По моему глубокому убеждению и, что более доказательно, опыту – PRESCHOOL фотография – ниша антикризисная.
Таковой ее делают несколько факторов.
В первую очередь – дети. Они всегда были, есть, и будут самым дорогим – у родителей. И каждый родитель стремится сохранить память о взрослении ребенка в фотокарточках. Дошкольный возраст – особенный – от 2 до 6 лет дети интенсивно развиваются, растут и меняются внешне. Хочется запечатлеть каждый момент этих метаморфоз.
Что делают родители, если в садике, где ребенок проводит большую часть времени, нет фотографа, а получить фото любимого чада очень хочется? Стоят на распутье у камня преткновения:
Налево пойдешь – деньги потеряешь.
Направо пойдешь – время потеряешь.
Прямо пойдешь – ничего не потеряешь.
И основная масса двигается в направлении «ни чо», фотографируя четверых сыночков и лапочку дочку на смартфон.
Но ведь так хочется иметь художественно оформленные, эмоционально окрашенные портреты, которые не стыдно разместить в интерьере.
Тогда некоторые – заморачиваются сходить направо, и только единицы – налево.
Можно съездить в фотостудию или заказать выездную фотосессию на пленере. Но здесь вступает в игру второй фактор – время, которое придется потратить на «весь этот балаган», как часто выражаются папы – не особые любители позировать перед камерой.
Допустим, глава семейства все же уговорился, и вы срочно звоните в фотосалон. Сразу же начинаются нестыковки: время, удобное вашему семейству, которое не так уж просто собрать в кучу, у фотографа будет обязательно занято.
Подскажите, только я настолько везучая или сообщество счастливчиков «Перезвоните позже» намного шире?
Если же у вас нет клубной карты в это закрытое сообщество, и вы с первого раза записались на фотосессию, не торопитесь радоваться. Ведь теперь придется отобрать у плотного жизненного графика полдня на саму фотосессию. И хорошо, если в студии есть одежда напрокат! А если нет?! Придется держать активную связь с фотографом и, не дай Бог, стилистом! Советоваться, какую одежду подобрать или купить для фотодня! Примерять! Отбраковывать… И снова примерять!
Ну и последний фактор, о чем мы так не любим говорить, – деньги, мани, злоты… Индивидуальная сессия – удовольствие не из дешевых. Ваш кошелек похудеет мгновенно без изнурительных диет. Конечно, получите целый пакет фотографий и бонусы, которые могут, вообще, никогда не пригодиться, но… – All Inclusive, однако. Помните советское выражение «В нагрузку»? Вот это именно оно и есть.
Абсолютное большинство родителей мечтает получить ОДНУ красивую отчетную (как называют их сами родители) фотографию. Отчетных фотографий за учебный год может быть несколько. Необходимо разработать удобный график фотосессий на год вперед, чтобы цикличность не напрягала заказчика финансово.
Художественный портрет в дошкольных учреждениях – тема всегда актуальная. Этому способствует то, что родитель, абсолютно не заморачиваясь, получает на руки красивый портрет ребенка без серьезных финансовых затрат.
Грамотный PRESCHOOL фотограф всегда в цене. Садик без такого фотографа, как нарядная девочка без красивой заколки, как модный жакет без стильной броши: вроде, можно жить и так, но чего-то не хватает. Чего-то, что украшает нашу жизнь.
Забегая вперед, скажу, что эту теорию доказал анализ клиентской базы: я всегда имею девяностопроцентный заказ от общего охвата. Опрос, неохваченных 10 %, показал, что если родитель не заказал фото ребенка, причина – в финансах.
Но нужно быть «грамотным». Можно быть невероятно талантливым, но если не можешь организовать процесс, то востребованность не состоится.
РЕЗЮМЕ
В главе «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ» поговорим о том, как организовать процесс и быть удобным коллегам и заказчикам – быть удобным всем вокруг, но не забыть про себя.
Первое, что нужно фотографу для удобной работы – это личный транспорт. Так считают все. Но не я. И противостояние между нами продолжается: «Первое слово – дороже второго! Первое слово – съела корова!»
Что я несу? А несу я, обычно, кофр с фотоаппаратом и разную техническую дребедень, фон, «рамку» для фона, какой-нибудь старый чемодан, художественно расписанное ведро, ящик из под огурцов, сундук с несметными пиратскими сокровищами, пару офисных коробок, куда аккуратно упакованы шляпки и тряпки. Сбоку болтается костюм в чехле. А на голове моей – беркут.
– Здрасте, дети! Я ваша, – нет! не тётя, – Фотографша!
Так выглядит любой нормальный фотограф, безумно влюбленный в профессию. Но если любой нормальный фотограф имеет возможность запихать все это добро в личный транспорт, у меня такой возможности нет. У меня есть ОН – номер такси!
И таксист терпеливо ждет, пока я, как та дамочка сдаю в багаж «…Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку и маленькую собачонку». Только вместо шпИца пытаюсь втиснуть в машину беркута с размахом крыльев больше метра. Вы вообще представляете глаза того таксиста?
Наверное, вместе с птицей надо выносить сильное успокоительное для водителя. Валерьянка – не вариант.
Шутки шутками, но хочу сказать: «Не обязательно фотографу иметь автомобиль». Не у каждого есть средства на личный транспорт, или, как в случае со мной, смелость. Я как трусливый лев из «Изумрудного города» – все в наличии: и дерзкая внешность, и сила в 100 лошадей, припаркованная под окном, и разрешение на вождение, а смелость в этот комплект не вложили. Кто-то свыше решил, что если буду ездить на такси, всем – спокойнее, в первую очередь мне.
Пока еду до места, собираюсь с мыслями, раскладываю по полочкам предстоящий день, укрепляюсь духом и настраиваюсь морально. Что совершенно невозможно, когда ты за рулем. Нервотрепка и стресс! Приезжаешь к детям не в отличном настроении, а на эмоциональном пределе. Не добрая Фотографша, а баба Яга на метле.
Главное, чтобы перевозчик был надежным и пунктуальным. Фотосессии в дошкольных учреждениях строго регламентированы по времени: опоздаешь – не успеешь отснять всех деток. Минус – в копилку авторитетности. А, следовательно, и минус из свиньи-копилки. Кстати, дополнительного времени на «доснять вот того рыженького» могут не дать, потому что расписание учебного процесса очень плотное – бедные наши дети! А невыполненная работа влечет разочарование. Пригласят ли фотографа, не оправдавшего доверие, повторно, когда такая конкуренция?
Чужой транспорт в этом смысле – дисциплинирует. Вызываешь авто на определенное время, и нет возможности, как с личным транспортом, всплеснуть руками: «Ой! Не успеваю! Выйду на 5 мин позже. Не страшно!» А потом 10… 15… Глядишь уже на час опаздываешь.
Также, в чужой транспорт не потащишь лишние вещи. Была свидетелем остросюжетного момента: коллеге не хватило места в ГАЗели. Здесь хочется поставить смайлик – «я в ужасе!». Видимо она решила поместить в кузов весь дом и не разобрала на части мобильную студию, не сложила костюмы, затолкала их в китайские сумки как попало (дополнительно пришлось брать отпариватель, чтобы привести их в порядок), на всякий случай прихватила две фотозоны… В итоге, приехав на точку, запуталась в разноцветном бардаке, разнервничалась и расстроилась. Баба Яга – не иначе.
Когда знаешь, что в распоряжении только багажник легковушки, мобилизуешься, собираешься тщательно, все аккуратно складываешь, мысленно размещая поклажу по местам.
Я давно поняла для себя, что собранность и организованность – залог уверенности и душевного равновесия.
P.S.: Если есть личный транспорт – отлично! Если нет – не беда! И вовсе не причина отказываться от мечты стать фотографом. Заказ такси, напротив, играет в плюс: дисциплинирует, мобилизует, даёт возможность поразмышлять в дороге.
