Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое.
Альфонс Жан Карр
В этой главе:
1. Как выбрать идею
2. Пишем бизнес план
3. Изучаем конкурентов
Выбирайте то, что приносит радость!
Выбирая направление вашего будущего бизнеса онлайн, опирайтесь в первую очередь на своё сердце. То, к чему лежит душа и что приносит радость, – пойдёт легко и просто. Если вы выберите денежную нишу, но далёкую от склада вашего характера, вы вскоре возненавидите всю вашу деятельность, и она не будет удачной.
Помню, что до того, как стать дизайнером, я по настоятельной рекомендации родителей устроилась работать бухгалтером. Меня хватило на три дня. Дальше свет померк перед глазами, и появилось ощущение, что жизнь закончилась. Бухгалтерия – это точно не моё!
Помните, что неправильно выбранная деятельность может реально искалечить психику.
Это не значит, что надо во главу бизнеса ставить мелкие увлечения. Например, я ничего не умею, но хорошо играю в компьютерные игры. Как бы на этом заработать? Представьте себе, на этом можно заработать, продавая виртуальные предметы, раздобытые или прокачанные в играх (мечи, броню), можно за деньги учить прохождению игры или прокачивать персонажа, можно делать обзоры видеоигр, а еще можно стать очень крутым киберигроком и получать тысячи долларов в месяц.
Но тут нужно понимать, что, не имея навыков, образования, талантов, а лишь умея делать то, что умеют многие другие, – придётся стать одним из лучших. А на это уйдет много времени и сил. Обогнать миллионы конкурентов? Если это вам под силу, – тогда вперед!
Для более приземленных людей (таких, как автор этой книги) я советую всё же вначале получить некоторые знания и навыки, близкие вашему складу характера, а потом на их основе открыть онлайн бизнес или онлайн школу.
Выбирая идею, ориентируйтесь на несколько важных факторов:
– Необходимые вложения.
– Необходимый уровень знаний и специальных навыков.
– Востребованность продукта.
– Совместимость с вашим характером.
Вложения надо обязательно просчитать, потому что при переходе на фриланс или открытие ИП, может оказаться, что первые месяцы прибыли не будет, или она будет незначительной. Потребуется финансовая подушка безопасности, чтобы вы не остались без средств к существованию. Именно для этого составляется бизнес-план. Даже на небольшой заработок надо просчитать все возможные расходы, чтобы понимать, сколько средств потребуется в начале вашего нового пути.
Знания и навыки тоже приходятся на затратную часть бизнес-плана, потому что редко хорошие знания даются бесплатно.
Ну и конечно, многое будет зависеть от востребованности вашей услуги или товара. Если вы решили предоставлять услуги онлайн, сначала посмотрите, что чаще всего предлагают сайты конкурентов и биржи фриланса. Сколько составляет стоимость услуги (от и до), среди какой целевой аудитории она востребована, где искать клиентов, сколько вы заработаете в месяц и т.д.
Если всё это не просчитать и не продумать, – вы можете попасть в ситуацию, когда ваши личные деньги закончатся, а новый бизнес ничего не приносит. В такие моменты, не дождавшись результатов, многие бросают свою деятельность и говорят: «я ничего не смог продать в Интернет, вернусь ка я на свою ненавистную работу». В данном случае это не потому, что в сети Интернет нет клиентов или нет денег, а лишь потому, что идея была выбрана неправильно или бизнес не развивался.
Один мой клиент заказал дорогой сайт по продаже «жидких» окон (окна из ПВХ пленки) и с удивлением спросил: а почему нет заказов, у меня ведь не так много конкурентов? Заказов не было по двум причинам: малоизвестный материал, люди просто не знали о «жидких» окнах, и сайт без раскрутки никто не находил.
Так вот, выбирая идею, нужно не ошибиться со всеми тремя составляющими: финансовыми вложениями, востребованностью товара или услуги, уровнем своих знаний в данном направлении. И конечно, лучше выбрать деятельность, близкую к вашему складу характера и начальным знаниям в этой сфере, а не изучать что-то совершенно новое.
Приведу пример.
Я изучала графические программы, была верстальщиком и редактором журналов. Близкой деятельностью для меня стал дизайн полиграфии и веб-дизайн. Но после увольнения из офиса, прежде чем стать дизайнером, я попробовала другие направления работы, в том числе: бухгалтерский учет, менеджмент продаж, шитье одежды, даже пыталась открыть магазин косметики.
