– Саня, Иван! Отдайте! – Кристина металась между мальчишками. Они перекидывали друг другу брошь. – Инесса Поликарповна попросила ее на место положить, а вы тут устроили. Пашка, скажи им!
Пашка смотрел на все это со стороны, улыбался и качал головой.
– По-здра-вля-ем!
Громкие крики снова заполнили школьный коридор второго этажа и заставили всю четверку повернуться. Библиотекарь Инесса Поликарповна, худосочная, маленькая старушка с кожей, похожей на пергамент, вместе с группой поддержки чествовала победителей – Сему и Лилечку. Первоклашки привезли с городского конкурса бальных танцев золотые медали.
– Помните, как было раньше? – Саня посмотрел на брошь. Танцующая пара. Яркая, насыщено-желтая, она сияла и переливалась в его ладони. – Надел ее, и все – ты непобедим! Не боишься, танцуешь и выигрываешь, – он потянул за края, брошь щелкнула и рассоединилась. – Лови! – он бросил Ивану танцовщицу. Себе на грудь приколол танцора.
– Ну, партнерша так партнерша, – Иван пристегнул на свитер пойманную часть, сделал реверанс и жеманно протянул руку Сане.
В ответ получил по руке кулаком. Парни тут же стали в стойки и принялись боксировать. В этот раз Пашка присоединился.
– Детский сад, – Кристина развела руками. – Лучше делом займитесь.
Мальчишки резко остановились, выстроились в линию и, подпрыгивая, один за другим протараторили:
– Что…
– Новый хозяин…
– Надо…
– Очень смешно, – Кристина все-таки улыбнулась. – Прямо как из мультика. Только вас трое: Конопушка, Кучерявый и Блондинчик.
Ваня, Саня и Пашка выпучили глаза. Уже почти год, с тех пор как они закончили школу, их так никто не называл.
– Ребята, вообще-то, вас ждут, – Кристина повернулась и посмотрела на Сему и Лилю. – Все время сюда поглядывают. Вы же для них кумиры. Пойдите, поздравьте победителей.
Саня и Иван отдали обе части броши Кристине. Она тут же соединила сверкающих даму и танцора. Две половинки щелкнули и стали одним целым.
– Вот бы снова на соревнование надеть, – улыбнулась она.
– Сейчас их помощь не помешала бы, – проговорил Пашка. – Давайте хоть прикоснемся… на удачу.
Кристина положила брошку на ладонь, а Саня, Пашка и Иван накрыли ее своими.
– На удачу.
Огромная толпа у входа в школу шумела. Охранник Федор Петрович никого не пропускал. Он тщательно досматривал двух сборщиков из компании «Лучшие руки». Рыжий и долговязый дважды выгрузили из своих сумок инструменты и по два раза вывернули все карманы на комбинезонах, а «детектор лжи», как называл новый прибор досмотра Федор Петрович, все звенел и звенел.
– Холодное оружие есть? – сурово спросил он.
– У нас в каждом кармане по очень холодной гайке, – пробубнил в ответ рыжий.
– И холодному болту, – добавил долговязый.
– Шутники? – сурово посмотрел Федор Петрович и продолжил досмотр.
– Долго еще это будет продолжаться? – Лена Филиппова не могла устоять на месте. – Кто ему, вообще, эту штуку дал?
– Это называется ручной досмотровый металлодетектор, – Иванцов держал рюкзак за лямку и пинал его ногой. – Федору Петровичу его выдали, чтобы посторонних проверять. Вот он и проверяет. Мало ли что?
– Ну да! – продолжала негодовать Филиппова. – Мало ли… Может, на урок опоздаем…
– Даже если пропустим… На физре опять баскетбол. Надоело.
– Пропустим? – вспылила Лена.
– Врубите кто-нибудь «Металлику». Любая песня отключает синдром отличницы, – Филин пробрался сквозь толпу.
– Через тернии к звездам? – поприветствовал его Иванцов.
– Через тернии – это через Федора Петровича, что ли? – усмехнулся Митя. – Долго вы здесь?
– Пятнадцать минут уже, – Аня захлопнула учебник по биологии.
