Инга Жилкина ДАО детского фотографа

От Автора

Одним прекрасным утром я потеряла работу.

И утро, действительно, было прекрасным. Набухали долгожданные почки. Птиц разрывало от гормонов разноголосым пением. С востока слепило теплыми лучами. Я налила кофе, вдохнула все это великолепие. Задумалась.

– И что…, блин, теперь делать?

Да. Когда у меня стресс, в лексиконе появляется запрещёнка. Не пью, не курю, не злоупотребляю косметикой. Надо же как-то стресс снимать.

В 2008 страну накрыл очередной кризис. А этот экономический злодей, как известно, мощным ударом в первую очередь опрокидывает сферу обслуживания и развлечений: многочисленные редакции, в которых я трудилась, стали закрываться, как муравейники с заходом солнца.

Журналы были разные, и применение моих трудовых способностей тоже было разносторонним. В одном (удивляюсь, как он раньше не накрылся медным тазом) – просиживала штаны ведущим дизайнером, во втором – ломала ноги фотографом, ну а в других – крутилась журналистом. В общем, работала трудно, много, но хлебно.

Закрывались не только издательства, но и фотостудии, имидж-салоны, агентства развлечений… Неизменно в ТОПе оставались лишь казино. Но работать в индустрии иллюзий мне не светило.

Страна нуждалась в грубой рабочей силе. Я задумалась над профессией швеи-мотористки. Потому что на уроках труда лихо управлялась с выкройками и швейной машинкой. В девяностые обшивала себя и маму несложными вещичками. Мечтала стать модельером. Даже диплом в художке защищала по моделированию одежды. Но выучилась на экономиста.

Кто был в ситуации, когда "первое образование – для папы", – или для кого-то ещё, но только не для человека, которому по этой профессии предстоит работать, – тот поймёт.

Остальным объясняю.

«Диплом для папы» – это когда гуманитарий на всю голову сидит пять лет от звонка до звонка в техническом ВУЗе, озарение высиживает, типа: "А вдруг…! И папа прав, что «Экономика" меня прокормит?»

Друзья, ходить мне голодной, прозрения не случилось.

Особенно отчётливо помню высшмат. Я – с округлившимися, как у совы, глазами, в голове каша с комочками, смотрю на препода и не понимаю: «Он, вообще, ЭТО ВСЁ – на русском?»

Оглянулась по сторонам – остальные студенты с такими же глазами. Я подуспокоилась.

Но на бухучете снова напряглась, когда подруга все эти дебеты/кредиты щелкала, как шустрая белочка золотые орешки, а я снова – сова.

Думаю не сильно удивлю признанием, что по первой профессии не работала ни секунды. Ведь я творческая! Поэтому закончила еще один универ по дизайнерской специальности, что после окончания художественной школы было вполне логично.

В общем, в экономику не пошла даже в кризис, а запустила в hand made производство футболки с animal-аппликацией. Об этом даже писали в журнале «Лица». Тем творческий полёт и закончился. У людей денег – разве что на хлеб, какие уж там hand made-тряпочки.

Папина теория приобретала вполне себе осязаемые очертания.

Когда я совсем приуныла, вынужденная сама носить футболки своего же пошива, в двери безнадёги, как это обычно бывает в добрых сказках, постучал счастливый случай: знакомые попросили пофотографировать утренник в детском саду.

Частный садик только открылся и ещё не имел своего фотографа, что на фоне прочих аналогичных учреждений выглядело довольно странно. Если вчерашний методист становится заведующей, моментально увольняет прежнего фотографа и учреждает это почетное звание своему брату, свату, племяннику… Фотография – зачастую не считается профессией и носит номинальный характер. Ну а что там…на кнопочку нажимать…

Даже анекдот есть: «Фотограф, просто нажимает на кнопочку. Дальнобойщик просто давит на педальку. Ну а врач просто выписывает пилюльку».

Из-за того, что я – «не просто», мои фотографии отличаются художественным стилем, а работа – творческим подходом. Мы с директором садика решили, что можем быть полезны друг другу.

Но на многое я не рассчитывала: фотосалоны, фотостудии и типографии закрывались из-за отсутствия спроса. Фотографы всех мастей и жанров сидели без работы.

Каким же удивлением стало для меня попадание в антикризисную нишу! Если составить разумную цикличность фотосессий, предложить заказчику адекватную цену и отшлифовать всё отменным качеством, работа фотографа в детском саду и дошкольных учреждениях не заметит кризиса, в противовес индивидуальной фотосессии в студии или на пленере.

Оказывается, профессия фотографа может приносить доход и в кризисные времена. Но для этого нужно стать востребованным. Как?

Как любил повторять мой главред, перефразировав слова знаменитого Эрнста Хааса о том, что «не имеет значения, какой фотоаппарат вы используете. Любой из них может зафиксировать то, что вы видите. Но вы должны видеть», и, вручая мне дешевую офисную камеру, чтобы я отсняла звезд мирового кинематографа: «Не важно, что этот фотоаппарат Г, главное, что именно ты держишь его в руках».

Надо уточнить, что мой редактор был щедр на эмоции, но скуп на деньги, поэтому безоговорочно доверял моим знаниям и художественной чуйке, но экономил, когда приходилось платить по счетам. Наверное, поэтому мы не выстояли кризис. И прекрасным весенним утром я пополнила ряды безработных.

Но как говорят наши бабушки: «Не бывает худа без добра».

Судьба подарила новую работу, где я зависла на 11 лет. Только PRESCHOOL фотография дала профессию, превратив интересное хобби в очень даже интересный доход. Затянуло не по-детски, я и не заметила, как стала востребованным столичным фотографом. Работы так много, что приходится отказывать. Я наслаждаюсь свободой выбора и сотрудничаю исключительно с приятными заказчиками.

Собрав воедино знания, навыки, опыт, хочу рассказать, как победила кризис творческой профессией, став востребованным фотографом в дошкольных учреждениях столицы.

В связи с этим, у меня первое предложение: Давайте перестанем называть фотографа, работающего в дошкольных учебных заведения, – садиковским. Предлагаю новую формулировку – PRESCHOOL фотограф.

P.S.:

1. Все истории реальны. Все имена вымышлены.

2. Не стала удалять с фотографий даты, чтобы было легко проследить путь моего творческого развития.

Загрузка...