Все это оказалось для меня сплошным стрессом. И только когда я получила заказ на дизайн, пусть даже он не принес мне вначале много денег, – я ощутила спокойствие и тихую радость. Делать макеты дизайна стало моим путём с сердцем! Веб-дизайн также оказался той деятельностью, что приносила удовлетворение. Сейчас я получаю кайф от написания книг.
Я так рада, что не стала себя насиловать и заниматься, например, бухгалтерским учётом.
Резюме:
Выбирайте идею бизнеса, близкую вам, приносящую радость.
Посчитайте необходимые денежные затраты на переход на фриланс или открытие фирмы. И изучите конкурентов, как они подают такие же услуги или продают похожие товары. Все классные идеи запишите и потом используйте в своей работе. Например, посмотрите всякие полезные «фишки» на сайте конкурентов и сохраните их в виде скриншотов для своего будущего сайта; узнайте цены и уникальные торговые предложения для вашей сферы; обратите внимание, как конкуренты подают свои услуги для разных сегментов целевой аудитории и т.д.
Если вы собираетесь открывать веб-студию, то бизнес план обязательно нужен, необходимо учесть много факторов, чтобы просчитать будущую прибыль. Но нужен ли бизнес план маме в декрете, которая решила подработать, создавая логотипы? Однозначно нужен, может не такой большой и развернутый как для онлайн компании, но всё же надо понимать, какие будут затраты и сколько в результате можно заработать.
Бизнес план не нужен только в случае совсем небольшой подработки на выполнении тестовых заданий. Стоимость этих заданий – пара центов, так что там просто трата времени и копеечная прибыль. Но на месте мамы в декрете, будущего дизайнера, я бы составила небольшой план. Этот план должен включать расходы и доходы. Так что поделите лист бумаги на две половины и запишите слева все расходы, которые предстоят в связи с новой деятельностью. А справа – возможную прибыль в течении первых трёх месяцев.
Мини бизнес-план
Расходы:
Обучение разработке логотипов – 20 000 руб. 10 занятий с преподавателем.
Покупка современного ноутбука и монитора к нему – 80 000 руб.
Создание сайта специалиста (на конструкторе сайтов) – 30 000 руб.
Продвижение услуг специалиста – от 30 000 руб. в месяц.
Мелкие расходы (мышка, тетрадь для записей, печать, антибликовые очки и т.д.) – 10 000 руб.
Открытие ИП от 10 000 руб.
ИТОГО: 180 000 руб.
Доходы:
Первый месяц: разработка логотипа 5 логотипов по 10 000 руб.
ИТОГО: 50 000 руб.
По такому бизнес плану получается, что в первые месяцы специалист уйдет в минус. Поэтому нужна финансовая подушка безопасности, например, 100 000 руб. в запасе.
В данном случае выгодно искать такую подработку тем, кто уже имеет нужную оргтехнику, способен быстро обучиться (например, за 5 уроков), создать сам сайт на конструкторе и открыть ИП бесплатно, не обращаясь к бухгалтерам.
Тогда получается:
Обучение разработке логотипов – 10 000 руб. 5 занятий с преподавателем.
Покупка современного ноутбука и монитора к нему – 0 руб.
Создание сайта специалиста (на конструкторе сайтов) – 8000 руб. (оплата услуг конструктора, домена и сертификата безопасности для сайта).
Продвижение специалиста – от 30 000 руб. в месяц.
Мелкие расходы (мышка, тетрадь для записей, печать, антибликовые очки и т.д.) – 5 000 руб.
Открытие ИП от 600 руб. (госпошлина).
ИТОГО: 53 600 руб.
Доход:
разработка логотипа 5 логотипов по 10 000 руб.
ИТОГО: 50 000 руб.
И специалист все еще в минусе в первый месяц. В принципе это не страшно, потому что в следующем месяце будет больше заказов и меньше расходов, тогда можно выйти даже на прибыль.
Но этот мини-бизнес план показывает, что в принципе разработка логотипов слишком узкая ниша и годится только как подработка, но не как основная работа. Если дизайнер хочет выйти на нормальный доход, то он должен расширить спектр своих услуг. И найти те услуги, которые стоят дороже логотипов. Кроме разработки логотипов можно предлагать услуги: фирменный стиль, бренд-бук, дизайн сайтов, дизайн рекламных макетов и полиграфии, дизайн наружной рекламы, дизайн сувенирной продукции, дизайн выставочного места, обработка фото (обрезка фона), монтаж и коллаж, обучение графическому дизайну и т.д.
Давайте пересчитаем наш бизнес план с учетом того, что мы расширили список услуг.
Расходы:
Обучение разработке сайтов – 10 000 руб.
