«Люди свободны не тогда, когда они делают то, что им нравится. Они свободны только тогда, когда делают то, что нравится их истинной сущности. Но до истинной сущности ещё нужно добраться! И для этого требуется нырнуть очень глубоко».
Я задумывала эту книгу не как биографию или мемуары. Мне хотелось, чтобы она стала практическим пособием для проживания кризиса среднего возраста. С другой стороны, это и не учебник или методичка. В этой книге вы найдете конкретные шаги, которые помогли мне, и доказали свою эффективность у моих клиентов. С другой стороны, вы встретите мои размышления, результаты исследований и мнения авторитетных для меня людей.
Но всё это лишь набор букв на листе бумаги, который останется таковым, пока вы сами не начнете что-то предпринимать. Как я уже писала, я предлагаю вам с первой же главы стать активным участником дискуссии, а не безмолвным бездействующим зрителем.
Помогут вам в этом процессе три инструмента:
«Как сказала известная журналистка и писательница Джоан Дидион: «Я не знаю, что я думаю, пока не напишу об этом».
Более 30 лет назад психологи установили, что метод интуитивного письма помогает людям справляться со стрессом, находить решения в сложных жизненных ситуациях, получать доступ к подсознанию, придумывать необычные творческие решения. В этом нет никакой магии или мистики.
Дневник – бесплатный психолог в вашем кармане. Используйте его как письменный разговор с собой. Не смотря на «преклонный возраст», этот простой, богатый возможностями инструмент, всё ещё остается недооцененным.
Что делать?
• Прекрасное время для письма – раннее утро, сразу же после пробуждения. Ваша оперативная память пока не заполнилась заботами текущего дня, и ещё приоткрыта дверь в подсознание. Идеально включить 20—30 минут интуитивного письма в ваш утренний ритуал.
• Если вы не ранняя пташка или ваше утро наполнено семейными заботами и сборами, найдите любое другое удобное время в течение дня. Это может быть в процессе или после прочтения книги, в обеденный перерыв или вечером, перед отходом ко сну.
• Выделите фиксированное время и поставьте таймер на 20 – 30 минут, или решите, что вы пишете ровно 3 страницы формата А4.
• Пишите быстро и без остановок, пока не закончится время или 3 страницы. Чем быстрее будете писать и меньше останавливаться, тем больше возможности включиться в работу правому полушарию – чувствам, эмоциям, которые обычно подавляются рациональным умом.
• Идеально писать в блокноте или тетради. Но если у вас появилась свободная минутка на работе, в очереди или в другом месте, где это невозможно, используйте, что есть под рукой: компьютер, заметки или диктофон в телефоне, салфетку или меню в ресторане. Будьте изобретательны.
• Сохраняйте, но не перечитывайте ваши записи, пока не закончите читать эту книгу или в течение нескольких месяцев, если только в какой-то момент вы не почувствуете явное желание это сделать. Быть может, такой момент наступит после того, как приступите к пятой части.
• Но если написанное вызывает слишком сильные негативные чувства – например, стыд или ненависть к себе или кому-то другому, физически уничтожьте именно эти страницы.
• Пишите, что думаете, как думаете и ровно то, что приходит в голову в данный момент. Если вам страшно, вспомните, что всегда сможете уничтожить записи. Убедитесь в их сохранности и недоступности для чужих глаз.
«Именно в сложный период потери ориентиров и в личной, и в творческой жизни я обнаружила способность прогулок приносить облегчение и помогать находить решения проблем».
Благодаря Джулии и моей любимой старшей сестре я познакомилась с прогулками и всей душой полюбила их. Признаюсь, я люблю прогулки намного больше, чем интуитивное письмо. Возможно, этот инструмент оказался более созвучен из-за моего энергичного темперамента. Прогулки дают возможность телу двигаться, а мыслям успокоиться. Именно в этот момент кристальной ясности и внутренней тишины приходят ответы на вопросы и зарождаются новые идеи, появляется свежий взгляд.
