Глава 1
О пейзажной фотографии
Пейзаж
Пейзаж это часть окружающего нас мира, как говорится это портрет Природы. Повсюду человека окружает местность, которая может быть отображена на фотографиях. Это леса, холмы, поля, горы, моря и океаны, реки и водопады. Еще и городской пейзаж – улицы, дома, церкви, промышленные сооружения и много другое.
Первый в мире фотоснимок в 1826 году сделал во Франции из окна мастерской Жозеф Нисефор Ньепс. Он снял вид на городские крыши – «Вид из окна на Сен-Лу-де-Варенн», фактически первая в мире фотография это городской пейзаж.
Пейзаж наиболее популярный, всеми любимый и для многих понятный жанр. Красивая пейзажная фотография, как картина всегда украсит стены дома, офиса или кафе.
Одна из возможностей познать окружающий мир это наблюдение, любование пейзажем, изучение законов окружающего нас мира и вдумчивая съемка.
Одновременно это один из самых сложных жанров фотоискусства.
Если сравнивать с другими жанрами пейзаж позволяет снимать, не считая секунды. Свободного времени у фотографа явно больше, чем при съемке свадьбы ли спортивного репортажа.
Фотограф, снимая на «цифровик», может, не спеша и точно оценить полученный кадр, переснять его не раз в случае неудачи.
В распоряжении фотографа широкий выбор техники в разных ценовых диапазонах, которую он может использовать. Штатив, сменная оптика, светофильтры и другие виды оборудования все это позволяет, не торопясь выбрать точку съемки, тщательно продумать и выстроить композицию, в спокойной обстановке добиться желаемого.
В отличие от репортажа, в пейзаже требуется высокое техническое качество, внимание к деталям. Одна неточность, маленький неудачный штрих, небольшой смаз могут быть простительными в репортаже, но в пейзаже ухудшит общее восприятие.
Возможности фотографа-пейзажиста ничем и никем не ограничены, вы можете снимать самые разнообразные сюжеты, возвращаясь к ним вновь и вновь.
Несмотря на то, что пейзаж предполагает внимательное и серьезное отношение и неспешность, важно поймать удачный момент – необычное освещение, редкое явление природы, высокую волну, полет птицы, возможно появление людей или животных в кадре и т.д.
В отличие от студийной съемки фотограф-пейзажист несколько ограничен во времени и полностью зависит от внешних условий – освещение, погода и т.д. Если в студии фотограф может работать в любое время суток, переставлять источники освещения, как это требуется для съемки, то в пейзажной фотографии фотограф вынужден постоянно учитывать природные условия и приспосабливаться к ситуации, часами, а то и днями выжидая, когда наступит удачный момент.
Снимая пейзаж, работая на свежем воздухе, вдали от шумных и загазованных городов, фотограф дышит свежим воздухом, много двигается, любуется природой, получает массу положительных эмоций, заряжается позитивной энергией. Сама обстановка располагает к наблюдению, размышлениям. Здесь фотограф практически не общается с людьми во время съемки, он не обязан подстраиваться под характеры, расписания людей и т.д. С другой стороны он зависит от транспорта, виз и т.д.
Рис.1.1. Важно необычное освещение
Во
c
приятие пейзажа зрителем
Для пейзажа характерны успокоенность, философское настроение, душевное равновесие.
С одной стороны, пейзажный снимок это характерность местности, с другой стороны пейзажная фотография фиксирует наиболее привлекательные объекты, необычные природные явления. Пейзаж могут дополнять животные, реки, вершины, водопады, необычные детали, деревья, цветы и т.д.
Разглядывая снимки, зритель постоянно ищет что-то новое, интересное, удивительное и необычное.
Пейзаж не должен вызывать отрицательных эмоций, негативных ощущений, тяжелых мыслей. Он не должен угнетать. Фотограф, человек, который приносит людям радость позитивными снимками, поднимает настроение. Фотограф вправе украсить действительность, но показывать умышленно ее с некрасивой точки явно не стоит.
