С учётом того, что размышления о научном чуде Корана, с одной стороны, входят в подмножество рассуждений о соответствии его экспериментальным наукам (то есть являются научным комментированием), а с другой – выступают в качестве подмножества научных чудес, упомянутых в нём, мы вынуждены посвятить первую часть нашей книги общим утверждениям, касающимся соответствия Божьей Книги экспериментальным наукам, чтобы тем самым внести ясность в соответствующие термины, понятия и нормы рассуждения.
Комментарий (толкование) – это снятие покрова с чего-либо; применительно к Корану комментарий означает выяснение трудных моментов в понимании слов, смыслов и целей конкретно взятого айата.
Под науками здесь подразумеваются экспериментальные науки, то есть знания, которые путём опытов и экспериментов определяют верность или неверность научных теорий. Следовательно, под научным комментированием (или научной трактовкой) подразумевается разъяснение коранических айатов при помощи экспериментальных наук.
Сопоставление Корана с экспериментальными науками началось со II в. хиджры (IX в. н. э.) и вскоре выделилось в самостоятельное направление в толковании Корана. К этому направлению [6] стали обращаться многие экзегеты, философы, знатоки калама [7] и хадисов [8]. За последнее столетие в исламских обществах стали уделять этому методу толкования существенно больше внимания. Многие мыслители, экзегеты и даже специалисты по экспериментальным наукам приступили к толкованию айатов и доказательству коранических чудес, используя достижения экспериментальных наук, хотя цели толкователей были различными.
Основные причины обращения мусульман к подобному способу толкования заключаются в следующем:
1) внимание, уделённое в Коране наукам; упоминания о научных вопросах; поощрение к размышлению над Божественными знамениями, которые проявлены на небесах, на Земле и в самом человеке и которые послужили основой для процветания науки, знания и для сопоставления их с айатами из Корана;
2) перевод греческих, римских и иранских научных трудов в области философии и естествознания на арабский язык и распространение их среди мусульман со II в. хиджры (IX в. н. э.);
3) убеждение в том, что в Коране содержатся все науки, что следует из самих айатов;
4) внимание к естественным наукам и к новым открытиям с целью доказательства коранических научных чудес, что во многом способствовало развитию научного метода трактовки Корана;
5) преобладающее влияние теории о подлинности чувств (сенсуализма) в Европе на мусульманскую мысль; возникновение среди мусульман уклонившихся от традиционного учения групп, что привело к аллегорической трактовке (та’вил) айатов Корана и сопоставлению их между собой;
6) осознание мусульманскими мыслителями необходимости защищать коранические истины от нападок «западной» идеологии на религию и навязывания мысли о наличии противоречий между наукой и религией, приведшее к тому, что вопрос о соответствии айатов Корана экспериментальным наукам был вынесен из трудов по экзегетике в другие книги;
7) стремление некоторых экзегетов, религиозных учёных и знатоков экспериментальных наук путём применения достижений экспериментальных наук доказать реальность коранических чудес.
По данному вопросу высказываются три основные позиции, на которые мы укажем, вкратце анализируя их аргументы.
Первая позиция. Коран содержит все человеческие знания.
Данная мысль впервые встречалась в книгах Абу Хамида Газали [9] «Возрождение наук о вере» и «Сокровища Корана». Он стремился доказать, что в Коране можно найти все знания [Газали, 1982. Т. 1. С. 289].
Позднее Абу ал-Фадл ал-Мараси (1174–1257), видный экзегет, написавший комментарии к Корану, высказал эту мысль в крайней форме: «Все науки от начала до конца существуют в Коране» (см.: [Аз-Захаби, 1977. Т. 2. С. 478–482]).
Вторая позиция. Коран является исключительно книгой наставления и религии, он не ниспослан для разъяснения экспериментальных наук. Так, Абу Исхак Шабити (ум. 1388), бывший первым противником точки зрения Газали и ал-Мараси, заявил: «Коран ниспослан для изложения предписаний о загробном мире и исходящих из этих предписаний вопросов» (цит. по: [Шабити (б. г.). Т. 2. С. 76–79]).
