2. Право на изучение родных языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)

В предыдущем ежегодном докладе большое внимание было уделено вопросу возобновления образовательного процесса в с. Утая Верхнеколымского района. От жителей села неоднократно поступали обращения с просьбой оказать содействие в решении данного вопроса.

В 2022 году работа по данному вопросу продолжилась. По результатам рассмотрения обращения Уполномоченного в адрес Главы Республики Саха (Якутия) А. С. Николаева было принято решение[6] о создании межведомственной рабочей группе по выработке предложений для обеспечения социальной инфраструктурой многофункционального характера малых сельских поселений на примере с. Утая Верхнеколымского района как территории компактного проживания коренных малочисленных народов Севера – эвенов.

Руководителем межведомственной группы стал заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) М. В. Никифоров. Под его руководством было проведено несколько заседаний на которых обсуждались различные варианты решения вопросов обеспечения села Утая социальной инфраструктурой многофункционального характера. Основная сложность заключается в решении вопросов совмещения различных технических требований к разным видам объектов социальной инфраструктуры. Тем не менее намечены первоочередные пути для преодоления данных разногласий. Работа в этом направлении будет продолжена. Уполномоченным также был представлен ряд предложений, принятых во внимание и частично поддержанных межведомственной рабочей группой.

Следует отметить, что М. В. Никифоровым уделяется самое серьезное внимание решению вопросов социально-экономического развития села Утая Верхнеколымского района. Уполномоченный выражает надежду, что с таким подходом сложные вопросы обеспечения социальной инфраструктурой малых поселений будут успешно апробированы и решены на примере села Утая Верхнеколымского района.

В рамках подготовки данного доклада Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) (далее – Минобрнаука) представлена следующая информация по изучению родных языков коренных малочисленных народов Севера в общеобразовательных учреждениях.


Количество учеников, изучающих языки коренных малочисленных народов Севера в школах
Количество кочевых школ, с указанием количества учеников и работников
Количество педагогов, работающих в кочевых условиях
О приобретенном для кочевых школ оборудовании, внедренных и используемых новых образовательных технологиях за 2022 г

Для совершенствования материально-технической базы школ Арктики Минобрнауки разработан проект модульного блока, состоящего из двух блоков: основного, где проходит учебный процесс и блока снабжения, где находится котельная, генераторная, санузел.

В 2022 году выдан 1 модульный блок для кочевой школы МБОУ «Кустурская СОШ им. И. Н. Слепцова» Эвено-Бытантайского улуса.


О количестве изданных учебных пособий на языках коренных малочисленных народов Севера

Минобрнауки проводит целенаправленную работу по организации обеспечения общеобразовательных организаций учебниками и учебными пособиями по родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

На реализацию подпрограммы «Развитие образования на государственных и официальных языках Республики Саха (Якутия)» предусмотрено 48 200,0 тыс. рублей.

Разработаны электронные формы:

– учебных пособий «Букварь юкагирского языка», «Юкагирский язык» с 1–4 кл., «Литературное чтение на юкагирском языке» для 2–4 кл. в количестве 8 наименований, тиражом в 1600 экземпляров.

2. Разработаны и изданы:

– учебные пособия «Юкагирский язык», «Чтение на юкагирском языке» для 1–4 классов в количестве 10 наименований, тиражом в 1562 экземпляров.

– учебно-методическая и художественная литература для кабинетов коренных малочисленных народов Севера (1 кабинет) в количестве 44 наименований;

– учебно-методическая и художественная литература для кабинетов коренных малочисленных народов Севера (2 кабинет) в количестве 22 наименований;

– словари «Русско-юкагирский разговорник», «Самоучитель эвенкийского языка» в 2 наименованиях, тиражом в 200 экземпляров.

Планово проводится работа по завершению линий учебной литературы по языкам и литературе 1–9 классы на родных языках коренных малочисленных народов Севера.

В рамках реализации мероприятия «Дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации» от 12.05.2022 г № 350–09–2022–012/1 на приобретение транспортных средств выделены бюджетные ассигнования в размере 671 000 рублей, из них 630 740 рублей из федерального бюджета, 40 260 рублей из республиканского бюджета.

В 2022 г. приобретен снегоход STELS 600L CVtech Мороз По итогам конкурсной комиссии снегоход выдан кочевой школе «Кёнэлэкэн» при МБОУ «Харыялахская СОШ им. Х. А. Христофорова» МР «Оленекский эвенкийский национальный район».

О подготовке педагогических кадров, знающих культуру, язык, традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера, совмещающих несколько педагогических специальностей.

В 2022–2023 учебном году в школы Севера и Арктики на работу по трехсторонним договорам направлены 25 учителей.

В рамках реализации проекта «Учитель Арктики предусмотрена сумма в размере 10 млн. руб. из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2022 год в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на 2020–2024 годы». В соответствии с Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 декабря 2020 года № 386 «О предоставлении адресной помощи молодым специалистам образовательных организаций арктических улусов Республики Саха (Якутия) (ред. от 20.04.2022)» 54 молодым специалистам выплачено единовременное подъемное пособие и компенсированы проездные расходы, провоз багажа.

С января 2020 года Республика Саха (Якутия) принимает участие в реализации федеральной программы «Земский учитель». За период реализации программы с 2020 по 2022 годы регионом реализованы 50 квот, в 2020 г. – 19, 2021 г. – 16, 2022 г – 15. Из них 34 квоты (68 %) направлены в арктические улусы.

