В этом уроке:
Интерфейс программы CorelDRAW.
Основные панели CorelDRAW.
Размеры листа.
Сетки, линейки.
Направляющие.
Цветовые палитры.
Сохранение документа.
Что нужно запомнить.
Домашнее задание.
Интерфейс программы CorelDRAW.
Интерфейс программы (от англ. interface) – это совокупность средств, методов и правил взаимодействия (управления, контроля и т.д.) между элементами системы (инструментами программы) и пользователем программы. Иными словами, интерфейс – это проводник между программой и человеком, при помощи которого человек дает команды программе, а программа в ответ анализирует и отвечает.
В нашем случае CorelDRAW создает векторные объекты, копирует их, перемещает, группирует и т.д. Так же интерфейс векторной программы отображает векторный макет, позволяет его редактировать, трансформировать и сохранять в разные форматы.
Удобство интерфейса любой программы определяется уровнем простоты и удобства для пользователя. У программы CorelDRAW интерфейс очень простой и интуитивно понятный, что позволяет ученику довольно быстро освоиться с инструментами и панелями в программе.
Давайте познакомимся с интерфейсом программы CorelDRAW.
Рис.8. Окно заставки программы.
После того, как вы запустили программу, CorelDRAW покажет вам окно приветствия и предложит создать новый документ. Так же вы можете создавать новый документ из меню «Файл» – «Создать».
Нажмите «Создать документ» в окне приветствия (см. рис.8), откроется новый пустой документ. Вы увидите рабочее пространство программы (интерфейс). Оно представляет собой белое поле – это рабочее пространство (рабочая область) для создания векторных объектов. Все это поле вы можете использовать для работы с векторными и растровыми объектами.
Вверху программы находится строка «Меню» и панели управления.
Рис.9. Интерфейс программы: строка «Меню», панель свойств и панель инструментов.
Основные панели CorelDRAW:
1.Строка «Меню».
В ней находится основное меню программы, меню «Файл» (открытие и сохранение документов). Меню «Правка» (дубль панели Стандартная), меню «Вид» и остальные меню (всего их 12). В каждом меню находится набор команд, необходимых для редактирования макета.
С каждым из этих меню мы в дальнейшем будем знакомиться ближе.
2. Строка «Стандартная».
Находится ниже строки «Меню». На ней расположены такие команды, как:
Создать документ.
Открыть.
Сохранить.
Напечатать.
Вырезать.
Вставить.
Импортировать (вставить растровый формат).
Экспортировать (сохранить векторный файл в растровый формат).
Показать масштаб.
Переключиться на полноэкранный просмотр документа.
Настроить параметры программы.
Рис.10. Панель Стандартная.
3. Панель свойств.
Эта панель находится ниже панели «Стандартной» и отображает свойства (настройки) выбранного инструмента.
Если никакой инструмент не выбран, то панель свойств показывает свойства рабочего пространства. В скриншоте ниже вы видите панель свойств, отображающих выбор размера листа для печати.
При выборе определённого инструмента, например, инструмента «Текст», на панели свойств отобразятся настройки для работы с текстом.
Рис.11. Панель свойств.
4. Панель инструментов.
Эта панель находится в левой части окна программы (см. рис. 9) и является набором художественных и текстовых инструментов для работы с макетом.
С помощью этой панели вы можете создавать простые геометрические объекты, рисовать кистями, создавать кривые Безье, фигурный текст и текст во фрейме. А так же редактировать объекты программы, делать заливку цветом или градиентом, управлять контуром объектов, трансформировать объекты и задавать им эффекты (например, прозрачность).
Возле каждого инструмента (в левом нижнем углу значка инструмента) есть маленький маркер (черный треугольник). Нажав на него, можно открыть альтернативную панель инструментов. Там будет набор дополнительных инструментов. См. рис.12.
Значок последнего используемого инструмента всегда остается на инструментальной панели.
Рис.12. Панель инструментов. Альтернативная панель инструментов открывается щелчком на черном треугольнике возле инструмента.
Краткий обзор панели инструментов:
Инструмент «Указатель» выделяет объекты.
Инструмент «Форма» предназначен для редактирования кривых линий, удаления и добавления узлов.
Инструмент «Кадрирование» обрезает отдельные объекты и группу объектов.
Инструмент «Лупа» приближает или удаляет выбранный объект. Альтернативой ему является колесико мышки.
Инструмент «Кривые Безье» создает векторные объекты при помощи различных кривых линий. Инструмент «Кисти» позволяет создавать мазки кисти и художественные группы объектов.
Инструменты «Прямоугольник», «Эллипс» и «Многоугольник» создают простые геометрические фигуры.
Инструмент «Текст» создает текстовые фреймы и фигурный текст.
Инструмент «Параллельный размер» позволяет создавать выноски со стрелками, показывающими длину или ширину объекта.