Покупка современного ноутбука и монитора к нему – 80 000 руб.
Создание сайта специалиста (на конструкторе сайтов) – 30 000 руб.
Продвижение специалиста – от 30 000 руб. в месяц.
Мелкие расходы (мышка, тетрадь для записей, печать, антибликовые очки и т.д.) – 10 000 руб.
Открытие ИП от 10 000 руб.
ИТОГО: 170 000 руб.
Доходы:
Первый месяц:
разработка логотипа 3 шт. по 10 000 руб.= 30 000 руб.
Два дизайна сайта по 15 000 руб. = 30 000 руб.
Дизайн полиграфии и сувенирки = 10 000 руб.
Дизайн наружной рекламы (оформление магазина) = 15 000 руб.
Фирменный стиль = 20 000 руб.
Мини бренд-бук к нему = 10 000 руб.
Обучение дизайну, 1 ученик = 10 000 руб.
ИТОГО: 125 000 руб.
Итак, в первый месяц дизайнер все ещё в минусе, но его доход за счёт расширения услуг значительно вырос. Однако эту работу уже не назовешь подработкой, так как она займет всё рабочее время.
Давайте посмотрим второй месяц работы дизайнера.
Расходы:
Продвижение специалиста – от 30 000 руб. в месяц.
Текущие канцелярские и прочие расходы – 10 000 руб.
Пенсионные взносы и налог ИП 4 000 руб.
ИТОГО: 44 000 руб.
Доход:
С учетом доработки макетов с первого месяца, чуть меньший объем работы и дохода, например, 80 000 руб.
И вот, дизайнер уже выходит на прибыль: примерно в 40 000 рублей. «Не много», – скажите вы и будете правы. Но давайте посмотрим третий месяц работы дизайнера.
Расходы те же:
Продвижение специалиста – от 30 000 руб. в месяц.
Текущие канцелярские и прочие расходы – 10 000 руб.
Пенсионные взносы и налог ИП 4 000 руб.
ИТОГО: 44 000 руб.
Доходы:
Цены на услуги увеличены (дизайнер уже не начинающий, а специалист).
Разработка логотипа 3 шт. по 15 000 руб.= 45 000 руб.
Два дизайна сайта по 25 000 руб. = 50 000 руб.
Дизайн полиграфии и сувенирки = 15 000 руб.
Дизайн наружной рекламы (оформление магазина) = 20 000 руб.
Фирменный стиль = 25 000 руб.
Мини бренд-бук к нему = 15 000 руб.
Обучение дизайну, 1 ученик = 15 000 руб.
ИТОГО: 185 руб.
Получается доходы минус расходы в третьем месяце: 141 000 руб. Уже не плохо. Такую зарплату нужно еще поискать, особенно в маленьких городах. Предположим, дизайнеру устал и несколько сбавил ритм и заработал не 185 000 руб., а всего 130 000 руб. Всё равно за минусом расходов получается 86 000 руб. И это сидя дома, в комфортных условиях, без пробок, без противного босса и корпоративной одежды. Считаю, – оно того стоит.
Для примера давайте просчитаем ещё услуги разработчика сайтов (фрилансера).
Конечно, фрилансер зарабатывает в разы меньше, чем специалист, который открыл ИП или ООО, но всё же интересно, сколько может быть доход такого фрилансера. Предположим, что он уже умеет программировать сайты.
Расходы:
Оплата субподряда на 3 сайта – 60 000 руб. дизайн сайтов (заказ у веб-дизайнера), Разработка логотипа: 30 000 руб.
Хостинг и домен на 3 сайта: 10 000 руб.
Продвижение на биржах фриланса: 20 000 руб.
Пенсионка и налоги: 4 000 руб.
ИТОГО: 124 000 руб.
Доходы:
3 сайта по 100 000 руб. = 300 000 руб.
Продвижение трех сайтов, настройка ЯндексДирект 15 000 руб. х 3 сайта = 45 000 руб.
Сопровождение сайтов 10 000 руб. х 3 сайта = 30 000 руб.
ИТОГО: 375 000 руб.
Чистая прибыль: 251 000 руб. – не плохо, и всего-то надо найти трех клиентов на разработку сайта.
Предположим, что разработчик сайтов обленился и нашёл всего одного клиента в месяц. Получится прибыль всего 68 000 руб., но расходы можно немного сократить за счет того, что найти более дешевых подрядчиков, или как чаще всего бывает, что логотипы уже есть у фирмы, которая обращается к разработчику сайтов. Или можно поднять ценник на свои услуги, например, сделать сайт за 120 000 руб., настройку ЯндексДиректа сделать не за 15 000 руб., а за 25 000 руб., сопровождение сайта увеличить до 15 000 руб.
