Консультант: Я вот тут что подумал… Ты, Писатель, пишешь стихи и рассказы. Ты, Инженер, пишешь компьютерные программы. А я, как философ, наверное, пишу картину Мира…
Инженер: Прямо как художник, пишешь картину :) Почему говорят, что художник не рисует картину, а “пишет”?
Писатель: Скорее всего в русском языке это связано со словом “живопись”. Живо-пись, описание живого. А вот во французском языке есть натюрморт, что от “натюр-морт” переводится как “природа мёртвая”. Ты, Консультант, живо-писец или натюр-мортист? :)
Консультант: Я – русский мыслитель! Поэтому картину Мира буду живо-писать! Во всём его много-образии и движении.
Писатель: Если “в движении”, тогда кино-картина получается. Для 5Д кинотеатра, а лучше сейчас уже для кинотеатра виртуальной реальности. Хотя зачем нам виртуальная реальность, если мы за свою жизнь и реальной реальности-то не так много можем испытать.
Инженер: Замечали ли вы когда-нибудь, что когда идёшь в неизвестное место, обратный путь всегда короче? Это потому, что на обратном пути в голове уже есть карта (читай: картина), записанная по дороге туда, а по карте идти всегда быстрее, чем без карты. Причём это верно даже в том случае, когда “туда” ты идёшь по навигатору или бумажной карте (внешней карте), потому что на обратном пути карта уже внутренняя, данная человеку в опыте. Единственное “но” – надо сначала дойти куда-нибудь. И в этом случае внутренней картой можно пользоваться дальше многократно, каждый раз уточняя её на очередном повторе прохождения. Вплоть до автоматизма, когда и вспомнить трудно, как ты дошёл, если кто спросит. Как это сильно отличается от первого раза, и по времени и по затраченным усилиям на внимание. А ведь это всего лишь одна дорога из пункта А в пункт Б :)
Инженер: Есть и обратная сторона автоматизации построения внутренней карты Мира. Автомобилисты поймут. Например, всегда дорога была с двусторонним движением, а в один день сделали одностороннее и повесили знак “кирпич” – “въезд запрещен”. А водители ещё какое-то время на автомате въезжают под знак запрета.
Вообще, конечно, интересно, как человек всю свою жизнь воспринимает, записывает, перезаписывает окружающий его Мир на внутренней картине… О, кстати! О картинках… Вы же знаете, что в компьютере картинки могут храниться в разных форматах. Обычному человеку сложно разобраться, чем они отличаются. Максимум – размером и качеством. Одни большого размера – много места занимают в памяти компьютера, другие – меньшего размера, зачастую без значительной потери в качестве. Что такое картинка на экране компьютера? Набор светящихся точек (пикселей) различного цвета. Если картинка прямоугольная, скажем, размером 1280 на 853, то это 1091840 точек, каждая из которых имеет цвет, и эта информация должна быть сохранена для последующего воспроизведения при необходимости.
Консультант: Анекдот. Спорят два еврея. Один убеждает другого. Белый – это цвет? – Цвет! А чёрный – это цвет? – Цвет! Значит, я таки продал тебе цветной телевизор!
Писатель: :)
Инженер: Ну даже если картинка чёрно-белая. В этом случае цвет можно кодировать 1 битом: если цвет белый – ноль, если чёрный – единица. Но даже если так, то указанная картинка займёт больше 1-го миллиона бит памяти, если сохранять каждый пиксель. Как раз таким форматом является “BMP” (Бмп по-русски). Потом появился формат “JPEG” (Джипег по-русски), который занимал меньше места, потому что в нём использовались алгоритмы сжатия с потерями, но сохранением качества изображения.
Но самое интересное было не в размере картинок, а в способе их передачи по сети, когда Интернет только появился, и мы использовали медленные аналоговые модемы передачи данных по телефонным линиям. “BMP” файл передавался кусочками (пикселями и линиями) сверху вниз. Можно сказать, картинка собиралась из прямоугольных пазлов. Всё, что подгружалось, было чётко, но если связь обрывалась, то картинка отображалась частично. И, если самое интересное было внизу, то приходилось снова начинать загрузку и дожидаться полной картинки.
А вот “JPEG” картинка стала подгружаться полностью, но слоями. Хоть изначально изображение было размыто, с каждым новым слоем она становилась всё чётче и чётче. Мне кажется, что сейчас сохраняется тот же принцип: если связь плохая, то сначала приходит размытая (и маленькая по размеру) картинка. Технически могут быть самые разные алгоритмы. Как пример, стоит убрать каждый второй пиксель, и картинка станет в два раза меньше размером, хотя то, что на ней изображено, будет без труда узнаваться.
Консультант: На пазлы разрезается уже полностью готовая картина. Но я никогда не видел, чтобы художники так рисовали. Скорее у них стиль “JPEG”. Сначала накидывают контуры, потом наносят слои краски.
