На всем видимом написано свидетельство о Невидимом.
См.: Рим. 1, 20
Небо, земля, море, словом, весь этот мир есть великая и преславная книга Божия, в которой открывается самым безмолвием проповедуемый Бог.
Свт. Григорий Богослов
Один философ спросил святого Антония, который неумел ни читать, ни писать: «В какой книге почерпнул ты сведение о высоких истинах, проповедуемых тобою?». Святой Антоний, не говоря ни слова, одною рукою указал на небо, а другою – на землю.
Зрение бесчисленных чудес, видимых на небе и на земле, есть книга, которую каждый читать может, которая днем и ночью проповедует величие Божие людям, самым ограниченным в понятиях.
Подите как-нибудь по узкой тропинке к полю, усеянному пшеницей, рассмотрите колосья; видите эту легкую кожицу (плеву), которая их обвивает, длинные ости, которые их защищают: это для того, чтобы сберечь их от губительного влияния солнца; видите эти зеленые листочки, распространяющиеся около картофеля: это для того, чтобы сохранить сырость, нужную для его совершенного утолщения; видите и ядро под скорлупою, которая его защищает. Кто так охраняет эти колосья? Кто закрывает это зерно? Кто устроил ресницы над глазом человека для защищения его от солнечного блеска? Не Бог ли, бытие разумное? Можно ли в присутствии таких доказательств отрицать Его предусмотрительность и благость?
Каждая тварь выражает собою мысль Божию. А мысль Божия совершенна, полна; следовательно, и каждая из тварей, по своему виду и роду, заключает в себе все совершенство и всю полноту. Правда, мы называем некоторых из тварей гадкими – так, по привычке. Но это очень глупо. Вникни, рассмотри организм этих по-видимому гадких тварей, и ты удивишься чудному их устройству. Даже, можно сказать, чем ничтожнее, чем едва заметнее для глаз наших что-либо из рода пресмыкающихся или насекомых, тем более оно имеет в себе совершенства. Мы мало знаем природу, оттого так поверхностно и судим об ней. Нет, когда говорится: Дивен Ты, Господи, и дивна дела Твоя (ср.: Пс. 144, 3), – так это потому именно сказано, что каждая из них находится в тесной связи с прочими тварями и создана для известной необходимой цели.
Свт. Иннокентий Херсонский
В образовании червя и мошки видно несравненно более искусства, нежели в лучших произведениях ума человеческого. Многие сооружают великолепные здания, изобретают удивительные машины, строят огромные корабли, но сильнейшие и остроумнейшие из них могут ли образовать ползучее насекомое, летающую птичку, зеленеющую травку или даже составить одну песчинку?
Воистину велик Бог! И Един Он велик и в великом, и в малом земли.
Свт. Филарет Московский
При видимых, осязаемых так сказать, доказательствах бытия Божия в окружающей нас природе возможно ли довольно надивиться безумию (ср.: Пс. 13, 1) атеистов, отвергающих бытие Божие, или материалистов, готовых лучше самую природу боготворить, чем признать и почтить действительного ее Виновника, Творца и Хозяина?
Отрицание Бога заключает в себе вполне нелепое предположение: оно, строго говоря, есть не что иное, как необычайное самообольщение. Прежде чем кто-нибудь может сказать: «Мир без Бога», он должен узнать весь мир; он должен исследовать вселенную со всеми ее солнцами и звездами, историю всех времен, пройти всю область пространства и времени, чтобы мог со всею основательностию сказать: «Не существует никакого Бога», нужно быть всеведущим и всемогущим, то есть нужно быть самому Богом.
Если возможно то мнение (материалистов), будто какие-то твердые и неразделимые тела, увлекаемые неизвестною силою и тяжестию, стремились вниз и случайным столкновением их произведен этот благоустроенный и прекраснейший мир, – то почему не допустить и того, что стоит только высыпать на землю бесчисленное множество отлитых из золота букв латинской азбуки, и из них составятся летописи Энния? Но не знаю, может ли случай таким образом сложить хотя один стих.
Цицерон
Если столкновение атомов (по мнению материалистов) могло произвести целый мир, то почему же не может составить оно одного храма, или дома, или города – что было бы гораздо проще и легче?
