Там, где Племя Настоящих Людей жило раньше, было много хороших кремней для изготовления рубил, скребков и топоров. Кремень вообще идеально подходит для этих целей: он твёрдый, легко раскалывается, образует очень острый край. И у племени не было проблем с материалами для наконечников копий, ножей и прочих нужных вещей. А на новом месте камни были мягкие, скребки крошились и быстро тупились, наконечники дротиков не пробивали шкуру зверя, и срубить даже небольшое дерево стало проблемой. Поэтому подростков племени по очереди отправляли в экспедиции за хорошими кремнями. Не поодиночке, конечно, а группами – мало ли что может случиться в дикой степи? Охотники разведали пару мест, где можно было наломать кремней, – карьеры располагались довольно далеко, полтора-два дня пути, но дело того стоило.
И вот теперь из-за болезни Ло Ши в путь должна была выйти следующая группа – Са Ша, Я Ша и Ма Ша. Уку Ша очень обрадовался, что его тоже берут. Ему казалось, что в последнюю весну все приятели стали его избегать, хотя он ничего плохого не делал. Но раз Я Ша, сам Я Ша, ученик шамана, берёт его с собой – значит, всё в порядке!
Перед дорогой Шаман обвёл вокруг каждого подростка защитный магический круг, прикоснулся к их лбам кончиком Заговорённого Медвежьего Когтя и сказал:
– Путь ваш недалёк и нетруден. Но будущее скрыто во тьме, и духи не хотят его показать. Мои заклинания вернут вас домой, но в каком состоянии, я не знаю. Надеюсь, духи по моей просьбе позаботятся о ваших жизнях… На такие мелочи, как здоровье, они обычно внимания не обращают. Так что на духов не полагайтесь и сами соображайте на месте, что и как.
Ещё считалось обязательным перед дорогой вознести моления Великому и Ужасному Уа-Уаху, духу-покровителю племени. Он жил в отдельной расщелине, богато расписанной углём и охрой. Тут тебе и охотники нападают на медведя, и женщины пляшут вокруг огня, и три мамонта пасутся над рекой, и Ма Ша собирает ракушки для Уа-Уаха, и юный саблезубый тигр Мы Ша с цветочком в левом ухе улыбается и машет лапой. Мы Ша приходил посмотреть на свой портрет, остался доволен, но попросил удлинить хвост. Хвост удлинили.
– О Великий и Ужасный Дух Уа-Уах, мы пришли вознести тебе моления! – сказала Ма Ша.
– Это я должен возносить моления, я – ученик шамана! – возмутился Я Ша, отпихнул Ма Шу и начал прыгать положенный заклинательный танец.
Уа-Уах высунулся из расщелины. Он был явно не в духе, хотя для духа быть не в духе – неправильное состояние.
– Кончай балет! – приказал он. – Лучше давай сюда, что принесли.
Я Ша с поклоном и тремя притопами положил перед ним большой плод дерева Буху. Плод был не очень зрелый, но для Буху ещё не сезон. Собственно, поэтому Я Ша его и принёс Уа-Уаху, а не съел сам. Ма Ша положила красивый белый камешек. В камешек была вделана ракушка, отливавшая перламутром. Это не Ма Ша её вставила, это так и было, а как такое получилось, Ма Ша не понимала. Ведь ракушки живут в воде, а не в камне. Может, это особая порода ракушек, которые плавают в толще камня? Ма Ше было немножко жалко дарить такое чудо, найденное ею позавчера в Белых Камнях, но она знала, что Уа-Уах любит красивые вещи. У него в пещере целый музей образовался из ярких полосатых кремней, пёстрых речных раковин и изящно изогнутых коряг.
Уа-Уах пнул плод дерева Буху и фыркнул ему вслед. Потом хотел пнуть и камень с раковиной, но рассмотрел его как следует и бережно подобрал.
– О Великий и Ужасный Дух Уа-Уах, даруй нам своё благословение на лёгкую дорогу и удачное возвращение, – попросил Я Ша.
– И чтобы мы набрали много кремня, – уточнил Са Ша.