Сторис
Однажды меня довозил родственник. Чудно пообщались. Вспомнили всю родню до пятого колена. Обсудили плохих жён наших хороших братьев. В итоге на сессию я приехала без части костюма: забыла шляпу. Лететь обратно было некогда, поэтому фотографировала детей с непокрытой головой. Шляпу вставляла в Photoshop-е. В результате никто ничего не заметил.
Но работы я себе прибавила нехило…
С транспортом разобрались, теперь поговорим о том, как воплотить мечту в реальность. Попробуем подружиться с коллективом. Для этого надо стать удобным для людей, с которыми предстоит работать. Удобным, значит незаметным, не в смысле – надеть шапку-невидимку, а влиться в коллектив так, будто вчера отмечали твой трудовой юбилей.
И сделать это, кстати, не сложно. Надо заполнить собой пустоты. Процесс жизненный и поэтому всем до боли знакомый – это все равно, что приехать на летние каникулы к бабушке с дедушкой. Скрасить одинокую старость. Непонятно, вообще, как они год без тебя жили, от скуки не померли?
Внук – это тот самый фотограф, без которого коллектив прекрасно обходился.
Но с другой стороны, старики же рады внуку и как-то вписывают его в привычный ритм жизни.
Так и любимому фотографу обязательно найдётся место в жизни коллектива.
Итак, становимся любимчиками!
Сначала нужно встроиться в расписание – обсудить дату и время фотосессии с человеком, который рулит на данной территории и хорошо ориентируется в расписании всего учебного процесса. Главного видно невооруженным глазом – с ним лучше подружиться (у меня это получалось само собой, потому что педагоги – замечательные люди). Это может быть заведующая, методист, администратор.
С расписанием неизменно возникают заморочки. Например, в моей практике был образовательный центр на 300 учеников, который работает в три смены. При этом не все дети приходят каждый день. Например, «раннее развитие» – детки двух лет – учатся только два раза в неделю и всего по одному часу. Таких групп четыре. Есть ученики трёх лет, которые приходят через день на два часа – семь групп. И только, начиная с четырёх лет, ребята топают в центр ежедневно и сидят за партами по три часа.
Во всей этой каше-малаше, которую прочитать-то страшно, не то чтобы разгрести, надо разобраться. Не запутаться. Никого не забыть. И составить расписание так, чтобы фотосессия приходилась на день, когда ребёнок учится: ради фотографирования родитель ребёнка в центр не потащит.
И – вишенка(!) – отработать надо за два дня! А лучше за один! Это сложно, но возможно. Зато коллектив не успеет возненавидеть тебя за сбой в накатанной системе. Не забываем о том, что внук хоть и любимый, но привычный ритм жизни – дороже сентиментальностей.
Когда разобрались с расписанием, можно составлять объявление, но нелишним будет уточнить, в каком именно помещении можно проводить фотосессию. Чтобы в день Х случайно не оказалось, что с 12:00 до 15:00 (а это ни много ни мало вся вторая смена), тебе нет места даже в кладовке.
А вот теперь – объявление! Как правильно составить и написать, обсудим в следующей главе. Здесь – лишь о том, что повесить его надо заранее, чтобы заказчик-родитель мог всё хорошенечко обдумать, выбрать образец, посоветоваться дома. А то был случай, когда мамочка на радостях разместила заказ на кругленькую сумму, на следующий день пришёл муж и со словами «Жена-дура» вообще отказался от фотосессии.
Понимаю: заранее – понятие растяжимое.
Конкретизирую: например, в образовательном центре, куда дети ходят через день, объявление надо повесить дней за 7-10, чтобы даже тот, кто пропустит один день учебы, успел его увидеть.
Если речь идёт о садике с ежедневным посещением, количество дней лучше сократить до трёх. Иначе те, кто запишется заранее, успеют заболеть – детям это свойственно. А ни о чем не подозревающие болеющие выйдут с больничного именно в день съемок – таков закон подлости. Проверено!
Финальный штрих любви с коллективом – приехать в день фотосессии заранее и в индивидуальном порядке обсудить с педагогами время фотосессии их классов. Это сориентирует педагога, который сможет откорректировать учебный процесс по ситуации, и дисциплинирует фотографа не выбиваться из графика.
В общем: будьте, как дома, не забывайте, что в гостях!
P.S.: В новом коллективе заполни пустоты: не противопоставляй свое расписание режиму дня дошкольного учреждения. Действуй по плану, будь предсказуем, удобен и незаметен. Коллектив оценит твою педантичность.
Не забывай – именно от коллег зависит объем заказа.
Сторис
Какими бы разными ни были коллективы, в них есть одна перманентная величина – много начальников. То есть – все!
Приходится метаться между ними, как шарик в головоломке Лабиринт.
Заведующая разрешает: «Фотографируй!», но приезжает директор на крутом джипе и говорит: «Нельзя!».
Только воспитатель подмигнет, мол, можно начинать, обязательно прискачет техничка с ведром.
Технички – они, вообще, самые строгие. С ними лучше не ссориться.
Чтобы иметь большой заказ, недостаточно голого фото-профессионализма. Недостаточно создавать красивые фотографии. Недостаточно даже того, что стал коллективным любимчиком и твоё присутствие никого не раздражает. А даже наоборот.
Обязательно нужно создать человеку, собирающему заказ, удобные и комфортные условия.
Маленькое отступление: заказ собирает не фотограф. Как правило этим занимаются педагоги. Напоминают родителям, что "на доске объявлений висят образцы фотографий" и, что фотосессия пройдет через три дня, – это все написано в объявлении, но родители летят кометой, не замечая ничего по сторонам. Так же педагоги в десятый раз объясняют, что А4 – это альбомный лист, а не плакат. Предупреждают фотографа, что «Вовочка, заболел, но сфотографироваться все равно придет». И записывают, что Анечке – одну фотографию, а Вовочке – комплект. Ах да! Анечке надо волосы распустить и расчесать, расчёска в портфеле, портфель в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук дома забыли!
Так куда же они всё это записывают? Я разработала таблицу, где педагогу удобно оформлять заявку и писать комментарии, а мне потом удобно по ним работать. Элементарно, Ватсон! Вертикальные столбцы – ФИО, номер образца, сумма, оплата. Строки по горизонтали – 1, 2, 3 и т. д. – это количество детей в группе.
Количество столбиков зависит от количества фотографий-образцов. Образцам для удобства лучше дать названия: «с биноклем», «с ружьём», а не перечислять цифрами: 1, 2, 3… Для наглядности (некоторым воспринимать информацию проще визуально) – можно вставить аватарки образцов.
Эту таблицу я гордо именую бланк-заказ (рис. 1).
Здесь же прошу педагога указывать ЦУ, типа: Анечке распустить волосы, Вовчик – вне очереди… Практика показала: когда подобная информация говорится на ходу, я её забываю – слишком большой информационный поток в день фотосессии. А эта шпаргалка всегда под рукой.
Как-то спросила у сестры – практикующего психолога – как она ничего не забывает? Оказывается, все записывает в маленький блокнот, который помещается в карман. Вот и для меня бланк заказа в день фотосессии становится таким «блокнотом-выручалочкой.
Нелишним будет, перед тем как повесить фотографии-образцы на информационный стенд, показать их педагогу. Объяснить концепцию. Предпочитаю доносить информацию тет-а-тет, а не скидывать в группу в WhatsApp. Человеку, возможно, что-то не понятно, а переспросить в общей группе – неловко. Иногда объяснить «на пальцах» проще, чем словами. Раскладываю перед педагогом весь спектр продукции и тычу пальцем:
– Это фотографии. Это магнит. Это закладка…
Также не стоит перегружать мозг педагога (впрочем, как и мозг заказчика) разнообразием предложений – не более трёх образцов – это дизайнерская аксиома.
Неизменно должно присутствовать так называемое базовое предложение, к которому все постепенно привыкнут, если фотосъемка не одноразовая.