Он же
Христианин! Если звездам служащие научились звездою кланяться единому истинному Богу (см.: Мф. 2, 1-11), то тем более покланяйся Ему ты, когда смотришь на солнце, луну и звезды.
Если бы Савская царица по прибытии своем в столицу Иудеи, занявшись рассматриванием драгоценных редкостей, не обратила внимания на Соломона царя, украшенного мудростию (см.: 3 Цар. 10, 1), то как неизвинительно было бы ее равнодушие! Тем более не достоин извинения человек, живущий в этом мире и занимающийся всеми предметами, кроме Бога – Источника всякого блага и премудрости!
Хороши создания, и хороши весьма, но несравненно лучше Создатель, Который их хорошими сотворил.
Свт. Тихон Задонский
Если будешь, согласно Писанию, содержать в уме, что по всей земли судьбы Господни (ср.: Пс. 104, 7), то всякий случай будет для тебя учителем богопознания.
Прп. Марк Подвижник
Все мы веруем, что Бог силен, и веруем, что для Него все возможно; но ты и в своих делах должен иметь веру в Него, потому что и в тебе Он творит чудеса.
Прп. Евпрепий Египетский
Надобно возлюбить пути Господни, и они сделаются для нас приметны.
Филарет, архиеп. Черниговский
Пути Провидения покрыты мраком, и непостижимы разуму пути Его; но муж добродеющий познает их.
Авва Евагрий Понтийский
Бог открывает Себя не остроте ума, но чистоте сердца: блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8), – сказал Богочеловек.
Чтобы зреть пути Промысла Божия, надобно самому быть близким к Промыслу.
Филарет, архиеп. Черниговский
Как нельзя видеть солнца без самого солнца, так равно невозможно познать Бога без Самого Бога.
Прот. П. Соколов
Нет ничего беднее ума, который без Бога любомудрствует о Боге.
Не говори о Боге ничего такого, что сам вздумаешь, как бы то ни представлялось истинным. Истинное слово о Боге есть только Слово Божие.
Стремясь снискать высокое ведение о Боге, человек непременно должен ходить во свете Его Откровения, чтобы, по мечтам своего воображения, не составить о Верховном Существе понятий, не достойных Его величия и святости и не подвергнуться за то строгому осуждению, какое Сам Бог изрек грешнику: вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен (Пс. 49, 21).
Небезопасно плавать в одежде, небезопасно касаться и богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть.
Прп. Иоанн Лествичник
Если Моисею запрещено было подходить к горящей купине, не снявши прежде сапогов (см.: Исх. 3, 2–5), то как можешь ты приблизиться к Богу, не освободившись предварительно от чувственных привязанностей?
Кто не имеет смирения с глубоким самоуничижением, тот не может рассуждать о величии Божием.
Чем более кто знает Бога, тем более смиряется, вопит, боится и любит Его.
Свт. Тихон Задонский
Того, что есть Бог, не могут знать не только пророки и апостолы, – Самим Богом просвещенные люди, – но даже Ангелы и Архангелы – существа, самые приближенные к Богу.
Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум не вмещал совершенно, ни голос не обнимал Божией сущности.
Свт. Григорий Богослов
Шуберт рассказывает, что одна девушка впала в падучую болезнь от упрямого желания своего открытыми глазами смотреть на полуденное солнце. Не подобным ли образом страждут те дерзкие умы, которые усиливаются постигнуть Непостижимого?
Каким умом человек постигнет Бога, когда он еще не понимает самого ума, которым хочет постигнуть?
Если то, что Бог есть (существует), принимается верою (см.: Евр. 11, 6), а не постигается разумом, то возможно ли постигнуть разумом то, что Он есть?
Свт. Иоанн Златоуст
Слово о Боге чем совершеннее, тем непостижимее.
Свт. Григорий Богослов
Нет имени, которое бы вполне могло выразить Бога: так нельзя постигнуть Его всего.
Свт. Иоанн Златоуст
Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим, потому что Он будет предметом познания чрез всю вечность. Если бы ум понял Его, то остался бы без действия, а для него это – мука.
Свт. Иннокентий Херсонский
Не столько вдавайся в глубокие исследования о Боге, сколько старайся подражать Ему.
Свт. Григорий Богослов
Самое простое доказательство пищи во всех живых существах есть голод, так самое сильное доказательство бытия Божия есть стремление всех добрых сердец к Богу.