– А этот дефектор все пищит и пищит, – Филиппова специально перековеркала название прибора. – Может, он сам с дефектом?
– Или они специально это делают, – Филин кивнул в сторону сборщиков.
– Зачем? – удивился Иванцов, но Филин ответить не успел.
Внимание отвлек завхоз Степан Васильевич.
– Петрович, чего ты их проверяешь? – прогремел он раскатистым хриплым басом из-под пышных усов. – Ребята уже неделю у нас работают. Их на втором этаже, между прочим, Инесса Поликарповна заждалась. Новые витрины пришли для наших наград – кубков и медалей. Собирать надо, а ты тут пик да пик!
– Так звенят же, – развел руками Федор Петрович.
– Чем?
– Гаек полные карманы.
– Так сборщики же! Бросай ты эту ерунду! Оружие не найдешь. Только вон школьников задерживаешь.
– Ай-ай-ай, – Петрович махнул рукой. – Проходите!
– Вот растяпы! – негодовала Филиппова. – Из-за болтов и гаек столько времени потеряли!
– Вообще-то, это отличный воровской метод, – невозмутимо проговорил Филин.
– Что за метод? – заинтересовался Иванцов.
– Назовем его, скажем, «притупление бдительности».
– Как же работает это твое «притупление»? – саркастично уточнила Лена.
– Да очень просто, – Митя расправил плечи и вдохнул поглубже. – Вот эти сборщики – они же посторонние?
– Ну…
– А для завхоза они свои, ведь «неделю уже здесь работают», – Митя спародировал Степана Васильевича. – Теперь это шоу на входе – типа гайки во всех карманах. Охранник, с одной стороны, и сам устал их проверять, а с другой – завхоз вписался. Детектор все еще звенит, а их пропустили. Скажите, как, по-вашему, будут их сегодня на выходе досматривать?
Ребята отрицательно покачали головами.
– То-то же! Больше их не остановят, даже если металлодетектор кричать будет. И теперь что? – Митя картинно развел руками.
– Что? – Ребята даже остановились.
– Они могут украсть что угодно и спокойно это вынести. Эх! Проследить бы за ними.
– Слушай, Филин, – первой очнулась Аня. – У тебя реально крыша едет. Ты видишь преступников на каждом шагу. Скажи, что у нас в школе можно украсть и вынести? Старые выставочные витрины? Так эти сборщики и так их заберут, чтобы на свалку вывезти.
– Думаете, я не прав?
Филин был готов и дальше защищать свою теорию, но тут зазвенел звонок.
Все-таки опоздали!
– Где Иванцов? – Лена озиралась по сторонам. Долгожданная большая перемена между третьим и четвертым уроками была в самом разгаре. – Все время куда-то пропадает. Даже в столовку не пошел.
– Я бутер ему захватил, – Филин показал салфетку с завернутым в нее хлебом и котлетой.
– Вот он! – усмехнулась Аня. – Сто пудово про еду услышал.
Иванцов, запыхавшись, вбежал в класс:
– Там. Это… На втором этаже, возле библиотеки… Инесса Поликарповна кричит. Сборщики, которые сегодня на входе «звенели», что-то то ли украли, то ли подменили.
– Чего? – вырвалось у Филипповой.
– Ушам не верю, – Аня покачала головой.
– Я бы тоже не поверил, если бы сам не услышал, когда за ними следил, – согласился Иванцов.
– Ты следил? – теперь удивился Филин.
– Сам же сказал, что за ними лучше было бы проследить.
– Ну ты даешь, Иванцов! – Аня перевела взгляд на Филина: – Мить, это что, заразно?
– Так мы идем или нет?
Филин посмотрел на часы:
– Бежим!
Все четверо сорвались с места.
Сборщиков на втором этаже уже не было. В коридоре, рядом с новыми выставочными витринами плакала Инесса Поликарповна.
– Дорогая моя, – успокаивал ее завхоз. – Ну что у вас тут пропало?
– Брошь.
– А в руках у вас что?
– Это? – Библиотекарь негодовала. – Подделка!