Авторы книг «Свод разъяснений» [10] и «Открывающий» [11] также утверждают, что под словами о наличии в Коране всех наук подразумеваются вопросы, связанные с наставлением и религией [Ат-Табарси 1975. Т. 4. С. 289; Аз-Замахшари (б. г.). Т. 2. С. 628].
Третья позиция (или позиция подробного изложения). Согласно этим воззрениям, с одной стороны, основная цель Священного Писания заключается в наставлении человечества на Божественный путь, и в Коране встречаются не все человеческие знания; с другой стороны, Коран призывает к размышлению и освоению знаний; кроме того, в нём верно изложены некоторые научные вопросы, являющиеся свидетельством коранических научных чудес.
С учётом аргументации сторонников всех трёх вышеизложенных позиций можно заключить, что внешняя сторона айатов Корана не указывает на все науки (включая все их формулы и детали).
Действительно, в Коране есть указания на некоторые науки и конкретные научные вопросы. Однако эти указания носят общий характер. Фактически в мусульманском Писании названы не все науки. Айаты, в которых имеются подобные указания (например, 89-й айат суры «Ан-Нахл» («Пчела»), 38-й и 59-й айаты суры «Ал-Ан’ам» («Скот»)), свидетельствуют о том, что в Коране в подробной или краткой форме изложены вопросы, связанные с религиозными потребностями и духовными наставлениями людей [12].
Ответ:
а) внешняя сторона научных вопросов в Коране связана с познанием Божественных Откровений (айатов) и с концентрацией внимания на источнике бытия. Как сказано в Священном Коране: «Воистину, в сотворении небес и Земли, в смене дня и ночи – истинные знамения для обладающих разумом» [Коран, 3: 190] [13];
б) иногда научные айаты Корана свидетельствуют о величии поставленной цели, то есть говорящий внешне намерен довести до людей важность конкретного научного вопроса, поэтому и упоминает о нём. Примером являются те части Корана, в которых говорится о Солнце, Луне и о других явлениях;
в) иногда научные айаты Корана посвящены доказательству источника бытия. Например, говорится: «Пусть подумает человек о том, из чего он создан! Он создан из излившейся влаги, которая вытекает из чресл [мужчины] и грудных костей [женщины]. Воистину, Он в состоянии возродить его (то есть человека) [после смерти]» [Коран, 86: 5–8];
г) можно сказать и так, что Коран преследует единую основную цель, состоящую в совершенствовании человека, что равносильно сближению с Богом. Однако помимо основной у Корана есть ещё и производная цель. К этой производной цели относится, например, доказательство существования потусторонней жизни (ма’ад), а равно пророчества и чудесного аспекта самого Корана, являющихся предпосылками для признания людьми Божественного Откровения.
Таким образом, изложение научных вопросов, не будучи основной задачей Корана, тем не менее относится к целям Корана, поскольку служит средством для доказательства коранических чудес. Данное положение проясняется при рассуждениях о том, что айаты, в которых Корану приписывается всякое знание, посвящены наставлению на путь истины и религии; следовательно, основная цель Корана – наставление человека на путь истины и его религиозное просвещение. Но один из вопросов, связанных с религией, заключается в доказательстве чудесного явления и бытия Корана. А один из компонентов чудесности Корана содержит информацию о научном чуде. Поэтому некоторые научные вопросы, изложенные в Коране, непосредственно относятся к задачам Священной Книги, пусть и не к основной её цели.