Бог есть центр наш, и вне Его мы так же мало спокойны, как рыба вне воды и как вывихнутый член вне своего места.
Наш дух от Бога и в Боге только может найти для себя успокоение и блаженство.
Телу дает жизнь душа, душе – Бог. Следовательно, истинно живет только та душа, в которой по благодати духовно обитает Бог.
Как тело, разлучаясь с душою, умирает, так и душа умирает вне общения с Богом.
Блж. Августин
Посмотрите на растение, именуемое подсолнечником: что так влечет его к солнцу, так что оно всегда преклоняется на ту сторону, где солнце? – В солнце жизнь растения. Когда же подсолнечник не обращается к солнцу, то это знак, что корень его подточен червем и растение засохло. Посмотрите на пылающий огонь: отчего он все стремится кверху? Оттого, что его стихия выше земли. Когда же огонь не стремится кверху, – это знак, что он не имеет пищи и угасает. Так и у христианина: тот огнь любви Божественной, о котором говорит Иисус Христос (см.: Лк. 12, 49) и который всегда должен стремиться в нем и его устремлять выше всего земного к Богу, есть истинный признак жизни духовной; а где этот огнь угас, там нет и сей жизни.
Бог – вот первое и последнее благо нашей души!
Что это значит, что никакая земная вещь, ни честь, ни богатство, ни таланты, ни знания не удовлетворяют нашему сердцу? Что значит, что мы среди земного счастия скучаем и чувствуем пустоту души нашей? Это выразительный голос сердца, говорящий: «Человек, не ищи удовлетворительных благ на земле, в сей юдоли суеты и тления: твое блаженство в едином Боге! К Нему обращай все твои желания, в Нем ищи постоянного наслаждения и успокоения».
Иаков, архиеп. Нижегородский
Отчего скучают иные? Оттого, что не напали на предмет, который занимал бы их всесторонне и не насыщал вполне. Такой предмет один: Бог и судьбы правды Его. Отдайте Ему свой труд, время и внимание, и вам некогда будет скучать; напротив, будете как в раю, потому что с радостию богомыслия и славословия ничто не может сравниться. Испытав это, святые отцы все время посвящали на то; на том же основании и святая Церковь заповедала многократно в день собираться на молитву.
Свт. Феофан Затворник
Нет ничего более великого, как человек с Богом, и нет ничего более ничтожного, как человек без Бога.
Ты – уголь, человек! Бог – пламень твой и свет.
Истинная и совершенная радость бывает только у тех людей, в которых Бог обитает.
Кто имеет в себе Бога, тот все имеет, хотя бы и всего в свете лишился.
Иером. Адриан Югский
С Богом жить и в несчастий есть счастие.
С Богом быть – на всяком месте дом и отечество есть; без Бога же – и дом и отечество есть ссылка и плен.
Свт. Тихон Задонский
С Богом в бедах и страданиях и в самом аде – добро (хорошо): без Бога – и самый рай и небо есть ничто.
Он же
С Господом – везде рай; без Него – всюду ад и безотрадное крушение духа.
С Богом быть – и во аде рай, без Бога быть – и в небе мучение.
Свт. Тихон Задонский
«О вы, рассказывающие мне об утехах рая, – говорил один философ, – не рая ищу я, но Того, Кто создал рай».
О. Николь
Ищи Бога, но не ищи, где обитает Он.
Лева Сисой
Ищи Того везде, Который везде есть.
Бог везде: Он и на высоте небес, и в глубине нашей души.
Вознеситесь на самую дальнюю высоту, убегите в самые отдаленные места, снизойдите в самые глубокие недра земли, сокройтесь в самом непроницаемом мраке – везде вы будете пред очами Бога. Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? (Пс. 138, 7).
Бог есть круг, коего средоточие везде, а окружие нигде.
Свт. Филарет Московский
Бог все наполняет и вне всего существует.
Прп. Иоанн Дамаскии
Во всяком месте находится Бог, но ни в одном не заключается.
Свт. Кирилл Иерусалимский
Бог весь везде, весь во всем, равно в великом и малом, и весь выше всего.
Прп. Иоанн Дамаскии
До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу; только умей найти эту близость верою и молитвою. Близ Господь… всем призывающим Его во истине (Нс. 144,18).
