Предисловие

Когда говорят – «домашнее насилие», «семейное насилие», «насилие в семье» или «бытовое насилие», – все люди обычно понимают, о каком социальном явлении идет речь. Это означает, что кому-то в лоне семьи причиняются телесные или моральные страдания и даже смерть из-за дурного обращения со стороны родственника или иного близкого человека. Оценить всю масштабность проблемы домашнего насилия и весь спектр законодательных и иных мероприятий, услуг и помощи, необходимой жертвам преступлений, сложно.

Анализ законодательства последних лет свидетельствует, что многие государства стремятся не только формально закрепить предписания международных конвенций, но и в реальности выполнить рекомендации международных организаций, касающиеся предупреждения и борьбы с домашним насилием. Хотя, наверное, самое сложное все-таки – это изменение привычных общественных стереотипов, приводящих к гендерному неравенству, присутствующему во всех обществах и во всех стратах.

Начиная работу над монографией, коллектив авторов даже не предполагал, насколько сложной окажется проблема домашнего насилия, и насколько комплексным должно быть ее решение. Попытка понять, что представляет собой «домашнее насилие» за рубежом, с учетом того, как это явление оценивается с позиций международных документов и норм национального законодательства, в первую очередь связана с выяснением, что же представляет собой семья и кто является ее членом; какие действия, в том числе традиционно существовавшие в семье (например, наказание детей в воспитательных целях), признаются насилием и подлежат наказанию; какие меры предпринимает государство и общественность в противостоянии насилию. Именно такую задачу поставили перед собой авторы – сотрудники Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, занимающиеся изучением уголовного, уголовно-процессуального и конституционного законодательства зарубежных стран.

Сразу следует оговориться, что в работе не ставилась задача выработать (исходя из анализа зарубежного законодательства и практики его применения) какой-либо подход или изобрести средство, которые явились бы панацеей от семейного насилия, которым наше общество тоже, к сожалению, страдает. Единого подхода нет и быть не может, но, тем не менее, следует знать, как эту болезнь лечат в других государствах и обществах, имеющих разные культурные и правовые традиции.

Следует признаться, что крайне тяжело чуть ли не ежечасно получать из средств массовой информации сообщения о насилии в семье, особенно когда мы узнаем об изнасилованных и убитых детях; умирающих детях, брошенных родителями без ухода и пропитания; о беспомощных старых людях и инвалидах, ставших изгоями в своих же семьях, пользующихся при этом их пенсиями и накоплениями. Однако такая горькая информация бывает крайне необходима, чтобы общество наконец очнулось и осознало, что домашнее насилие во всех его формах является преступлением, подлежащим осуждению.

Если сравнивать законодательное регулирование и практику помощи, оказываемой в современной России жертвам домашнего насилия, с подходами зарубежных законодателей, то они выглядят абсолютно недостаточными, если не сказать просто жалкими, поскольку большинст во вопросов остаются не разрешенными, хотя в России начиная с 1996 года такие попытки предпринимаются.

К настоящему времени во многих странах уже приняты специальные законы о борьбе с домашним насилием, и за последний год был еще издан новый закон в Азербайджане, а также внесены значительные дополнения в действующее законодательство разных стран. К их числу относится изданный во Франции Закон «О запрете закрывать лицо в общественных местах» о дополнении УК, вступивший в силу 11 апреля 2011 г., согласно которому любое лицо, которое путем использования угроз, насилия, принуждения, злоупотребления авторитетом или властью в силу своего пола заставляет другое лицо или других лиц скрыть свое лицо[1], наказывается лишением свободы на срок до одного года и штрафом до тридцати тысяч евро. В случае совершения названных действий в отношении несовершеннолетних наказание удваивается, т. е. виновный подлежит лишению свободы на срок до двух лет и штрафу до 60 000 евро.

Круг лиц, подпадающих под защиту актами о запрете домашнего насилия, постоянно расширяется; например, принятый в Испании Органический Закон о мерах по комплексной защите от гендерного насилия 2004 г. так широко толкует семейные отношения, что под его дейст вие подпадают отношения с супругом или бывшим супругом, несупружеские отношения лиц, проживающих раздельно, романтические и сексуальные отношения, равно как и отношения между членами семьи или домохозяйства – старшими и младшими поколениями, кровными родственниками, лицами, проживающими совместно, а также несовершеннолетними или лицами с ограниченными возможностями, находящимися на попечении или под опекой.