– С чего вы взяли?
– Вот! – Она взяла брошь двумя руками и словно попыталась разломить ее на две части. – Видите? Она не разъединяется! А настоящая брошь разъединяется и соединяется. Понимаете?
– Понимаю, Инессочка Поликарповна, но ребята ее не брали. И уж тем более не подменяли.
– А кто? – Инесса пыхтела, как бык на родео. – Витрины всегда закрыты, а ключ только у меня. Сегодня я дала его этим… вашим… сборщикам, – она с презрением ткнула указательным пальцем в пустоту – видимо, туда ушли рыжий и долговязый. – Сказали, по-другому работать не получится. Нужно сначала старые витрины открыть, все оттуда достать и разобрать их. А потом новые витрины на их месте собрать и все богатства обратно поставить. Они здесь сами хозяйничали. Вот и подменили!
– По-вашему получается, – завхоз почесал затылок, – они за пару часов успели и работу свою сделать, и фальшивую брошку отлить и на старую поменять.
– Да, может, они ее раньше приметили, – Инесса Поликарповна не сдавалась. – Сфотографировали и копию по фотографии сделали. Вот только не знали, что она с секретом.
– Да зачем она им?! – Завхоз уже терял терпение. – Ну, сами посудите, милая моя! Если хотели стащить, то взяли бы что-то ценное. Вон хоть ордена в соседней витрине. За деньги, между прочим, продать можно. А брошка ваша – что?
Инесса Поликарповна от бессилия только руками развела:
– Что я нашим бальникам скажу? Как они теперь без счастливой броши?
До конца перемены успокоить ее так и не удалось. Степан Васильевич проводил Инессу Поликарповну в библиотеку, обещая, что брошка обязательно найдется, потому как деваться ей в школе некуда.
– Ты снова прав! – Аня поздравила Филина. Все четверо протиснулись мимо груды старой мебели, за которой простояли весь остаток перемены, подслушивая разговор. – И, хотя это не сборщики, преступление есть. Кто-то подменил брошку, а оригинал украл.
– Это не просто брошка, – добавила Лена. – Слышали Инессу? Это какой-то талисман.
– Что будем делать? – Иванцов уже готов был броситься по следу.
– Для начала узнаем, что это за брошь такая особенная. Так что после уроков идем в библиотеку. Получим информацию из самого достоверного источника.
– Мы хотим помочь, – Филин был очень убедителен, но в глазах Инессы Поликарповны читалась абсолютная безнадега.
– Нам даже участковый не поможет, – она махнула рукой. – Брошь не такая уж ценная, чтобы кидаться на ее поиски.
– А в чем ее ценность?
Библиотекарь удивленно захлопала глазами:
– Ну знаете ли… Учиться в школе и не знать историю броши!
Все четверо покраснели, а Инесса Поликарпов-на молча развернулась и куда-то ушла. Вернулась с огромным альбомом в руках:
– Вот, – она протянула его ребятам и села рядом. – Много лет назад, я тогда еще в первом классе училась, в нашем городе были очень популярны состязания по бальным танцам среди школ. За кубок сражались необычные пары: директора и завучи. Но вы не подумайте, конкурсные программы были как на настоящих состязаниях. В первом туре танцевали классику: вальс, танго, венский вальс, фокстрот и квикстеп. Во втором – латиноамериканские танцы: румбу и самбу, ча-ча-ча, джайв и пасадобль.
Честь нашей школы защищал ее первый директор, Строганов Вячеслав Борисович, и завуч, Строганова Елена Дмитриевна, – Инесса Поликарповна перевернула страницу альбома. На черно-белом снимке пара замерла в танцевальном движении. – Они участвовали в конкурсе несколько лет, но всегда были только вторыми. Однажды, когда Вячеслав Борисович решил уже отказаться от участия, Елена Дмитриевна подарила ему большую брошь в виде танцующей пары. – Инесса Поликарповна вытащила из кармана фальшивку и положила перед собой. – Она оказалась с секретом. Пару можно было разделить. Партнеру приколоть танцора, а партнерше – даму, – она по очереди прикрыла рукой сначала одну половинку поддельной брошки, а затем другую, представляя их по отдельности. – Елена Дмитриевна убедила Вячеслава Борисовича, что если они наденут каждый свою часть, то обязательно победят.