О количестве молодых специалистов, впервые устроившихся на работу в кочевую школу

Помимо информации, представленной Минобрнауки отдельно хотелось бы осветить деятельность кафедры северной филологии Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ (далее – кафедра северной филологии).

Кафедра северной филологии ведет подготовку специалистов по следующим образовательным направлениям:

45.03.01. Филология. Профиль: Отечественная филология (эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский и долганский языки), на очном и заочном обучении – 36 студентов;

44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Профиль: Родной язык и литература коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и начальное образование, на очном обучении – 15 студентов.

Кафедра северной филологии как самостоятельное подразделение было создано на филологическом факультете Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова в 1991 году.

В 2010 году Якутский государственный университет был преобразован в Северо-Восточный федеральный университет и создан Институт языков и культур народов Северо-Востока РФ. Кафедра северной филологии вошла в структуру Института.

С 1991 г. по 1996 год обязанности заведующего кафедрой исполнял Василий Афанасьевич Роббек, доктор филологических наук, академик Академии наук РС(Я).

С 1997 года по 2017 год заведующей кафедры работала Варвара Григорьевна Белолюбская, кандидат филологических наук.

С 2017 года по настоящее время Винокурова Антонина Афанасьевна, кандидат филологических наук.

Первые преподаватели кафедры северной филологии – по эвенкийскому языку – Мыреева Анна Николаевна, кандидат филологических наук; Андреева Тамара Егоровна, кандидат филологических наук; по эвенскому – Дуткин Христофор Иннокентьевич, кандидат филологических наук; по юкагирскому языку – Курилов Гаврил Николаевич, доктор филологических наук; по методике преподавания родного языка и литературы – Флегонтова Валентина Алексеевна, старший преподаватель.

В настоящее время на кафедре северной филологии работают такие высококвалифицированные специалисты, как Белолюбская Варвара Григорьевна, кандидат филологических наук; Шарина Сардана Ивановна, кандидат филологических наук; Винокурова Антонина Афанасьевна, кандидат филологических наук; Андреева Тамара Егоровна, кандидат филологических наук; Николаева Надежда Прокопьевна, старший преподаватель; Атласова Элида Спиридоновна, кандидат филологических наук, Петров Александр Александрович, доктор филологических наук; Бойтунова Прасковья Леонидовна, Винокурова Саргылана Даниловна.

Работа кафедры северной филологии проводится на основе федеральных и региональных, республиканских законов, которые предусматривают проведение научно обоснованной политики, направленной на сохранение, развитие и изучение языков, ныне находящихся на грани полного исчезновения. Кафедра подготовила более 400-х выпускников, в том числе за последние 5 лет – около 70-ти научно-педагогических кадров для образовательных, научных и культурных учреждений, среди которых – кандидаты филологических наук, отличники образования и культуры Республики Саха (Якутия), работники высшей школы, журналисты из среды эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей и долган. На кафедре северной филологии обучались студенты из районов проживания народов Севера Республики Саха (Якутия), Амурской, Иркутской, Читинской областей, Чукотского автономного округа, Камчатского края, Хабаровского края, проходили стажировку аспиранты из Польской Народной Республики, Японии, Германии, Венгрии, Швейцарии, Кореи.

Кафедра северной филологии осуществляет свою научно-образовательную деятельность по следующим основным направлениям:

– образовательное – сохранение и развитие языков, культур коренных малочисленных народов Севера в регионе, создание системообразующего центра этнорегионального образования.

– научное – подготовка научных кадров, изучение и описание проблем по сохранению языков, фольклора, литературы народов Севера.

– культурное – сохранение и развитие этнических традиций, пропаганда и популяризация достижений культуры народов Севера.

– воспитательное – повышение роли межкультурной коммуникации студентов, духовное созидание единства многообразия и этнической самобытности народов Севера.

– инновационное – реализация образовательных, научно-исследовательских, воспитательных функций на уровне обновленного содержания филологического образования и новых цифровых технологий.

– международное – развитие образовательных, научных, культурных, сетевых взаимодействий с университетами, научными учреждениями России, зарубежных стран.

В настоящее время на кафедре обучаются студенты из Нижнеколымского, Олекминского, Булунского, Алданского, Кобяйского, Томпонского, Момского, Эвено-Бытантайского, Оленекского улусов Республики Саха (Якутия), Амурской области, Чукотского автономного округа.

Помимо подготовки кадров кафедра северной филологии проводит большую работу, направленную на сохранение и развитие языков, национальной культуры коренных малочисленных народов. В 2022 году организованы и проведены следующие мероприятия:

23–24 марта проведена научно-практическая конференция «Роббековские чтения» на международном уровне при финансовой поддержке Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова и Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия), научная и организационная поддержка оказана Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Институтом языкознания РАН (Москва), Институтом народов Севера РГПУ имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург), Арктическим государственным институтом культуры и искусства. По итогам работы конференции был опубликован сборник материалов международной научно-практической конференции. Данная конференция проводится с 2014 года на базе кафедры северной филологии совместно с Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Институтом народов Севера при РГПУ им. А. И. Герцена, Бурятским государственным университетом. Междисциплинарная конференция призвана объединить усилия научного сообщества и общественности в деле изучения, сохранения и развития самобытных языков и уникальных культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Загрузка...