– Не дарую! – закапризничал Уа-Уах. – Идите в опасный путь без моего благословения! Сами виноваты! Не уважаете! Не почитаете! Другого духа себе завели! Вот пусть он вам и дарует, что вам там надо. А старый Уа-Уах уже не нужен, позабыт-позаброшен…
Это Уа-Уах намекал на привидение, которое жило в пещере у Тё Шши. Она его случайно изготовила, когда варила первый в истории суп. Привидение было смирное, тихо висело в самом тёмном углу Тё Шшиной пещеры и на роль духа-покровителя племени не претендовало. Но Уа-Уах всё равно ревновал и ужасно обижался, что у племени есть ещё какой-то дух. Хотя дух был самодельный и совсем Уа-Уаху не соперник. Уа-Уах даже грозил Тё Шше страшными карами, если она не развоплотит своё привидение. Но Тё Шша своих не выдавала – не то воспитание. Она обозвала Великого Уа-Уаха старым ревнивым сайгаком и пригрозила изобрести ему мурлыкающий розовый бантик на нос, что сделает его посмешищем племени и навсегда лишит авторитета. Так что Уа-Уах был очень сердит.
– Как же мы пойдём в путь без твоего благословения? – огорчилась Ма Ша. – Мы же погибнем!
Уа-Уах колебался. Ма Ша его всегда уважала, дарила ему бусы и камешки… Да что там – Ма Ша спасла ему жизнь, вместе с ребятами вытащив его с островка посреди пруда и взяв с собой в тёплые края. Надо всё-таки ребят благословить, хотя он очень, очень обижен.
– И Шаман, и Тё Шша сказали, что путь опасен, – добавила Ма Ша, чем всё испортила.
– Ах, Тё Шша? Вот пусть она со своим фальшивым, недоделанным, глупым духом вас и благословляет! – завопил Уа-Уах и спрятался в расщелине. – А без моего благословения вы погибнете, погибнете, погибнете!
Ребята переглянулись. Плохое предзнаменование для начала пути, очень плохое.
– Может, не ходить? – робко намекнула Ма Ша. – Кремни в племени ещё не все кончились. Обождём несколько дней, пока он не придёт в хорошее настроение.
– И Шаман сказал, что не знает, что случится в дороге, а его заклинания охранят наши жизни, но не здоровье, – добавил Уку Ша. – То есть мы будем жить, но без глаза или со сломанной ногой.
Я Ша вздрогнул, посмотрел на свои ноги, потом сказал:
– Ты, Уку Ша, точно можешь не ходить, ты не обязан, а сам напросился. Ты потом пойдёшь, со своей группой.
– Я вас не брошу, – возразил Уку Ша. – Если идёте вы – иду и я. Хотя мне страшновато.
Са Ша пожал плечами.
– Я бы пошёл, – сказал он. – Надоело пещеры достраивать. В степи хоть развеемся, поглядим на другие края. А опасность есть везде. Вон позавчера саблезубы напали, утащили младенца у Ани Ши и её сильно порвали. Жить вообще опасно – так что же теперь, и гулять не ходить?
Ма Ша одобрительно посмотрела на Са Шу:
– Какой ты храбрый, Са Ша!
Са Ша приосанился.
– Так… того… ну да, – согласился он.
– Я тоже храбрый, – сказал Я Ша. – Но я ещё и умный. Разумно ли выходить в путь после того, как Великий Дух Уа-Уах нас практически проклял?
– Уа-Уах теперь всё время ворчит, он сильно с Тё Шшей не в ладах, – сказал Уку Ша. – А ещё с Тё Шшей поругались наши лучшие охотники, Оле Ша и Гие Ша. Потому что она изобрела такую штуку из лошадиной челюсти – называется капкан. Если зверь идёт, а на его дороге лежит челюсть, он что думает?
– Он думает, что лежит челюсть, – сказал Са Ша.
– Ничего он не думает, просто идёт, – сказал Я Ша.
– Нет! Он думает: «Что это? Его едят?» – и суётся в челюсть лапой или носом. Может, там ещё мясо осталось, чтобы догрызть. А челюсть – ам! – и захлопывается! А челюсть привязана к дереву или камню, и зверь пойман и убежать не может! Приходит охотник и убивает зверя.