Олег Лузин

Миры гуляли как дети

«Я лист, плывущий по реке…»

(современная песня)

Лист вербы

Я сухой лист вербы, плыву по тихой полноводной реке по течению. Светит яркое солнце, дует слабый ветер, плещется прохладная вода. Мне хорошо, на сердце радостно, я созерцаю мир.

Тут нет метафоры, символа и иносказания. Всё есть как есть. Я действительно сухой лист вербы, и река стала моей дорогой.

Вы спросите: как такое может быть? Возможно ли, чтобы в листке вербы было заключено сознание?

Я отвечу: и сам не знаю. Помню только обрывки своих видений…

Книга

Мы в большом деревянном доме. Сидим за столом, выпиваем, закусываем. С нами какая-то молодая симпатичная женщина. Хмель овладевает нашими головами, и каждый хочет быть рядом с ней. Я тоже заявляю о своих правах, но женщина мне не достаётся. Начинаю скандалить, и хозяин дома выталкивает меня из-за стола. Будь он неладен! Мы оказались с ним в другой комнате.

– Походи здесь, – говорит. – Остынь.

Делать нечего – брожу по дому, успокаиваюсь.

Большие же у него хоромы! Но пустовато как-то. Старый темно-зелёный диван у стены, на полу две разноцветные деревенские самотканые дорожки и сервант с посудой около окна. Посредине комнаты русская печь, выбеленная белой известью. Чего тут разглядывать?

И тут моё внимание привлекает что-то яркое, светящееся. Оно находится на полке с посудой. Я подхожу и вижу хрустальные фужеры на длинных ножках. Хрусталь, из которого они сделаны, голубого цвета! Это же просто чудо какое-то! Ничего подобного и более красивого я не видел! Помню, сразу возникло желание украсть эти фужеры. Я так бы и сделал, но вернулся хозяин дома.

– На, – говорит, – почитай книгу, успокой нервы.

Я подчинился и, присев на диван, начал читать. Книга была необычной, большой, красивой и тяжёлой. Её страницы оказались гладкими, атласными и блестели, отражая свет. На каждом листе была нарисована загадочная, словно сказочный ребус, иллюстрация. Предложение на новой странице всегда начиналось с заглавной буквы, которая напоминала птичье гнездо в кроне дерева.

Заворожённый книгой, именно книгой, а не её содержанием, я начал увлечённо читать, плохо постигая смысл написанного текста. История показалась мне детской, неумело созданной, похожей на легенду. Я хорошо запомнил основную линию сюжета. Она строилась на поисках Короля. Главный герой искал его повсюду, встречая на своём пути различных сказочных персонажей.

Чем дальше я читал книгу, тем всё больше оказывался в её власти. В процессе чтения волшебный фолиант постепенно завладевал мной, всасывая моё сознание в глянцевые листы своей бумаги. Я начал раздваиваться и видеть, словно со стороны, неподдающуюся объяснению картину. Моя энергия струилась светло-серым дымком и исчезала в открытых глянцевых страницах завораживающей книги. Впитав меня целиком, фолиант трансформировал моё тело в лист вербы, и я даже не заметил, как стал частью истории, как оказался на реке и как поплыл на поиски Короля.

Собаки

…И вот, как уже было сказано ранее, я сухой лист вербы, плыву по тихой полноводной реке по течению. Меня не смущает изменение моего тела, более того, я даже испытываю счастье. Мой дух стал спокоен и сосредоточен, его ничто не отвлекает от основной цели. На все проблемы мне наплевать. Хоть моё тело и лист вербы, но я не чувствую себя уязвимым, наоборот, меня переполняет уверенность, что в моей жизни ничего плохого не может случиться. Вокруг плеск воды, пение птиц, стрекотание букашек и равномерная музыка сфер.

Почему я так хочу найти Короля? Как он выглядит? Где живёт? На все эти вопросы я не знаю ответа, но меня непреодолимо влечёт на поиски. Я чувствую, что если удастся найти Короля, то это событие станет самым важным в моей жизни.

Медленным течением реки меня прибивает к берегу. Рядом находится старый пирс из деревянных досок. По нему с лаем к воде подбегают собаки.

– Чего тебя надо? – спрашивают недружелюбно они (их лай я понял сразу, без перевода на человеческий язык).

– Я ищу Короля, – отвечаю им.

– Он ищет Короля, он ищет Короля! – радостно заголосили собаки. – Мы знаем о нём! Как-то раз Король даже брал нас с собой на охоту! Мы вместе бежали с ним по старому лесу, и ветер бил нам в лицо.

– На кого вы охотились? – спросил я.

– Король выслеживал своё новое имя, – ответили собаки, – а мы ему помогали.

– И как же зовут теперь Короля?