Так и случилось.
Инесса Поликарповна снова перелистнула страницу альбома. На следующем фото пара стояла с кубком в руках, а на груди у них красовались две половинки броши.
– Подделка один в один, как настоящая брошка. Ты видишь? – прошептал Иванцов на ухо Филину, кивая то на фальшивую брошку, то на фото в альбоме. Митя кивнул в ответ.
– После победы в школе организовали кружок бальных танцев, – продолжала библиотекарь. – Брошь стала талисманом. Перед важными конкурсами ее надевали паре, которая должна была защищать честь школы. Это может показаться чудом, но пара с брошью всегда побеждала.
– Так уж и всегда? – переспросил Иванцов и тут же поймал осуждающий взгляд поверх очков от Инессы Поликарповны и тычок локтем в бок от Филипповой.
– Я так понимаю, традиция сохранилась? – спросил Филин.
– Да, – кивнула библиотекарь. – Я сама достаю брошь и прикрепляю ребятам на костюмы.
– Когда это было в последний раз?
– Недели четыре назад. Лилечка с Семушкой, наши звездочки из начальной школы, победили на городских соревнованиях, – она снова почти уколола взглядом Иванцова.
– Вы сами доставали брошь из витрины? – Филин продолжил задавать вопросы.
– Как и всегда, – подтвердила Инесса Поликарповна.
– Назад тоже сами положили?
– По-моему, да, – уже менее уверенно произнесла она. – Не могу вспомнить. Но витрину на ключ запирала я – это точно, и брошь была внутри.
– Вы могли кому-то доверить положить брошь на место?
– Могла, наверное, – Инесса Поликарповна силилась вспомнить. – Я же рядом стояла, и все были свои.
– Кто свои?
– Дети, родители, Полина – наш хореограф. Мы еще тогда с ней так сильно поспорили. Кристи-ночке нас даже разнимать пришлось. Она, знаете ли, не верит в силу броши. Говорит, брошь – это всего лишь брошь, – Инесса нервно хохотнула. – Еще наши выпускники были.
– Выпускники? – навострил уши Филин.
– Да. Наши лучшие бальники. Прошлогодний выпуск. Все победители, кстати, как на подбор. Они часто приезжают новичков поддержать и поздравить. Вы что, думаете, это кто-то из своих? – Она вдруг побледнела. – Нет! Что вы?! Это невозможно. Да и зачем?
– Вы помните, кто был из выпускников?
– Как я уже упомянула, была Кристиночка. Еще Ваня и Саня с Пашей.
– В этом альбоме есть их фотографии? – Филин принялся листать старый альбом дальше.
– Нет. Но есть на стендах возле танцзала.
– Отлично, – Филин записал имена и продолжил: – После этого вы доставали брошку?
– Не было необходимости, – Инесса покачала головой. – Следующий большой конкурс только через два месяца.
– То есть, если бы не замена витрин, вы бы еще два месяца не обнаружили подделку?
– Совершенно верно, – согласилась Инесса Поликарповна.
– Кто-то еще может открыть витрины?
– Тот, кто возьмет ключ. Но у меня все записано: кому, когда, от какой витрины и зачем я его выдавала. Сразу скажу: ключ от витрины с брошью никто не брал. Ну, кроме… сборщиков. Сегодня.
– Можно я пересниму фотку броши из альбома? – Митя достал из кармана телефон.
– Можете, молодой человек, – Инесса Поликарповна махнула рукой.
Команда собралась в штабе в шесть вечера. Аня, Лена и Иванцов застали Филина перед рабочей доской. Он стоял и молча смотрел на единственную фотографию броши, которую приколол по центру в самом верху.
– Итак, что у нас есть, – он повернулся к ребятам. Все разместились на кресле и диване с кружками горячего кофе в руках. – Из школьной витрины украли брошь. Ее не просто украли. Ее подменили копией. Очевидно, кто-то хотел, чтобы кражу не заметили. Сама Инесса подтвердила, что подмену она не обнаружила бы еще пару месяцев – до следующего конкурса, если бы не новые витрины.