Свт. Филарет Московский
Бог всегда близок к человеку по Своему вездесущию, а человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности.
Он же
О, душе моя! Бог всегда с тобою, а ты живешь, как бы Он был весьма далек от тебя.
От нас зависит быть далеко от Бога, а Он всегда находится близко.
Быть близко или далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде.
Свт. Иоанн Златоуст
Если к человеку доброму не может быть близок тот, кто отличается от него своими нравами (см.: Прем. 2, 15), то тем более к Богу.
Он же
Бог приближается к нам, когда мы к Нему приближаемся. Аще кто… отверзет двери — говорит Он, – вниду к нему (Откр. 3, 20).
Филарет, архиеп. Черниговский
Для того, чтобы с нами был Бог, надобно, чтобы мы были с Ним.
Свт. Филарет Московский
Будь всегда с Богом, если хочешь, чтобы Бог был с тобою.
Ищи Бога мыслию на небесах, любовию в сердце, благоговением в храме, везде ищи Его – делами, для Него предприемлемыми и совершаемыми.
Свт. Филарет Московский
Ищи Того везде, Который везде есть, и, оставивши все, Его Единого ищи и – непременно найдешь.
Свт. Тихон Задонский
Бог везде присутствует, а ты предстоишь пред взором Его.
Надобно быть твердо убежденным, что очи Господа, бесконечно светлейшие солнца, смотрят неуклонно на сынов человеческих, и ничто не утаивается от них, ни мысль, ни мечта, ни сердечное какое бы то ни было ощущение.
От всевидящего ока Божия не укроются не только явные, или видимые людьми, но и тайные дела наши, и не только дела, но и самые помышления наши (см.: Откр. 2, 23; Евр. 4, 12).
Свт. Филарет Московский
Представьте себе самую темную ночь, самый черный мрамор и самого черного муравья. Бог в такую беззвездную ночь, на таком мраморе не только видит этого муравья, но и слышит топот ног его.
Арабский мудрец
Во всяком деле, которое делаешь, содержи в уме, что Бог видит всякий помысл твой, и никогда не согрешишь.
Прп. Исаия Отшельник
Если будешь всегда помнить, что Бог есть Зритель всего того, что ты ни делаешь душою и телом, то ни в каком деле не погрешишь.
Авва Евагрий Понтийский
Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим, сколько более ты должен страшиться Бога, Который совершенно зрит сокровенные тайны сердца твоего?
Прп. Исаия Отшельник
Если хочешь все дела твои хорошо делать, то представляй себе, что Бог на тебя смотрит.
Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему благоугодно, то тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле, благоугодном Богу.
Свт. Филарет Московский
Как легко человеку назвать по имени предметы существующие, так Богу легко было привести в бытие несуществующее.
Для Бога легче возжечь новое солнце на небе, нежели нам с тобою засветить свечу.
Свт. Иннокентий Херсонский
Для Бога ничего нет невозможного, кроме того, чего Он не хочет.
Чего Бог хочет, то может, но не всего хочет, что может.
Тертуллиан
Все бессильно там, где Бог являет силу Свою.
У Бога возможно и невозможное по нашим соображениям.
У Бога и вода попаляет, и огонь орошает.
Бог самых врагов Своих употребляет в орудие Своей славы.
Тот, Который из ничего все сотворил, может и из тьмы свет и из злого доброе сотворить.
Где способа спасения нет, там Бог способ находит.
Где нам невозможно, там Богу все возможно.
Бог может нам и из безвыходных обстоятельств доставить выход.
Промысл Божий являет Свои силы там, где человек иногда видит одни немощи.
Бог там-то и являет силу Свою, где оскудевает сила человеческая (см.: 2 Кор. 12, 9).
Сила Божия не нуждается в силе человеческой.
Свт. Филарет Московский
Отчаясь в человеческой помощи, обратись к Богу, и получишь ее так и там, где и как не ожидал и не воображал.
У кого просить помощи и милости, как не у Всесильного и Всемилостивого?
Пред величием Бога нет ничего великого, а пред Его благостию нет ничего малого.
И самомалейшая птичка несть забвенна пред Отцем Небесным.
Свт. Тихон Задонский
Господь не отвергает и одного молитвенного вздоха, и одной капли слезы нашей.