– Имя, которое поймал Король, звучало как Велимир, – прогавкал пёс на маленьких толстых ножках.

– Ты ошибаешься, Коротконог. Я слышал, как Король громко выкрикнул имя Эйлик! – сказал огромный чёрный пёс.

– Вы оба с рождения глухие, – зарычала собака с разодранным ухом. – Король назвал себя Константином!

– Хватит брехать, – гавкнул грозно старый пёс. – На самом деле мы не знаем, какое имя поймал Король. Каждый услышал что-то своё…

– А вы не подскажете, где он сейчас?

Собаки жалобно заскулили:

– Мы бы всё отдали за то, чтобы найти его. Он оставил нас после охоты сторожить деревню от чужаков и отправился в далёкое странствие.

– Что же мне делать? Как найти Короля?

– Спроси у котов, может, коты знают, – сказали собаки и с лаем унеслись охранять деревню от непрошеных гостей.

Кот

На своём пути я много проплыл деревень. Почти везде ко мне подбегали с лаем собаки. Они интересовались, кто я и откуда, но никакой ценной информации не могли предоставить о Короле. Некоторые деревни были и вовсе пустые, в них никто не жил. Лишь одинокие покосившиеся дома печально смотрели на меня выбитыми окнами.

Где же мне найти котов? Наверное, их всех разогнали собаки.

Я плыл долго и бесцельно. Мне даже стало казаться, что я умер, что меня вовсе нет. (Как странно рассуждать о смерти в моём нынешнем состоянии). Волны покачивали мои бока в разные стороны. Это движение разморило меня, и я заснул, а когда проснулся, на небе уже мерцали звёзды. Ночь была тихой и тёплой.

Звёзды казались живыми, они смотрели с высоты и как будто улыбались мне и подмигивали. Я даже начал слышать, как они шепчутся меж собой:

– Гляди, – говорила одна звезда другой, – какой чудной лист вербы.

– Он не чудной, он счастливый, – отвечала звёздная соседка. – Как бы я хотела быть на его месте и искать Короля.

– Мы тоже плывём по бескрайнему океану вселенной.

– Но мы ничего не ищем, у нас всё есть …

– Вы знаете, где найти Короля? – вмешался я в разговор звёзд.

Звёзды захихикали. Они что-то хотели ответить, но их свет от меня скрыло облако, и связь прервалась.

Разглядывая звёзды, я не заметил, как волнами меня прибило к старому деревенскому кладбищу.

На берегу промелькнула чья-то тень, и я увидел, как светятся в ночи два огонька. Было темно, и мне впервые стало страшно за себя.

– Зачем ты приплыл сюда? – медленно прошипели огоньки.

– Я ищу Короля, – сказал я тихо.

– Короля? – словно не поверив, раздалось из темноты. – Зачем тебе Король?

– Я не знаю, – ответил я.

– Не знаешь, а лезешь куда не просят.

Огоньки приблизились к воде, и я смог разглядеть говорившее со мной существо.

Это был старый рыжий кот. Края его длинной шёрстки по всему телу были заметно украшены сединой. Кот попытался отогнать меня от берега лапой, но, замочив её, брезгливо затряс ею в воздухе.

– Ненавижу сырость! – сказал он. – У Короля в доме всегда сухо, горит огонь в огромном камине, в холодильнике полно еды и молока. Он умеет нежно гладить по подбородку и чесать за ухом.

– Помоги. Скажи, где его дом? Для меня важно найти Короля, – попросил я.

– Найти его сможешь, если увидишь.

– Что ты этим хочешь сказать?

Кот не стал отвечать. Презрительно фыркнув в мою сторону, он скрылся в темноте ночи. Подул слабый ветерок, и заплескались волны. Моё сухое лёгкое тело подхватило течение и понесло дальше в неизвестность.

Рыба

«Найти его сможешь, если увидишь» … Что или кого я должен увидеть? Глупый старый кот! Строит из себя умника, а сам просто ничего не знает.

Король может быть где угодно. Он может отправиться на войну или просто путешествовать по своим владениям, или бесцельно плыть по реке.

Теперь второй важный вопрос: зачем я ищу Короля, что мне от него нужно? Представим, что встретил его:

– Ваше Величество, какое счастье, я вас нашёл! – говорю я ему.

– Чего ты хочешь? – спрашивает он.

И вот здесь вопрос вопросов! Действительно, чего? Я всем доволен. Мне нравится быть листом вербы и плыть по реке.

Неожиданно что-то мягко тронуло меня из глубины. Потом ещё и ещё. Нет, не просто тронуло, а укусило! Я увидел, что эта рыба с яркими серебристыми боками пробует меня на вкус.

– Чего тебе? – спросил я недовольно.

– Уже ничего, – ответила она.

