы сможете сделать что-то действительно полезное, что придаст вам сил.
Несмотря на то что многие люди знают, что, например, есть на ночь вредно, они кусовничают, уставившись в телевизор. По пути от холодильника (желание поесть) к телевизору (желание посмотреть телевизор) возникает желание покурить (никотиновая зависимость) и выпить (алкогольная зависимость), и так праздно многие проводят вечера, которые больше походят на торжество зависимостей. Как следствие, многие с трудом встают с утра и не хотят работать. Многие болезни – следствие такого образа жизни. Книга русского врача Галины Шаталовой «Выбор пути» научно обосновывает и доказывает, что переедание наносит человеку вред. Если питаться умеренно и более осознанно, это поможет облегчить, а часто даже вылечить многие болезни.
Каждый раз, чувствуя потребность в чем-либо, мы можем отвлечь внимание на что-нибудь другое. Так мы избавимся от зависимости и навязчивого желания и сможем свободно решать, какие желания мы действительно хотим воплотить в жизнь. Исследования на тему счастья показали, что люди, которые обходятся малым, часто более счастливы, чем те, которые позволяют себе слишком много. Невоздержанность может сделать нас ненасытными. Идя у нее на поводу, мы тратим все больше времени, денег и энергии.
Обобщая, можно сказать, что западные люди имеют больше денег, а люди в Индии – больше времени. Простая жизнь, в которой человек сознательно отказывается от лишних вещей, может служить нам примером, как сэкономить деньги и использовать время на более осмысленную деятельность. Многие из моих учеников, например, сократили каждодневный утренний обстоятельный ритуал умывания и посвятили это время йоге, что возымело положительные последствия.
Много лет назад известный кришнаитский монах Кришна Чандра рассказал мне, какое облегчение почувствовал, когда стал монахом, отдав все, что имел, – ему было разрешено взять только одеяние монаха и пару необходимых вещей. Обладание может взять верх над нами и закабалить так, что жадности не будет видно конца. Скромность же, наоборот, может сделать счастливым. Зачастую мы радуемся именно мелочам и неожиданностям. Научиться радоваться маленьким вещам – искусство, которому стоит обучиться. Если же вы то и дело будете возвращаться к прежнему потребительскому поведению, например к ненужным покупкам или бестолковому сидению у телевизора, примите это как упражнение, чтобы научиться великодушию и прощению к самому себе. Наряду с материальными существуют желания нематериальной природы, например желание признания, успеха, силы и сексуальности. Здесь необходимо выяснить, что и в каком виде подходит именно вам и вас уравновешивает. Ваши потребности меняются, поэтому вы должны и можете найти свою меру. Вот отличное упражнение, которое предоставит больше пространства голосу внутреннего учителя и совершенствует эго.
Самоанализ на тему потребностей
Чтобы понять и почувствовать ваши потребности, необходимо задать вопросы, к которым впоследствии можно постоянно возвращаться:
• Что во мне сейчас говорит: эго или внутренний голос мудрости?
• Что мне нужно в данный момент?
• Как я это осуществлю?
• Исполнения каких желаний я хотел бы в ближайшее время?
• Как я могу облегчить свою жизнь?
• Как я могу выделить время для осмысленной деятельности, которая мне по душе?
В качестве примера того, как наладить контакт с внутренним голосом и научиться слышать истинные потребности, можно привести мою работу над этой книгой. Уже давно я чувствовал необходимость написать книгу о внутреннем учителе. Чтобы осуществить это желание, я посвятил ему много времени и даже частично сознательно отказался от работы в Швейцарии. Чтобы найти внутреннюю тишину и ясность для написания книги, я нашел клинику лечебного голодания прямо у моря, в Таиланде на спокойном острове. В этом месте мне удалось написать книгу от чистого сердца и через нее поговорить с вами. Как видите, таким образом я ответил на последний из вопросов для самоанализа.
Теперь я предлагаю вам самим ответить на эти вопросы. Это может послужить хорошим началом, потому что, когда нам удается почувствовать свои нужды и желания, мы уже встаем на путь счастливой и наполненной жизни. Следующие вопросы помогут вовремя понять, когда ожидания неосуществимы. Тогда полезно отпустить эти ожидания и согласиться с тем, что мы не всегда получаем то, что хотим, а чаще получаем то, в чем действительно нуждаемся.