Господь силен без меры, благ без числа.
Особенно великое чудо любви Божией, которого не увидим и в вечности (потому что это – предел возможной любви), есть послание в мир Сына Божия. Много значит не оскорбляться преступлением, более – простить, еще более – после прощения благодарить; но несравненно много – принять Богу образ человеческий, страдать и умереть. Это подлинно есть чудо в нравственном мире (см.: Ин. 15, 12–13; Рим. 5, 8). В этом одном обнаружилось сердце Божие так, что если бы забыто было учение о совершенствах Божиих, то в этом одном заключалось бы все богословие.
Свт. Иннокентий Херсонский
По правосудию Своему, Бог за грех одного весь род человеческий предал смерти; а по милосердию Своему, когда все люди были под проклятием и связаны узами греховными, за правду Одного всем даровал спасение.
Блж. Феодорит Кирский
О, Боже, давый нам Сына Твоего! Чего Ты нам с Ним не дарствуешь!
Свт. Филарет Московский
Легче измерить пространство небес, и поднебесья, и глубины бездн морских, легче исчислить дыхания, выдыхаемые из сердца, и вес выдыхаемой жизни, чем измерить и дознать величие и число благодеяний Божиих.
Филарет, архиеп. Черниговский
О, когда бы человек так Бога почитал, как он почтен от Бога!
Свт. Тихон Задонский
Человек всегда забывал Бога; но Бог никогда не забывал человека.
Бог познал нас прежде, чем мы Его, Он возлюбил нас прежде, чем мы Его.
Любовь Бога к человеку несравненно выше любви человека к Богу.
Бог заботится о нас более, нежели сколько мы сами заботимся о себе.
Мать не более заботится о дитяти на груди своей, сколько заботится о нас наш Владыка и Царь.
Ими. Наполеон I
Бог для нас печется и о том, что принадлежит нам.
Бог ниспосылает нам щедрые дары Свои с большим удовольствием, нежели с каким мы принимаем их.
Свт. Григорий Богослов
Бог по беспредельной благости и милосердию всегда готов все даровать человеку, но человек не всегда готов принять от Него что-нибудь.
Свт. Филарет Московский
Все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости. Потому что она, хотя и милость, ищет достойного, как Сам Бог сказал: помилую, егоже аще милую, и ущедрю, егоже аще щедрю (Исх. 33, 19).
Свт. Иоанн Златоуст
Бог верен Своим обетованиям, но только для людей, верных своим обетам.
Не даров у Бога недостает для нас, а нас недостает для даров Его.
Свт. Филарет Московский
Благодарность Богу за полученные от Него дары есть сосуд, в который благодать Божия полагает новые.
Он же
Ничто так не угодно Богу, как благодарность.
Свт. Иоанн Златоуст
Будь благодарен за малое, и станешь достоин получить большее.
Фома Кемпийский
Верный в малом приобретает доверенность во многом (см.: Мф. 25, 21–23). Верный в благодарении за малый дар Божий обретает дерзновение просить великого. В самом деле, по собственному ощущению, христианин, можешь знать, что сердце благодарящее свободнее открывается и пространнее отверзается, нежели просящее; следственно, тем более оно способно к приятию благодати.
Свт. Филарет Московский
Господь подает и ущедряет дары Свои тому, кто приемлет их со смиренным благодарением, а от неблагодарного вземлется и то, что мнится имети.
Димитрий, архиеп. Херсонский
Чем больше солнечных лучей падает на цветы и другие растения, тем более испускают они благоуханий к солнцу; наше солнце – Бог; будем благодарны Ему, подобно цветам.
Прот. И. Толмачев
Каковы мы для Бога, таков и Бог для нас.
Хвали Бога, и получишь сам похвалу от Него.
Когда человек ограничивает свое служение Богу, тогда и Бог ограничивает Свои благодеяния.
Кто забывает Бога, того и Бог забудет Своею милостию.
Суды Божии отличны от судов человеческих. Если бы милосердый и любвеобильный Господь способен был подчиняться страсти гнева и всякое оскорбление Своего Божественного величия наказывал на месте, то давно уже вымер бы весь род человеческий.
Господь по Своему долготерпению и человеколюбию долго угрожает прежде, нежели поражает.