Филин повернулся к доске, прикрепил на нее два листка и написал: «Подмена» и «Два месяца».
– Последний раз настоящую брошь Инесса Поликарповна надевала Лиле и Семе на конкурс четыре недели назад, – продолжил Филин. – Она помнит, как брала ее, а, как положила обратно, вспомнить не может. Но она точно уверена, что витрину запирала сама и брошка была уже внутри. Верно?
Все дружно кивнули.
Филин прикрепил на доску еще четыре листка: «Четыре недели», «Брала сама», «Открывала и закрывала сама», «Кто положил?».
– Важно, – он поднял вверх фломастер: – До сегодняшнего дня – это тоже подтвердила Инесса, – ключ от этой витрины никто не брал и ее не открывали. Что нам говорит этот факт?
– Брошку подменили в тот день, когда выиграли Сема и Лиля, – ответил Иванцов. – До того, как Инесса закрыла витрину на ключ.
– И все это время в витрине лежала подделка, – добавила Лена.
Филин одобрительно кивнул, а на доске появилось еще два листка: «Под замком» и «Поддельная».
– Тут мы возвращаемся к особенной детали, – Филин постучал фломастером по фотографии на доске. – Похищенная брошь не драгоценная, но имеет свою ценность.
– Для узкого круга людей, – уточнил Иванцов.
– Она своего рода мифический артефакт, который, по легенде нашей школы, помогает побеждать на конкурсах бальных танцев: – Филин снова прикрепил листки на доску и написал: «Не драгоценность», «Легенда», «Узкий круг посвященных», «Бальные танцы», «Победа».
Затем сел на свободное кресло и долго смотрел на доску. Встал, взял со стола нитки и кнопки. Соединил черной ниткой два листка: «Подмена» и «Не драгоценность» и повернулся.
– Что это значит?
– Подменять не драгоценность нет смысла? – Лена сдвинула брови.
– Ее бы просто украли, – согласился Митя. – Вещица мелкая, хлоп и в карман. Но в нашем случае кто-то заморочился, сделал копию, зная, что ее не хватятся еще несколько месяцев. Тут у нас соединяются другие карточки.
Он прикрепил к доске кнопками красную нитку и проложил дорожку через карточки «Подмена», «Легенда», «Узкий круг посвященных», «Бальные танцы» и «Победа».
– Что теперь скажете?
– Ее подменил тот, кто верит в ее легенду, – снова ответила Лена.
– Она нужна ему, чтобы победить, – добавил Иванцов.
– Кажется, у нас сужается круг подозреваемых, – проговорил Филин.
Он продлил красную нить до карточек «Четыре недели», «Кто положил?» и добавил карточку «Кто стоял рядом?».
– Кто же этот самый узкий круг, который окружил Инессу Поликарповну месяц назад? – задал он следующий вопрос. – Мы же помним – с тех пор витрину не открывали.
– Лиля и Сема, – тут же ответила Лена.
– Их родители, – добавила Аня.
– Инесса Поликарповна, Полина и выпускники, – выдохнул Иванцов.
Филин молча повернулся к доске и прикрепил на нее два листа.
– Ребята и родители, – пояснил он. – Имена, фамилия, краткие сведения.
– Где взял? – удивился Иванцов.
– Пока вас ждал, залез на сайт школы и прочитал статью про тот самый конкурс. В ней чего только не написано! Даже фото есть. Ну а родителей уже в соцсетях нашел.
– Что ты еще нашел? – спросила Лена.
– Не нашел, а сфотографировал. Наших прошлогодних выпускников с доски победителей. Паша и Ваня – это Павел Вяземцев и Иван Сыченко, – Филин приколол на доску две фотографии. – На фото они с парами. С Павлом танцует Оля Романова, с Иваном – Мария Прошкина. А Кристина и Саша – это Кристина Ри и Саша Дагаров, – фото еще одной пары появилось рядом.