Самоанализ на тему ожиданий
Чтобы распознать неосуществимые желания и ожидания других людей, нам необходимо задать следующие вопросы:
• Могу ли я ожидать уважения от человека, который не уважает сам себя?
• Оправданно ли доверять человеку, который не доверяет самому себе?
• Обоснованны ли мои желания по отношению к этому человеку?
Если нам удастся своевременно ответить на эти вопросы, мы сможем принять ситуации, не отвечающие нашим ожиданиям, и повести себя соответственно. Это позволит освободиться от жестких установок и начать сочувствовать людям, вместо того чтобы их осуждать. Мы сможем расслабиться, если что-то пойдет вразрез с нашими ожиданиями, и таким образом разрядить обстановку. Именно тогда, когда что-то идет не по-нашему, имеет смысл освободиться от напряжения и глубоко подышать. Возможно, мы следуем за своим эго и внутренний учитель напоминает о том, что лучше выбрать другой путь.
Научитесь распознавать и осуществлять свои истинные потребности. Ощутите радость от бескорыстной отдачи. Она обогатит жизнь и умерит требования к ней. Радуйтесь себе и тому, что вы имеете. Это подарит вам безграничное удовольствие, которое вы не сможете ни купить, ни добиться удовлетворением чувств.
Неприятный опыт порождает чувство отвращения. Тело и мышцы сжимаются, дух закрывается, ум реагирует оценивающе, отстраненно. Испытывая неприятные или болезненные ощущения, мы ожесточаемся и занимаем оборонительную позицию. Иногда мы просто отказываемся воспринимать неприятные ситуации, торопимся отфильтровать и вытеснить неприятные чувства. Здесь мы имеем дело с еще одной из пяти клеш, которую Патанджали описывает в Йога-сутрах, – отвращением (двеша).
Есть люди, которым мешает все: погода, движение, коллега по работе, чай в перерыве, электронные письма и т. д. Они всегда в плену у оборонительного поведения и чувствуют неприятие и отвращение по отношению происходящему вокруг. Но действительно ли им так докучают погода, транспорт, коллеги и т. д.? Внимательно присмотревшись к ним, мы поймем, что это сопротивление обусловлено целой чередой мыслей и установок. Мы подпитываем это сопротивление неосознанно, при этом наш дух запутывается в негативной цепочке мыслей, из-за чего мы чувствуем все большее отвращение. Мы переживаем по этому поводу – из- за мелочей человек может потерять самообладание. У каждого из нас есть такие «заезженные пластинки», которые снова и снова прокручиваются в голове, – это наше «достояние». Чтобы увидеть настоящие причины этой враждебности, нам необходимо остановиться и понаблюдать за собой.
Только на занятиях для учителей йоги или йога-терапевтов многим становится понятно, почему отдельные упражнения вызывают у них отторжение. Чаще всего это те упражнения, которые даются им с трудом и которые им больше всего необходимы для внутреннего равновесия. Так, например, гибким, подвижным людям больше нужны упражнения на устойчивость, а сильным – практика йоги для развития гибкости. Нетерпеливые должны дольше оставаться в одной позе и тем самым развивать терпение. Люди, предъявляющие завышенные требования к себе и другим, должны учиться заниматься с меньшим напряжением.
Сила привычки сильна и постоянно склоняет нас следовать старым моделям поведения, хотя мы знаем, что этим наносим вред себе и другим. Меняться трудно. Если у нас есть страх перед неизвестным, перемены могут сделать нас неуверенными, так как изменчивость жизни поставит под сомнение наше чувство защищенности.
В теле всегда найдутся области напряжения. Понаблюдав за телом, почувствовав его, мы поймем, что ощущения в нем постоянно меняются. Туда, куда направлено внимание, течет и жизненная энергия. Если мы реагируем на неприятное ощущение сопротивлением, это ощущение усиливается. Если же мы встречаем его с доброжелательностью, то неприятное ощущение уменьшается и на телесном, и на духовном уровнях. Каждый раз, когда удается понять причины антипатии и сознательно, с пониманием и доброжелательностью вникнуть в проблему, нас ждет настоящее чудо. Таким образом можно заменить «заезженную пластинку» мыслей на новый позитивный настрой. Следует с благодарностью принимать неприятные ситуации и рассматривать их как упражнение, дабы развивать в себе уже существующие качества: приятие, сочувствие, терпение, великодушие, невозмутимость и т. п.
