03 Цикл опыта

Консультант: Вы, наверное, замечали, что некоторые люди, прежде, чем куда-нибудь поехать в отпуск, заранее тщательно изучают это место, его достопримечательности, составляют списки для обязательного посещения. Я же, видимо, отношусь к противоположной группе: минимум подготовки (местная валюта, тип электрических розеток, погода на ближайшую неделю); на месте – полностью отдаюсь впечатлениям, и только по возвращении, если зацепило, начинаю читать, смотреть, изучать: соединяю лично пережитый опыт с общественно накопленными знаниями.

В прошлом году, к своему стыду и счастью, я таким же образом открыл для себя музыку Сергея Рахманинова, а потом и его самого. Великий русский композитор! Удивительно. Находясь в Малайзии, мы пошли с женой на концерт классической музыки. До этого фамилия композитора лишь говорила мне, что он русский. А потом начался концерт… Я потерял чувство времени и пространства. Не понимал, что творилось в душе. Не понимал, почему по щеке катилась слеза… Просто сидел и растворялся в музыке, улетал куда-то вместе с ней и возвращался обратно. Я точно слушал этот концерт в первый раз, но было ощущение, что я многое припоминаю. Почему-то из всего симфонического оркестра мой взгляд чаще всего останавливался на музыканте, который периодически бил в большие барабаны… И в голове крутилась глупая мысль – “Интересно, а как выглядят ноты для исполнителя, который за весь концерт несколько раз ударяет в барабан?”

Инженер: А у барабанщика в оркестре такие же ноты, как у всех остальных музыкантов?

Консультант: Очевидно, но неожиданно, правда? Я тут недавно пересматривал “Концерт для фортепиано №2” в исполнении Дениса Мацуева с оркестром. Если честно, у меня теперь часто Рахманинов в наушниках. Так вот, я обратил внимание на то, что перед барабанщиком, да и перед всеми остальными музыкантами симфонического оркестра были раскрытые ноты, а пианист играет без нот, по памяти. Около тридцати минут. Не самое простое, но, конечно, великое музыкальное произведение.

И тут меня посетила интересная мысль, которую я хочу с вами обсудить. Это касается цикла опыта из гештальт-подхода в организационном развитии. Я уже вам его как-то показывал. Обычно он рисуется линией, напоминающей холм (кривая распределения Гаусса), начинается с “ощущения” и закачивается “покоем” проходя этапы “осознанности”, “мобилизации энергии”, “действия”, “контакта” и “усвоения опыта”.

Так вот. Я поставил концерт на просмотр с начала. Аплодисменты. Пианист и дирижёр выходят на сцену. Поклон. Пианист усаживается за фортепиано, дирижёр занимает свою позицию. Руки пианиста заносятся над клавишами. Гробовая тишина в зале… Правая рука опускается, происходит первый контакт! Первый звук фортепиано, концерт начался. Музыка полилась, вбирая в себя ручейки всех инструментов: скрипок и остальных струнных, деревянных и медных духовых, ударных. А в голове всё стояла картинка первого прикосновения к клавишам, и навязчиво крутилось слово “контакт”. Полчаса пролетели невероятно быстро по ощущениям, и вот – завершающие аккорды… Весь оркестр в едином порыве, руки пианиста неистово бегут по клавишам. Бам-бам-бам, бам-бам-бам, бам-ба-ба-бам! Руки пианиста взмывают вверх над клавишами. Гробовая тишина в зале… Доля секунды. “Браво”! Аплодисменты!

И в этот момент меня озарило! “Контакт”, как он рассматривается в гештальт-подходе, это не первое прикосновение пианиста к клавише, а весь концерт: от первого касания, до последнего! Это не точка на цикле опыта, но отрезок между точками. И то же со всеми семи этапами цикла.

Но и это не главный вывод. Обычно цикл опыта рассматривают, начиная с “ощущения”. Что в принципе логично. Да и сам гештальт-подход начинался когда-то с изучения распознавания законченных образов, восприятия. Но цикл ведь на то и цикл, чтобы постоянно повторяться, сохраняя последовательность этапов. А почему бы нам не изменить подход и не начинать рассматривать цикл опыта не с “ощущения”, а с “контакта”? Ведь, в примере с Денисом Мацуевым, играющим второй концерт Рахманинова без нот по памяти, не было случайных импровизаций, а весь концерт, как готовый, законченный контакт уже был в психике пианиста в момент первого касания клавиши, и только разворачивался вместе с игрой оркестра и дирижёра от начала до конца концерта! Почему бы нам в своём подходе не сместить акцент от гештальта восприятия к гештальту поведения?



Писатель: Контакт = Концерт?

Консультант: Весьма возможно, именно поэтому изначально в гештальт-психологии был “Цикл Контакта”. Но если сделать фокус, акцент на проявленном действии, поведении, то очень грубо весь цикл превращается в:

1. “подготовка поведения”

2. ”поведение в ситуации”

3. ”анализ результатов поведения”.

Инженер: А результат поведения – это же ведь не последний удар по клавише, а весь отыгранный концерт, верно?

Консультант: Думаю, что и то, и другое. Каждое исполнение концерта (читай: каждый контакт) ложится в копилку опыта. И, будучи проанализированным, влияет я на подготовку и исполнение следующего концерта (читай: подготовку и исполнение следующего контакта).

Писатель: Исполнение… Какое прекрасное слово: ис-полнение. Тут чувствуется, что речь идёт не про финальный аккорд, а про полное произведение!