Наличие в Коране научных и реальных примеров стало предметом любопытства человечества, призвало его к размышлению над удивительными явлениями на небесах, над сотворением человека и других существ, сосредоточило его внимание на непознанных силах природы. А значит, важным аспектом воздействия Корана является формирование в умах людей мировоззренческих вопросов. Ибо человек, у которого никогда не возникает вопросов, не стремится к поиску знаний и науке, так как думает, что сам знает всё и потому впадает в бездну невежества. Между тем Коран формирует вопросы о познании галактик и непознанных существ и призывает к размышлениям о природе вещей и событий, что приводит к прогрессу науки и производства. Так, в течение нескольких начальных веков исламской цивилизации именно данное обстоятельство служило основой для быстрого общественного развития мусульман (см.: [Сарфарази 2 (б. г.). С. 22 и далее], см. также добавления к этой книге).
Подобный интерес ислама и Корана к наукам послужил источником для развития многих научных дисциплин (хотя, как нами было заявлено, в Коране не содержатся все науки в их подробностях). Ислам явился вдохновителем развития многих направлений человеческого просвещения, способствовал ускорению научного прогресса.
Например, интерес ислама к небесам, движению Солнца, звёзд и планет привёл к быстрому развитию астрономии (нуджум), хотя в этом плане важную роль сыграли и такие вопросы, как определение направления на киблу [14] перед молитвой и общая необходимость определения сторон света.
Напоминание. Будет несправедливо опускать научные вопросы, изложенные в Коране, до уровня простых примеров; ибо «пример» приводится для облегчения процесса понимания излагаемых аспектов и порою бывает нежизненным. В свою очередь научные темы Корана содержат нераскрытые истины, которые по истечении многих веков всё ещё приводят учёных в изумление и подтверждают научные чудеса этой Священной Книги.
Было бы легкомысленно утверждать, что в Коране для разъяснения и определения достоверности одного отдельно взятого вопроса приводится только один научный пример. Мы отметили, что тот или иной конкретный научный вопрос демонстрирует лишь один из компонентов коранического чуда. Следовательно, кораническое чудо стоит гораздо выше отдельно взятого вопроса.
Научная трактовка – это экзегетическое направление, которое, в свою очередь, наделено различными производными направлениями: одна часть из них характеризуется как произвольное суждение, другая – как точное и достоверное суждение. Подобное положение привело к тому, что некоторые лица стали полностью опровергать научную трактовку, называя её своего рода произвольным или аллегорическим комментированием (та’вил), тогда как другие, признавая её, продолжали утверждать, что научное комментирование является одним из способов доказательства коранического чуда.
Рассмотрим производные методы научного комментирования, будем рассуждать о каждом из них в отдельности, чтобы тем самым предотвратить запутанные споры.
1. Об извлечении всех наук из Корана
Учёные прежних времён (такие как Ибн Аби ал-Фадл ал-Мараси, Газали и другие) стремились извлечь из Корана все науки, но подобное утверждение не имеет под собой реальной почвы.
2. Сопоставление научных теорий со Священным Кораном
За последнее столетие данный метод научной трактовки весьма распространился. Многие люди, считая законы и теории экспериментальных наук неоспоримыми, пытались отыскать в Коране соответствующие им айаты и каждый раз, не находя таковых, прибегали к помощи аллегорической трактовки (та’вил), навязывая откровениям не соответствующие их смыслу объяснения.
К примеру, в благословенном айате «Именно Он сотворил вас из души единой и из неё же создал супругу» [Коран, 7: 189] слово нафс (‘душа’) они трактовали как «протон», а слово заудж (‘супруга’ или ‘чета’) как «электрон», отмечая, что в Коране подразумевается, что все люди сотворены из протона и электрона – положительной и отрицательной частиц атома. В данном толковании учёные не обратили внимания даже на терминологическое значение слова нафс (‘душа’) (см.: [Науфал, 1984. С. 154].
Подобная научная трактовка за последнее столетие распространилась в Египте и Иране и стала причиной антипатии некоторых мусульманских учёных по отношению ко всем видам научной экзегетики, что привело к отрицанию всех форм научного толкования как носящих характер произвольных разъяснений и навязывающих Корану личные воззрения и убеждения. Так, ‘аллама Табатабаи [15] объявил научную трактовку своего рода формальным сопоставлением (см.: [Табатабаи, 1973. Т. 1. С. 6]).