Если провести аналогию, базовое предложение – это как пресловутое маленькое чёрное платье, которое можно украсить аксессуарами.
Мое базовое предложение – это ПОРТРЕТ А4 формата. Далее оно обрастает «аксессуарами» в виде подарочной продукции: открытки, магниты, закладки и так далее. «Аксессуары» добавляем по одному за раз. Не забываем, что лучшее – враг хорошего.
Люди в целом консервативны, и абсолютное большинство ограничивается базовым заказом.
У коллектива и постоянного заказчика постепенно вырабатывается привычка заказа, что существенно всем облегчает жизнь.
Если съёмка первая или одноразовая, лучше обойтись только базовым предложением.
Ну и стоимость. Она тоже должна быть удобной. Деньги собирает педагог, а поскольку он не касса супермаркета, дать сдачу бывает не просто. Определить цену надо, ориентируясь, не только на рынок, но и на дензнаки своей страны. Либо снабдить каждого педагога мелочью на сдачу.
P.S.: Чтобы увеличить объем заказа, человеку, собирающему заявки и деньги, необходимо создать удобные условия для работы.
Сторис
Когда заказ готов, я словно Золушка, вкладываю фотографии в файлы, чтобы они не замарались и не помялись. Сортирую по группам, чтобы каждому педагогу отдать стопочку фотографий его класса.
Коллега, подменяющая меня однажды, сказку про Золушку, видимо, не любила: привезла триста фотографий единой стопкой – хряп их на стол администратору. По группам не рассортировала, на упаковку не заморочилась.
Только небу известно, как педагоги искали в этой перемешанной куче фотографии «своих» детей.
А я на подмену больше никогда не соглашалась. Точнее, коллектив мне это запретил.
Как представиться заказчику-родителю в детском дошкольном учреждении на 250–300 детей, которое работает в три смены и у многих групп плавающее расписание?
Не будешь же стоять у входа с протянутой для приветствия рукой весь световой день: «Здрасть! Я ваша Фотографша! Приятно познакомиться!»
По сути, родителям не важно, кто сфотографирует их ребенка, важен результат.
У фотографа есть два инструмента презентации себя: фотографии-образцы и объявление. И то и другое должны быть идеальными.
Пока в нашей стране разрешено лица людей на фотографиях оставлять не размытыми. И активно пользуюсь этой опцией: подбираю для образцов портфолийные лица, идеально соответствующие образу. В образце все должно быть прекрасно по классике: «И лицо, и одежда, и душа…»
Фотографируя на образцы, заранее знаю позу модели, мимику, настроение кадра. Ничего не выдумываю на съемочной площадке: все продумано на этапе создания образа, костюма и образца. Костюм отшивается под позу модели.
Обязательно получаю разрешение родителей сфотографировать ребёнка в качестве модели для образца. Многие против публичности, и может разразиться нешуточный скандал.
Никогда не жалею на образцы денег.
Образец – это моё лицо. Глядя на него, заказчик формирует мнение обо мне.
Образцы распечатываю в том количестве и в тех форматах, которые предлагаю получить заказчику на выходе.
Например, готовлю поясной портрет и крупный план для девочки А4 формата и так же для мальчика. Значит, на информационный стенд в садике повешу четыре фотографии А4 формата.
Если крупный план я хочу предложить ещё и в формате А3, значит к предыдущему варианту прибавятся еще две фотографии А3 формата: крупный план для девочки А3 и крупный план для мальчика А3.
Обязательно делаю образцы отдельно для мальчиков, отдельно для девочек. Даже если костюм unisex.
Однажды родительница не заказала фотографию, предположив, что фотосессии для мальчиков нет. Ведь я повесила на образец только портрет девочки в костюме индейца. Костюм был один для всех. «Зачем переводить бумагу?» – подумала «сообразительная» я.
Некоторые коллеги не заморачиваются на полноценную распечатку образцов: компонуют их на альбомном листе, уменьшая до визиточного формата, с длинным пояснением в конце.
Цитирую:
«Формат 20x30(А4) = 1800 за шт. Формат 15x20(А5) = 1000 за шт.
Внимание: Дополнительный ребенок в кадре + 500
Внимание: В шаблоне № 1, № 2, № 3, № 10, № 12 – костюмы от фотографа.
Во всех остальных шаблонах ребенок представлен в своей одежде».
Даже я – фотограф – человек, который в теме, не смогла дочитать текст до конца, мне лень и некогда разбираться в размерах, цифрах и шаблонах.
Заказчику этот текст не понятен вовсе. Многие путаются в размерах. Другим обязательно надо увидеть, как смотрится фото в реальном размере. Да и читать тысячу букв совершенно недосуг.
Заказчик хочет ткнуть пальцем в образец и сказать: «Мне вот так».
Чем проще заказчику разобраться с объявлением, тем больше заказов будет у фотографа.
Повторюсь: еще в институте дизайнеров заставляют зазубрить как аксиому, что нельзя давать заказчику на выбор больше трех вариантов эскизов.
Это усложняет жизнь заказчика. Он начинает мучительно думать, выбирать, менять решение. В заказах появляется путаница. Люди обвиняют друг друга. Но в итоге виноват фотограф, который не смог организовать процесс так, чтобы всем было удобно и понятно.
Стараюсь максимально облегчить жизнь и педагогу, который занят кучей своих прямых обязанностей, но при этом вынужден принимать заказ на фотосессию, и родителям-заказчикам, которые спешат по делам, не видят ни каких объявлений, и им все время некогда.
P.S.: Чтобы собрать хороший заказ, фотограф должен показать заказчику образцы работ. Это нужно делать продумано: ограничить количество образцов до трёх штук. Не жалеть денег на их производство. Рекламировать образцы в реальном формате и реальном исполнении.
Сторис
Одна из родительниц возмутилась, что мало образцов.
Я пространно стала объяснять, что в условиях мобильной фотостудии невозможно предложить большее количество образов. Если она хочет более разнообразный выбор, надо обратиться в фотосалон.
Мамочка выслушала и недовольно фыркнув, гордо ушла за горизонт. Мои пространные объяснения, на которые я потратила целых 10 минут оказались безрезультатны.
Больше я не трачу время на объяснения. Доброжелательно улыбаюсь и отвечаю, что в этот раз так, в следующий будет по-другому.
И вопросы моментально прекращаются.
Объявление (рис. 2) так же, как и фотография-образец, должно быть идеальным. Аккуратным, опрятным, ярким, с читабельным коротким текстом. По сути объявление – это маленький баннер: принципы композиции и оформления те же самые.
Бой пестрому фону под текстом! Но если очень хочется взрыва красок, а картинка слишком яркая, ее нужно затемнить, либо осветлить, размыть или сделать полупрозрачной. Использование плашек под текстом – тоже вариант.
Я обхожусь светлым фоном, отдавая предпочтение рамочкам и декоративным украшалкам по периметру листа.
Текст должен легко восприниматься. Красивый рукописный шрифт, особенно если он мелкий, читается сложно. Мой фаворит – шрифт гротеск, по простому – рубленый.
Важны расстояния между буквами и строками. Если буквы в тексте слеплены, как шпроты в банке, разлепить их взглядом будет мучительно сложно. Надо раздвинуть границы, рассредоточить слова и строки.
Не рекомендуется использовать в тексте больше трех шрифтов и больше трех кеглей. Предпочитаю один шрифт с вариациями: жирный-тонкий-наклонный, расставляя акценты на ВАЖНОМ и ЦУ.
Составляя объявление для фотосессии, продумываю каждое слово – отжимаю воду, чтобы текст был лаконичным, но информативным. Не забываю, что люди бегут по делам сломя голову и читать «романы» им некогда. Поэтому очень коротко и только о главном: доброжелательное приветствие; даты фотосессий, расписанные по группам и педагогам; цены; РЕКОМЕНДАЦИИ и ВАЖНОЕ.