Хореографа Полину и Инессу Поликарповну Филин написал на отдельных листочках и тоже добавил на доску.
– Что теперь скажете? – Митя снова сел на кресло и принялся разглядывать красную нитку.
– Это не дети, – ответила Лена. – Они слишком малы.
– И не родители, – добавил Иванцов. – Ради ребенка, конечно, на многое можно решиться, но чтобы подделать брошь?.. Да и зачем? Ребятам и так ее надевают на соревнования.
Филин убрал с доски два больших листа.
– Листки «Не драгоценная», Инессу и Полину тоже убираем, – это снова был Иванцов. – Инесса – хранитель, а хореограф – атеистка. Вообще в брошку не верит и ругается с Инессой.
Филин еще раз убрал лишнее:
– Что остается?
«Подмена»
«Четыре недели»
«Под замком»
«Два месяца»
«Легенда»
«Победа»
«Узкий круг посвященных»
«Бальные танцы»
«Брала сама»
«Открывала и закрывала сама»
«Кто положил?»
«Кто был рядом?»
Филин выстроил листки в столбик и, проводя пальцем от одного к другому, принялся проговаривать вслух:
– В школе пропала брошь. Ее не просто украли, а подменили. Случилось это четыре недели назад, в тот день, когда Лиля и Сема выиграли конкурс. Все это время под замком была подделка. Ее не должны были обнаружить еще два месяца. Возможно, брошь хотят вернуть. Тот, кто взял, верит в легенду, и ему нужна победа. Это очень узкий круг людей, и все они связаны с бальными танцами. Инесса помнит, как сама доставала брошь в день соревнований из витрины, но кто положил обратно? Тот, кто был рядом.
Листки закончились, а сразу под ними на доске оказались приколотыми фотографии выпускников.
– Получается, кто-то из них? – спросила Лена.
– Они уже победители, – напомнил Иванцов. – Зачем им брошь?
– Были победителями, – подала голос Аня. Последние несколько минут она не отрывалась от планшета. – Я тут немного в Инете пошарила, и знаете что? После школы наши победители перешли во взрослую лигу и спустились с пьедестала. Целый год карабкались обратно, но никто из них не смог подняться выше второго места. А три недели назад… вдруг… на городском конкурсе победили… – Она театрально выдержала паузу, а потом произнесла, словно вот прямо сейчас объявляла победителей: – А-а-александр Дага-а-аров и Кристина-а-а Ри-и-и!
– В тот день, когда Инесса видела настоящую брошку в последний раз, они вместе приходили в школу, – припомнила Лена.
– Точно, – ребята переглянулись.
– Видео с конкурса есть? – Филин сел рядом с Аней.
– Нет. Только заметка про победителей на сайте Дворца танцев. Но в это воскресенье в нашем городе состоится региональное первенство, – она открыла новую вкладку на планшете и показала афишу. – Это следующая ступень и шанс пройти на всероссийские состязания.
Филин подошел к доске и убрал две лишние фотографии. Внизу списка остались Саша и Кристина.
– Мы что, нашли похитителей? – Иванцов даже немного растерялся. – Вот так, не выходя из штаба?
– Вообще-то, это еще доказать нужно, – осадила всех Лена. – И заодно брошку вернуть.
– Как мы это сделаем? – тут же озадачился Иванцов.
– Поймаем с поличным, – глаза Филина сверкнули. – Если брошь украли, чтобы выигрывать, мы увидим ее на груди у вора. В это воскресенье.
– Мы что, идем на танцы? – выпалили в два голоса Лена и Аня.
– Мы идем на танцы, – подтвердил Филин.
Зал Дворца танцев был полон зрителей. Музыка гремела так, что хотелось заткнуть уши.
– Брошка здесь. Я носом чую, – Филин плюхнулся на свое место рядом с Иванцовым.
– Вы опоздали, – Лена с укором посмотрела на мальчишек. – Пары уже на паркете.
– Под каким номером наши подозреваемые? – пытаясь перекричать музыку, спросил Иванцов.
– Ты чего? – Аня постучала пальцем по виску. – Саша и Кристина – номер одиннадцать.