Инструмент «Трансформация объектов» применяет эффекты к векторным объектам, такие как: объем, тень, интерактивный контур, перетекание, искажение, оболочка и т.д.
Инструмент «Прозрачность объектов» позволяет применить к объекту однородную или частичную прозрачность.
Инструмент «Заливки» позволяет сделать однотонную, градиентную или растровую заливку векторного объекта.
Инструмент «Пипетка» позволяет замерять цвет объекта и переносить его свойства на другие объекты.
При нажатии на инструмент нужно обязательно обратить внимание на появившуюся сверху панель свойств, где для каждого инструмента будет своя настройка. Например, для инструмента «Текста»: выбор шрифта, размера и т.д. Для инструмента «Прозрачность» будет представлен выбор видов прозрачности: однородная прозрачность, фонтанная (градиентная), прозрачность растрового узора и т.д.
Внизу под инструментами находится «плюс», при нажатии на него вы можете управлять набором инструментов на этой панели: добавлять необходимые или удалять не используемые инструменты.
Не пытайтесь запомнить все инструменты сразу, постепенно мы будем осваивать их один за другим и в теории и на практике.
Размеры листа
В центре рабочей области находится лист, ограничивающий область для печати, вокруг – большое черновое пространство. То есть, творить (создавать объекты) и работать можно везде, места хватит, но окончательный вариант макета для распечатки на принтере нужно переместить в границы листа, иначе все, что не вошло в лист, не будет напечатано. См. рис.13.
Этот лист (по заданным установкам он формата А4: 20х30 см.) так же поможет ориентироваться с размерами объектов.
Если не выделен ни один векторный объект, на панели свойств отображается настройка листа для печати. (Смотрите рис.13, вверху виден формат, размер и ориентация листа).
На панели свойств можно изменить размеры листа. Для этого на панели свойств в окне, где написано А4 (левый верхний угол рисунка), щелчком левой клавиши на галочке открываем список и выбираем формат листа для печати: А1-А6, В1-В5 и т.д. Справа от окна с форматами мы видим размеры листа в миллиметрах и еще правее два значка – горизонтальное и вертикальное положение листа. Здесь вы можете изменить ориентацию листа.
Рис. 13. Лист для печати. В отличие от объектов программы этот прямоугольник имеет тень (на иллюстрации справа, слева обычный объект прямоугольник).
Совет специалиста
Размер печати для листа можно задать и произвольный, любого размера в миллиметрах. Но помните, что стандартные форматы печати (А4, А5, А3 и т.д.) в полиграфии существенно снижают стоимость печати макета.
Сетки, линейки, направляющие
При создании полиграфических макетов часто требуется выравнивать объекты по линии или относительно друг друга. Это помогает создать ровное расположение фотографий и векторных элементов дизайна в макете.
Чтобы ровно располагать объекты относительно друг друга или по одной линии, а так же вписывать их в ячейки сетки, мы воспользуемся следующими инструментами: сетка, линейки, направляющие линии.
Если вы не видите линеек в программе CorelDRAW (обычно они находятся вверху и слева рабочей области), то нужно открыть их, поставив галочки в меню «Вид». Смотрите рис. 14.
Рис.14. Окно меню «Вид». Поставьте галочки напротив команд «Линейки» и «Направляющие».
Сетка не всегда нужна для создания макета, поэтому уберите галочку в меню «Вид», щёлкнув мышкой по команде «Сетка» – «Сетка документа».
Как выставить ноль линеек
Ноль линеек выставляется в любом месте, чтобы было удобно промерять объекты. Для этого в верхнем левом углу линеек щелкните левой клавишей мыши, и, удерживая ее, перемещайте начало координат, куда вам надо. (На рис.14 пересечение линеек указано красной стрелкой).
Привязка объектов к направляющим
В меню «Вид» щелчком мышки откройте команду «Привязать» и поставьте галочку «Направляющие». Тогда векторные объекты будут подтягиваться к направляющим линиям и легко по ним выравниваться. Можно выстроить объекты по углам сетки, базовым линиям или привязать объекты к объектам. Но, как правило, такая привязка создает больше путаницы, чем пользы, поэтому для новичков считаю достаточной привязку только к направляющим линиям. Смотрите рис. 15.
Рис.15. Меню «Вид», привязка к направляющим.
Направляющие линии – это пунктирные линии, которые помогают выровнять объекты или промерять расстояние между ними.
Вытащить направляющую линию поможет инструмент Указатель. (См. рис.12, вверху слева черная стрелочка). Мышкой щелкнете на указателе, затем, удерживая левую клавишу мыши на одной из линеек, переместите вниз направляющую линию.
Обычно макет дизайнера весь «пронизан» направляющими линиями. См. рис.16.
Рис.16. Направляющие линии в макете.
Удаление и поворот направляющей
Один щелчок левой клавишей мыши по направляющей линии поменяет цвет с синего на красный, теперь направляющую можно удалить, нажав клавишу «Delete». Двойной щелчок на направляющей позволит повернуть ее на определенный градус и выравнивать объекты по диагонали.