3. Использование наук для лучшего понимания Корана
При этом способе научного комментирования экзегет, обладающий необходимыми возможностями, приступает к научной трактовке Корана, используя правила достоверных трактовок.
Он согласен, поднимая строгие научные вопросы, которые опираются на рациональные аргументы, с учётом внешней стороны коранических айатов (на основе их терминологического и лексикологического значения) приступить к научной трактовке, раскрыть невыясненные смыслы Корана и предоставить их в распоряжение жаждущих истины. Этот способ является наилучшим из всех способов научного комментирования.
В ходе предстоящих рассуждений будем в полной мере разъяснять нормы подобного комментирования. Однако отметим, что при данном способе следует избегать всякого рода аллегорических и произвольных трактовок, а о целях Корана необходимо говорить только приблизительно, ибо экспериментальные науки в связи со своим предположительным характером и возможным наличием изъянов в их методах не всегда могут предложить полностью достоверные суждения. В качестве примера приведём следующий айат: «Солнце плывёт к предназначенному для него местопребыванию» [Коран, 36: 38].
На заре ислама, когда был ниспослан этот айат, люди знали только об ощущаемом и ежедневном движении Солнца, поэтому из данного айата им было ведомо только описанное в нём движение, тогда как утверждение о перемещении Солнца с востока на запад не соответствует действительности. Эта ошибка связана с аберрацией зрения. Фактически Земля вращается вокруг Солнца, которое мы видим в состоянии движения. Подобным же образом всадник на полном скаку видит расположенные около дороги дома в состоянии движения.
В связи с развитием человеческих знаний и установлением порядка движения Земли и Солнца выяснилось, что Солнце, а также все планеты солнечной системы и даже наша Галактика (Млечный Путь) находятся в состоянии поступательного движения (не кажущегося движения, но фактического). Галактики и звёзды с головокружительной скоростью удаляются друг от друга, и Вселенная расширяется (cм.: [Юбелакер, 1991. С. 45–48]). Поэтому мы утверждаем: поскольку установлено, что Солнце движется, а явный (внешний) аспект упомянутого айата как раз об этом и свидетельствует, то, следовательно, в этом айате Корана действительно подразумевается реальное поступательное движение Солнца [16].
Вместе с тем на основе этой формы трактовки будет доказано также и научное чудо Корана. Ибо, например, общий закон парности растений был открыт ещё в XVII в., но в Коране о парности растений говорилось ещё за десять столетий до этого открытия.
Учитывая, что из трёх методов научного комментирования нами был признан только один ― применение научных достижений для понимания Корана, и принимая во внимание основы, в соответствии с которыми мы говорили о неустойчивости выводов экспериментальных наук, а также учитывая условия, в которых могут оказаться экзегет и его комментарии, мы считаем, что для выяснения достоверности научного комментирования необходимы следующие критерии:
1. Научное комментирование должно быть выполнено экзегетом (муфассиром), отвечающим определенным требованиям, в частности это: знание арабской литературы; осведомлённость о причинах ниспослания того или иного айата; знакомство с житием досточтимого Пророка (с) и с историей раннего ислама в пределах, связанных с конкретно взятыми айатами; компетентность в области коранических наук, то есть знание отменяющих (насих) и отменяемых (мансух) айатов; умение обращаться к хадисам; владение методологией фикха [17]; знакомство с философскими, научными, социальными и нравственными воззрениями; избегание всякого рода предвзятых суждений, неуместных сопоставлений и навязывания какой-либо точки зрения; знакомство с экзегетикой и избегание подражания прежним экзегетам.
2. В научном комментировании должны быть применены критерии достоверных комментариев, такие как: следование верному методу комментирования; отсутствие противоречий между комментированием и устойчивыми традициями; избегание ненужных и поспешных суждений; отсутствие противоречия между комментарием, другими айатами и доводами разума; использование достоверных источников по экзегетике.