Что делать?
• Выделите минимум 20 минут.
• Создайте себе комфортные условия: наденьте удобную обувь и одежду по погоде.
• В идеале, это должно быть специально выделенное время, когда вы идёте без цели и места назначения. Но если сложно найти время, пусть это будет поход в магазин, на почту или аптеку. Я обычно выбираю по гугл карте нужный маршрут так, чтобы дорога занимала около 40 минут (20 туда и 20 обратно). Начните с самого простого: выйдите за пару остановок до нужной остановки автобуса или метро, пойдите на работу пешком.
• Вы идёте не просто на прогулку – а на разговор с собой. Поэтому не так важно, где вы будете гулять: в лесу, парке, у озера или просто в городе. Хотя, конечно, приятнее гулять на природе, вдали от шума и людей.
• Идите быстрым, ровным шагом. Найдите свой ритм движения и дыхания.
• Во время таких прогулок для исследования себя я не слушаю никакой музыки, подкастов или аудиокниг. Но прогулки в целом – прекрасный способ для творческого вдохновения или успокоения. В этом случае в начале прогулки можно включить что-то для мотивации, вдохновения или чтобы помочь вам успокоиться. Но даже тогда во второй части прогулки я оставляю время для тишины и внутреннего диалога.
«Ни одно искусство не способно обратиться к нашей совести, к самым тёмным и потаённым уголкам нашей души так, как это делает фильм».
Можно смотреть фильмы для развлечения, увлекаясь лишь сюжетом. Или наслаждаться ими как произведениями искусства, восхищаться операторской работой или актёрским мастерством. А можно использовать кино как ещё один инструмент для исследования себя – своего рода дешифратор чувств и эмоций, внутренних потребностей, своих привычных реакций и глубинных убеждений.
Кинофильмы рассказывают истории, вдохновлённые реальностью. То, что происходит с героями и героинями в фильмах, вполне может происходить и в нашей жизни. Во время просмотра у нас появляется возможность увидеть собственные обстоятельства со стороны. Кино дает нам возможность испытывать подлинные чувства в условиях безопасности и свободы от обязательств.
Безопасность. Во время просмотра мы чувствуем себя безопасно. Даже если обстоятельства фильма очень похожи на наши, мы всё равно смотрим на них со стороны. Как зрители, мы не несём ответственности за происходящее на экране, не испытываем чувства вины за последствия, не пожинаем плоды принятых решений. И эта безопасность позволяет нам быть собой – испытывать искренние эмоции и сопереживать героям, будто происходящее на экране происходит с нами. В реальной жизни нам сложно сохранять такую степень искренности. Мы постоянно заботимся, что подумают о нас другие или как наши эмоции повлияют на них. Чувство безопасности даёт возможность распознать у героев ситуации, привычки, привычные способы поведения, которые мы боимся признать у себя.
Свобода от обязательств. Поскольку мы не влияем на события фильма, то можем прочувствовать их по-своему, не испытывая обязательства любить или не любить героев и их поступки. Фильм создает свободное от внешних обязательств пространство для близких, сокровенных отношений с его героями. В реальных близких отношениях наше личное пространство часто заполняется чужими желаниями и потребностями. Благодаря ощущению свободы мы полностью открываем свои сердца. Нам удается переживать такой близкий опыт соприкосновения с героями, какой, возможно, никогда не получится испытать в реальности.
Книги дают схожие с фильмами возможности. Но у фильмов есть несколько очевидных преимуществ:
• Благодаря длительности, фильмы дают возможность «прожить» историю от начала до конца единовременно. За исключением сериалов, за 1,5—2 часа мы проходим все обязательные этапы истории, как бы перемещаясь в пространство фильма. Это влечёт за собой полное погружение и возможность испытать более яркие эмоции.