Тогда разработчик сайтов может выйти на стабильный доход в районе 90 000-100 000 руб.
Это не готовый бизнес-план, он сделан примерно, без учета нюансов, дополнительных доходов и расходов. Я привела его лишь для того, чтобы убедить вас, дорогой читатель, что просчитывать надо любой самый маленький бизнес, и тогда будет проще понимать, стоит ли открывать его или поискать другое направление (как вариант: расширить нишу).
Я привела цены для крупных городов, но в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург сайты стоят намного дороже. А вот в небольших городах и сельской местности стоимость сайтов может быть невысокой, поэтому специалистам надо искать клиентов из крупных городов. Ведь сейчас удаленная работа доступна в любом месте, – лишь бы был скоростной интернет.
На самом деле полноценные бизнес-планы делаются намного сложнее, на их подготовку могут уйти недели. Нужно сделать анализ цен и конкурентов, точно узнать стоимость услуг и ваших расходов. Иногда предприниматели заказывают расчет бизнес-плана у экономистов или финансовых консалтинговых фирм. Кстати, еще одна прекрасная онлайн ниша: финансовый консалтинг, – но тут без образования и опыта не обойтись.
В любом бизнес-плане можно выделить такие разделы:
Резюме.
Информация о компании.
Анализ рынка.
Организация и менеджмент.
Финансовые параметры.
Описание продукта (услуги).
Маркетинг и продажи.
Финансирование.
Прогнозы.
Приложения.
Давайте я приведу пример более сложного бизнес-плана для онлайн школы. В своё время я не сделала просчёт этого бизнеса для себя, и когда пришло время открыть свою онлайн школу, – оказалось, что у меня недостаточно финансов для полноценного продвижения. Поэтому не допустите такой же ошибки (было потрачено больше года на подготовку онлайн школы), сделайте нормальный бизнес-план, подготовьте средства и только тогда приступайте к открытию большого онлайн бизнеса.
Бизнес план для онлайн школы «Обучение дизайну онлайн».
Предполагается онлайн школа с одним коучем, тремя дополнительными преподавателями, тремя кураторами, двумя менеджерами и техническим специалистом (все сотрудники удаленные).
Анализ рынка: есть пять крупных школ той же направленности (Скилбокс, Нетология и т.д.). Найти их можно в поиске Яндекса, набрав ключевое слово: «обучение дизайну онлайн».
Организация и менеджмент: форма организации ИП с сотрудниками, менеджмент: два менеджера и периодически привлекаемый маркетолог.
Финансовые параметры: заработок за счёт обучения учеников на онлайн курсах, основная модель: вебинарная (набор учеников на вебинарах).
Описание продукта (услуги): курсы дизайна в записи (видеоуроки): курс векторной графики, курс растровой графики, курс веб-дизайн, курс «Специалист по дизайну рекламы», курс «Допечатная подготовка», мини-курс «Разработка логотипов».
Маркетинг и продажи: разрабатывается стратегия.
Финансирование: собственные средства и заем.
Прогнозы: выход на самоокупаемость через 6 месяцев, прибыль с седьмого месяца, к концу года выход на доход в месяц 500 000 – 600 000 руб.
Приложения: расходы и доходы, прототип сайта, схема автоворонки, маркетинговая стратегия.
В основе этого бизнеса лежит проведение вебинаров, создание автоворонок и продажа онлайн курсов, обучение с участием кураторов. Сам организатор может проводить вебинары, записывать новые курсы и быть личным коучем по вип-тарифу.
Расходы (без указания цен):
Запись и редактирование видеоуроков (должен быть профессиональный звук, видео, монтаж).
Зарплата сотрудников и налогов (в том числе пенсионных и страховых взносов за сотрудников).
Рекламный бюджет.
Оплата вебинарных комнат.
Разработка сайта (автоворонки).
Доходы:
Продажа основных курсов.
Продажа дополнительных курсов.
Личное консультирование.
Я не привожу конкретные цифры, в этом направлении онлайн бизнеса вы должны будете конкретно просчитать все расходы и возможные доходы, иначе бизнеса не получится.
Когда речь идет об электронной коммерции, особенно торговле товарами, бизнес-план должен быть проработан особенно подробно и чётко. Ведь речь пойдет о приобретении товаров, а значит, больших тратах денег.