– А зачем ты тогда?

– Снизу ты похож на мёртвого жирного жука. Хотела проверить.

– Убедилась? Вот и отстань теперь.

– Куда путь держишь? – поинтересовалась рыба.

– Куда река понесёт.

– А зачем ты на реке?

– Ищу Короля.

– Когда-то я была в сетях и сумела вырваться из его обжигающих рук. Король не смог удержать меня, вынимая из спутавшихся лесок невода, и я уплыла от него. Какая же я дура!

– За что же ты ругаешь себя?

– Сети, расставленные им, – это самое прекрасное, что было со мной.

– Как может рыба тосковать по сетям?

– Может, если это сети любви…

Мы замолчали и, медленно двигаясь по течению, размышляли каждый о своём. Небо было синим и бездонным, лес зелёным и бесконечным, а тихое журчание реки завораживающим и умиротворяющим.

– Ты не знаешь, как найти Короля? – спросил я после долгой паузы.

– Никто не знает, – печально вздохнув, ответила рыба.

– Ну хоть кто-то может помочь мне в этом деле?

– Спроси у королевы.

– Королевы?! Где я увижу её?

– Река тебя несёт к ней, – сказала рыба и, блеснув чешуёй, исчезла в глубине вод.

Королева

И действительно, что за Король без Королевы. Найдёшь Королеву – и найдёшь Короля! Как эта мысль не приходила мне раньше в голову.

Как же выглядит Королева? Наверное, это самое прекрасное существо на земле! Ведь не может же быть иначе?

Рыба сказала, что я её скоро увижу. Долго ли ждать ещё?

Я медленно плыл по течению, созерцал окружающий пейзаж и, кажется, опять задремал.

– Проснись, – услышал я голос сверху.

Я открыл глаза (точнее сказать, просто стал снова видеть мир). Что-то белое и прекрасное смотрело на меня сверху, то загораживая собой солнце, то вновь обнажая его. Было больно смотреть, и я щурился. Существо засмеялось.

– Заплывай в тень моих листьев, – сказало оно.

Через минуту я смог разглядеть самого красивого обитателя реки – белую водяную лилию Нимфею. Боже, до чего же она была прекрасна! Белые, чуть с розова, огромные лепестки, жёлтые тычинки, осыпающиеся ароматной пыльцой, сочные зелёные листья-острова. Лилия была бесподобна! Говорить о ней можно было только категориями красоты. Каждый в Нимфее мог увидеть своё: теплоту или холод, радость или разочарование. Лилия была многоликой, и в этом была её прелесть.

– Что делает лист вербы на моей реке? – спросила строго Нимфея.

– Ищет Короля, – ответил я растерянно, ошеломлённый её красотой.

– Для чего ему Король?

– Лист хочет найти свою судьбу.

– Судьба и Король – это одно тоже.

– Откуда вы знаете?

– Я Королева! Мне многое открыто!

– Королева? Как королева? – не поверил я.

– Чему ты так удивлён?

– Не ожидал, что это вы и что так просто можно встретить вас, – затараторил я сбивчиво.

Лилия опять засмеялась.

– Неужели сразу непонятно? Ну да ладно, я не обиделась, – сказала Нимфея спокойно.

И действительно, что меня так удивило? Я – лист вербы, зачем-то ищущий Короля, она – лилия и Королева реки. Всё логично в этом нелогичном мире. Кому же ещё быть Королевой как не ей!

– А как вы стали женой Короля? – спросил я.

– Король, купаясь в реке, увидел меня и, поклонившись, сказал: «Рад видеть тебя, моя Королева». Вода стала свидетелем этих слов. С тех пор я – его Королева, а он – мой Король!

– Король человек? – спросил я.

– А ты – человек? – ответила лилия вопросом на вопрос.

– Раньше я был им.

– А кто ты сейчас?

– Я не знаю. Изменилось тело, но душа осталась прежней.

– Вот и кто такой Король, я тоже не знаю. Для меня он самая прекрасная лилия на земле!

– Как же мне найти его?

– Главное – не останавливаться, и, возможно, рано или поздно ты найдёшь Короля, – ответила лилия, оттолкнув меня от себя своим огромным листом, и я плавно поплыл по течению.

Марта

И действительно, а кто я? «Я» – этот лист вербы, или «Я» – это моё сознание? Вот в чём вопрос! Что нас ждёт впереди?

Может, Король мне ответит на эти вопросы?

Я увидел вдалеке, на берегу реки, большой деревянный дом с широким крыльцом. Когда я подплыл ближе, то понял, что это была таверна для рыбаков. На крыше дома красовалась большая резная вывеска с надписью: «Дом Марты». За забором в огромной усадьбе паслись различные животные. Жирные гуси, куры, утки – неторопливо искали корм не оттого что голодны, а оттого, что просто больше нечего делать. Свиньи, безучастно зарывшись в грязь, мирно спали.

