Автобус школьников ехал на экскурсию. Внутри стоял гам. Дети радовались, что не нужно сидеть за партами, а учительница, по имени Марья Петровна, пыталась утихомирить ребят. Честно говоря, получалось не очень – она была одна, а их двадцать пять человек.
Поэтому, в конце концов, она просто села в кресло и, закрыв глаза, стала представлять школьников, какими она бы хотела их видеть. Перед глазами проносились мечты о детях, бережно относящихся друг к другу и родной Земле; о детях, уважающих старших; о детях, у которых блестят глаза, когда они говорят о том, что будут делать – вот только поймут, как это делается. Ведь для этого школа и нужна, чтобы помочь детям воплотить задуманное. А сейчас? Что они получают в результате? Учительница оглянулась на класс, и у неё защемило сердце…
Ей так хотелось другого результата. «Значит», – подумала она, – «школа не выполняет свою функцию. Она не помогает детям стать лучше, подойти ближе к воплощению своей мечты».
Но что может сделать она одна?
Марья Петровна горько вздохнула. Автобус остановился.
– Ребята, приехали! Выходим по очереди, строимся парами. Нас уже встречают.
Действительно, у автобуса стоял пожилой мужчина, радостно говоря:
– Здравствуйте! Здравствуйте!
Когда ребята построились, он продолжил:
– Здравствуйте! Меня зовут Павел Гаврилович. Я ваш экскурсовод на сегодняшний день. Надеюсь, что вам у нас понравится.
Ребята зашушукали. Глаза Павла Гавриловича лукаво блеснули:
– Понравится. У нас всем нравится.
Он взглянул на Марью Петровну – они уже успели познакомиться:
– Здесь вам не за партами сидеть. Здесь природа! Живая! А живое пространство всем нравится. Главное, смотреть внимательно и вести себя тихо, тогда многое увидишь вокруг. Ведь, природа, – добавил он мягко, глядя на ребят, – не любит шума, суеты, спешки. Поэтому мы здесь на целый день. Кому не интересно, сразу говорю, оставайтесь в автобусе – мы всем «пятёрки» поставим с Марьей Петровной. Правда, Марья Петровна? – он лукаво подмигнул учительнице.
Марья Петровна растерянно захлопала глазами.
– Мне люди не для пятёрки нужны, – Павел Гаврилович продолжил. – А для души. Чтобы душа встрепенулась радостно. А то сидите в школе сиднем, живого не видите, отчего душа радоваться будет?! Вот вы все и нерадостные приехали: смеётесь, друг друга подкалываете, а глаза грустные. На учительницу свою посмотрите! Заморили бедную, тоска у неё на лице ясно читается. Вы обращали внимание?
Он вопросительно глянул на ребят, но все старательно отвели глаза:
– Нет… Конечно, нет. Когда вам! Вы всё книги зубрите. А я сразу обратил. Мне здесь привольно: погуляю, с деревьями пообщаюсь, птичек послушаю, со зверьми поговорю. Вот мне и радостно, и время есть о других подумать. Поэтому желающих прикоснуться к живому зову со мной! Остальные ждут в автобусе или рядом. Пятёрки всем обещаю! Даже Марье Петровне!
Класс дружно засмеялись.
Павел Гаврилович развернулся и пошёл к воротам дендрария. В рядах школьников стояла тишина, они растерянно переглядывались.
И тут самый разглядяй, с точки зрения школьного учителя, – Миша Свиристелов – бодро зашагал следом. За ним двинулся весь класс. Шушуканья не было. Все шли в полной тишине и задумчивости. У автобуса не осталось никого, даже водителя. Он тоже захотел прикоснуться к живому.
Павел Гаврилович ни разу не обернулся, словно, ему было не интересно, идут ли за ним следом. А, может, он был уверен, что идут?..
На самом деле, он просто чувствовал их у себя за спиной, понимал души, которые тянулись сюда.
Но в школе – программа. Это он занимается, чем любит – да так, что душа поёт и радуется. И так хочется этой радостью поделиться. Вот он и делится, как может. Но, что он может один сделать? Он взглянул на Марью Петровну. Так ведь и она думает.
Но он-то точно знал, что может – он может жить в согласии с душой, а это уже много!
С такими мыслями он остановился у домика эко-центра и обернулся к ребятам:
– О, смотрю здесь все. Я рад, что вы пошли вперёд. Чего на месте-то сидеть! Скучно! Насидеться вы ещё успеете – на обратной дороге! – Павел Гаврилович весело подмигнул:
– Вещи мы оставим в этом домике. Обратите внимание, это в первую очередь касается телефонов, фотоаппаратов и прочей техники. Внимательно смотрите по карманам – вдруг где-то телефон завалялся. Если кто-нибудь не выложит, то будет отправлен обратно без разговоров. У нас тут строгие правила. Также оставляем сумки – можно взять только рюкзаки. Должны быть свободны руки. Они нам понадобятся. Я каждому раздам по дождевику – на случай дождя. Также берём с собой воду и перекус. Даю на перекладку вещей пятнадцать минут. Потом встречаемся у входа. У нас есть шкафчики – вещи кладём туда, а ключик берём с собой. Всё!
И Павел Гаврилович вышел из комнаты.
Ребята сразу загалдели, но особо разговоры не пошли. Дети пребывали в каком-то недоумении. Расстаться с телефоном – слыханное ли дело, а вдруг, кто позвонит? Но быть отправленным назад, когда все пойдут вперёд? Разве можно на это пойти? Какое-то волнение охватило школьников, потому что всё, что они видели и слышали при выходе из автобуса, было настолько необычным, что они просто не знали, как реагировать.
И у них был выбор – право остаться! В другой раз это показалось бы благом – они бы хихикали над таким дурачком-экскурсоводом, целый день валяли бы дурака, наслаждаясь кажущейся свободой. Так бывало, когда кто-нибудь прогуливал уроки. Но сейчас никто не принуждал их идти, но они пошли все без исключения. Даже дяденька шофёр стоял в дверях полностью готовый и разговаривал с Марьей Петровной.
Все они чувствовали, что там ждёт что-то такое, чего они уже давно ищут и ждут.