В фотографическом кадре цветовые пятна и линии образуют рисунки, фигуры, образы, навевающие зрителю соответствующие чувства, ощущения, воспоминания.
Рис. 1.2. В кадре может просматриваться какой-либо образ
Красивые явления природы, гармоничные сочетания линий и красок не могут не вызывать у зрителя ответных реакций.
Чтобы зритель сразу «схватил» взглядом главный объект, его нужно умело «приготовить и подать». Построение кадра, время съемки, техника съемки, светофильтры, обработка фотографии определенным образом, диктуют восприятие снимка.
Пейзаж будет казаться величественным, монументальным, когда в нем присутствуют виды горных вершин, огромные водопады, высокие и могучие деревья. Степные и морские пейзажи создают ощущение свободы, полета.
Зритель будет долго разглядывать фотографии, где на переднем плане расположены привлекательные объекты, где на снимках есть и другие планы. Многоплановые сложные композиции с множеством деталей притягивают взгляд.
Человек по своей природе любопытен, ему интересно все новое, и старое, если оно выглядит непривычно. Интересные ракурсы, неожиданное обрамление, оригинальные сочетания, что-то новое, все это заставит зрителя заинтересоваться вашей фотографией, если в ней присутствует интересный главный объект.
Отличный вариант – цветы в кадре. Расположенные на переднем или среднем плане цветы, особенно яркие, красочные всегда повышают настроение, вселяют оптимизм и радость.
Наклонные линии, отражения, вызывают умиротворение. Движение воды в кадре вызывает ощущение полноты жизни.
Красивый пейзаж, помещенный в рамку и повешенный на стенку, создает ощущение окна.
Разумеется, необходимо стремиться, чтобы снимок должен быть не только привлекательным и содержательным, но и технически безукоризненным. Никаких технических ошибок, отвлекающих внимание деталей, на снимке быть не должно.
Пейзаж это и сфотографированная природа во всей красе, это и хорошая детализация, это и интересное освещение, а нередко еще и эффект неожиданности.
Рис.1.3. Изучайте работы мастеров пейзажа
Для чего и как фотограф снимает пейзаж
Обладание самой совершенной техникой и мощным компьютером с дорогостоящим программным обеспечением не является залогом успеха. На первом месте творческая составляющая, а не техническое оснащение. Если человек не видит пейзаж, не обладает пейзажным чутьем, душа не волнуется за результат, не спасет никакая самая навороченная фотоаппаратура.
Фотограф снимает пейзаж с определенной задачей. Он управляет взглядом зрителя, чтобы создать отличное настроение, вызвать гармонию души, равновесное состояние. Хорошее настроение и восторженная улыбка зрителя – пятерка фотографу.
Чтобы подчеркнуть основную идею, передать собственное впечатление, фотограф дожидается нужной погоды, наиболее подходящего освещения, чтобы она помогла передать настроение.
Собственно свет способствует рождению уникальных моментов. Нередко привлекательный снимок отличается от слабого тем, что солнце зашло за лёгкое облачко и тени пропали, либо поменялся рисунок облаков, улетела стая птиц и т.д. Интересный пейзаж, как правило, невозможно сфотографировать два раза.
Чтобы творить, нужно чувствовать, что предлагает природа, предвидеть, по возможности её перемены, и улавливать, чем это всё отзовётся в глубине души.
Важно оказаться в нужном месте в нужное время, неплохо заранее изучить условия, освещение в данной местности и в данное время года, основательно продумать композицию кадра. Даже если вы в одном и том же месте находитесь уже в седьмой раз, освещение каждый раз будет отличаться. Полезно хорошенько для себя изучить, как меняется восприятие пейзажа в зависимости от освещения. Свет – основное для фотографа, он дает возможность менять восприятие кадра, управлять настроением, которое создает фотография.
Одни фотографы снимают для себя, проводя все свободное время в поисках красоты, другие это делают за деньги. И тех и других объединяет одно – умение увидеть и передать красоту.