Приведу небольшую историю на эту тему. Ученицы одного индийского учителя доложили ему, что выгнали ученика, который постоянно им мешал, потому что вел себя неподобающе: ругался на учителя и нервировал всех своими глупостями. Учитель тотчас же приказал вернуть возмутителя спокойствия. Он объяснил им, что, если они не готовы его терпеть, значит, не поняли ничего из того, чему он их учил.
Самоанализ на тему восприятия неприятных ситуаций
А теперь несколько вопросов для самоанализа:
• Какой болезненный телесный опыт я получил?
• Какие болезни я перенес?
• Какие ситуации были для меня особенно болезненными?
• Чему я при этом научился?
• Что меня больше всего раздражает?
• Что мне больше всего мешает в самом себе?
• Каких людей я не переношу?
• Как я веду себя, когда попадаю в неприятную ситуацию?
• Готов ли я увидеть и признать свое сопротивление?
• Готов ли я использовать такие ситуации для обучения и применения на практике?
• Если нет, то почему?
Ненависть – это крайняя степень злости и возмущения. Она развивается спиралевидно и может принести огромный вред. На что способен человек, когда его ненависть доходит до предела, можно видеть на примере насилия, войн и террора. Начинается все с того, что мы злимся на поведение другого, потому что оно не соответствует нашим представлениям и идеалам. Так швейцарца, например, может разозлить чье-либо опоздание на десять минут, что для азиатской культуры совершенно нормально. Нас злит не ситуация как таковая, а наша интерпретация этой ситуации. Мы полагаем, что нас не уважают, и реагируем недовольством. Чем ближе нам человек, тем сильнее мы можем разгневаться. Чем больше злости и недовольства накопил в себе человек, тем вероятнее, что он обратит это против себя и других людей. Если между двумя разгневанными типами пробежит искра, то жди беды или даже насилия.
Ненависть часто возникает на почве сильных потрясений и недовольства. Она порождает вражду, приносит несчастье и отравляет в первую очередь самого ненавидящего. Чтобы освободиться от гнева, важно простить себя и других и увидеть свою роль в ситуации. Если существует некое препятствие, необходимо принести во тьму (в нашу Тень) свет. Если мы реагируем на что-то или кого-то c чувством отвержения, это всегда отразится на нас самих. До тех пор, пока мы не признаем эту связь, наша Тень все время будет с нами и будет мешать воспринимать внутреннего учителя. Поэтому ненависть, как и другие разрушительные чувства, может стать проводником, который поможет стать честным с самим собой.
Чтобы разрешить конфликт, когда налицо гнев и возмущение, можно воспользоваться методикой ненасильственного общения, – ведь сочувствие и прощение творят чудеса. Важнейший опыт управления гневом я получил после развода с женой, когда она запретила мне видеться с детьми. Я посчитал это оскорбительным и несправедливым и при этом полностью предался гневу, чтобы вытеснить все остальные болезненные чувства.
Разгневанный, я втянул в эту ситуацию других людей, которые умели злиться по-настоящему, и в результате принял целый ряд нездоровых решений. Благодаря этому опыту я осознал, сколько во мне гнева, хотя раньше не замечал этого. Сегодня я благодарен этой терапии «гневом», потому что так я научился принимать боль и несправедливость, анализировать свой собственный гнев и, прежде всего, прощать и сочувствовать. Благодаря более близкой связи с внутренним учителем я смог простить себя и свою бывшую жену и пережить настоящее чудо.
