Однажды утром в небе пропало солнце. Вместо яркого солнечного диска остался только черный круг – как будто дырка в небе! А вокруг – ночь.
Просто ужас какой-то.
Взрослые тут же принялись искать научные объяснения.
«Необъяснимое атмосферное явление… Солнечное затмение удивительной кромешности и продолжительности…» Как будто если сказать «мы ничего не знаем» научными словами, что-то станет понятнее!
И только я догадывалась, куда пропало солнце. Но никому не сказала – боялась, что меня будут ругать. А ведь папа предупреждал: «Дашка, ничего в музее не трогай без спроса!»
Нет-нет, я солнце не брала, не думайте! Но вообще-то кое-какое отношение к его исчезновению я имею. Но я не нарочно. Просто я слишком добрая! Всем хочу помочь, спасти… Я же не знала, что некоторые милые, беззащитные с виду зверьки просто притворяются, а на самом деле из-за них может наступить Вечная Ночь!
Как такое могло случиться? Сейчас расскажу…
В тот день я не пошла в школу, потому что накануне гуляла без шапки и слегка простудилась. Родители стали думать, куда меня деть.
– Дашку одну оставлять дома опасно, – сказал папа маме. – Она будет рыться в моих коллекциях и все перепутает.
Папа у меня – археолог. Он работает в Эрмитаже, самом главном музее. Папа – специалист по старинным украшениям. Он разбирается в них, наверно, лучше всех в мире. По одной найденной в земле крошечной бусинке он может сказать, из чего она сделана, кем, где и как выглядело все украшение, от которого она оторвалась.
– Не будет она рыться в коллекциях, – возразила мама. – Правда, Дашка?
– Ну… Я очень постараюсь не рыться, – пообещала я.
Но про себя подумала: «Но мысль интересная, спасибо, папа».
Папа, похоже, прочитал мои мысли.
– Она не выдержит, – сказал он. – У нее уже сейчас глаза загорелись. Вон как смотрит на шкаф, сейчас дыру в нем взглядом прожжет… Может, возьмешь ее с собой на лекцию, она там посидит тихонько?
Мама работает в университете. Она – специалист по древним языкам. Мама умеет расшифровывать таинственные надписи на древних камнях, наверно, лучше всех в мире. Она прочитает любую надпись, хоть бы от нее осталось полторы полустертые закорючки на никому не известном языке.
– Дашка и «тихонько»?! Только на лекции мне ее не хватало! Нет уж, давай ты ее возьмешь в музей, – поставила точку в разговоре мама. – Дай ей там какую-нибудь старинную шкатулочку – пусть она попробует догадаться, что в ней хранилось!
Папа насупился, но спорить с мамой бесполезно, он и сам это прекрасно знал.
– Даша, мы сегодня идем в Самый Главный Музей, – сказал мне папа, когда мы поднялись на крыльцо и подошли к огромной, тяжелой двери служебного входа. – Ты это осознаешь? Ничего не трогай тут без спроса!
– Я знаю, что такое музей, – фыркнула я. – Я буду только смотреть.
– Вот и молодец, – порадовался папа. – Тем более все равно экспонаты лежат в витринах, а каждая витрина закрыта на ключ и подключена к сигнализации. Понятно?
– Да не нужны мне твои экспонаты, и совсем мне не интересно их трогать! – обиделась я.
В Музее было ужасно много народу. Мама говорит, что так бывает каждую весну, когда наступают Белые Ночи, и полюбоваться нашим городом едут люди со всего мира. Но папу это не радовало.
– Ну и столпотворение! Как в метро в час пик! – сердито ворчал он, протискиваясь сквозь толпу. – Давай-ка срежем путь.
– Как?
– Пойдем тайным ходом!
– Ух ты! – обрадовалась я. Вот мне сегодня повезло! Вместо школы – прогуляться по музею тайным ходом!
Папа подошел к посту охраны, доставая пропуск. Пока охранник изучал пропуск, я рассматривала запрещающие знаки, наклеенные на двери за его спиной. Там был красный круг с перечеркнутым мороженым, круг с перечеркнутым фотоаппаратом, круг с перечеркнутой змеей…
Что? Я даже споткнулась от удивления. Змеей? В смысле: «Змей в музей не приносить?» Я хотела потрогать знак и убедиться, что мне не померещилось, но папа уже нажал нужные цифры на кодовом замке, открыл дверь и потащил меня за собой внутрь.
Дальше наш путь пролегал в узком коридоре без окон. Ведь Эрмитаж – это дворец, а как же во дворце без потайных ходов! Сперва мне было интересно, но скоро надоело – тем более все тайные окошечки для шпионажа были давно заделаны. Я даже обрадовалась, когда коридор закончился площадкой возле лифта.
Спуск занял всего несколько секунд, но за эти секунды успело произойти странное событие. Едва лифт тронулся, как свет мигнул и погас, и в полной темноте раздалось жуткое шипение!
– Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш!
Оно донеслось откуда-то из под пола. Я вскрикнула и вцепилась папе в руку.
– Папа! Ты слышишь?! Что это?
Но в этот момент свет в кабине зажегся, и лифт дернулся и поехал дальше.
– Гм, – сказал папа. – Наверно, скачок напряжения.
– Там кто-то ШИПЕЛ! Скажешь, мне показалось?!
– Ну да, был какой-то шум, – равнодушно согласился папа. – Чисто технический звук.