Некоторые сюжеты не выделяются с первого взгляда, нужно понаблюдать за окружающей жизнью, чтобы увидеть вокруг что-то особенное или наоборот характерное. Тогда вам удастся сделать интересную образную фотографию, мимо таких сюжетов обычно не проходят художники.
Отдельно стоит сказать про городскую съемку. Часто съемка городских видов, зданий востребована для различных практических целей. Это и создание фотовизуализации трехмерных ГИС-систем, создание электронных карт для муниципалитета, Интернета и др. Также съемка может быть интересной для компаний, занимающихся недвижимостью, для мониторинга объектов.
Рис. 1.4. Пейзаж создает определенное настроение
Пейзаж – это элементарно, главное в нужное время оказаться в нужном месте и правильно нажать на кнопку. Шутка, разумеется. Если бы все было так просто, Интернет не был бы завален сотнями тысяч снимков, на которых взгляд не задерживается больше секунды.
Нужно знать и уметь многое, много учиться и много снимать.
Кто такой фотограф-пейзажист? Это человек, который мало спит, много ходит и много таскает на себе и не знает, что такое лень, к тому же и не боится плохой погоды, походных условий, жары, холода, ливня. Да, еще к этому рецепту добавим – человек, у которого никогда не бывает плохого настроения. Он всегда заряжает всех не только оптимизмом, но и радует и не перестает удивлять восхитительными работами.
Итак, пейзаж снимают все хоть раз в жизни, кто берет в руки цифровую камеру. Но далеко не все снимки получаются интересными. Это не случайно.
Одной из главных проблем начинающих фотографов является то, что до места съемки добираются, когда уже слишком поздно. Середина дня, солнце стоит высоко, освещение становится наименее привлекательным. Если приучить себя вставать раньше, снимки от этого только выиграют. Утреннее и вечернее освещение наиболее предпочтительное для пейзажной фотографии.
Главное, чтобы то, что вы снимаете, вас завораживало, чтобы сюжет вам самому понравился, чтобы затрагивал до глубины души. Тогда вы сможете передать собственное отношение к красоте, которая предстала перед вами. Просто так щелкать в надежде на то, что что-нибудь стоящее да выйдет не стоит. Нет, не выйдет. Это подтвердили долгие годы работы с учениками, которые никак не хотели разбираться в тонкостях композиции и прочих основах фотодела. Азы ремесла это хорошо, но сюда еще стоит добавить –снимайте именно то, что вас удивило, от чего трудно глаз оторвать.
Жанр пейзажной фотографии требует материальных затрат. Это и недешевая фототехника, это и экипировка, еще и немалые затраты на поездки.
Вначале съемки для себя четко определите, что именно вы выделите в понравившемся вам пейзаже. Определите главное – сюжетный центр.
Важно передать зрителю эту красоту, чтобы снимок вызывал те же чувства, эмоции. Передайте на снимке атмосферу увиденного. Не снимайте сразу, скомпонуйте кадр так, чтобы в нем не оказалось ничего лишнего, чтобы в нем не было разного рода посторонних предметов, объектов, мусора и т.д.
Одним из основополагающих моментов является освещение. Понимая и умело используя на практике, фотограф всегда сможет усилить выразительность снимка, выставить нужный акцент.
Съемка пейзажа занятие нелегкое и непростое, хотя на первый взгляд может показаться, что по сравнению с остальными жанрами снимать пейзаж проще. Это глубоко ошибочное мнение. Помимо мастерства нередко требуется определенное мужество. Часто фотограф сталкивается с могуществом стихии, непредвиденными обстоятельствами, трудностями, опасностями. Нередко это еще и большой риск – встретиться один на один с дикими животными, недобропорядочными людьми.
Чтобы снять хороший пейзаж, нужно в целом решить две задачи – найти красивый сюжет и передать его умело.
Для того чтобы снять превосходный пейзаж, не всегда необходим изумительный ландшафт, красивое состояние намного важнее.