Прощая себя, вы даете другим шанс простить вас. Иногда это требует немного терпения, но в большинстве случаев, когда человек прощает искренне и честно, происходят чудеса. Сегодня моя бывшая супруга и я счастливы, потому что мы снова относимся друг к другу с уважением. Наши дети очень этому рады и растут с родителями, которые в гармоничных отношениях друг с другом. Каждая сложная ситуация – это счастливый случай, она предоставляет нам шанс распознать препятствия в нас самих и их преобразовать. Препятствия – это вызов внутреннего учителя, возможность стать осознанным и устранить в себе бессознательные черты. Эти вызовы следует принимать с благодарностью. Если рассмотреть ненависть, она лишь недостаток осознанности или любви, и она предоставляет шанс нам и другим людям исцелиться.
Самоанализ на тему отвращения и ненависти
В продолжение темы проанализируйте гнев и отвержение, которые присутствуют в вашей жизни:
• Есть ли такие люди, которых я резко отверг или до сих пор отвергаю, потому что они несправедливо со мной поступили (возможна и другая причина разлада)?
• В каких ситуациях я гневаюсь и раздражаюсь особенно сильно?
• Каковы причины того, что во мне есть эти сильные чувства?
• Простил ли я себя за действия, которые были несправедливы по отношению к себе самому или другим?
• Есть ли люди, которых я хочу простить, но еще не сделал этого?
• Как бы это выглядело, если бы я достиг согласия со всеми людьми и мог бы желать только хорошего даже моим врагам и завистникам?
• Готов ли я принять помощь друзей или психолога, когда нахожусь в трудной жизненной ситуации?
Спокойствие начинается с нас самих. Когда мы в мире с самим собой, мы живем в мире со всем миром.
Много чего в жизни пугает и настораживает нас, например болезни, неудачи, потери или даже перемены. В Йога-сутрах Патанджали страх (абхинивеша) – пятое препятствие на пути. Когда человек испытывает страх, тело цепенеет, дыхание сбивается, мышцы судорожно сжимаются, сердечное давление повышается, пульс учащается… Страхи сковывают нас, мы становимся неспособными к действию; они могут стать действительно серьезным препятствием. Не зря говорят: «Наложить в штаны от страха». Понаблюдайте, как маленькие дети в напряженной ситуации не могут контролировать дыхание.
Эго боится потерять контроль, а самый большой страх людей и даже мудрецов – страх смерти. Другие страхи, в свою очередь, могут быть абсолютно необоснованными и зиждиться лишь на неоправданных опасениях. Однако не всегда стоит рассматривать страх как нечто плохое. Иногда он защищает нас от горестного опыта, призывает к осторожности. Мы сможем пойти на встречу переменам и принять вызовы только тогда, когда научимся контролировать страх и не позволять ему управлять нами. Ведь страх может привести к серьезным недомоганиям и даже панике.
Осознав, что испытываем страх, мы сможем остановиться и почувствовать происходящее; узнать, что нам может помочь ослабить страх или совсем от него избавиться. Так, например, когда мы чего-то боимся и не хотим по этой причине что-либо делать, попробуйте поверить в себя и преодолеть страх, сделав маленькие шаги. Также важно замечать, когда страхи не имеют ничего общего с ситуацией, а скорее являются отголосками пережитого. Глубокие, кажущиеся необоснованными страхи часто коренятся в забытых, неосознанных ситуациях из прошлого или даже из прошлых жизней. Прошлое в виде беспокойства, волнения, нервозности и фобий показывает, что это может произойти снова как бы в форме предположения.
Страх быть отвергнутым может ограничить настолько, что мы отречемся от своей целостности и потеряем связь с самими собой. Страхи, сомнения и недоверие – это силы, которые необходимо встречать открыто. Бороться с ними нужно, совершая маленькие шаги. Если мы постепенно уменьшаем их влияние, то почувствуем себя все увереннее. Благодаря обращению внимания внутрь и регулярной медитации можно распознать и убрать эти глубоко засевшие блоки. Чем больше мы отождествляемся со своим умом, тем сильнее нами будет управлять и нас сопровождать чувство страха. Внутренний учитель находится рядом здесь и сейчас, в то время как ум постоянно обращен то к прошлому, то вперед к будущему. Чтобы превратить нездоровые модели поведения в здоровые, зачастую требуется много времени и терпения. Дело в том, что мы постоянно шлем нашему телу новые сигналы, которые порождают страх и напряжение, например мысль: «Мне грозит опасность». Как результат, многие люди чувствуют напряжение в шее и плечах.
