Детство – счастливейшие годы жизни, но только не для детей.
У большинства детей контроль над мочевым пузырем формируется к трем годам. До 4–5 лет малыш может периодически не удерживать мочу во время сна – это считается нормой. Энурез обычно диагностируется в том случае, если ребенок старше пяти лет не контролирует мочеиспускание по ночам. Причины бывают разные. Однако прежде чем идти к психиатру, необходимо посетить уролога и/или гинеколога, и обязательно невролога. Нужно сдать анализы и пройти полное обследование, чтобы не пропустить соматическое заболевание. После исключения этих заболеваний можно идти к психиатру. Перед посещением врача необходимо проследить за эмоциональным состоянием и поведением ребенка перед ночью, когда наблюдается недержание мочи.
Для энуреза, имеющего психологическую причину в своем возникновении, характерно наличие в жизни ребенка так называемого периода сухих ночей. Энурез возникает на фоне психоэмоциональных перегрузок, в результате психотравмирующих ситуаций – после нескольких лет нормального контроля мочеиспускания. Его частота зависит от эмоционального состояния ребенка в течение дня.
– Доктор, моему мальчику уже десять лет, а он практически каждую ночь писает в постель. Мы уже были у уролога. Он сказал, что с этой стороны все в порядке. Посоветовал обратиться к вам.
– Давайте попросим вашего сына посидеть в коридоре.
Детям очень не нравится, когда о них говорят в их присутствии.
– Доктор, что нам делать?
– Давайте сначала. Как протекали беременность, роды?
– Все нормально было.
– Как развивался до года?
– Все по возрасту. Невролог смотрела в год, сказала, что все нормально.
– С горшком проблем не было?
– Нет.
– Садик посещал?
– Да. С двух лет. Адаптировался очень быстро. Я боялась, что будут проблемы.
– С желанием ходил в садик или приходилось со слезами тащить?
– Ну что вы! Ходил с удовольствием. Участвовал в праздниках. Вел себя хорошо. Воспитатели не жаловались.
– В садике писался в постель?
– Нет. Он не писался с двух лет.
– Когда у него появился энурез?
– В семь лет.
– Когда в школу пошел?
– Нет, немного позже. Где-то через пару месяцев.
– А эти месяцы как он себя вел?
– Стал каким-то замкнутым, плаксивым. Иногда агрессивный, особенно по отношению к младшему брату.
– А когда младший родился?
– Той же весной. Он его как-то сразу не очень хорошо воспринял, и мы его отправили к бабушке на все лето. А в августе он вернулся.
– Его отношение к малышу поменялось?
– Сначала вроде нормально было. А потом стал отказываться помогать.
– Сильно его нагружали?
– Нет. Посидеть с ним, пока я стираю или в магазин хожу. Помыть посуду, прибраться, вынести мусор – это вообще только после уговоров.
– А как у него в тот период складывались отношения в школе с учителями, одноклассниками?
– Вроде нормально. Мне тогда не до этого было. Ребенок маленький. Да еще с мужем проблемы начались.
– Какие проблемы?
– Начал пить, приходил поздно. Потом бабу завел. Мы тогда чуть не развелись. Такие скандалы были, что до сих пор удивляюсь, как я его не убила.
– Сын присутствовал при ваших разборках?
– Иногда да. Но мы старались не выяснять отношения при нем. Уходили в другую комнату.
– И с тех пор появился энурез. Как часто у него мокрая постель? Каждую ночь?
– Нет. Два-три раза в неделю.
– Вы не связываете такие ночи со стрессами? Может, с перегрузками в школе?
– Вроде нет.
– Как-то пытались лечить?
– Будили среди ночи. Ругали, уговаривали. Водили к бабке. Та нашла порчу. Пили по ее рецептам травы. Ходили в церковь. Ездили к старцу в Подмосковье. Были в санатории. Делали иглоукалывание, физиопроцедуры. Почти все перепробовали.
– Неужели ничего не помогло?
– Иглоукалывание и физиопроцедуры на время помогли.
– Вы ездили с отцом?
– Нет. Вдвоем. Младшего отправили к бабушке.
– Вам не процедуры помогли. А смена обстановки. И то, что вы были вдвоем.
– Может быть. Он ни разу тогда не описался. И спокойнее стал.
– А по возвращении?
– Все возобновилось. Еще и муж его допытывал: с кем я гуляла, с кем общалась. Оставался ли он один в номере.
– Как учится в школе?
– Мог бы и лучше. Ленится.
– Как вы боретесь с ленью?
– Наказываем. А как еще? Я в его годы уроки за час делала, а он сидит по 3–4 часа.
– Он занимается в спортивной секции?
– Нет. Нам некогда водить, а он не просится.
– Ну хорошо. Теперь давайте я поговорю с вашим сыном наедине.
В походке, движениях, взгляде мальчика чувствовались неуверенность, внутренняя напряженность.
– Проходи, присаживайся. Ты в каком классе?
– В третьем.
– Нравится в школу ходить?
– Не очень.
– А почему?
– Уроки, учительница строгая.
– У тебя друзья в школе есть?
– Да. Один друг.
– А есть ребята, которые тебя обижают? Не бойся. Мне можешь сказать правду.
– Есть старшеклассник. Он постоянно с нас деньги требует. Иногда пинает или по голове больно бьет, если денег нет.