Удачное освещение, необычное сочетание света и тени это слагаемые привлекательной фотографии. Один и тот же пейзаж, снятый с одной точки на снимке, может выглядеть совершенно не впечатляющим, и в то же время потрясающим. Дело в том, как и куда, падают лучи солнца. Весь успех зависит от того, как вы используете свет в своей композиции, как используете тени.
В пейзажной съемке многое зависит не только от освещения, но и от погоды. Старайтесь снимать при перемене погоды, нередко приходится стоя на одном месте подолгу ждать, когда, наконец, солнце сверкнет лучами через просвет в облаках.
Надеяться на то, что выбранное вами время дня для съемки идеальное по освещению не стоит. Многие фотографы тратят на создание одного кадра дни, а то и недели.
Наверняка существуют места, которые вы имеете возможность посетить не раз. В этом случае можно предварительно прогуляться, проехать по местности, посмотреть. Выбрать наиболее удачные точки съемки, определить ракурс, нужную оптику, сделать пробные фотозарисовки. Затем, посмотрев их на компьютере уточнить наиболее оптимальные параметры съемки. Как только посчастливится – появится нужное освещение, когда дождетесь нужного времени года, вы можете приехать на это же место, чтобы снять именно тот самый кадр, который вы наметили. При этом вы будете готовы, будете точно знать, что и как снимать.
Полезно спланировать собственные действия до съемки, подготовиться к ней заранее.
Жанр требует высокой физической активности фотографа. Лени и инертности здесь не место. Если вы твердо решили заняться пейзажной фотографией, помимо знаний, практических навыков, придется много учиться, и много двигаться. Приучите себя к постоянным пешим прогулкам. Без этого пейзаж немыслим. Если приехать на машине, выйти из салона, отснять пару-тройку кадров и на этом успокоиться, лучше вообще не браться за пейзаж.
Для решения поставленной задачи необходим комплект подходящей именно вам фототехники, также необходимо уметь ею правильно пользоваться.
Найти красивое место для съемки по большому счету не так и сложно. Намного труднее вернуться туда еще раз, утром, днем, вечером, в туман, на рассвете.
Дайте себе установку, приучите всегда критически оценивать будущий кадр ещё в процессе съёмки. Будьте придирчивыми к собственной работе, считайте, что снимает кто-то другой, например, ваш ученик. К собственным работам люди всегда относятся особенно трепетно, не замечая многих недочетов, на многое закрывая глаза.
Главный критерий для оценки успешности любого кадра – перед тем, как нажать на спуск, спросите себя, а что вы хотели сказать зрителю этим кадром, если вы не найдете, что ответить, возможно и не стоит снимать его.
Практически, всегда лучше оказаться на месте съемки заранее. Подготовьте
всё необходимое для комфортной фотосъёмки. Научитесь терпеливо ожидать благоприятного момента. Вам потребуется умение мгновенно взвесить все «за» и «против», проконтролировать множество параметров и найти ответы на многие вопросы, возникающие при съемке. Затем останется только вовремя нажать на спуск. Да, и не забывайте делать дубли.
Художественный образ, идея, чувства – все это фотограф-пейзажист
передает в кадре, пейзаж это в первую очередь настроение. В пейзаже сложно уйти от документальной фиксации окружающего пространства. Желательно передать еще и отношение к окружающему миру. Именно в пейзажной фотографии фотограф раскрывает себя максимально, имея полную свободу творчества, ничем не ограниченную.
Важно состояние души, настроение в момент съемки с которым фотограф работает. Можно в точности постараться скопировать работу великого мастера, построить композицию, дождаться аналогичного освещения. Тем не менее, работа все равно получится другой. В ней не будет частички души того самого великого мастера, который снял исходный снимок.
Зритель, когда разглядывает фотографию, всегда чувствует авторское настроение, его душевный состояние. Именно эта «изюминка» передается с первого взгляда, здесь не требует давать название снимку, описывать что-то словами – все читается взглядом.