Чуть позже в 2006 году в Бразилии был принят Закон Марии да Пенья, под действие которого подпадает насилие, совершенное в «домашней ячейке», т. е. постоянном месте пребывания людей, связанных или не связанных семейными узами; насилие, совершенное «внутри семьи», которая определяется как община, сформированная отдельными лицами, которые связаны или считают себя связанными отношениями, объединились в силу побочных связей, родственных отношений или выраженного желания; и совершенное в рамках каких-либо интимных отношений. Под защитой закона в отдельных странах находятся не только гетеросексуальные семейные пары, но и лица, состоящие в однополых партнерствах и отношениях; помолвленные; лица, проживающие в одном домохозяйстве; домашние работники, а также домашние животные, которых иногда используют для причинения психического воздействия.

Расширяется список форм домашнего насилия: например, во Франции в 2010 г. введен законодательный запрет под страхом уголовного наказания применять в семье психологическое насилие. В Болгарии в декабре 2009 г. в Закон о защите от насилия в семье (2005 г.) были внесены важные изменения, целью которых является гарантия более высокой степени защиты детей и улучшение мер превенции. Дефиниция понятия «домашнее насилие» в новой редакции закона дополнена формами «эмоциональное» и «экономическое» насилие. Как форма насилия над ребенком теперь расценивается и домашнее насилие над другим членом семьи, совершенное в присутствии ребенка. Следует сказать также о том, что в ряде стран (Великобритании, Германии, Франции) введена ответственность за насильственный брак, а убийства «во имя чести семьи» за отказ вступить в принудительный брак, совершаемые членами семей, принадлежащих к определенным этническим группам, наказываются пожизненным тюремным заключением. Анализ законодательства также свидетельствует об определенной тенденции к ужесточению наказаний, применяемых в отношении лиц, совершивших сексуальные преступления, в том числе в отношении членов семьи, особенно когда речь идет о детях.

Вместе с тем обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в большинстве случаев национальные законодательные предписания преду сматривают специальную защиту либо женщин и девочек, либо детей. На это же нацелены и правительственные программы помощи жерт вам домашнего насилия. Ничего удивительного в этом нет, так как женщины и дети составляют бо льшую часть жертв насилия, что подтверждается статистическими данными во всех странах. Нельзя сбрасывать со счетов также и то обстоятельство, что именно в XIX веке, ставшем свидетелем первой волны феминизма, женщины Великобритании и США стали бороться за право на раздельное от супруга проживание, развод и опеку над детьми, право на имущество, а также юридические права на защиту от домашнего насилия.

При этом не существует каких-либо специальных актов, обеспечивающих защиту иных страдающих от насилия членов семьи, например мужчин. Отсутствие же в законах о домашнем насилии норм, указывающих, что его предписания распространяются не только на женщин, но и на мужчин, приводит к парадоксальным ситуациям, когда их применение блокируется на практике. Подобный случай произошел в Испании после принятия специального закона, когда судья Мария Поса из города Мурсия, рассматривая предъявленный супругой мужу иск, во второй раз отказалась его применить в своей практике как «дискриминационный в отношении мужчин» и потому недействительный, поскольку в Конституции Испании провозглашено равенство полов[2].

Особенно сказывается отсутствие специальных законов и программ помощи престарелым и лицам с ограниченными возможностями, пострадавшим от домашнего насилия, в связи с чем оказание помощи им чрезвычайно затруднено, так как убежища, в которых могут найти защиту женщины с детьми, а иногда и мужчины, служащие временным кровом, не приспособлены для размещения в них престарелых и инвалидов, страдающих опорно-двигательными или психическими заболеваниями. Объяснить это можно в первую очередь тем, что существование проблемы домашнего насилия в отношении этих наиболее уязвимых категорий было скрыто от общества из-за их социальной маргинализации. Тем не менее определенные сдвиги происходят и в данной области, где первыми на недопустимое обращение с престарелыми инвалидами обратили внимание общественные организации.

