Святочное ряжение

«Вечер. По улице идет пестрая толпа, состоящая из вывороченных тулупов и кацавеек. Смех, говор и приплясыванье. Впереди толпы прыгает маленький солдатик в старой шинелишке и с шапкой набекрень.

Навстречу толпе идет «унтер».

– Ты отчего же мне чести не отдаешь? – набрасывается унтер на маленького солдатика. – А? Почему? Постой! Который ты это? Зачем?

– Миленький, да ведь мы ряженые! – говорит бабьим голосом солдатик, и толпа вместе с унтером закатывается громким смехом…».

В этом маленьком отрывке А. П. Чехов рассказывает о популярном развлечении наших предков – святочном ряжении. До сих пор празднование Нового года сопровождается всеми любимыми маскарадами.

Но маскарад появился довольно поздно и был отдаленным потомком древних обрядов, когда люди изменяли костюмами, масками и особой раскраской лицевою внешность, чтобы превратиться в волшебных существ и воздействовать своими выкриками, песнями и плясками на природу, а это должно было вызвать свет солнца и плодородие земли.

Между древними колдовскими обрядами и современным маскарадом стоят, бывшие популярными еще лет сто и даже меньше назад, святочные игры ряженых.

Даже среди современных новогодних масок попадаются такие, которые пришли к нам из глубокой старины. Только мы уже забыли их древний смысл и значение.

Одеяния народных ряженых, в отличие от современных сложных и затейливых карнавальных костюмов, были простыми и изготовлялись из обычных предметов деревенского обихода: соломы и рогож, глиняных горшков и ухватов, вывороченных тулупов и веников, корзин и ведер.

Каждый костюм, каждая маска были традиционны, т. е. их смысл и значение передавались из поколения в поколение. Поэтому многие маски, которые для нас могут показаться загадочными, легко узнавались. С каждой маской были связаны определенные действия и тексты-присказки.

Загрузка...