– А всего сколько?
– Двадцать.
– Ого! Как их рассмотреть в такой толпе? Они же еще и танцевать будут. Все. Одновременно.
– Мы в первом ряду, – успокоил его Митя. – Увидим.
– Павел с Ольгой и Ваня с Машей тоже сегодня соревнуются, – сообщила Лена. – Их объявили. В конце. Я слышала.
– Может, не будем отвлекаться? – укорил Иванцов.
– Не будем, – согласился Филин. – Номер одиннадцать.
Заиграл вальс. Пары соединили руки.
Раз-два-три… Раз-два-три…
С легкостью и изяществом участники заскользили по паркету. Они то кружились в вихре, то замедлялись, останавливались и замирали в глубоких изгибах.
– Я не вижу у них брошку, – Филин кусал губы.
– Я тоже, – присоединился Иванцов. – В глазах рябит от блеска.
– Броши у них нет, – твердо сказала Аня. – Или мы ее не видим.
– Думаешь, спрятали? – предположила Лена. – Прикололи куда-то, где не увидишь?
– Не-е-е, – возразил Иванцов. – Это так не работает. Вы что, сказок не читали? Артефакт всегда действует так, как его создали.
– Согласен, – кивнул Филин. – Брошку нужно приколоть на грудь, и никак иначе.
Вальс сменило танго, затем венский вальс. После пятого танца арбитры вывели на экран результаты первого тура. Лидировала пара номер пять. Вторыми, с минимальным отрывом, оказались Саша и Кристина.
– Они почти победили! – выкрикнула Лена.
– Видимо, на себя в первом туре понадеялись, но недотянули, – кивнул Филин. – Уверен, сейчас мы увидим брошку. Они ее наденут, чтобы стать первыми.
Ведущий объявил выход. Все пары вернулись на паркет. Костюмы стали еще пестрее: яркие цвета, рубашки и платья, расшитые камнями, пайетками и перьями. Саша и Кристина оделись в стиле тореадоров.
– Решили взять быка за рога, – указал на них Иванцов.
Самба и ча-ча-ча сорвали бурю аплодисментов.
– У меня голова кружится, – щурилась Лена. – Когда они уже остановятся?
– Плащи закрывают их с двух сторон, – сетовала Аня. – Я не вижу, есть ли брошки на груди.
Филин скрежетал зубами. Музыка сменилась. Спокойная румба позволила всем замедлиться и даже на пару секунд остановиться. Мите этого хватило.
– Вы видели?! – Он вскочил с места. – Вот здесь, – Филин показал на левое плечо. – Плащи чем-то пристегнуты. – Брошками?
Ребята уставились во все глаза, пытаясь рассмотреть то, что увидел Филин.
– Отсюда не видно, – Митя метался из стороны в сторону.
– Может, бинокль дать? – предложил Иванцов.
От неожиданности все трое раскрыли рты.
– У тебя есть?
– Отцовский. Захватил на всякий случай. И забыл, – Иванцов растерянно пожал плечами и, пытаясь оправдаться, добавил: – Мы же в первом ряду.
– Давай быстрее! – Митя рванул бинокль и тут же прильнул к нему. – Где они?
– Напротив жюри, – выкрикнула Лена.
Митя развернулся, замер и даже дыхание задержал. Несколько секунд показались вечностью. Потом он медленно опустил бинокль и отрицательно покачал головой.
– Там что-то похожее на быков. – Аня выхватила бинокль и тут же нашла пару. На секунду задержалась и кивнула: – Быки.
Разочарованные, ребята уселись на свои места.
– Нашей счастливой мифической брошки у них нет, – констатировал факт Иванцов. – Что дальше делать будем?
Мифической! Слово зазвенело у Филина в голове, а мысли поскакали в такт пасадоблю. Как же он сразу не понял? Митя снова схватил бинокль и принялся шарить по залу взглядом.
– Под какими номерами танцуют остальные?
– Кто? – Ребята не сразу поняли вопрос.
– Павел с Ольгой и Ваня с Машей.
– Девятнадцать и двадцать, – протараторила Лена.