Я увидел женщину. Она с высоко задранным подолом вышла на улицу босиком. В руках девушка держала таз грязной воды. Одним взмахом она вылила её на траву.

«Наверное, это и есть хозяйка таверны, Марта», – подумал я.

Девушка огляделась и, увидев меня, стыдливо одёрнула длинное платье с белым передником, закрывая голые ровные красивые ноги.

Мне очень захотелось оказаться рядом с ней, и я подплыл к берегу.

– Здравствуйте, – сказал я женщине. – Можно остановиться у вас?

– Можно, – сказала она. – Только мне помощники нужны, а не мусор на реке.

– Чем я могу помочь?

– Напои зверей, а я закончу пока уборку в доме.

– Хорошо, – сказал я и вышел из воды, превратившись вновь в человека.

Метаморфозы с моим телом произошли мгновенно и никого не удивили и не испугали. Воспринял их спокойно и я.

– Ведро найдёшь в сарае, – сказала Марта и оценивающе быстро оглядела меня.

Я стоял на мокрой траве около берега. На мне были широкие рыбацкие коричневые штаны, выцветший красный свитер с длинным воротником. Я зачесал ладонью длинные влажные волосы, свисавшие мне на глаза, и, взяв ведро, зачерпнул воды из реки. Марта улыбнулась и направилась в дом по делам. Было видно, что я ей понравился.

Наполняя огромное корыто для животных водой, я размышлял о произошедших со мной переменах.

Почему я вновь стал человеком? Что заставило меня обрести плоть? Разве мне плохо было быть листом вербы?

– Марта позвала тебя, и ты стал человеком, – прогоготала жирная гусыня, словно услышав мои мысли.

Она подошла к корыту и стала медленно пить свежую прохладную речную воду.

– Марта? А кто она? – спросил я.

– Она – Хозяйка. Здесь часто останавливаются странники и рыбаки, потому что наша таверна всегда в центре дорог у реки.

– А Король бывал здесь?

– А как же! Много народу толкалось в таверне, – ответила гусыня.

– И когда он снова придёт?

Гусыня недоумённо взглянула на меня и засмеялась. Её смех был похож на кашель старухи.

– Зайти в таверну ещё один раз – маловероятно. Наш остров несёт течение реки, а как известно – в одну воду не вступишь дважды.

На крыльце вновь показалась Марта.

– Хватит брехать, длинношеяя, – прикрикнула женщина на гусыню. – Хочешь есть? – спросила она уже меня.

В знак согласия я молча кивнул головой. Марта улыбнулась мне и пригласила в дом.

Во время обеда я ел и размышлял о том, что уже больше не хочу быть листом вербы и плыть по реке в поисках Короля. Я чувствовал, что стою на пороге своей судьбы.

– Говорят, чтобы найти Короля, достаточно взглянуть в отражение реки и увидеть его дыхание в себе, – сказала Марта, точно прочитав мои сомнения.

Я посмотрел на неё. Женщина улыбнулась, обнажив свои ровные белоснежные зубы. «Какая красивая улыбка. Какая красивая Марта!», – пронеслось у меня в голове.

– Я смотрел в отражение много раз, но видел лишь тень человека, – ответил я девушке.

Хозяйка таверны налила в блюдечко горячий чай и начала остужать его, сложив свои большие красивые губы в трубочку. Она медленно и долго дула на воду. Я стал любоваться, как воздух из её рта образовывает маленькие волны в блюдечке чая. Потом дыхание стало усиливаться и превращаться в могучий ветер. Вихрь подхватил меня, словно я не имел никакого веса, и понёс, кружа и играя, в небо. В моих глазах потемнело. Я почувствовал себя снова сухим листом вербы. Дыхание Марты несло меня в неизвестность …

Путь

– Конец первой главы, – прочитал я вслух и усилием воли захлопнул книгу.

Я оказался вновь на зелёном диване, где читал волшебный фолиант. Тихо потрескивали дрова в тёплой печи. Я долго сидел без движения и обдумывал происходящее. Потом, словно отходя от паралича, встал и подошёл к зеркалу. Отражение показало мне взрослого, уставшего, небритого человека.

«Разве может в таком быть дыхание Короля?» – подумал я с тоской про себя и услышал из соседней комнаты громкие голоса мужчин и весёлый смех женщины.

Стало немного грустно оттого, что мне уже никогда с ними не быть.

Я встал и вышел на улицу. Свежий воздух погладил ласково мои волосы.

Река не перестаёт течь даже подо льдом.

Идти вперёд стало легко, ведь за спиной уже ничего не было.

Загрузка...