3. Научное комментирование должно осуществляться с использованием достоверных наук (истинность которых наряду с опытом доказана ещё и посредством доводов разума). Доказано, что экспериментальные науки сами по себе не могут способствовать достижению убеждённости в отдельных предположениях, так как законы экспериментальных наук обобщаются или способствуют убеждённости в чём-либо путём индукции. Тем не менее они не сводят к нулю возможности наличия альтернативных смыслов в индуктируемых ими компонентах. Согласно последним исследованиям учёных, мы располагаем не научными законами, но полезными теориями или мифами. Следовательно, в научных суждениях не исключается факт наличия нескольких вероятностей.
Первая вероятность. Научное суждение, порождающее убеждённость в особых смыслах и приводящее к дедукции (или достигающее состояния ощущаемой очевидности, так как научный эксперимент идёт в сочетании с рациональным доводом).
Вторая вероятность. Научное суждение, порождающее общую уверенность и приводящее к убеждённости в общем смысле (при этом вероятность наличия другого варианта также полностью не исключается). Таковым является большинство доказанных суждений экспериментальных наук.
Третья вероятность. Научное суждение, существующее в форме теории или предполагаемого варианта, который пока ещё не достиг стадии доказательства.
Таким образом, в первом случае научная трактовка допустима, так как Коран не противоречит точным научным суждениям, приводящим к рациональным дедукциям. Ведь повествовательные, рациональные и научные варианты дедукции необходимы для комментирования Корана.
Во втором случае научная трактовка, если она будет упомянута в качестве предположения, может быть верной. Например, если утверждают, что внешняя сторона коранического высказывания соответствует поступательному движению Солнца, то с большой долей вероятности можно сказать, что в Коране подразумевается именно это движение.
В третьем случае научная трактовка также будет неточной, ибо она порождает те же проблемы, о которых говорили упомянутые нами противники научного комментирования, поднимающего такие вопросы, как сопоставимость Корана с изменчивыми науками, сомнение людей в достоверности Корана и т. п.
Сторонники научного комментирования говорили о положительных последствиях и результатах сопоставления Корана с экспериментальными науками, а также о позитивных сторонах научной трактовки, которые в краткой форме будут рассмотрены нами далее.
Позитивные стороны научной трактовки айатов Корана:
1. Доказательство коранических научных чудес. Данный вопрос имеет два важных последствия:
а) служит убедительным и окончательным доводом для неверных в пользу призыва их к исламу и, иногда, в пользу склонения их к этой религии; ибо Коран (в отличие от других принятых в мире священных книг) не только не противоречит науке, но, наоборот, даёт в дар человечеству важные научные вопросы;
б) становится причиной укрепления веры мусульман в Коран, пророчество и истинность ислама.
2. Выяснение научной трактовки айатов Корана, так как она сама по себе является одним из методов комментирования, без научной трактовки в целом комментирование Корана будет неполным.
3. Исключение вопроса о существовании противоречий между наукой и религией, так как при освещении коранических научных вопросов становится понятно, что не только ислам соответствует науке, но сама наука служит подтверждением религиозной истины.
4. Углубление знаний человека о Коране, лучшее понимание аргументированности айатов Корана.
Напоминание. Как правило, данные позитивные последствия проявляются при третьей форме научной трактовки – использовании наук для понимания Корана.
Противники научной трактовки Корана и сопоставления его с экспериментальными науками или лица, не согласные хотя бы с одним из методов научной трактовки, в качестве негативных последствий этой формы трактовки называют следующие:
1. Научная трактовка приводит к произвольному комментированию, которое признано запрещённым.
2. Становится причиной недозволенных аллегорических комментариев (та’вил) айатов Корана. Коранические истины превращаются в аллегории.
3. Является признанием того, что Коран нуждается в дополнительном материале.