Например, вы увидели на китайском сайте украшения, стоящие триста рублей. Вы решили их продавать за шестьсот рублей. Получается неплохой доход: 100%. Свой интернет-магазин вы просчитали вместе с продвижением, получается дорого, и вы решили продавать товар на маркетплейсах. Но маркетплейсы берут свой процент и это не 1-2 процента, а гораздо больше. Например, 30-40% от вашего дохода. Плюс у вас будут транспортные расходы на то, чтобы привезти товар. Ко многим товарам сейчас требуется сертификаты и лицензии, это тоже трата денег. Ещё нужен склад, то есть, аренда помещения.
При хорошем раскладе у вас будет прибыль 5-10 %, но нужно еще поставить цену чуть ниже рыночной, чтобы обогнать конкурентов (на том же Вилберис), иначе товар будет продаваться слишком медленно.
Предположим, после всех расходов, у вас осталось 4 % прибыли. Посчитайте, сколько нужно купить и продать цепочек, чтобы прилично заработать.
Это вам домашнее задание!
Цели анализа
Во время составления бизнес-плана (или даже простого просчёта расходов и доходов) нужно обязательно сделать анализ конкурентов. Это необходимо, чтобы:
– сформировать понимание стоимости вашего товара или услуги,
– создать конкурентное предложение,
– изучить конверсионные пути (превращение посетителя сайта в клиента),
– взять на вооружение чужие маркетинговые стратегии,
– понять, какие расходы есть в вашем бизнесе,
– избежать ошибок, которые допустили конкуренты,
– сделать свой бизнес лучше, чем у конкурентов.
Правильно поставьте цель такого анализа, что вы хотите изучить: как сделать сайт, как продвигаться, сколько клиентов можно найти в месяц, найти оптимальную цену продукта и т.д. Без цели такой анализ бесполезен!
Способы и методы
Изучить конкурентов для онлайн бизнеса можно, посмотрев их сайты, прочитав аналитические статьи, обратившись к сервисам аналитики и выдачам поисковых систем, изучив отраслевые рейтинги или обратившись к специалистам, которые сделают за вас такой анализ.
Параметры конкурентов
При изучении конкурентов, обращайте внимание на следующие параметры из бизнеса:
– общая аналитика отрасли (насколько быстро она развивается, сколько основных конкурентов у вас),
– сколько крупных фирм будут вашими конкурентами и сможете ли вы их обогнать и как (например, если вашими конкурентами по какому-то товару будут крупные маркетплейсы, такие как ЯндексМаркет, Вайлберис и т.д. – конкурировать будет очень сложно!),
– какую долю рынка занимают конкуренты (это называется «карта конкурентов),
– какие стратегии и маркетинговые шаги используют конкуренты для продвижения продукта,
– сделайте сравнительный анализ цен, выявите самую высокую, среднюю и самую низкую цену,
– выявите ключевые каналы продаж продукции (сайт, соцсети, магазины, сетевой маркетинг и т.д.),
– обратите внимание на рекламные каналы и методы продвижения,
– смотрите, как сделаны сайты конкурентов, какая у них посещаемость, по каким ключевым словам они продвигаются и т.д.,
– на основании анализа конкурентов опишите ключевых потребителей (сегменты ЦА),
– оцените сильные и слабые стороны конкурентов, сформируйте свое собственное УТП (уникальное торговое предложение),
– оцените свои риски и экономические угрозы конкурентов.
И это далеко не всё. Для каждого отдельного бизнеса могут быть дополнительные параметры. Например, для онлайн школы ещё оценивается личный бренд основного коуча в этой школе: грамотность речи, стиль одежды, оригинальность образа, уровень харизмы и т.д. Для бизнеса по разработке сайта оценивается технический уровень конкурентов, их соответствие трендам в веб-дизайне, наличие ошибок на продающем сайте и т.д.
Итоги анализа:
– Определить спрос в вашей сфере.
– Выявить 3-10 основных конкурентов.
– Определить список популярных услуг или топ товаров.
– Определить каналы сбыта и сегменты ЦА.
– Определить цены для своих товаров и услуг.
– Создать свою стратегию продвижения, направленную на обход конкурентов.
– Создать прототип своего сайта и автоворонки.
– Продумать возможные рекламные стратегии.
– Создать полноценный бизнес-план со всеми возможными доходами и расходами.
Резюме
Анализ конкурентов и создание бизнес-плана является необходимым и важным моментом. Без этих предварительных этапов можно слить весь бизнес в трубу, потратить кучу денег и ничего не получить. Отнеситесь серьезно к анализу конкурентов и составлению бизнес-плана. Если по итогам бизнес-плана получится, что вы в минусе или доход незначительный, – откажитесь от проекта или переупакуйте его.