Я не стала с ним спорить, потому что лифт уже приехал, и мы вышли. Но в душе осталась уверена – этот звук издало живое существо! Но кто мог так громко шипеть? И почему оно шипело в шахте лифта? Оно что, тут живет?
Я уж начала придумывать историю удава, который убежал из зоопарка и поселился в подвалах Эрмитажа, но тут наше путешествие как раз подошло к концу.
Мы завернули за угол и оказались напротив входа в сумрачный зал с низким потолком. Посетителей тут было немного, только несколько школьников, да и те столпились возле стеклянного ящика, громко ахая и обмениваясь замечаниями в стиле: «Ого! Жуть, правда?» Зал произвел на меня гнетущее впечатление, мне даже не хотелось заходить в него. Да и пахло тут как-то странно.
– Чем тут пахнет?
– Мумии, – объяснил папа.
– Мумии? – я вздрогнула. – Терпеть не могу мумий!
– Это Египетский зал. Дашуня, мне надо тут поблизости немного поработать. Хочешь посидеть рядом со мной? Можешь пока поделать уроки…
– Не хочу, – скривилась я. – Я лучше тут погуляю. Посмотрю на мумий. Надеюсь, они крепко закрыты и не пробудятся?
Папа рассмеялся.
– Нет, не пробудятся, если ты не станешь их щекотать, – ответил он, скрываясь за неприметной дверью с кодовым замком. – Ну я пошел работать. Если что, стучись сюда…
Итак, папа ушел работать, а я решила пройтись по Египетскому залу и осмотреться. Честно говоря, на первый взгляд он показался мне скучным. Какие-то статуи, барельефы, папирусы с мелкими непонятными рисунками. И мумия тут была всего одна – в тот стеклянном ящике, который обступили мальчишки, – совсем не такая, как рисуют в книжках. Просто какой-то несимпатичный засушенный тип. «Жрец» – почитала я сбоку на табличке.
– Тоже мне, жрец! – раздался рядом насмешливый голос какого-то мальчишки. – Что-то непохоже, что он много жра… в смысле, ел!
– Вот станешь плохо есть, с тобой будет то же самое, – сурово сказала его мама.
Я захихикала и пошла дальше – к витрине, в которой раз увидела кое-что интересное. Раскрашенные куколки, разные игрушечные звери – кошки, собаки, цапли, жуки, даже крокодилы. «Наверно, древние египтяне очень любили животных, – подумала я. – Даже на кошке – золотые бусы! И своих детей они тоже любили – вон какие красивые игрушки им делали!»
Потом-то я узнала, что никакие это на самом деле не игрушки, а магические амулеты, которые кладут в гробницу вместе с мумией, чтобы они охраняли и сопровождали ее на пути в Дуат – Подземную Страну, загробный мир древних египтян. А часть из этих фигурок – вообще боги! Причем некоторые из них очень даже недобрые…
Но я ни о чем таком не подозревала. На свою беду.
Рассматривая фигурки в витрин, я вдруг обнаружила нечто странное. Похоже, фигурки животных перессорились между собой! Все эти игрушечные кошки, бараны, цапли и жуки стояли в отдалении от середины витрины. А в середине осталась одна-единственная фигурка. Черная каменная змейка. Ее хвост был свернут в кольцо, а голова приподнята как у кобры.
Многие фигурки даже повернулись к ней спиной, как будто говоря: «И смотреть на тебя не хотим!»
Мне вдруг стало жалко одинокую змейку.
«Бедная змейка! – подумала я. – Никто не хочет с тобой дружить! И украшений на тебе нет. Даже ни одного иероглифа на тебе не вырезали…»
Сочувствуя змейке, я подошла вплотную к витрине – и вдруг услышала мысленный приказ:
«Открой дверь, девочка!»
Я застыла на месте. Вот это да!
Один раз со мной такое уже бывало.
Однажды, когда я еще была в старшей группе детсада, родители поехали на раскопки к Черному морю. Пока они искали древности, я сидела рядом на краю раскопа и играла ракушками. И вдруг, когда я взяла в руки одну ракушку, у меня в голове раздался голос краба, который в ней жил. «Отпусти меня! – сердился краб. – А то сейчас как вылезу, да как цапну!»
«Папа, мама! – закричала я. – Меня тут краб обижает! Знаете, что он мне сейчас сказал? Что если я его не отпущу, он оторвет мне клешню!»
Родители мне не поверили, только посмеялись.
И вот опять!
– Это ты меня зовешь? – спросила я, наклоняясь к шкафчику. – Понимаешь, я не могу открыть дверцу – ведь витрины всегда закрыты на замок…
Тут я слегка надавила на стеклянную дверцу – и она открылась!
«Как там получилось? Витрину забыли закрыть? Но это же очень опасно, экспонаты могут украсть», – подумала я, оглядываясь в поисках старушки-смотрительницы, которая непременно сидит в каждом зале Эрмитажа, следя, чтобы посетители не наклонялись к витринам и не тыкали пальцами в статуи. Но здешняя старушка куда-то делась. Я понятия не имела, как мне поступить. Поэтому сделала то, что захотелось – открыла дверцу, протянула руку и погладила змейку.
В ту же секунду каменная змейка развернулась и укусила меня за палец.
– Ай! – заорала я, отдергивая руку. – Больно же!
Все кто был в зале, обернулись ко мне. Я сунула палец в рот, слизывая кровь. А когда снова взглянула на витрину, то обнаружила, что никакой черной змейки там больше нет.
Сбежала!