4. Приводит к сопоставлению научных теорий с Кораном и к навязыванию этих теорий.
5. Порождает у людей сомнения в истинности Корана, ибо научные теории находятся в состоянии изменения, а по истечении определённого времени могут, по мере своего изменения, противоречить кораническим истинам (которым ранее они соответствовали); а люди, склонные признать бесспорность научных доводов, будут сомневаться в истинности Корана.
6. Способствует забвению основной цели Корана ― воспитания человека и наставления его на путь Бога.
7. Создает, не исключено, возможность того, что мусульманские народы, довольствуясь этими научными разъяснениями, не станут стремиться к освоению современных наук и будут нуждаться в научных достижениях иных народов.
8. Действует в ущерб чудесным литературным аспектам и выразительности Корана.
9. Будет служить материализму и неверию, может быть использована для аргументации взглядов этих школ.
10. Неверные взгляды и противоречия научных дисциплин могут коснуться и Корана.
11. Коран становится зависимым от наук, несмотря на то что они не гарантированы от ошибок.
12. Научная трактовка отдаляет экзегета от верного понимания арабской словесности и коранической терминологии.
13. Научная трактовка приводит к превратному пониманию целей Корана (см.: [Ризаи Исфахани, 1997а. С. 324–327]; см. также: [Аз-Захаби, 1977. Т. 2. С. 485–494]).
Напоминание. При тщательном анализе аргументов противников научной трактовки выясняется, что все эти последствия относятся к двум первым частям научного комментирования (сопоставление Корана с экспериментальными науками и извлечение научных теорий из Корана), третья же его часть (использование науки для понимания Корана) от них защищена.
В Священном Коране для обозначения сверхъестественных действий и чудес пророков использованы термины айа (‘чудо явное’) [Коран, 4: 73], баййина (‘ясное знамение’) [Коран, 14: 9], бурхан (‘доказательство’) [Коран, 4: 174] и султан (‘доказательство’) [Коран, 14: 11]. При этом слово му‘джиза (‘чудо’) вовсе не использовалось, хотя именно оно является в этом плане наиболее распространённым и приемлемым.
По определениям, которые даются термину му‘джиза, становится понятно, что под этим словом подразумевается сверхъестественное действие, доказывающее правомерность притязания на пророчество. При этом данное действие должно соответствовать характеру пророчества, и никакое другое лицо не может быть способно на нечто подобное [18]. Но, несмотря на это, чудо не является чем-либо противоречащим доводам разума или отвергающим принцип причинности (cм.: [Мир Мухаммади, 1996. С. 88; Табатабаи, 1973. Т. 1. С. 72; Хойи, 1974. С. 20]).
Коран – вечное чудо Пророка Мухаммада (с) и явное свидетельство верности его пути. Коран является единственным чудом нашей эпохи, он служит вечным доводом в пользу истинности ислама и путеводителем для людей.
В этом плане с древних времён были выдвинуты различные мнения, которые можно подытожить в рамках двенадцати перечисляемых ниже позиций:
Первая. Изящество и выразительность.
Вторая. Своеобразный стиль и порядок в ниспослании айатов и сур Корана.
Третья. Приятность слога и особая привлекательность или особая мелодичность и духовность Корана.
Четвёртая. Высшее Божественное просвещение Корана, ниспосланного неграмотному Пророку.
Пятая. Устойчивые законы Корана.
Шестая. Логические аргументации Корана.
Седьмая. Сокровенные вести о прошедших временах и о грядущем.
Восьмая. Тайны Творения, изложенные в Коране.
Девятая. Чёткость изложения или отсутствие противоречий в Коране.
Десятая. Создание социальной революции.
Одиннадцатая. Выгода (Сарфа) [19].
Двенадцатая. Все эти позиции, за исключением выгоды, – чудеса Корана.
Исходя из вышеперечисленных аспектов, Священный Коран признаётся чудом. Исключение составляет одиннадцатая позиция – «выгода» (сарфа) [20]. Применение этого термина по отношению к Корану неэтично.