Убрать все направляющие можно следующим образом: меню «Правка» (или «Редактировать» (Edit) – «Выбрать все» – «Направляющие» – и клавиша «Delete».
Сетка
Познакомимся с сеткой. В первую очередь, нам нужно настроить размер ячеек. На рис.14 черная стрелка указывает в угол пересечения линеек (слева вверху). Щелкните там правой клавишей мыши, выберите «Установки сетки», щелкните левой клавишей мышки и в открывшемся окне выберите слово «Сетка». Здесь находятся опции сетки. См. рис.17.
Рис.17.Окно установок сетки.
В этом окне (справа) можно выставить значение «Интервал» на нужное количество миллиметров, это и будет размер ячеек сетки. Если убрать галочку «Показать сетку», она не будет отображаться на экране.
Цветовые палитры
Палитра цветов – это фиксированный набор (диапазон) цветов и оттенков, имеющий физическую или цифровую реализацию в том или ином виде. Частным примером палитры может служить палитра «Пантон».
На рисунке 18 в правой части рабочего окна вы видите цветовую палитру программы CorelDRAW, на ней собраны наиболее популярные для печати цвета. По умолчанию это CMYK-палитра, она предназначена для печати полиграфических макетов.
Рис.18. Цветовая палитра CMYK.
Выбрать палитру RGB можно в меню «Окно» – «Цветовые палитры» – «Палитры».
Как применить цвет к объекту
Чтобы применить к векторному объекту цвет из этой палитры, выделите объект инструментом «Указатель» и щелкните левой клавиши мышки по нужному цвету на цветовой палитре справа. Цвет будет применен к выбранному объекту.
Если нужно больше оттенков цветов, удерживайте мышкой квадратик с цветом на палитре цветов и откроется дополнительная палитра цветов.
Щелчок правой клавишей мыши по цвету на цветовой палитре позволяет сделать не заливку объекта, а заливку цветом контура объекта.
Вверху палитры есть пустой квадратик с красной линией. Он убирает заливку цветом с выбранного векторного объекта. Для этого действия надо выделить объект и щелкнуть левой клавишей мышки по пустому квадратику на цветовой палитре. Щелчок правой клавишей мыши по пустому квадрату удалит заливку цветом с контура объекта.
Сохранение документа
Создайте прямоугольник. Для этого на панели инструментов слева выберете инструмент «Прямоугольник» и щелкните по нему левой клавишей мыши. Теперь на пустой рабочей области с нажатой левой клавишей потащите прямоугольник влево и вниз. Создать прямоугольник можно любых размеров. Теперь щелкните по нему инструментом «Указатель» (черная стрелка на панели инструментов), чтобы он выделился.
После этого справа на палитре цветов щелкните на красный цвет (или любой другой).
Созданный документ надо сохранить.
Для этого откройте меню «Файл» и выберите команду «Сохранить». У вас откроется окно сохранения, как на рис. 19. Дайте имя документу (можно по-русски или по-английски). Выберите рабочий стол и сохраните в любой версии программы. Тип файла у вас должен быть CDR.
Рис.19. Сохранение документа.
Советы специалиста
Надо сразу определиться, какую модель цвета вы будете использовать и сделать так, чтобы все объекты в вашем макете были одной цветовой модели.
Если вы делаете рисунок не для печати в типографии (например, для веб-дизайна), значит, выбирайте модель RGB, если готовите макет к печати в типографии – модель CMYK.
В подготовке макетов к печати можно использовать палитры «Пантон» – заданные списки цветов (применяются в типографиях). Но их применение может повлиять на цену макета в сторону удорожания. Поэтому, если вы решите использовать цвета палитры «Пантон», вы должны предупредить заказчика, что макет в печати обойдется ему дороже, чем печать обычных цветов.
Что нужно запомнить:
В программе существует меню, содержащее разные команды, так же есть панель «Стандартная» и панель свойств.
Слева рабочей области находится панель инструментов, справа цветовая палитра.
В CorelDRAW в макете применяются линейки, направляющие линии и сетки для выравнивания объектов.
Чтобы сохранить файл, надо зайти в меню «Файл» и нажать на команду «Сохранить».
Сохранять векторный макет необходимо в формате cdr.
Домашнее задание:
1. Установить размеры листа (страница для печати) формата А5.
2. Создать сетку с размером ячеек 20Х20 мм.
3. Включить линейки, вытащить и удалить направляющие линии.
4. Создать объект «прямоугольник», залить красным цветом. Сохранить документ в формате cdr.
5. Посмотреть урок №2.
Ссылка на видеурок №2. Скачать можно бесплатно.
Прямая ссылка на урок https://drive.google.com/file/d/1M5b0yi6YOmJaD7QoXMzBkn3O5AHvC02O/view?usp=share_link