Например, в РЕКОМЕНДАЦИЯХ предлагаю родителям распустить и накрутить девочкам волосы. В ВАЖНОМ помечаю, что прически надо сделать самостоятельно.
То есть даю понять, что роскошные локоны у девочки на образце – дело рук родителей.
Прическа, конечно, может отличаться. Ведь на образце представлено видение фотографа, а уж соответствовать этому образу или нет – выбор заказчика.
А как все происходит на самом деле? Чаще всего родителям некогда заморачиваться на красоту. Успеть бы умыться! Детей в садик приводят на автопилоте – не проснувшимися: Поднять-подняли, разбудить забыли. С расческой в кармашке. Типа, творческий набор для фотографа – СДЕЛАЙ САМ.
Справедливости ради замечу, что некоторые успевают заскочить в салон красоты. Это, конечно, елей на душу фотографа.
А творческие – даже сотворить укладку самостоятельно. Как же приятно, когда родителям не безразличен результат и они активно участвуют в процессе. Тогда получаются замечательные фото, я бы даже сказала – картины (фото 1).
У меня самой нет замечательных фото из детского сада. Потому что не было прекрасных локонов.
Парикмахерша стригла меня «под горшок».
Зачем родители деньги тратили? С таким шедевром вполне могли справиться собственными силами! Нужен был только горшок: цветочный или ночной, не важно, главное с ровными краями и по размеру. Надел ребёнку на голову, пару взмахов ножницами по периметру, и «а-ля мальчик-гарсон» готов.
А знаете, есть цветочные горшки в виде яйца, у которого верхушка отбита – как будто оно было всмятку и его уже съели? Так вот у этих горшков края не ровные. Вот бы креативчик получился, если по нему подстригать…
Так вот! Не отвлекаясь от темы: в РЕКОМЕНДАЦИЯХ разъясняю родителям, что они могу сделать для красивого портрета со своей стороны. А в ВАЖНОМ пишу о том, что сделать необходимо, но доступно каждому. Например, привести ногти в порядок, если руки попадают в кадр. Или прийти в нательной майке в целях личной гигиены, если фотосессия костюмированная и так далее… И прически конечно же – самостоятельные!
P.S.: Составить объявление нужно таким образом, чтобы оно читалось глазами, то есть мгновенно – без включения мыслительных процессов. Было лаконичным, информативным с рекомендациями и ЦУ.
Сторис
Придумала я на 8 марта винтажную фотосессию в розовом капоре. Девчонки нарисовались с локонами «от Наташи Ростовой». Красота! Портреты получались удивительными.
Я с замиранием сердца ждала Полину – девочку с тонкими короткими волосами, которой, как и мне в детстве, бантик надо приклеивать на суперклей. Все думала, как же ее сфотографировать?
И Полина пришла – принцесса с белокурыми локонами до пояса.
Желание мамы сделать дочери красивый портрет было столь велико, что она заморочилась на покупку трессов.
Реально: не бывает безвыходных ситуаций!
Как должен выглядеть фотограф?
Хм… В первую очередь, как и любой публичный человек – опрятно.
Вспомнила фотографа из своего детства, и вот не знаю плакать или смеяться – остановилась на ироничной улыбке.
В мой детский сад приходил человек в синих трениках, которые в СССР служили мужчинам, по сути, нательным бельем. Но по прямому назначению использовались редко. Скорее выполняли функцию верхней одежды и были замечены в магазинах, парках, на работе, как в нашем случае, ну а про дачи и говорить не приходится.
Они пузырились на коленях, провисали на пятой точке, быстро линяли, но неизменно пользовались горячей любовью советских мужчин, самыми «стильными» из которых считались укомплектованные тельняшкой.
Наш – приходил в рубашке, благоухая «Шипром». Распознать, применялся парфюмерный шедевр «Новой зари» по прямому назначению или внутреннему, было невозможно.
Дети недоумевали, чем так гадостно пахнет дядя фотограф, отворачивали носы, но терпели – мама сказала: «Красиво улыбаться». И мы тужились изо всех сил.
Сейчас среди фотографов алконавтов почти нет. Сильно упростившейся процесс фотодеятельности породил беспрецедентную конкуренцию. Фотографы выглядят модно, обладают яркой внешностью и активно эксплуатируют аксессуары, позволяющие создать свой стиль и выделиться.
Я безнадёжно влюблена в шарфики: ношу их даже летом. Даже с майками.
Благодаря чему успела прославиться.
Прихожу прекрасно-солнечным и ужасно жарким днем на работу. В шарфике. И возрастная коллега сочувственно спрашивает: «Горло болит?»
Ну, тетя ИРА! Вы не в тренде! Это же стильно! Как же можно быть такими не продвинутыми?
Хоть я и вспотела, как испуганный енот, но красота же требует жертв! Эту аксиому зазубрила, когда воображала в песочнице в неудобном, но новом, сарафане со спадающими бретельками, когда ещё и не знали, что такое аксиома и с чем её носят.
С раннего детства тянуло к прекрасному: хотелось, чтобы мама надевала мне колготки цвета «влюбленной жабы» к шерстяному изумрудно-зеленому платью. К вязаному синему – лазурные или какие-нибудь небесно-голубые, но обязательно капроновые…
Но из шкафа вываливались только белые, потому что в 80-е у родителей не хватало денег на «баловство». Мама уверяла, что белый и чёрный – это нейтральные цвета, которые подходят ко всему.
Я смиренно думала: «Хорошо, что мои колготки – белые».
В цветовой гамме моего взрослого гардероба появились ещё два нейтрала: серый и коричневый. Несомненно, они упрощают жизнь, но не украшают. Ко всему подходят, не маркие, неброские, в общем…никакие. Безликие. Поэтому для таких любителей серости, как я, кто-то эстетически продвинутый придумал аксессуары. Которые превращают серых мышек в привлекательных бурундучков. Делают нас яркими и заметными.
Одно маленькое замечание: детский фотограф должен впечатлить не только взрослых заказчиков, но и «мелких».
Запомниться детям, вызвать улыбку и доверие мне помогают animal-штучки. Например, шапки-зверинец, из- за которых у моей мамы случаются острые душевные переживания: «Доченька, ну не по возрасту уже! Сними немедленно!» У детей реакция всегда позитивная. Увидев меня однажды в такой шапке, уже точно не забудут странную тетю-фотографа, у которой четыре глаза – два на месте и два вязанных.
Аnimal-подвески, – серьги, – кольца нравятся девчонкам. Они могут подолгу рассматривать их и примерять.
Даже на моей сменной обуви нашиты звериные морды. Последнее время «жертвой» был барсук.
Очень выручают аппликации на футболках. А ближе к зимним праздникам обязательно покупаю новый свитер с новогодней вышивкой или аппликацией.
«Творческий человек не может выглядеть банально», – сказал мне знакомый шоумен. Я поверила и сегодня присоединяюсь к этому мнению.
P.S.: Публичный человек должен выглядеть опрятно. Но, если он творческий, быть чистенькой серенькой мышкой ему не пристало. Нетривиальный капибаро, калаборированный окапи, шокирующий долгопят, стильный скунс, неповторимый квезаль – вот примеры на пути к самобытности.
Сторис
На первой фотосъемке надо было постараться впечатлить заказчика. Я нелениво заморочилась. Пришла на «праздник мам» в образе весны-красны, стряхнув с бального платья вековую пыль. Это вам не треники с пузырями на коленях!
Воспитатели помнят этот случай, спустя более десяти лет.
Дети… те, вообще, обалдели.
Одежда детского фотографа! Это не просто вся из себя такая модная, стильная и нетривиальная, но ещё и очень удобная. Как же долго я тебя искала! Методом проб, ошибок и финансовых потерь.
Пачки денег уходили на капроновые колготки, поверх которых я надевала шорты – понятно, почему не юбку! Потому что PRESCHOOL фотограф все время приседает, ползает, наклоняется, садится по-турецки или вовсе ложится на пузо.