Вообще в преодолении насилия в семье роль общественных организаций, как международного уровня, так и национальных, чрезвычайно велика, и то участие, которое они принимают в оказании помощи лицам, пострадавшим от домашнего насилия, с принятием государствами на себя обязательств по его преодолению вовсе не уменьшилось и, возможно, должно будет возрасти с учетом периодических мировых финансовых кризисов, когда государства вынуждены, к примеру, сокращать финансирование убежищ и кризисных центров.

Помимо прочего, в работе проанализирован опыт ряда стран по исследованию и выявлению фактов насилия в семье и повышению эффективности помощи жертвам насилия, оказываемой представителями различных служб на местном уровне, а также по созданию условий для системной, межведомственной модели работы с семьями. Это – польская процедура «Голубые Карты», представляющая собой совокупность действий, предпринимаемых представителями организаций социальной помощи, местными комиссиями по проблемам алкоголизма, полицией, органами просвещения и здравоохранения в связи с обоснованными предположениями о наличии насильственных действий в семье и применяемые в Великобритании дополнительные процедуры по проверке (помимо следственной и судебной) обстоятельств причинения телесных повреждений или смерти ребенка (или смерти взрослого человека), наступившей в результате насилия, жестокого обращения или пренебрежения со стороны лица, состоявшего с ним в интимных отношениях, или иного члена семьи. Такие проверки проводятся в отношении детей местными советами по безопасности детей под контролем министра образования и по указанию министра внутренних дел, когда речь идет о взрослых.

Цель каждой проверки состоит в том, чтобы извлечь из трагического события определенные уроки и сделать выводы на будущее. Для проведения проверок назначаются независимые эксперты, которые оценивают деятельность местных властей и различных органов, действующих на местах, – социальных, здравоохранения, полиции, согласованность их действий и дают рекомендации об улучшении работы различных органов в целях предотвращения подобных случаев. Как правило, эти отчеты, публикуемые ежегодно, содержат весьма острые и нелицеприятные комментарии относительно принятых мер и тех, которые должны были быть приняты; выводы относительно эффективности межведомственной работы, оценки деятельности органов образования, здравоохранения и др., в чьи профессиональные обязанности входит контроль за деть ми или помощь семьям.

Следует отметить, что исследование зарубежного законодательства в настоящей работе проводилось с учетом комплексного характера проблемы домашнего насилия, чем и обусловлен круг рассмотренных вопросов: разработка легального понятия домашнего насилия; порядок предварительного расследования и судебного рассмотрения дел; меры, принимаемые в борьбе с семейным насилием, – уголовные и административные санкции, гражданско-правовые и иные альтернативные, включая терапевтические, способы его предотвращения; роль государственных и неправительственных организаций в предупреждении насилия и помощи жертвам преступлений.

Весьма важным представляется вопрос об участии неправительственных организаций в борьбе с домашним насилием, оказываемая ими помощь иногда оказывается единственной, поскольку государство финансирует помощь если не по остаточному принципу, то незначительным образом, хотя в последние годы в правительственных программах и стратегиях различных стран по преодолению домашнего насилия такие статьи расходов предусматриваются. После проведения в 1995 г. в Пекине Четвертой всемирной конференции по делам женщин женские неправительственные организации объединились в Европейскую Сеть (WAVE), которая в настоящее время объединяет 44 страны. Целью Сети является работа по искоренению насилия в семье и близких отношениях, а также содействие реализации прав женщин и детей и, в частности, предотвращение насилия в отношении женщин и детей. В России координационным центром для Европейской Сети WAVE является Национальный центр по предотвращению насилия «АННА».

Представленная читателю работа является первой попыткой российских авторов обобщить зарубежные законодательные и практические материалы с точки зрения их соответствия международным рекомендациям в области противодействия домашнему насилию. В 2008 г. в России была издана книга «Криминальное насилие против женщин и детей: международные стандарты противодействия»[3], которая представляет собой сборник международных документов, чрезвычайно полезных и интересных. Однако в основу настоящего исследования в первую очередь положены законодательные акты, принятые за рубежом в последние годы; правительственные национальные планы действий против насилия, практика их применения; анализируются и обобщаются методы, используемые в различных странах для превенции и наказания правонарушителей, что дает возможность оценить, каким образом на практике реализуются стандарты, заложенные в международных актах.

Загрузка...