– Они же проигрывают, – растерялась Аня.
– Вот именно! – не отрываясь от бинокля выпалил Филин. – Иванцов вовремя напомнил: брошка – миф! Это значит… – Филин замолчал, а потом вдруг сорвался с места.
– Эй! – Ребята бросились вслед за ним.
Протискиваясь между рядами, спотыкаясь и перепрыгивая через брошенные на полу у зрительских кресел сумки и рюкзаки, они добежали до противоположного края паркета и остановились.
– Может, объяснишь? – набросились они на Филина.
– Брошка – миф, – Митя посмотрел на ребят, – значит, она не помогает. Значит, она не у победителей. Она, – он кивнул головой в сторону ближайшей пары на паркете, – у проигравших.
Ребята оглянулись. Прямо перед ними замерла в финальном поклоне пара номер девятнадцать – Павел и Ольга. А на груди у них сверкали танцор и танцовщица – две половинки одной броши.
– Инесса Поликарповна винит себя, – Митя раскрыл пакетик с леденцами и протянул друзьям.
Ребята снова сидели на трибунах Дворца танцев. Через несколько минут начиналось первенство города в классической программе.
– В том, что Павел подменил брошь? – спросил Иванцов.
– В том, что он потерял веру в себя. Знаете, что она мне сказала?
«Паша был одним из лучших бальников в нашей школе. Всегда выигрывал. Брошь была ему не нужна. Но я думала, что это хорошая традиция. Мне даже в голову не приходило, что без этой броши Паша растеряет свою уверенность».
– Да, странная история. Так верить…
Митя в ответ кивнул:
– Я был в библиотеке, когда Павел принес брошь. Он рассказал, как начал проигрывать. Что ни делал, подняться выше второго места не мог. Потом он вспомнил историю броши, и у него созрел план – сделать копию, а оригинал забрать себе, чтобы всегда побеждать. Правда, ювелир, который вызвался помочь, механизм сделать не смог. Павлу не сказал, а тот не проверил и очень удивился, что подмену так быстро обнаружили.
– Это его Инесса попросила тогда положить брошь на место? – спросила Лена.
Митя отрицательно покачал головой:
– Брошку Кристина положила. Но там какая-то заваруха началась между Инессой и Полиной. Из-за броши. Ну, вы же знаете, Полина против… Не забивайте голову детям, и все такое. Кристина побежала Инессу спасать и витрину не закрыла. Вот тогда Паша ее и подменил.
– Почему же он сразу не воспользовался? – спросил Иванцов. – Помните соревнования, в которых Саша и Кристина победили? Кстати, эта победа нас с толку и сбила.
– Да, брошка тогда уже у Паши была, но Оля заболела, и они не участвовали. А когда он о победе Саши и Кристины узнал, сомнений не осталось – решил ее использовать.
– А мне его жалко, – вздохнула Аня. – Помните Пашкины глаза, когда мы после конкурса в гримерную всей толпой нагрянули? Там и Оля была. Она вообще думала, что это Инесса брошку им дала.
– Помочь даже ему захотелось, – согласился Митя.
– Ага, – кивнула Филиппова. – Ты такой: «Мы можем отнести брошь в школу. Скажем, что нашли…» Я даже растерялась.
– Все хорошо, что хорошо кончается, – Иванцов радостно растянулся на сиденье. – Брошка вернулась на свое место, а Инесса Поликарповна теперь сто раз подумает, приучать ли детей к «счастливой броши» или пусть она остается красивой историей.
– Она, между прочим, хотела ее Павлу насовсем отдать. Но он отказался. Сказал, ему нужна своя брошь. Кстати, сегодня мы ее увидим, – Филин загадочно сверкнул глазами.
Аня тут же хотела все выяснить, но ведущий объявил выход пар. Павел и Ольга вышли на середину паркета. Она была ярко освещена и всем показалось, что загорелись два факела: их костюмы были огненно-желтыми.
– Брошки на груди, – сообщила Аня.
– Это какая-то птица? – спросила Лена.
– Феникс, – ответил Иванцов. – Он сгорает, а потом возрождается из пепла.