В капроне было удобно: не жмёт, не передавливает, не трещит по швам. Но быстро выходит из строя. За одну фотосессию улетало в мусорку по две-три пары. Ведь дети не сидят на месте, только если пообещать шоколадку. Или мороженое. Или по заднице.
А поскольку из перечисленного пообещать могу… ничего, то и крутиться юлой приходится вместе с ними. То за парту зацепишься, то за стул или не увидишь на полу запчасти от машинки.
Но хуже всего липучки на сандаликах – так называемая текстильная застёжка. Это враг number one. Бывало зацепится ребёнок сандаликом за мои колготки… В этот момент главное ловко извернуться и схватить его за ногу, чтобы не рванул, тогда колготки можно спасти, аккуратно отцепившись от крючков «репейника». Но, как правило, дети опережают мою реакцию, и колготки летят в мусорку, а я лечу за новой парой.
Я переметнулась на тёплые колготки. Они не рвались, не вытягивались, не давили и не сковывали движений, но очень больно впивались вязанными бороздками в колени. А ведь детский фотограф работает, стоя на коленях.
Потом в моду вошли трикотажные лосины. Всем хороши, но через пару часов вытягивались на коленях, и я становилась похожа на фотографа из своего детства. Кроме того, никак не могла подобрать приличную «верхушку». Одна туника – коротковата, и я сексуально светила попой. Другая – с глубоким декольте. И хоть не могу похвастать приятным размером груди, при наклонах даже то, чем одарил Господь, выглядело не совсем прилично.
Кстати, туники были цветными и не скрывали мокрые пятна, проступающие подмышками. Это очень не comilfo. А детский фотограф потеет неизбежно, так как работает физически. И окно не откроешь – дети же.
В общем, рабочий трикотажный комплект быстро переквалифицировался в домашний.
Джинсы пришли на смену всему на свете. Джинсы на низкой посадке. В них однозначно не удобно: туго, скованно, при сидении на коленях сильно передавливается кровоток. Оголяется попа. Поэтому верхняя часть одежды должна быть удлиненной. Не смотря ни на что, я бесконечно долго работала в джинсах, пока не подружилась со «спортом».
Наконец нашла то, что может быть одновременно удобным, красивым, эстетически правильным, педагогически выверенным – городская спортивная одежда. Спортивный трикотаж не вытягивается, не скатывается, не перетягивает внутренние органы, кровоток и лимфоток, быстро высыхает на человеке. Сейчас мильён моделей и цветов «городского спорта», который можно носить даже с украшениями. Чем я активно пользуюсь.
Учитывая, что работаю в наколенниках, напульсниках и налокотниках, мне спортивная одежда очень зашла.
Я выбрала себе чёрные длинные тайтсы без рисунка. Темную тунику с коротким рукавом (чтобы и не жарко, и подмышки закрыты) и средней глубины вырезом.
Повседневная и праздничная одежда фотографа отличаются друг от друга. Если посчастливится работать на утреннике, то придется соответствовать духу праздника. В этот день нарядными приходят не только дети и их многочисленные родители, но и коллектив – от заведующей до няни. Тайтсы я оставляю в покое, потому что все равно придётся ползать по-пластунски. Но «верхушку» меняю на нарядную: припасен у меня для таких случаев нетривиальный вариант, но тоже чёрный, тоже с рукавом, с невинным вырезом и попу прикрывает.
P.S.: Методом проб и ошибок, я подобрала спец одежду для фотографа, которая одновременно может быть удобной, красивой, эстетически правильной, педагогически выверенной, подходит и мужчинам, и женщинам – это городская спортивная одежда.
Сторис
Самый сложный для меня вариант – это двухлетки. Фотографирование проходит в режиме «упал-отжался». Дети находятся в постоянном движении. Рыжая малышка пряталась от меня под столом, под ковром, за юбку воспитателя и за собственные ладошки. Типа, я тебя не вижу, значит и ты меня не видишь.
Я думала, она боится и изо всех сил пыталась наладить контакт. Окончательно выбившись из сил, упала на ковер. Надо мной зависла рыжая голова и на своем тарабарском что-то произнесла.
В вольном переводе что-то типа: «Тёть! А Тёть! Чо разлеглась? Давай ещё поиграем!».
Немного о грустном. Я обязана предупредить, что чайная ложечка дёгтя есть даже в такой доброй и позитивной профессии как детская фотография – профессиональные заболевания.
Мало кто об этом знает и задумывается, считая фотографирование чистой воды развлекухой. Однажды за большим семейным столом родной дядя съязвил, что я не представляю, каково это – работать. В свою очередь жаловался, как трудно приходится ему на заводе.
«Вот, блин, – подумала я. – Кто знает, каково это – быть фотографом? Я же верю на слово о тяжести твоих будней!»
Помню вытянувшееся лицо дяди, когда стала загибать пальцы, перечисляя свои профессиональные болячки.
Зрение. Это первое, что сбегает от фотографа, если за ним не следить. Врачи уже язык сломали, напоминать про зарядку для глаз, очки в дырочку, spa-процедуры и «натуральную слезу». А также про отлучение от компьютера каждые 15 минут.
Для меня перерыв – это чай попить. Нет, для кого-то, конечно, пресс качнуть или сто приседаний, а для меня – чай. Но я ж столько не выпью! Поэтому переменки пропускаю. Работа, кстати, так затягивает, что время пролетает незаметно. Надо обязательно ставить таймер. Я, например, делаю перерыв после каждой отретушированной группы: сделал дело, пей чай смело.
Спина. Кто самый стабильный враг фотографа? Кто подводит в самый не подходящий момент? Грыжи и протрузии.
Сейчас фотографы переходят на лёгкие беззеркалки, потому что в этом деле не помогает даже «разгрузка».
Каждую весну я волоку за собой правую ногу, как раненный солдат, на приём к мануальному терапевту – ущемление седалищного нерва из-за физических перегрузок. И он чинит мой позвоночник, колени, плечи… в общем все суставчики, которые я благополучно ушатала за учебный год.
А осенью – массаж и капельницы, потому что снова чего-то там защемило из-за неудобного положения шеи – с PRESCHOOL фотографом такое случается часто.
Мануальный терапевт и массажист – мои друзья.
Но главный друг – спорт. Ругаю себя самыми нехорошими словами, какие слышала в детстве от дворовых доминошников у бабули в деревне, что не взялась за ум раньше.
Пока мы молодые и сильные, не замечаем, как постепенно разрушается наш позвоночник от физических нагрузок и сидения перед компьютером, не задумываемся, что с возрастом мышцы слабеют.
Силовые тренировки, йога, пилатесс, стрейчинг и плавание теперь обязательны в моём распорядке дня.
Запястья. Когда первый раз прострелило запястье, подумала, что ударило током. Оглянулась, в поисках источника разряда, и поняла, что прострел случился внутри моего организма, когда одной рукой подняла камеру и провернула запястье на 90 градусов.
Ёпсель! Ерунда какая-то!
Но та же самая ерунда случилась при работе с горизонтальной мышкой. Мануальный терапевт объяснил, что запястье не справляется с весом фотоаппарата, а при работе с горизонтальной мышкой чего-то там перекручивается и защемляется. Отсюда прострелы и онемение пальцев.
Пожаловалась мужу. Он засел в Интернет и провёл расследование под кодовым названием «Чтоб жена отстала». Расследование принесло плоды в виде вертикальной мышки, и жена отстала. Теперь всем работающим за компьютером настоятельно рекомендую!
И напульсники! Зачем теннисисту напульсники? Пот со лба вытирать? Это, конечно, тоже, но главное – фиксация кисти и защита от травм. Что для фотографа тоже актуально. Если забываю напульсники на фотосессию, то прострел обязательно случается, а с ними нет.
Локтевой сустав. Практически всё тоже самое, что и с запястьем. Разгрузить сустав помогают налокотники.
Напульсники и налокотники продаются в спорттоварах или в аптеках. Только надо подобрать размер.