Бог так долго терпел и терпит тебя, и, несмотря на то, ты все не исправляешься!
Если Бог откладывает Свое наказание, то ты не откладывай своего обращения.
Блж. Августин
Бог милосерд, но и правосуден – бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден.
Свт. Филарет Московский
Кто, уповая на милость Божию, не перестает грешить, тому опасаться надобно, чтобы не почувствовать на себе праведного суда Его.
Свт. Тихон Задонский
Кто живет с беспечною надеждою на милосердие Божие, тот просит у Бога суда над собою.
Кто нерадит о благости Божией, тот правду Божию на себе узнает.
Свт. Тихон Задонский
Великий в Своей благости, равно велик и в Своем правосудии.
Благость Божия да подвигнет нас к тому, да не дознаем на себе правды Божией.
Свт. Тихон Задонский
И у Долготерпеливого есть мера терпению.
Одним оком взирай на милосердие Божие, а другим на правду Его.
Свт. Тихон Задонский
Чтобы не согрешить, нужен страх суда Божия; чтобы согрешившему не отчаяться, полезна надежда милосердия Божия.
Свт. Василий Великий
Праведен ли ты, бойся гнева (Божия), дабы не пасть; грешен ли ты, берись за милосердие (Божие), чтобы встать.
Свт. Григорий Двоеслов
Необходимо иметь страх Божий, но такой, который бы не подавлял надежды; необходимо питать в душе надежду, но такую, которая не исключает страха Божия.
Не усиливайся проникать в тайны судеб Божиих. Не дерзали на это и святые.
Не будем жаловаться на праведный суд Божий. Мы невежды, чтобы подавать свое мнение о неизреченных судах Божиих.
Свт. Василий Великий
Как малое дитя не в состоянии справедливо судить о действиях и поступках своего отца, так и мы не способны с надлежащею верностию исследовать пути премудрого Промысла.
Иногда то самое, что нам представляется ошибкою, на самом деле есть высшее устроение Божие.
Иногда то, что кажется нашим взорам достойным похвал, мерзостно бывает пред Господом Богом.
Не думай, что там уже и нет правды Божией, где не усматривает ее твое нетонкое око.
Свт. Филарет Московский
Благосостояние нечестивых, с одной стороны, снимает подозрение в добродетели, которая в злострадании являет свою внутреннюю силу и величие, а с другой – лишает нечестивого всякого оправдания пред Богом, Который самыми благодеяниями призывает его на путь добродетели.
Не будем удивляться счастию нечестивого и бедствиям праведного.
Если не здесь, то там, и тем более там, если не здесь, Бог воздаст каждому по делам его.
Свт. Иннокентий Херсонский
Полная разгадка разнообразия участей наших будет там. Там все увидят, как все хорошо было устроено; а здесь мы живем пока во тьме.
Хотя и сокрыты от нас причины Божиих распоряжений, однако же все, что бывает по распоряжению премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно быть для нас приятно.
Свт. Василий Великий
Господь ведет все к лучшему, и ведет самым лучшим образом.
Бог, без всякого сомнения, распоряжает нашими делами лучше, нежели как предначертали бы мы сами.
Свт. Василий Великий
Не желай, чтобы случилось то, чего ты хочешь, но – что угодно Богу. Ты должен желать того, чего хочет Бог.
Чего Бог нам желает, то и есть самое лучшее для нас.
Прот. И. Толмачев
Что полезно для нас, того хочет Бог; чего хочет Бог, то полезно для нас.
Свт. Иоанн Златоуст
Все, что с тобой ни случится, принимай как доброе, зная, что без Бога не бывает ничего.
Прп. Симеон Новый Богослов
Не почитай пустым и самого малого обстоятельства в твоей жизни, каково бы оно ни было, Бог хочет чему-нибудь научить тебя или от чего-нибудь очистить тебя. Если рассмотришь его (обстоятельство в твоей жизни) со вниманием, то увидишь, что оно служит к твоему благу.
В приключениях жизни слышится голос Провидения, зовущий человека на путь Господень.
Свт. Филарет Московский
Веруй, что все, случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя.
Прп. Дорофей Палестинский
Вспомни, что без Бога ничего не делается, и – спокойствие водворится в душе твоей.