Инженер: Вспомнил ещё про принтеры, которые на бумаге печатают. Струйный принтер линию за линией отрисовывает изображение. А вот цветной лазерный принтер имеет внутри крутящиеся барабаны, наносящие изображение на бумагу слоями.
Консультант: Как же человек рисует картину Мира: кусочками, или всю сразу, дорисовывая детали по мере их появления? Что у человека в голове при рождении: чистый лист или контурная карта, которую нужно просто раскрасить? …
Писатель: Позвольте предложить метафору. Представьте себе “Поезд Жизни”, который едет по Миру и делает остановки. Каждая остановка – ситуация. Каждый пассажир – человек, который выходит на остановках, достаёт мольберт и кисти, и начинает рисовать. Пейзаж, портрет… У каждого пассажира – свой вагон, в котором он хранит готовые картины, картины незаконченные, пустые холсты.
Консультант: Получается не одна большая картина Мира, а много небольших? Предлагаю порассуждать о человеке и его картинах, используя эту метафору.
– попадая в ту же ситуацию (выходя на той же остановке), человек не рисует новую картину, а достаёт ту, которую рисовал здесь раньше. Что-то поправляет, дорисовывает, если это необходимо;
– если времени не хватило, и картина ещё не закончена, то она вряд ли убирается далеко, а кладётся рядом с выходом, чтобы её легче было найти;
– со временем пустых холстов всё меньше, нарисованных полностью картин всё больше;
– в один момент времени рисуется одна картина
– одну и ту же ситуацию разные люди рисуют по-разному;
– рисовать – это труд, поэтому случаются картины “и так сойдёт”;
– человек физически не может побывать на всех остановках всей Вселенной во все времена, и в его вагоне лежат только те картины, которые он нарисовал сам.
Инженер: Позвольте тогда и мне порассуждать, как данная метафора ложится на модель психики человека, которую я вам представил до этого. Попробую свою философию использовать как метод. Метод анализа и синтеза.
Напоминаю про выделение трёх областей в психике человека:
1. Область №1 – подготовка и реализация поведения человека;
2. Область №2 – непосредственное получение (и хранение) знаний об окружающем Бытии и о себе.
3. Область №3 – опосредованное получение (и хранение) знаний об окружающем Бытии и о себе (глубинные слои психики, не имеющие прямой связи с внешним миром).
Художника вместе с вагоном и картинами разместим в области №2, назовём его “живописец”. В области №3 поселим “искусствоведа”, который изучает картины “живописца”, понимает и оценивает их, выдаёт рецензии. А в области №1 у нас будет “путешественник”, который использует картины “живописца” и рецензии “искусствоведа” для построения карт реальности и использовании их в путешествиях по миру.
Главное – не забывать, что все они “живут” внутри психики одного человека!
Писатель: “Живо-писание”, “искусство-ведение”, “по-ведение”… Красиво!
Инженер: “Искусствовед” не воспринимает внешний мир напрямую, не выходит из вагона, так сказать. И купе у него без окон. Но зато он имеет возможность, в отличие от “живописца” (который занят одной, максимум, несколькими картинами единовременно), изучать многие произведения искусства в вагоне-музее. Это позволяет “искусствоведу” строить единую, непротиворечивую картину Мира!
Стоит отметить, что когда речь идёт о картинах “живописца”, это всё-таки не картины в обычном понимании этого слова. “Живописец” воспринимает всеми органами чувств одновременно как внешний мир, так и внутренние состояния человека. Всё это, да ещё в динамике, как мелодия концерта, ложится на полотно “картины” ситуации.
“Путешественник” каждый раз старается выбрать лучшую из карт (картин или рецензий), и, если карта не точна, “живописцу” приходится перерисовывать картины, а “искусствоведу” пересматривать рецензии.
При этом парадокс в том, что картины, написанные “живописцем”, видят только “искусствовед” и “путешественник”. Другие люди их никогда не видят. Если человек хочет показать другому человеку картину какой-то ситуации или коллекцию, собранную и описанную “искусствоведом”, то в этом случае нужно, чтобы “путешественник” изобразил её для других… Но может случиться так, что “путешественник” – ещё тот художник! От слово “худо”. И эту попытку передать картину из внутреннего мира в мир внешний сначала видит “живописец”, а потом и “искусствовед”… Особенно первые такие по-пытки могут быть похожи на пытки. А некоторые картины (а может и многие из них), так никогда и не увидят свет.
Консультант: Получается так:
– есть мир, который есть “всё во все времена” – Бытие;
– есть ситуационные картины мира, написанные и накапливаемые “живописцами”;
– есть связанные непротиворечивые картины мира, собранные “искусствоведами”;
– есть “путешественники”, которые взаимодействуют с Бытием, проверяя и уточняя эти картины.
Писатель: Коллеги-искусствоведы! Предлагаю дать краскам высохнуть на нашей картине Мира, пойти помыть кисти и немного отдохнуть :)
До новой встречи, друзья мои!