Колени. PRESCHOOL фотограф работает «на колене»: приседает, ползает, сидит. Коллегу увезли на «скорой», когда у нее отнялись ноги после долгого сидения на коленях.
Нужно обязательно делать перерывы во время фотосессии, вставать, разминаться и не забывать про наколенники. Я долго не соглашалась с этой идеей: боялась выглядеть смешно в каких-нибудь хоккейных или велосипедных. Пока не посоветовали сшить аккуратные незаметные из мягкой ткани.
Это я сейчас такая умная. А был момент, когда чуть не оказалась на месте той коллеги.
Страшно! Никому не пожелаю.
P.S.: Профессиональные заболевания есть даже у PRESCHOOL фотографа. Если предупредить их развитие, в профессии можно оставаться бесконечно долго.
Сторис
Мы закончили фотосессию. Дети ушли на прогулку. Я аккуратно сложила декорации. Разложила инвентарь по коробкам. Упаковала костюмы.
Стала частями выносить на улицу к такси.
Артём провожал меня долгим вдумчивым взглядом – туда-сюда, туда-сюда. После очередной коробки он не выдержал:
– Инга, а у вас пупок не развяжется?
Я так и грохнулась с этой коробкой.
– А чо так дорого?! – думаю, не совру, что подобное возмущение слышал каждый, без исключения, фотограф.
И продолжение:
– Распечатать фотку – три копейки стоит!
Ещё пару копеек готовы накинуть за то, что на кнопочку нажимаешь.
То есть, труд фотографа в глазах остального человечества сводится к тому, чтобы давить на кнопку и отвозить файл в типографию, а сейчас, и подавно, можно по WhatsApp скинуть.
Ну все! Во мне просыпается разъяренный бухгалтер! Начинаю умничать – ведь по первому образованию я экономист.
Итак! Цена за художественный сюжетный костюмированный портрет в дошкольном учреждении складывается из себестоимости, нерегулярных затрат и прибыли.
1. Себестоимость суммируется из зарплаты, техники, амортизации, расходных материалов, транспортных затрат, налогов.
Чтобы сделать один костюмированный портрет для одного ребёнка трудятся шестеро взрослых: фотограф, дизайнер, закройщик, швея, оператор-печатник, водитель.
Каждый хочет получить в конце месяца зарплату, которая складывается из образования, навыков, техники, расходных материалов и т. д, и т. п.
Разберемся на примере фотографа: что ему нужно для работы помимо образования и фотоаппарата? Ещё куча всяких фотоштук: объективы, вспышки, кольца, фильтры, отражатели, свет, фоторамка, фоны, бутафория… Конечно же – «сильный» компьютер с большим экраном хорошего разрешения и другая оргтехника. Графические программы, диски, флешки и ещё по мелочи.
Нужен транспорт. Без него никак. Даже, если это личный автомобиль, на время создания фотографии, он превращается в служебный, а фотограф – в водителя. Если приходится перемещаться на городском автобусе от швеи в типографию – это все равно транспортные расходы.
А также ремонт оборудования и его амортизация – попросту говоря, замена физически изношенной техники.
Финансовые затраты на печать образцов, ведение странички или сайта в соцсетях.
Более того, у фотографа есть профессиональные болезни со всеми вытекающими… таблетками, уколами, иногда операциями.
Ну и никто не отменял государственный налог.
2. Нерегулярные траты включают рекламу, упаковку, послепродажное обслуживание, обучающие курсы, программы повышения квалификации, а также ценность самого товара, посредников и конкуренцию.
Чем-то из перечисленного я не пользуюсь.
Например, никогда не раскошеливаюсь на рекламу (если не считать рекламой фотографии-образцы). Мне всегда хватало работы благодаря сарафанному радио.
Зато заморачиваюсь на упаковку готовой продукции и послепродажное обслуживание в виде «доставить до места назначения», переслать файл по интернету, напечатать дополнительно…
С повышением квалификации думаю понятно. Это все – от новых программ до мастер классов и вебинаров.
А вот на ценности товара остановимся подробнее: фотография позднего или единственного ребенка для родителя, который водит «солнышко» в частный детский сад, будет ценнее, чем для многодетной семьи с доходом ниже среднего, дети которой ходят в государственный садик. Вряд ли семья, вынужденная экономить на еде, сможет выложить кругленькую сумму за картинку.
Посредники – ещё один занимательный фактор. Это как розничный продавец между оптовкой и покупателем. В роли продавца в данном случае выступает учреждение, на территории которого работает фотограф. Помимо налога государству, надо заплатить процент «хозяину», который варьируется от 7 до 20 % от дохода.
Ну и последнее – конкуренция. Монополист или суперпрофи, который конкурентов на хвосте не чует, которому заказчик готов платить не глядя, может выставлять любой ценник в соответствии со своими личными потребностями и желаниями.
Бывает ли такое? По накалу конкуренция может быть разной в различных городах, и даже в различных районах одного города.
В последних трёх пунктах варьирую цену, ориентируясь по ситуации.
3. Прибыль – наценка или разница между доходом и общими затратами. Нормальной считается прибыль в размере 20 %.
Если от всего вышесказанного закружилась голова и захотелось выкинуть фотоаппарат, даже не распаковав, можно ориентироваться на среднюю цену по городу и думать: «Устраивает или нет».
Если кто-то думает, что творческие люди бесполезны, пусть попробуют провести несколько дней в карантине без кинофильмов, книг, музыки и фотовоспоминаний.
P.S.: Стоимость любого продукта, в том числе и фотографии, складывается из себестоимости, прибыли и нерегулярных затрат.
Сторис
– Ой! А чо так дорого? Нам, наверное, не надо!
У нас столько этих фоток! Дочка постоянно внуков на сотовый телефон фотает и фотает…
Фотает и фотает…
Фотографом в частный детский сад я попала по приглашению родительского комитета на утренник. Всем так понравился результат, что стали звать и на другие праздники. Я примелькалась. Объяснения с директрисой было не избежать.
Она поймала меня за углом: как же я не люблю все эти обязательные разговоры. Но говорить не пришлось, только кивать.
Требования выдвигались простые и справедливые:
Не срывать режим, потому что садик частный: за каждую минуту занятий родители платят деньги.
Это меня не очень устраивало, потому что как организовать фотосессию без срыва занятий я пока не представляла. Но сделала довольное лицо.
Отблагодарить педагогов, которые будут собирать списки желающих, деньги и раздавать заказ.
Этому условию я обрадовалась: считаю, что каждый труд должен оплачиваться. Жаль, что не знала этого в детстве, когда полола морковку на даче.
Процент благодарности может дрейфовать от семи до двадцати процентов от общей суммы заказа, то есть от дохода. Не от прибыли.
Мне назначили не минимальный, но низкий процент. И предназначался он коллективу. Для себя эта святая женщина ничего не требовала.
Благодаря невысокому проценту, я держала доступные цены на фотографии, чтобы каждый родитель мог себе это позволить. При работе с детьми учитываю тот факт, что маленькие повторюшки-мушки хотят всё, как у друзей. И если вдруг родители отказываются от фотосессии, а ребенок закатывает истерику, я не чувствую себя виноватой. Совесть моя чиста.
Увеличение процента увеличит стоимость фотопродукта – это всегда надо объяснять руководству садика.
Если весь бакшиш начальство планирует забирать себе, продумываю как всё-таки отблагодарить педагогов. Лучший вариант, конечно, премия. Но если педагог категорически отказывается от денег, предлагаю рассчитаться фотографиями. Если не нужны фотографии, продумываю подарок.
Как бы хорошо коллектив ко мне ни относился, мотивация все равно обязательна: незаинтересованный человек не станет "выпрыгивать из штанов".
После фотосессии в частном детском саду меня пригласили в частный дошкольный образовательный центр, и я поняла, что с садиком он имеет не только сходства, но и различия.
Первое сходство – это маленькие классы и группы, рассчитанные приблизительно на пятнадцать малышей. Объясняется это тем, что в аренду частники снимают коттеджи.