Приемлемая для нас позиция – двенадцатая, среди прежних и нынешних религиозных учёных она имеет много сторонников, каждый из которых трактовал её по-своему. Приведем вкратце их мнения.
1. Из высказываний учёных Табатаба’и и Ма‘рифата напрашивается вывод о том, что чудом являются все аспекты Корана, но видение их относительно главного чуда (явления самой Книги Аллаха) различно у разных адресатов. Например, для литераторов Священный Коран является литературным чудом, для политиков – политическим, а для философов ― философским. Следовательно, теория чудесности Корана предназначена для всех индивидов во все временные и пространственные интервалы (см.: [Табатабаи, 1973. Т. 1. С. 57–67; Балаги 1 (б. г.). Т. 4. С. 23, 134]).
2. Мухаммад Джавад Балаги, автор комментария Корана «Блага Милостивого», пишет: «Для арабов и остальных людей существуют другие аспекты коранического чуда – такие как сокровенные тайны и др.» [Балаги 1 (б. г.). Т. 4. С. 180].
3. Хойи также считает эти аспекты признаками коранического чуда, но не ограничивает чудеса по признаку арабских и неарабских адресатов или людей науки и знатоков особых научных дисциплин (см.: [Хойи, 1974. С. 43–91]).
Почему до сих пор, по истечении четырнадцати веков, никто не мог ответить на призывы Корана: создать нечто подобное ему и принести хоть одну суру, равную его сурам? Разве нет тех, кто хорошо знает арабский язык, или тех, кто способен его изучить? Разве для этого не хватает человеческих знаний?
Именно этот трудный вопрос вынудил некоторых мыслителей и учёных прибегнуть к принципу «выгоды» (сарфа). В ответ на этот вопрос можно сказать: Коран – это Слово, которое по различным своим аспектам и компонентам является чудом. Коран – это Книга лаконичных слов, передающих многогранные и превосходные смыслы. Коран ― это Книга с обычными, но в высшей степени выразительными и совершенными арабскими словами, которым нет аналога.
Коран, как и любая другая книга, состоит из трёх компонентов: «слово», «смысл» и «порядок». Следовательно, каждому, кто желает создать книгу, подобную Корану, следует соответствовать как минимум трём требованиям:
1. Знать все слова настолько, чтобы в каждом предложении можно было использовать самые лучшие из них.
2. Вникать в суть и смысл всех слов так, чтобы иметь возможность во время разговора пользоваться в своих целях самыми лучшими и самыми подходящими их значениями.
3. Обладать знаниями относительно всех значений и порядка слов в предложении, чтобы при необходимости быть в состоянии выбрать из них для своих высказываний самые лучшие и подходящие выражения.
Поскольку при умножении друг на друга количества этих слов, смыслов и их порядка образуется, выражаясь математическим языком, бесконечное множество, полное их познание и осмысление выходит за рамки возможностей отдельного человека. Кроме того, темы и превосходное содержание Корана, научные тайны и другие его аспекты сами по себе нуждаются в отдельной науке, которая для человека непостижима.
Следовательно, только Бог может знать всё, Его знание неограниченно. Только Он своим знанием может целиком охватить данное множество и создать книгу, в которой используются самые изысканные слова, самые точные смыслы и самый лучший порядок («Аллах властен над всем сущим» [Коран, 2: 106]).
Действительно, секрет бессилия человека в создании книги, аналогичной Корану, и секрет чудесности этой Божественной Книги кроется в «ограниченности человеческого разума и знания» и «неограниченности знания и разума Господа» («Вам [об этом] дано знать очень мало» [Коран, 17: 85]). Именно поэтому чем больше развивается человеческое знание и чем сильнее и глубже становятся разум и мышление человека, тем лучше он может разобраться в тайнах слов, смыслов и порядка Корана, что способствует возрастанию его изумления от этой небесной Книги. Но он никогда не будет в состоянии создать что-либо подобное: «Скажи[, Мухаммад]: „Если бы объединили усилия люди и джинны, чтобы сочинить нечто подобное Корану, это бы им не удалось, если бы даже они и помогали друг другу“» [Коран, 17: 88].
