Старые классические детективы, к которым привыкли мы – люди далеко не юного возраста, – не то, чтобы совсем концы отдали, скончались от старости – нет, трепыхаются еще, время от времени подают признаки жизни, – но в настоящее время их так мало, что можно считать, и вовсе нет. Ничтожно мало. А ничтожно малыми величинами обычно пренебрегают. Ну и в самом деле, было бы правильнее и мне этим понятием пренебречь. Но.
Но мысль о том, что классический детектив находится на стадии издыхания, достаточно экстравагантна, а значит, требует какого-то своего подтверждения. Будет, наверное, правильней проиллюстрировать сказанное на примере. Приведу тогда пример из геологии. Ведь в любом заброшенном карьере всегда можно найти присутствие того полезного ископаемого, который стал поводом появления этого карьера, однако, со временем запас этого полезного ископаемого иссякает полностью (или его становится так мало, что добывать нет никакой экономической выгоды – то есть он становится уже бесполезным ископаемым), а карьер меняет статус – из «действующего» становится «заброшенным». И, между прочим, ничего особо трагического в этом нет – геологи ищут, геологи не подведут, геологи новые найдут! Имеются в виду, новые залежи новых, еще более полезных ископаемых. Все имеет свое начало (конечно же это Алан Эдгар По), а если чему-то есть начало, то логично предположить, что будет и конец (кто напишет последний классический детектив – это пока неизвестно).
Так что, да, классический детектив умер (ну, или находится в стадии, пардон, издыхания). Есть, конечно, много поколений читателей, воспитанных на произведениях Конан Дойла, Агаты Кристи, Жоржа Сименона, того же Честертона, и… И что? Ничего особенного – если кому нравится читать и перечитывать это наследие, так пусть читает и перечитывает. Говорят, во время гриппа несказанно помогает – постельный режим, чай с малиной, томик Сименона. Но писать нечто в этом роде уже не получится, пожалуй, ни у кого. Вернее, может и получиться, но ведь у этого кого-то и желания такого не возникнет. А почему желания нет? А потому что коммерчески привлекательного спроса на такую литературу (в современном исполнении) нет. Конечно, небольшой спрос на что угодно – он всегда есть, но спрос это не массовый, его не хватает, чтобы авторские легионы бросались бы его (спрос) удовлетворять. Да, есть такие авторы, которые продолжают топтаться в теме (классический детектив), придумывая все новые и новые продолжения истории с Шерлоком Холмсом (по этим книгам даже потом популярные фильмы снимают), а ну и что? Их в этой малюсенькой нише совсем мало – да много и не поместится. Ниша (то есть, в данном случае, платежеспособный спрос) мала: один-два автора – уже толкотня! Оставим их (авторов и читателей) резвиться на своей небольшой поляночке, а сами мы должны констатировать: не только классический, но и вообще детектив, как загадка, умер. И кстати, вы заметили, нет продолжений по мотивам Агаты Кристи или кого-то еще из той плеяды. Пока только все больше на Шерлока, нашего (вернее, ихнего) жмут.
По такому поводу (имеется в виду факт прискорбной, но естественной смерти классического детектива), конечно, можно было бы поднять очередной вселенский плач, но я (и, надеюсь, вы) не по этой части, нам скорее интересно: а во что это классический детектив трансформировался? Но предварительно необходимо отметить, что классический детектив пустился во все тяжкие (или легкие – это кому как больше нравится) – то есть стал стремительно трансформироваться – и не один, а захватив с собой классическую приключенческую литературу. Это был, выражаясь криминально-экономическим языком, захват с поглощением. Правда, не совсем понятно, кто кого поглотил. Но одно вроде как ясно: в современных книгах этого жанра загадка не находится на перовом месте. И даже на втором. Сюжет, процесс и, не побоюсь этого слова, экшн – вот, что интересно.
Понимаю, что это смелое (и даже, согласен, безрассудное) заявление, которое говорит о, как минимум, моей дремучей безграмотности. В глазах просвещенного и литературно подкованного читателя детектив – это всегда загадка! И точка. Вернее, как заметили, восклицательный знак. Хотя нет, многоточие. Да, и опять согласен: классический детектив – это всегда, и в первую, очередь, загадка (кто бы спорил), которую автор подбрасывает читателю, как добрый хозяин сахарную кость любимой собаке, чтобы ему (читателю, а не любимой собаке – вы уж простите за некорректное сравнение) было что грызть и обсасывать на протяжении всего романа. Ну а потом (в самом конце) победно расколоть и слопать. Еще раз, простите! Да, так тогда – во времена Кристи и Сименона – и было, так оно и продолжалось, но теперь все это выродилось (выродилось – некрасивый термин, поменяем на «трансформировалось») в нечто другое. Не менее, между прочим, интересное. С авторами не меньшего (а может и большего) таланта. Для которых важнее, не кто убил, а… Смешно, но кто убил – иногда об этом прямо с самого начала и сообщается, видать, чтоб читатель на мелочи не отвлекался. Так вот, автору – а вместе с ним (хочешь – не хочешь) и читателю – гораздо интереснее другое: почему убил, почему вообще регулярно убивает («серийные убийцы», более того, «маньяки») или творит другое насилие (чаще всего, сексуальное), как до жизни такой дошел… Или личность того (или тех), кто борется с убийцей (насильником)… В общем, весь набор человеческих проблем, которые исследует т. н. серьезная литература. То есть, такая литература (когда-то однозначно детективная) теперь дрейфует навстречу Большой Литературе – в лучших, очевидно, своих проявлениях. А в не лучших… Ха, вы разве не читали что-нибудь ужасно плохое и бесконечно беспомощное из т. н. «современной прозы»? Уж не знаю, что хуже, плохой детриллер или плохой современный роман. В общем, оба хуже. Но плохой детриллер хоть не притворяется чем-то большим – это уже плюс, маленький, правда, плюс, плюсик.