Итак, если на первый взгляд вам покажется, что съемка пейзажа это совмещение приятного с полезным, что это съемка на прогулках и экскурсиях, то это не совсем так. В первую очередь пейзажная фотография это огромное терпение фотографа помноженная на упорный тяжелый труд. Тяжелый не только в творческом плане, но и в том смысле, что на плечах приходится долго носить груз. Фотограф-пейзажист должен быть по-настоящему выносливым и физически крепким человеком. И в мороз и в изнуряющую жару и в пыль и в дождь он не должен сдаваться – самые сложные погодные условия как раз наилучшее время для съемки. Плюс придется все время на себе таскать не только нелегкую технику – камеру, объективы, штатив, но и еду, воду и прочие необходимые вещи.
Самое же главное, научиться ждать, ждать света.
Сохраните свежесть взгляда и всячески избегайте повторов. Уходите от шаблонов, используйте каждый раз новые приемы, подходы. Иными словами – импровизируйте, как это делают известные музыканты, красиво обыгрывая простые и всем знакомые композиции.
Рис. 1.5. Не бойтесь экспериментировать – с освещением, контрастом, фокусным расстоянием
Не останавливайтесь на достигнутом. Даже если ваши снимки нравятся близким и знакомым, вы занимаете призовые места на конкурсах. Всегда найдется чему поучиться.
Лучше двигаться вперед медленно, чем подняться высоко и остановиться в развитии.
Когда фотограф на правильном пути, ему сопутствует удача, находятся интересные решения, встречаются потрясающие места, он знакомится с нужными людьми, в руках оказывается подходящая техника.
В каждом виде съемки всегда открываются новые и интересные горизонты. Иначе художественную фотографию давно бы забыли.
Изучайте опыт других фотографов, посещайте мастер классы, изучайте ресурсы в Интернете.
Общайтесь с коллегами – фотографами пейзажистами, как в нашей стране, так и за рубежом, вступайте в сообщества фотохудожников, принимайте участие в различных выставках, творческих встречах, форумах, семинарах.
Творчество – единственный мост в будущее. Пейзаж это не документальная съемка, вас никто не заставляет передавать все, в точности как видит глаз. Изобретайте, импровизируйте, вы можете найти оригинальное и необычное решение. Используйте в кадре сочетания линий, форм, цвета, смело ищите что-то новое. Стройте композицию вокруг цвета и форм.
Часто хороший кадр позволяет сделать интуиция. Из ниоткуда она не может возникнуть. Ее нужно развивать – учебой, практикой, работой над ошибками, т.е. нужно постоянно заниматься над собой. Это трудно, требует немало сил и терпения, строгой самодисциплины, но иного пути нет. Только так изо дня в день шлифуется мастерство.
Чтобы создавать интересные и удивительные снимки научитесь, прежде всего, удивлять себя. Идите собственным путем, никому не подражая.
Рис. 1.6. Получайте радость от самого процесса съемки
Многие пытаются перенести частичку природы к себе домой, вешая на стенку пейзаж – картины, фотографии.
Печатайте ваши лучшие работы, дарите людям радость. Вы можете отдать на печать в лабораторию или же приобрести цветной струйный принтер. Современные струйные фотопринтеры обеспечивают прекрасное качество печати, включая печать на холсте. Если оригинальные расходные материалы дороги, приобретите комплект заправляемых картриджей и чернила.
В целом фотопечать обойдется намного дешевле.
Правильный выбор фотобумаги обеспечит вашим работам соответствующий вид – глянцевые ярче, сочные и насыщенные. Текстурная бумага больше напоминает живописные полотна.
Фотографию можно оформить в готовую покупную рамку, либо наклеить на картон, пенокартон, фанеру заподлицо.
Ваши произведения должны находить зрителей не только на домашних отпечатках, представляйте их на конкурсы, предлагайте ваши работы в различные издательства, СМИ, каталоги.