Что подразумевается под чудесами Корана с научной точки зрения?
Здесь подразумеваются айаты Священного Корана следующего характера:
1. Айаты, представляющие собой научное откровение, то есть излагающие научный вопрос, о котором до ниспослания соответствующего айата никто не был осведомлён, и более того, научная тема таких откровений могла быть раскрыта только по истечении определённого времени после ниспослания айата ― чтобы не всякую научную догадку можно было раскрыть с помощью простых средств, находящихся в распоряжении людей отсталой эпохи.
2. Айаты, содержащие сокровенные вести относительно грядущих природных явлений и исторических процессов, о которых в момент ниспослания соответствующего откровения никто не знал и которые происходят после коранического уведомления и в соответствии с ним.
Следовательно, если в Коране идет речь о вопросах, которые ставились в прежних небесных книгах или о которых говорится в научных книгах и высказываниях учёных из научных центров Греции, Ирана и других, или указывается на моменты, которые становятся понятными посредством инстинктивных начал, то подобные случаи не будут считаться научными чудесами.
Разве человеческие разум и знания могут постичь причины всех предписаний Бога?
Согласно источникам по каламу (схоластике), исламские предписания составлены и узаконены с учётом целесообразности и возможных пороков. Так, например, из-за наличия в вине реально возможного порока Бог через Своего Пророка (с) объявил этот напиток недозволенным для верующих людей. И наоборот, с учётом целесообразности, признал его обязательным, например в соблюдении поста (руза).
В шариате ислама существует несколько видов предписаний:
1. Предписания, причина узаконения которых известна. Эти причины иногда разъясняются самим Законодателем, то есть Богом (например, запрещение вина), а порою чётко определяются посредством разума (например, необходимость справедливости, порядка и т. п.).
2. Предписания, причина узаконения которых нам неизвестна, но философия и мудрые аспекты которых до определённой степени нам понятны. По преданиям, иногда имамы (‘а) [21] указывали на причины этих предписаний (например, о запрещении употребления в пищу крови). Или же современные экспериментальные науки раскрыли научные тайны таких предписаний (например, вред от употребления в пищу мертвечины).
3. Предписания, причина узаконения, мудрые аспекты и философия которых нам неизвестны и в преданиях о которых не упоминается, а экспериментальные науки пока не раскрыли их тайны.
Исходя из того, что эти предписания вынесены путём Божественного Откровения (вахй), мы уверены, что Бог установил их с учётом целесообразности и возможных пороков, которые мы признаём. Такие предписания называются «культовыми» (та‘аббуди). К ним относятся, например: количество рак‘атов [22] утренней, полуденной или вечерней молитв; запрет на употребление свинины и вина, причины и философия которого людям были неизвестны, и др.
Раньше культовых предписаний было больше, но по мере развития человеческих знаний эти мудрые аспекты и причины их возникновения постепенно проясняются. Каждое столетие подобных неясностей становится всё меньше и меньше.
Напоминание. Действительно первая и вторая части культовых предписаний относятся к категории «наукоёмких» предписаний, а третья их часть пока не поддаётся объяснению посредством достижений современных наук. Но в исламе нет «антинаучных» предписаний [23]. То есть, возможно, существуют предписания, причина установления которых недоступна современному уровню развития человеческого разума и науки, но предписаний, противоречащих разуму и науке, вовсе не существует.
Поэтому мы утверждаем и в данной книге будем доказывать, что многие айаты Корана и исламские предписания вполне сопоставимы с новыми достижениями экспериментальных наук, но никакой айат и никакое исламское предписание не противоречат верным доводам разума или твёрдо установленным достижениям человеческих знаний.