Актуальность границ личного пространства

Трудно представить ребенка, который, появившись на свет, способен самостоятельно позаботиться о себе и своей безопасности. Это невозможно. Даже описанный в Библии младенец Иисус был спрятан своими родителями от слуг Ирода ради спасения. Вполне логично, что для безопасного развития и формирования ребенку нужен взрослый родитель. Естественно, что самое раннее развитие подразумевает полную зависимость ребенка от родителей. Если говорить о более поздних этапах формирования личности, то здесь вполне разумна самоидентификация и идентичность маленькой девочки.

Самоидентификация девочки напрямую связана с мироощущением собственной личности в семье, с проблемами личностного развития, общением с родителями и близкими родственниками. Уже гораздо позже, когда девочка подрастет и ее контакт с социумом станет более тесным, она соприкоснется с социальными стереотипами, социально-поведенческой психологией и, конечно, с принципами собственной индивидуализации в обществе. Но пока она еще малышка, мама и папа отвечают за ее полноценное развитие. Они знакомят ее с границами личного пространства, обозначают свои собственные границы и учат взаимодействовать с другими людьми с позиции паритетного уважения. Это, конечно, в идеале.

Многие родители не до конца осознают сущность самоидентификации девочки в семье. У малышки обязательно произойдет бессознательное уподобление собственной личности с родителями в целом и по отдельности: «я и мама», «я и папа». Огромную роль сыграет эмоциональная связь с родителями.

Часто бывает так, что из-за нехватки эмоционально-чувственных ощущений девочки отождествляют себя с героинями мультфильмов и сказок. Принцессы, русалочки или, наоборот, сильные, воинственные персонажи. Кто-то отождествляет себя с котенком или птичкой. В любом случае девочка выбирает ту роль отождествления, которая бессознательно отражает ее внутреннее состояние. Нехватку эмоций и чувств или их искаженную версию.

Однажды я наблюдал удивительную картину. Я был в гостях у своих друзей. Их маленькая дочь, бегая по квартире, периодически подбегала к маме, садилась на коленки, обнимала ее за шею и гладила по голове. Мама отвечала ей взаимностью, но ее поглаживания по спине ребенка были скорее автоматическими, нежели целенаправленными и осознанными. Эти действия осуществлялись одновременно с разговорами, которые мы вели между собой.

Девочке этого было мало, и, подбежав в очередной раз, она, взобравшись к маме на коленки, сказала: «Мамочка, я твой маленький котеночек». Мама тут же переключила внимание на свою доченьку и начала обнимать, целовать и гладить ее. В этом примере явно прослеживается отождествление ребенка с котенком. Почему так? Возможно, девочка зафиксировала котенка как некий собирательный образ, состоящий из нежности, любви и ласки. Увидела это в книге, мультфильме или сказке. Котят все любят, они маленькие, вызывают умиление, их хочется потрогать и поиграть с ними. Теперь каждый раз, когда ей будет не хватать ласки и внимания, она будет использовать эту отождествленную роль для получения недостающих эмоций.

На первый взгляд вполне безобидный процесс. В детские годы, да, возможно. Но как только придет время проявить свою идентичность, могут возникнуть проблемы. Важно понимать, что идентичность – это результат понимания девочкой себя. И если это понимание сформируется в искаженной форме, окружающий мир будет считывать не индивидуальную идентичность девочки, а отождествленную. Девочка вполне способна отождествлять себя с множеством персонажей одновременно. С мамой, с папой, с героем фильма. При этом образ и содержание роли могут быть совершенно разными. Например, сильный воин, но раненый и беспомощный. Или слабый ребенок, но доказывающий свою силу и мощь. Кроме того, не стоит исключать, что отождествление и идентичность имеют уникальную способность включать разные роли, в зависимости от окружения. Дома девочка – яркая звездочка, а на улице – тихая и незаметная. Девочка соберет свой собственный образ, отождествит себя с ним, определит идентичность, выгодную для нее, и начнет действовать. Самым неприятным может быть то, что девочка сформирует роли, в основе которых могут оказаться «Жертва», «Спасатель» или «Агрессор». Мы обязательно поговорим про эти ролевые установки, но немного позже. А сейчас я хочу привести пример диалога, который состоялся у меня с моей клиенткой Светланой.

Загрузка...