Такое случается часто, и не только у вас. Многие художники, фотографы, люди других творческих профессий нередко испытывают недостаток идей. Не стоит впадать в уныние. На время переключитесь на что-то другое. Займитесь текущими неотложными делами, придумайте себе небольшое новое увлечение, сходите в театр, на концерт и т.д. Часто уход от фотографии возвращается в итоге новым видением, оригинальными снимками. Человек с новыми силами, со свежим взглядом берется за дело.
Чаще ходите пешком. Это развивает наблюдательность, даст массу интересных сюжетов, новых идей на будущее. Ходьба делает человека энергичным, бодрым, не оставляя места лени, депрессии, стрессам. Если нет возможности или лень таскать с собой постоянно большую зеркальную камеру, носите с собой компакт, чтобы сделать фотозарисовки, позже вы вернетесь к этим сюжетам более подготовленным, зная, что и как снимать.
Не упускайте возможность реализовать все ваши творческие замыслы. Периодически отправляйтесь на экскурсии.
Пусть вы уедете недалеко, зато это будет новым для вас местом. Поневоле захочется фотографировать.
Полезно изучайте биографии, статьи, книги, посвященные талантливым фотографам-пейзажистам, художникам. Вы найдете, что для себя почерпнуть, откроете множество «секретов», загоритесь желанием много снимать.
Чаще смотрите фотографии. В Интернете, в книгах и альбомах, в календарях. Выделите места, интересующие вас. Обратите внимание на то, в какое время суток они сделаны, в какое время года. Всегда обращайте внимание на время года, погоду, освещение, как это снято, какие фильтры использовались, на компьютерную обработку.
Мощный творческий заряд дает посещение интересных фотовыставок. Любоваться фотографиями можно и в Интернете и на страницах журналов. Совсем другое дело – выставочные работы. Здесь человек воспринимает все иначе, ближе к сердцу. Работы качественно отпечатаны на большой формат, хорошее грамотно подобранное освещение, удачный фон, ничто не отвлекает от длительного вдумчивого созерцания. Вы можете обсудить работу с другими посетителями, организаторами выставки. После просмотра удачной выставки всегда хочется взять в руки камеру и снимать, снимать, снимать…
Посещайте выставки не только фото, но и художественные – выставки картин (живопись, акварель, графика). Выбирайте темы, которые вам наиболее интересны.
Берите на вооружение приемы, техники того или иного фотографа, художника, творчески дорабатывайте идею, добавляйте что-то свое. Вполне возможно, что творчество другого фотографа натолкнет вас на что-то новое.
Берите у других только самое лучшее, учитесь мастерству.
Немало фотографов, чтобы заполнить объем, чем-то выделиться снимают откровенно слабые сюжеты, «берут» зрителя на удивление, выставляя не только непонятные, но и негативные работы. Это не ваш путь. Не подражайте моде, она быстро проходит и забывается. Время фильтрует, отсеивая все непривлекательное, лишенное смысла, красоты. Чем выше уровень духовного развития автора, тем выше уровень его работ.
Фототуры хороши тем, что вы отправляетесь с единственной целью – фотографировать. В отличие от экскурсий, где все едва успевают за «скачущим» гидом, который вечно всех торопит, вы имеете возможность спокойно и неторопливо снимать.
Организаторы фототуров понимают, для чего человек соглашается на поездку. Они делают все, чтобы вы не потеряли желание отправиться в поездку еще раз. Выберите тур, который вам наиболее интересен, который подходит вам больше.
Не стоит сразу отправляться по экзотическим местам, выбирать экстремальные путешествия.
Вначале посетите пару туров в более благоприятных условиях. Вы будете представлять, что следует брать с собой, как одеваться, как распланировать съемку.
Часто несколько фотографов, в том числе совершенно незнакомых, объединяются – через Интернет. Отправляются по тем местам, которые выбирают вместе.
Здесь стоит заранее четко определить маршрут, забронировать место для жилья и не превращать фотосъемку в отдых и пьянку. Так легко лишиться камеры, денег.