Вторая общая исключительность – отсутствие свободного пространства: класса, кладовки, чулана, угла… в общем полное отсутствие какого-либо присутствия места под солнцем, куда бы фотограф мог пристроить свою… да-да именно то место, о котором старше трех говорить уже не прилично.
Объясняется такая особенность профессионализмом руководства – грамотный директор распределяет рабочие потоки таким образом, чтобы каждый сантиметр арендованного помещения себя отрабатывал. Обучающие занятия идут непрерывно. Все квадратные метры оккупированы.
Здесь не работает классическая схема, когда фотографу на целый день освобождают музыкальный зал для фотосессии. Так было в моем детстве, так в госучреждениях, происходит и сейчас. Фотограф руководит в музыкальном зале с утра до вечера. К нему гуськом по расписанию приходят группы полным составом. И воспитатель обреченно помогает «командиру» с переодеванием маленьких фотомоделей. На ЧАСТНОЙ территории все совсем не так.
Помню шок от первого расписания моей фотосессии, составленное заведующей: «В этом классе спокойно можешь работать сорок минут. Потом перейдешь в зал на полчаса. Потом отдохнёшь, потому что все кабинеты будут заняты. А когда старшая группа уйдет на прогулку, переедешь к ним».
Спустя 11 лет работы в таких условиях с моей прической все в порядке, а тогда волосы дыбом встали: «Как работать? Что из всего этого получится?»
Нормально всё получится! Главное приспособиться!
Отличие садика от развивающего центра в том, что в первом дети находятся целый день. И если кого-то не успеваешь сфотографировать до обеда, можно продолжить после сончаса.
Главная хитрость в том, чтобы до сна успеть сфотографировать девчонок, пока кудри на месте. Во вторую половину дня это великолепие превратится в гнездо глухаря.
А мальчишек всего-то – тщательно умыть, причесать и дать глазкам проснуться.
В обучающий центр дети приходят всего на несколько часов, поэтому возможности дофотографировать в конце дня – нет. Можно назначить отдельный день. Но понравится ли это руководству и коллегам? Ведь фотосессия сбивает с привычного ритма работы.
Частная территория требует мобильности и сосредоточенности.
– ОК, Гугл, что такое мобильность?
– Это способность быстро передвигаться, перемещаться и ориентироваться в обстановке.
И речь здесь не о спринтерских способностях, а о том с какого дубля ты ВЕСЬ – с фотоаппаратурой, костюмами, фоном и декорациями – переместишься из точки А в точку В. Я телепортируюсь за один дубль, край – за два.
– ОК, Гугл, что такое сосредоточенность?
– Это углубленность в процесс, концентрация внимания, собранность мыслей.
Когда идет фотосессия я не отвлекаюсь на разговоры со взрослыми, полностью погружена в диалог с ребенком-моделью, держу в голове расписание и регулярно смотрю на часы.
РЕЗЮМЕ
В этой главе поделюсь опытом, как фотографу приспособиться к условиям работы в частных дошкольных учреждениях: трудиться в общем ритме, не срывать занятия, быть мобильным, пунктуальным. Расскажу, какими методами и приемами это достигается.
Продолжу собирать тараканов в своей голове и силой мысли направлять ровным строем в правильном направлении. Пусть маршируют к цели. Соображений на самом деле очень много, хочется рассказать все и сразу.
– Когда не знаешь с чего начать, начинай с главного, – постучалась в мой мозг умная мысль.
Поэтому делюсь лайфхаком, как научиться выживать в боевых условиях, окапываться на местности и все успевать, работая фотографом в ЧАСТНЫХ дошкольных учреждениях. Многие удивляются: «А есть какие-то особенности?» Они ЕСТЬ! И если получится сосуществовать в тандеме с некоторыми оригинальностями, остальные сюрпризы профессии уже не удивят и не напугают.
Главное – следовать правилам! А этого добра в частных дошкольных учреждениях хватает.
В садиках – это режим: завтрак, занятия, прогулка, обед, сончас… Дальше расписание меня не интересует, потому что после сончаса я не фотографирую. Объясню почему.
Хорошо помню фотосессию из детства. В тот счастливый день нас, после сытного обеда, не уложили спать! НЕ УЛОЖИЛИ СПАТЬ! На этом счастье закончилось. Потому что группу повели в музыкальный зал, но не петь и плясать, а медленно и нудно переодеваться в костюм гусара.
Я не хотела быть гусаром, но моего мнения никто не спросил. Надо было притвориться спящей! И я, действительно, почти уснула после вкусного борща, когда до меня дошла очередь.
Меня растормошили. Втиснули в мундир, который трещал по швам, потому что девочка-колобок была не стандартного размера. На раз-два-три пыхнули «зонтиком» в приоткрытый глаз. И отпустили досматривать сон.
Маленький человек неопределенного пола на том памятном фото похож на взъерошенного совенка, выпавшего из гнезда. И у совенка на голове почему-то оказался кивер. Хотя логичнее было бы увидеть на голове гнездо, которое упало вслед за птенцом (фото 2).
В 80-е не было частных садиков, где строго соблюдается режим «поел-поспи».
Сейчас же в частном детском саду фотографу не разрешат нарушать распорядок дня!
А фотографировать детей после сон часа – взъерошенных совят – я сама не хочу. Поэтому строго слежу за временем, чтобы уложиться до прогулки.
Приезжаю заранее, чтобы успеть распаковать студию до прихода детей. Первые позавтракавшие сразу идут на фотосессию, чтобы не терять время в ожидании всей группы.
Под рукой у меня всегда влажные салфетки – необходимая вещь, кстати! Потому что до обеда дети всё время жуют: кому-то родители сунули в рот шоколадку, кто-то размазал кашу по щекам, на губах хлебные крошки, а в глазах слезы. К десяти подоспел второй завтрак – теперь надо вытирать круги вокруг рта от морковного сока.
Разновозрастные группы выходят гулять в разное время, чтобы не толпиться в раздевалке, которая в частном садике одна на всех. Поэтому фотографировать следует в первую очередь ту группу, которая уйдет на прогулку первой.
Фотосессию надо назначать на день, когда по расписанию нет репетиций и дополнительных занятий: музыки, хореографии, иностранных языков… С таких занятий детей на фотосессию не отпускают.
Важный момент – это «сменка». Как в школе: стоит дежурный и проверяет сменную обувь, так и здесь – посмотрят очень строго, и по любому придется разуться. Работать в носках можно и даже удобно, но холодно и не эстетично. Лучше все же иметь сменную обувь. Чего только я не перепробовала! В итоге остановилась на забавных тапочках со звериными мордочками без задников: они лёгкие и плоские, что удобно при транспортировке; быстро снимаются, когда надо присесть, подогнув голеностоп; своими весёлыми мордахами запоминаются детям и поднимают настроение.
Медицинскую книжку могут не спросить, но именно она становится камнем преткновения, когда родители приглашают фотографа, а заведующая против – у неё видите ли свой – имеется! И тогда начальство начинает вставлять палки в колеса: «А вот это? А вот то? А медицинская книжка?»
И тут я достаю из широких штанин…
Тут же упомяну о такой проблеме в костюмированной фотосессии, как вши. Без расчёски обхожусь легко, поправляя волосы модели руками.
А вот без шапок и шляпок не обходится ни одна костюмированная фотосессия. Педикулез молниеносно переносится через головные уборы. Фотографа не пригласят повторно, если он оставит после себя такое вот «наследство».
Я храню головные уборы в морозилке и обрабатываю сухой химчисткой. Но самое главное! В аптеке мне посоветовали аэрозоль от вшей и гнид. В течение фотодня, высовываясь в окно, обрабатываю им костюмы. И обязательно исследую голову ребенка при переодевашках.
За долгую практику мне, слава тому провизору, не пришлось столкнуться с этими прыгучими существами.
