При одном только упоминании о деловых переговорах у многих перед глазами сразу же всплывают кадры из остроумной британской комедии «Эксперт», более известной в сети под названием «Семь красных линий». Это забавная история о том, что бывает, когда обычному сотруднику ставят непосильную задачу нарисовать семь красных строго перпендикулярных линий, часть из которых должна быть нарисована зеленым цветом, а остальные непременно должны быть прозрачными. Каким бы смешным не было это видео, на самом деле большинство переговоров проходит именно так. Чтобы не повторять ошибок главных героев этой короткометражной ленты, при проведении настоящих переговоров необходимо хорошо понимать особенности такой формы коммуникации и основные требования, которые выдвигаются к ней в современных условиях развития предпринимательства, а также с точки зрения психологии и нейролингвистического программирования (НЛП).
Процесс проведения деловых переговоров можно наглядно представить в виде сложной паутины межличностных отношений, в которой тесно переплетаются не только интересы отдельных индивидов и их групп, но и основные ценности различных компаний, которые стремятся подписать контракт на наиболее выгодных условиях, получить желаемую прибыль, или укрепить свою деловую репутацию. Одни участники переговоров уже с первых минут общения всячески стремятся взять бразды правления в свои руки, а другие, наоборот, предпочитают выдержать небольшую паузу, внимательно наблюдая при этом за реакцией деловых партнеров. Бывает и так, что одна из сторон-участниц рассматривает переговоры исключительно как состязание, в котором необходимо победить любой ценой, а другая сторона в это время пребывает под таким сильным впечатлением от превосходства более влиятельного делового партнера, что не способна никоим образом отстаивать интересы своей компании.
Следовательно, умение вовремя идентифицировать партнера и его истинные намерения является настоящим искусством, учиться которому может каждый, кто заинтересован в успешном проведении деловых переговоров и получении конкретных результатов от такого взаимодействия.