Инженер: Произведение…Про-из-ведение. А вы помните, что “ведать” – это “знать” на старославянском языке?

Писатель: “Иисус же сказал: “Отец, прости их, потому что они не ведают, что творят”. (Евангелие от Луки 23:34).

Консультант: Помните, Инженер рассказывал про миг между прошлым и будущим – текущий момент? Здесь и сейчас. В прошлом – копилка опыта. Копилка знаний о случившихся контактах. Фон, из которого появляются гештальты по-ведения. В будущем – исполнение про-из-ведения. Но парадокс в том, что в момент начала действия (момент 1 на цикле опыта) концерт уже подготовлен (контакт, 1-2 на цикле опыта)!



Инженер: Если честно, мне очень важным кажется момент 2 цикла опыта (ЦО) – результат, который включает в себя и реальный опыт его достижения (1-2 ЦО). А также – важнейший этап анализа опыта (2-3 ЦО). Ведь если результат (2 ЦО) удовлетворяет, то контакт (1-2 ЦО) лучше запомнить (2-3 ЦО) для использования в следующий раз в подобной ситуации. Если результат (2 ЦО) неудовлетворительный, то контакт (1-2 ЦО) лучше изменить (2-3 ЦО), скорректировать. А если мы ещё не дошли до результата (2 ЦО), то и обсуждать пока нечего.

Пётр Анохин: “Действительно, к чему обязывает принятие положения, что рефлекс заканчивается не действием, которое имеет только промежуточный характер, а неприменно получением результата? Классическая физиология, развивая представление о рефлексе, никогда не анализировала этого ответственного пункта. В самом деле, сказав “чесательный рефлекс”, мы на этом и останавливались, поскольку классическая “дуга” этим завершалась. Но даже в этом простом акте мы обычно не анализировали последующего этапа – прекращения раздражающего действия на кожу, – что и служит результатом, т.е. главным организующим фактором всего этого поведенческого акта. <…>

С точки зрения более общей оценки поведения мы видим, что речь здесь идет о все той же закономерности – поведение человека в пространственно-временном континууме предстает перед нами как континуум больших и малых результатов с непременной оценкой каждого из них с помощью обратной афферентации.

Итак, мы определили в приведенной формуле закон конструирования поведения живых существ, по которому оно представляет непрерывную цепь результатов с последующей оценкой их достаточности.”

Консультант: Здесь открывается необъятное поле для вопросов и обсуждений. “А что, если ситуация есть, знания есть, а опыта нет, и это первый опыт?”. “А что, если ситуация есть, опыт есть, но он не запомнен или не осознан?”. “А что, если ситуация есть, опыт есть, а кто-то другой ведёт себя в этой же ситуации по-другому?”. И так далее…

Писатель: А мне интересным кажется этап 5-6 ЦО – выбор лучшего со-ответствия ситуации из опыта по-ведения. Это про “прийти на концерт с правильными нотами” :) Правда, для того же барабанщика ещё важно не пропустить момент удара, попасть в такт… Кон-такт!

Инженер: Действие в моменте должно соответствовать моменту ситуации. При этом любая ситуация – это не один момент, а последовательность событий, которые могут разворачиваться секунды, а могут минуты, или даже года. Завязывание шнурков, концерт или столетняя война. Но каждый раз со-знание опережает время, подготавливает сценарий по-ведения в соответствии с предполагаемым сценарием ситуации и запускает его, чтобы попасть в такт. Попали в такт или не попали? Везде попали или частично? Нужно ли менять по-ведение, потому что в данной ситуации можно сделать лучше или, может, потому что ситуация изменилась? Консультант, спасибо! Цикл опыта – это мощнейший инструмент анализа и синтеза по-ведения!

Писатель: Вы пробовали петь хором? Когда в первый раз слышишь песню, подпевать вообще не получается, просто слушаешь. Потом начинает получаться подпевать окончания куплетов. Потом уже можешь спеть всю песню, но каждый раз, когда поёшь в хоре – поёшь и прислушиваешься, чтобы из хора не выпасть. Кон-церт. Кон-такт…

Знаете, что меня во всём этом удручает… А где свобода воли у барабанщика? Он может путём непрерывного со-верш-енствования довести своё выступление до высш-его мастерства и научиться ударять в барабан так точно по времени и качеству, как никто до и после него. Но даже в этом мастерстве он останется рабом нот, написанных кем-то другим…

Консультант: Но всё же написанных! Сергей Васильевич Рахманинов, к примеру, был и пианистом, и дирижёром, и русским композитором!

Кстати, о концертах, опыте и психологии. Первый написанный концерт имел неудачную премьеру. Композитор ушёл в депрессию, почти ничего не сочинял. Лишь после сеансов гипноза у известного тогда врача психотерапевта Николая Владимировича Даля творческий кризис оказался преодолённым, и в 1901 году Рахманинов написал концерт для фортепиано с оркестром №2, который до сих пор входит в репертуар практически всех пианистов мира.

Был и второй творческий кризис, которые многие связывают с его вынужденным отъездом из России в 1918 году. Всемирно известный русский композитор, тосковавший по Родине. В годы Великой Отечественной войны он дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых анонимно направил в фонд Красной армии и советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами:

Сергей Рахманинов: “От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу”.

Инженер: Сейчас, спустя 80 лет, в 2024 году эти слова снова звучат в такт… Очередной цикл опыта.

Писатель: До новой встречи, друзья мои!

Загрузка...