P.S.: Правила и режим фотографу надлежит соблюдать так же неукоснительно, как соблюдают их другие участники образовательного процесса.
Сторис
Когда я была нешуганным молодым фотографом, поправляла детям челки расчёской (только челки, всю длину волос никогда не трогала, потому что даже непуганый осознает вшивую проблему во всей её неприглядности).
И одна неравнодушная к расчёскам мамочка это увидела. Сколько же было высоких нот. Я все выслушала и спрашиваю:
– Шапку надевать?
– Конечно!
Ну я и надела…
Что такое мобильная студия, и почему она – не вариант для работы в частных дошкольных учреждениях?
Мобильная студия – это мечта. Розовая, как слон, воздушная, как облако, далекая, как Америка. Очень сильно хочу в Перу, пока Мачу-Пикчу не закрыли для туристов. Может, в будущем это и осуществимо, но сейчас разум робко шепчет, что это неее воз-моооож-нооо: на Перу нет денег, для мобильной студии в частных дошкольных учреждениях нет места. А она требует несколько квадратных метров, чтобы установить фон, разместить декорации, выставить свет, а фотографу отойти от модели на пару-тройку метров.
Мобильная студия – это возможность реализовать весь свой творческий потенциал: и как художника-декоратора, и модельера, и дизайнера!
Какое это счастье – сбить ноги в кровь в поисках необходимого декора; сломать голову, размышляя над идеей; потерять сон, потому что твою кровать занимает творческий беспорядок, и спать элементарно негде. Когда шью костюмы, часто раскладываю детали на своей большой кровати – удобно, всё видно. Только ночевать, пока костюм не закончен, приходится на полу.
Какое это счастье – почти нелегально вывезти из Латвии попугая, а из Австрии «скрипку Страдивари»… Счастье – распороть на лоскуты любимую куртку, втихаря разрезать шарф мужа и пожертвовать серебряной брошью ради костюма для новогодней фотосессии. Потратить весь семейный бюджет на декоративные безделушки и драпировки. Это счастье, потому что цель оправдывает средства.
Но в частных дошкольных учреждениях нет возможности работать с мобильной фотостудией, потому что мобильна она только в сложенном состоянии. А когда фотограф приехал на точку, застолбился, разложился, расставился… ВСЁ – статика. И метнуться мухой из класса в класс со всем этим добром не получится.
Однажды весной я решила воплотить мечту в жизнь. Сделать фотосессию в декорациях (фото 3). Эта идея была столь же безумной, как и многие идеи, посещающие нас в период гормонального дисбаланса.
Как всегда мне пришлось переезжать из класса в класс, но в этот раз – вместе с декорациями. Перетащить все добро за один раз не удавалось. Переезжала частями, перегородив коридор коробками. Мало того, что сама намучилась, так ребенок, летящий на поедание праздничного торта, запнулся о мои вещи и упал. Училка, его догоняющая, зацепилась за ящик и порвала колготки. А прикормленная кошка, которая как раз пришла отобедать, чуть не родила в моей траве.
После дня фотобезумия я в срочном порядке переделала фотографии-образцы, чтобы в следующем садике все были живы-здоровы и в целых колготках.
С той фотосессии бутафорию использую, в таком объеме, чтобы переместиться из группы в группу можно было по-быстрому и за один раз.
Я вроде бы тоже мобильная фотостудия, но только экспресс-вариант с минимальным набором лаконичных декораций – это очень удобно в ограниченном пространстве частных дошкольных учреждений.
P.S.: Если ваша мечта – делать сюжетные костюмированные фотосессии в декорациях на территории ЧАСТНЫХ дошкольных учреждений, либо сразу оставьте эту затею, либо конструктивно договоритесь с руководством, что на время фотосессии вам предоставят отдельное помещение.
Сторис
Пятилетняя Маргарита после фотосессии вызвалась мне помочь собрать вещи. Попыхтела чуток. Потом уселась, подперев кулачками пухлые щеки, и стала наблюдать, как аккуратно и методично я укладываю в коробки многочисленные штучки-дрючки. В какой-то момент сердце ребенка дрогнуло:
– Инга! Как вы это все СКЛАДАЕТЕ?
Из-за сложного режима и плотного расписания занятий в частных дошкольных учреждениях фотографу приходится пошевеливаться. Помогают светлая голова, сильные ноги, болтливый язык, отсутствие родителей и бланки заказов. Те волшебные бланки, о которых говорилось в первой главе, разработанные мной, чтобы облегчить жизнь не только коллегам, но и себе.
Для меня в этих бланках целый мир. Это ценный документ! Его потеря приравнивается к потере карты памяти с отснятым материалом.
Для кого-то – это тарабарщина, я же читаю бланки-заказа, как зануда читает инструкцию для мультиварки.
Что я там вижу? В первую очередь – количество детей. И из расчета по две-три минуты на человека прикидываю время фотосессии на класс. Педагог озвучивает свой временной лимит. И мы приходим к балансу: подождать или сдвинуть занятия, сбавить обороты или ускориться…
За временем надо следить ещё и потому, что в частных дошкольных учреждениях фотографу приходится переезжать из зала в класс, а потом в чулан и снова по кругу – переезды тоже требуют времени. Поэтому часы всегда перед глазами. Работает не только язык, болтая с детьми, но и светлая голова, просчитывая время.
Во-вторых, в бланках написаны имена детей. Это возможность обращаться адресно. К сожалению, невозможно запомнить имена 1000 детей, которых фотографирую за сезон.
Один из педагогов написал пофамильный список. И как обращаться?
– Печкин И., пошли фотографироваться!
Ржу.
Пришлось переписывать. Фамилии нужны только в случаях с тезками, чтобы не перепутать заказы. Ведь в бланке написано кому, что и в каких количествах делать: портреты, комплекты, подарочную продукцию…
У меня дети не толпятся барашками в очереди на фотосессию, а сидят в классе и учатся. Приходят по одному, чтобы не срывать занятия. Всегда помню, что в частных дошкольных учреждениях родителям недешево обходится каждый урок. Поэтому ребенок должен успеть и сфотографироваться, и примеры решить.
Сначала беру по списку двух первых. Пока переодеваю и фотографирую – первого, второй – наблюдает и готовится. Потом первому даю задание: позвать третьего по списку. Получается своеобразная эстафета.
Часто приходится бегать самой. Для этого и нужны сильные ноги.
Маленькая хитрость для ускорения процесса: сначала фотографирую девочек, отложив пацанскую одежду в сторону.
По правую руку кладу костюм и головной убор, по левую – украшения в шкатулке (чтобы не терялись) и аксессуары. Со временем руки привыкают к механике движений. Главное соблюдать последовательность – алгоритм переодевания. Тогда процесс доходит до автоматизма, и не забываются даже самые мелкие детали, типа, колец и заколок.
Начинаю с девочек по двум причинам: чтобы не растрепались локоны и потому, что их костюмы из-за украшений, как правило, сложнее (фото 4).
Лучше сразу осилить сложное, тогда и время фотосессии рассчитать будет легче.
Ну и последнее, чем важен бланк-заказ и о чем мы вскользь уже упоминали, это ЦУ от родителей – мелким шрифтом о всякой всячине. Начиная от «мы голову помыть забыли, прикройте шляпой» до «сотрите дочке в Photoshop-е обглоданный маникюр».
Не все родители могут сообщить пожелания лично, да это и бесполезно: все сказанное на ходу моментально вылетает из головы – мне ж за временем и кольцами следить надо! А все написанное пером, не вырубить ни топором, ни тупизмом.
Бланк-заказ, как и часы, всегда перед глазами.
Родители не присутствуют на фотосессии. Тому есть причины: во-первых, частное дошкольное учреждение не вместит всех желающих, а во-вторых, – фотограф против! Под пристальным, строгим и требовательным взглядом родителей, дети скукоживаются, как цветочки после дождя, комплексуют и при этом очень стараются угодить маме. Эмоционально – полный провал.