Предисловие

Я задумался о поведении взрослых по отношению к детям после наблюдения одной яркой жизненной ситуации.

Улица. Лето. Девочка 3–4 лет. С виду спокойный, немного забитый ребенок. Мама большая, громогласная женщина. Ее поучительное, менторское обращение к дочери:


– Ты что, вывести меня хочешь? Не понимаешь, что ты не права? Ты мне все нервы измотала! А ну посмотри мне в глаза!


Как вы думаете, что из вышесказанного дошло до сознания ребенка? Только интонация. И чувство, что своим, скорее всего, безобидным поступком дочь причинила маме боль. Но это чувство возникло подсознательно. Ребенок не только не имеет достаточного запаса слов, но и не понимает смысла этих слов для адекватного реагирования. Общаясь с ребенком, надо опускаться до его уровня, говорить на его языке и использовать понятия, смысл которых он уже усвоил. С ним нельзя обращаться, как с взрослым.

Эта книга – не набор рецептов для создания счастливой жизни. Это попытка обратить внимание родителей на причины возникновения заболеваний, предотвратить их развитие. Показать, как своими словами, действиями они могут нанести психологическую травму ребенку. Обозначить симптомы, при которых необходимо обратиться к специалистам.

Я не хочу «грузить» читателей психологическими увертюрами. В книге нет статистики, нет ссылок на других авторов. Только выдержки из бесед с реальными людьми. Я живу и общаюсь с обыкновенными людьми, которые не читали Фрейда, Эйдемиллера и других великих, но которым нужна помощь в конкретной ситуации, при разрешении конкретной проблемы. Я очень надеюсь, что многие обратят внимание на своих сыновей и дочерей и помогут им адаптироваться в жизни.

В этой книге вы найдете реальные истории страданий детей. Если не верите – проверьте на своих детях. Посмотрите, не страдают ли они так же, как герои этой книги.

Книга разделена на две основные части. В первой части речь пойдет о неврозах и причинах их возникновения. Основные проявления неврозов распределены по возрастам, когда они чаще всего возникают. В конце каждого раздела даны рекомендации по предотвращению заболевания.

Во второй части книги описаны состояния психики ребенка, мало зависящие от внешнего мира. Эти недуги либо обусловлены наследственностью, либо являются причинами заболеваний, возникших во время беременности, родов или в период новорожденности и раннего развития.

В конце каждой статьи этой части книги также даны рекомендации.

Загрузка...