Мы все время посылаем сигналы из нашего рептильного мозга[4] и рассматриваем даже маленькие противоречия как угрозу жизни. Родинки на теле уже достаточно, чтобы смертельно запаниковать, предположив рак, даже когда на то нет никаких оснований. Часть страхов специально возбуждают в людях, чтобы ими манипулировать и вести к безумству. Работая йога-терапевтом, я встречаю огромное количество неуверенных в себе людей, которых врачи запугали диагнозом.
Между тем даже традиционная медицина уже признает огромное влияние психики на наше здоровье. Страх, к примеру, ослабляет защитный механизм тела, иммунную систему. Сильные страхи и фобии могут навредить душевному здоровью. Несомненно, вы уже наблюдали за тем, как притягиваете в жизнь именно то, чего боитесь? Страхи делают нас восприимчивыми к болезням, несчастным случаям, опасностям и даже неосмотрительным поступкам, которые могут сильно осложнить жизнь. Чтобы быть счастливым, здоровым и удачливым, нужно вовремя выявлять страхи. Наблюдая и анализируя их, мы можем заметить, что нередко реагируем на них одинаковым образом.
Самоанализ на тему страхов
У вас есть возможность проанализировать причины ваших страхов и понять, как с ними работать:
• Какие страхи постоянно ко мне возвращаются?
• О чем я больше всего беспокоюсь?
• Как я реагирую, когда сталкиваюсь со страхами?
• Что мне помогает преодолеть страх?
• Как я реагирую, когда страх завладевает другими людьми?
Как и при работе с другими препятствиями, важно сначала распознать свой страх и признать его существование. Когда вы сможете принять факт наличия страха и не станете пытаться вытеснять его, вы можете встретить его глубоким дыханием, уменьшив тем самым напряжение. Расслабьтесь и сосредоточьтесь на дыхании, подумайте о том, что вам сейчас нужно, чтобы освободиться от страха. Чем больше вы доверяете жизни и внутреннему учителю, тем чаще и легче вам будет удаваться избавиться от страхов. А каждый удачный опыт поможет стать еще более уравновешенным и воспитать в себе невозмутимость.
Тот, кто регулярно побеждает свои страхи, становится более смелым. Люди чаще всего желают себе противоположность того, чего они больше всего боятся: сияющее здоровье, успех, спокойствие, умиротворение, самореализация в любви и счастье. Постепенно избавляясь от страхов, вы начнете притягивать именно то, что вам действительно необходимо. Ваша свобода от страхов послужит для многих людей примером и поможет им отпустить их собственные страхи. Вы станете источником вдохновения и поможете другим людям обрести смелость вести именно ту жизнь, которую они желают. Человек, излучающий уверенность в себе, притягивает других, потому что показывает им правду о них самих. Те немногие, которые живут без страха, показывают путь тем, кто решился стать свободным. Жизнь постоянно предлагает доверять, а не бояться. Даже если вы иногда откатываетесь назад в работе над собой и испытываете страх, с каждым разом вы все осознаннее будете его распознавать и сможете быстрее от него избавляться. Ваше изначальное доверие укрепится, и вы станете победителем, ведь сможете доверять себе все больше и больше. Другие люди будут удивляться вашей уверенности в себе и вашей осознанной, настоящей жизни.
Пять препятствий – ложное понимание, ложная отождествление с эго, жадность, отвержение и страх – постоянно встречаются нам в жизни. Всякий раз преодолевая их, мы берем очередной барьер в состязании под названием «жизнь». Перепрыгнув через первый барьер неведения (авидья), мы становимся мудрыми. Преодолев второй барьер, ложную идентификацию (асмита), учимся смирению. Взяв третий барьер, жадность (рага), достигаем спокойствия. Четвертое препятствие, отвержение (двеша), учит самоотдаче, ну и когда мы, наконец, преодолеваем пятое препятствие, страх (абхинивеша), мы обретаем доверие. Все эти качества расцветут, как цветы, и принесут в нашу жизнь аромат наполненности. И тогда мы станем чудесным цветами жизни, которые излучают свет и радость. Внутренний учитель и наша настоящая природа проявятся с полной силой.