Привет, меня зовут Артем, я – автор канала Color.Dead.
Я расскажу, как создаю свои фотографии.
Подготовка – это увлекательный и сложный процесс, полет мыслей и фантазии, который позволяет побывать в самых темных закоулках сознания и рассказать историю аудитории. Я снимаю в черно-белом цвете, чтобы подчеркнуть контраст, драматизм, безысходность, использую абстракции, чтобы транслировать ощущение хаоса, беспорядка, нереальности, и делаю моделям грим, чтобы превратить их в монстров и жертв. Важно понимать, что у каждого человека собственная «техника».
Перед тем как фотографировать «героя», нужно его создать. Для этого мне требуется «рабочая» атмосфера. Открыть дверь в фантастический мир – задача весьма нетривиальная, так как она находится в голове. Для меня важно полностью абстрагироваться от внешнего мира с его проблемами и заботами и полностью погрузиться в творческий процесс. Для этого я работаю над атмосферой того, о чем я хочу рассказать.
Я настраиваю себя, просматривая мистические фильмы, книги, ролики на YouTube, изучаю работы художников в разных соцсетях, но самое важное для меня – музыка. Она – ключевой инструмент в создании образа. Я пытаюсь войти в своего рода состояние «измененного сознания». Его сложно описать. Оно чем-то напоминает легкую версию дереализации. Контролируя его и используя как инструмент, я могу смотреть на мир «под другим углом». Видеть и замечать необычное в обычном. Затем я перехожу к брэйншторму.
Для удобства я сделал отдельную папку в приложении «Заметки» и пишу все свои идеи туда, зарисовки же делаю от руки, схематично, в блокноте. Я пишу все, что придет в голову. Мимолетные мысли, какие-то детали места, где происходит действие, или облика героя – какие у него позы или во что он одет. Может быть, у него что-то с лицом? Или лица и вовсе нет? Иногда лишь на одном элементе можно построить целый образ. Постепенно я дополняю записи. Движение идет от общего к частному.
Идеи обрастают другими идеями. Пускай они конфликтуют между собой, на данном этапе это не важно. Представьте, что вы пришли в магазин с любимыми лакомствами и у вас нет ограничения на то, что можно взять. Я беру все, что могу «унести», а разбираться буду потом.
Главное – вытащить как можно больше.
Многие боятся банальных, на первый взгляд, мыслей, но из них потом и может появиться на свет нечто оригинальное. Дело в подходе.
Человек в маске клоуна. Банально… Но что, если маска будет без глаз и с большим зубастым ртом? Уже интереснее.
Человек-червяк? Звучит странно… Что с ним не так? Вместо кожи у него черный полиэтиленовый пакет для мусора, он обвязан ремнями, и во рту у него кляп.
Это все еще модель. Или, может, даже две. Но мы же не скажем об этом зрителю, верно? Верно.
Чучело в поле? Ну и что? На самом деле оно представляет собой нечто антропоморфное под три метра ростом и прорастает сквозь голову своей «жертвы».
Идеи переворачиваются с ног на голову и совмещаются с несовместимым. Я полностью отдаюсь фантазии. Гиперболизирую все, до чего дотянутся мысли, и постепенно образ становится более явным. Ему еще многого не хватает, пока это лишь набросок. С ним можно работать. Все. Пора «выходить».
Мысли так и останутся мыслями, если не визуализировать их, в чем, конечно же, поможет интернет. Я использую Pinterest и другую знаменитую соцсеть. Таковы, на мой взгляд, самые простые способы найти огромное количество визуального контента на любой вкус и цвет. Я ищу все, что тем или иным образом связано с моей идеей.
Если возникают какие-то трудности с поиском референса, вспомните о том, что нам повезло жить в эпоху нейросетей. Берите любой генератор картинок и начинайте заваливать его запросами. Иногда они могут выдавать полный бред, но так вы сможете взглянуть на вещи иначе.
Для того чтобы не свихнуться в потоке мыслей и образов, я использую вайтборд Miro. Он максимально простой и кроссплатформенный. Отличный хаб для референсов.
После того как набралось достаточное количество материала, его необходимо отсортировать. Разложить по полочкам. Понять, какие идеи стоит оставить на будущее. Однако перед тем как продолжить, я прекращаю работу на несколько дней и даю голове «проветриться». Пускай мозг усвоит полученную информацию. Иногда пауза или перерыв могут принести неожиданные результаты.
Как только я понимаю, что пора продолжать, я начинаю редактировать и описывать образ. Делать его «живым»: где находится герой, что он из себя представляет, какие у него мотивация и легенда? Зрителю ответы на вопросы я не дам. Пускай фантазия наблюдателя поможет ему.
Важно также и то, где будет проходить съемка. Промзоны, заброшки, леса, поля, оранжереи, ночные улицы города, да даже собственная кухня или спальня – все может быть локацией. Я продумываю детали, чтобы герой смотрелся гармонично и необычно в выбранных условиях. Это очень влияет на восприятие кадра. Клоун из примера выше в обычной заброшке не обретет никакого смысла. Однако, «заселив» его, скажем, в заброшенный детский сад или летний лагерь, можно гармонично вписать его в пространство.
Герой усиливает атмосферу места,
а место усиливает характер героя.
После того как появилось достаточно вводных, я приступаю к детализации и создаю в Miro «матрицу персонажа»: его одежду, позы, аксессуары, грим и пр. Составляю схемы каждой части тела с картинками и «рецептами».
Попутно я формирую список покупок.
В своем творчестве я предпочитаю использовать максимально доступные подручные средства, вроде простого скотча, полиэтиленового мешка, булавок, черной и белой гуаши, пары колготок, старых штанов, ремней, обычных бинтов и т. п. На мой взгляд, это придает определенный «шарм» герою и позволяет ему выглядеть более естественно.
Затем я распечатываю получившийся референс и беру с собой на съемки несколько копий, чтобы «в поле» под рукой всегда была инструкция.
За несколько дней до съемки я иду «на разведку», делаю предварительные кадры и изучаю локацию: где и как падает свет, что необычного есть в этом месте, куда сложить вещи и где будут сняты основные кадры, узнаю, какая будет погода в день запланированных съемок, и оцениваю, как ее можно обыграть на локации.
Во время съемок я выдаю модели референс. Это помогает не «витать в облаках» и не путаться. Модель же, в свою очередь, четко понимает, что от нее хочет автор, что из себя представляют образ и легенда. Формально я готовлю техническое задание с прописанным «сценарием».
Несмотря на его наличие, я совершенно не ограничиваю модель в ее «желаниях». Возможно, человек увидел то, что не увидел я.
Более того, это помогает модели чувствовать причастность к процессу и быть расслабленной, а на моих съемках достаточно просто ощутить себя некомфортно.
Стоять в оранжерее, с ног до головы закрашенной гуашью или замотанной в пищевую пленку – не самое приятное дело. Но мы же не страдать собираемся, верно?