Истинно преданный на волю Божию не заботится излишне о будущем, как бы мрачен ни казался горизонт его жизни. «Все от Бога, – мыслит он в себе, – все мудро, все для пользы нашей. Что будет, то и будет; а будет то, что Бог даст. Что хочет Бог мой, того и я хочу».
Премудрость Божия находит средства и пути к нашему счастию даже там, где мы не видим ничего, кроме опасностей и страданий.
Прот. И. Толмачев
Когда ты говоришь: «Бог человеколюбив, а потому не накажет», – то по-твоему выйдет, что Он уже не человеколюбив, если накажет.
Свт. Иоанн Златоуст
Бог и тогда нам благотворит, когда нас наказывает.
Бог в Своей мудрости посылает несчастие для нашего же счастия.
Прот. И. Толмачев
Если Всеблагий послал тебе скорбь, следовательно, и в самой скорби есть для тебя благо.
Бог наказывает нас вмале, дабы помиловать милостию великою.
Горькое, посылаемое от руки Небесного Врача, более благоприятно здравию душевному, нежели сладкое, предлагаемое миром.
Свт. Филарет Московский
И благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие спасительнее благополучия.
Он же
Часто видим, что довольство влечет за собою самодовольство.
Как редко и как холодно люди молились бы, если бы не было скорбей и страданий!
Прот. И. Толмачев
Господь скорбями избавляет от больших скорбей.
Свт. Филарет Московский
Бог наказывает тело за грехи души, чтобы вразумить душу.
Большая часть людей таковы, что их надобно возбуждать отвне, чтобы они могли войти внутрь себя.
Время напастей есть время преимущественного памятования о нас Бога: время напастей есть то время, в которое Бог зиждет души наши.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Как семена имеют нужду в дожде, так мы в слезах. Как землю нужно пахать и копать, так и для души вместо заступа нужны искушения и скорби, чтобы она не произращала худых трав, чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась. И земля без тщательного возделывания не приносит ничего здорового.
Свт. Иоанн Златоуст
Для воспламенения огня Божественной любви нет лучшего древа, как древо креста (скорби).
Школа креста – самая лучшая школа. Воспитание крестной школы делает: а) безумных умными, а умных мудрыми; б) гордых смиренными, а смиренных смиренномудрыми; в) худых добрыми, а добрых лучшими; г) слабых сильными, а сильных непобедимыми.
Прот. И. Толмачев
Если нет человека, который бы без искушений благоугождал Богу, то должно благодарить Бога за всякий скорбный случай.
Какое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить: «Это по милости Божией!».
Авва Сисой
Когда найдет искушение, не ищи, отчего и для чего оно нашло; но (о том позаботься), чтобы благодарно, бесскорбно и незлопамятно перенести его.
Прп. Марк Подвижник
Бог в нынешние времена не попускает таких искушений врага, какие были прежде, потому что знает, что ныне люди слабы и не перенесут их.
Прп. Антоний Великий
Бог знает нужды каждого человека, меру сил и силу немощей каждого.
Скудельник знает, сколько нужно держать в огне глиняные сосуды, которые, будучи передержаны, расседаются, а будучи недодержаны, негодны к употреблению: тем более знает Бог, какой силы и степени нужен огонь испытаний для словесных сосудов Божиих – христиан, чтобы они сделались способными к наследованию Царства Небесного.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Бог не попускает нам ни постоянно бедствовать, чтобы мы не отчаялись, ни постоянно благоденствовать, чтобы мы не пали (нравственно).
Свт. Иоанн Златоуст
Бог не оставляет людей навсегда ни в несчастий, чтобы они не изнемогли, ни в счастии, чтобы они не сделались беспечными, но различными способами устрояет их спасение.
Он же
Надобно благодарить Бога, когда Он подает блага, и не выходить из терпения, когда Он не ущедряет ими.
Свт. Василий Великий
Пришло благополучие – благодари Бога, и благополучие твердо будет. Пришли несчастия – благодари Бога, и несчастия прекратятся.
Свт. Иоанн Златоуст
Слава Богу за все! Не перестану говорить это всегда и во всех приключениях моей жизни.
Он же
Горами ли, дебрями ли ведет меня невидимая рука Провидения, только бы привела меня в мое горнее Отечество.
Свт. Филарет Московский