• Говорят, что одна картинка стоит тысячи слов. Фильм может концентрированно передавать замысел его создателей не только благодаря визуальным способам, но ещё с помощью музыкального сопровождения. Визуальные эффекты и музыка в разы усиливают эмоции, вызываемые фильмами.
Что делать?
Во время просмотра:
• Идеально, если вы будете смотреть фильм в одиночестве. Если с кем-то, то постарайтесь не отвлекаться. Обсудите ваши впечатления после просмотра.
• Полностью погрузитесь в фильм: сделайте так, чтобы вас ничто не отвлекало. Отложите телефон и социальные сети, еду и прочие дела.
• Обращайте внимание не на сюжет фильма или игру актёров, а на героев истории – их действия, взаимоотношения и чувства. Постарайтесь понять скрытые мотивы и качества характера героев, влияющие на их поступки и взаимоотношения.
• Внимательно отслеживайте свои чувства по поводу происходящего на экране. Записывайте мысли, возникающие по поводу увиденного или вашей собственной жизни. Пишите кратко. Главное, чтобы позже могли разобрать, что написали.
• Не используйте кнопку промотки вперёд (fast forward). А уж если скучаете, может стоит выбрать другой фильм?
После просмотра:
• Дайте себе несколько минут, чтобы побыть со своими эмоциями. Прислушивайтесь к себе и возникающим мыслям, чувствам и порывам.
• Посмотрите на записи, сделанные во время фильма, и запишите подробно то, что почувствовали и то, о чём подумали после его просмотра. Особенно, если возникло желание что-то сделать. Делайте это сразу, или поставьте в календарь.
Маленький секрет: во многие полнометражные мультфильмы заложен совсем недетский смысл. Поэтому я включила их в список.
Чтобы методы дали результат, нужно выполнить несколько условий:
• Сосредоточенность. Дневник, прогулка, фильм, в данном контексте – это исследование, погружение в себя. Значит, вас не должны отвлекать. Будьте наедине с собой и полностью посвятите себя происходящему.
• Уединение. На это время вы должны быть недоступны внешнему миру – отключите звонки, сообщения и уведомления. Предупредите близких, чтобы вас не беспокоили (кроме безотлагательных случаев).
• Регулярность. Использовать эти инструменты необходимо регулярно. Каждый из них требует времени адаптации. Возможно, поначалу вы ничего не почувствуете. Не будет приходить никаких ответов. И в дневнике появится лишь запись «мне нечего писать». Или во время прогулки будете постоянно отвлекаться на происходящее вокруг. А возможно, будет происходить бунт и отвержение: «это пустая трата времени». И это также нормально. Не сопротивляйтесь этим мыслям. Записывайте их, фиксируйте. Отвечайте себе, как если бы общались с маленьким ребёнком: «хорошо, я тебя слышу и понимаю, что ты чувствуешь, но я буду продолжать». И всё равно регулярно пишите, гуляйте, смотрите фильмы.
• Планирование. Решите для себя, как часто и в какое время будете практиковать. Прогулки стали для меня почти ежедневной практикой. А вот к дневнику и фильмам я обращаюсь время от времени, примерно раз в неделю. Найдите то, что поможет вам не забывать и не пропускать: электронное напоминание, приложение для отслеживания привычек, заставка на телефон.
• Ритуал. Придумайте, как будете «входить» в практику, настраиваться. Например, перед тем, как сесть писать, я обязательно зажигаю аромасвечу. Это мой ритуал – сигнал мозгу, который позволяет настроиться на практику и погрузиться в нее.
Используйте эти инструменты не меньше трёх месяцев, и только тогда решите, какой вам подходит больше. Все три инструмента одинаково эффективны. Но, поскольку мы с вами устроены по-разному, то каждый по-своему реагирует на них. Детский психолог, специалист по пищевым расстройствам, рассказала мне, что ребёнку нужно попробовать новый продукт как минимум 10 раз, чтобы определиться, что он ему или ей не нравится.
Не сдавайтесь слишком рано.