Предисловие

Часто приходится слышать или читать, что среди евреев много людей, добившихся успеха в жизни, известных изобретателей, ученых, торговцев, владельцев компаний. И люди не могут понять, почему это так, в чем дело? Наука, культура, финансовая деятельность, медицина и психология, строительство и IT-индустрия. Везде находятся еврейские имена. А ответ заключается в том, что евреи трудолюбивы, настойчивы, целеустремленны, они знают, что никто им никогда ничего на тарелочке не преподнесет, с детства готовы к жесткой конкуренции, и результаты налицо.

Американские исследователи объясняют достижения евреев тем, что у них было больше опыта в торговле. То есть эти люди знали, что такое искусство покупки, продажи, расчет прибылей, это передавалось внутри семей, связанных с бизнесом. Плюс в течение веков евреи были исключены из экономики землевладения и из многих других областей, которые сохранялись за христианами. Приходилось искать, где можно приложить усилия, чтобы не умереть с голода, чем можно заняться, например, зарабатывая мелкой торговлей вразнос, создавая новые продукты или новые формы маркетинга.

Кроме того, религиозная культура евреев поощряла взрослую грамотность, по крайней мере, для мужчин, и уважение к книжным знаниям. И это относилось не только к религиозному образованию, но и к светскому.

А еще из-за преимущественного городского проживания евреи постоянно вынуждены были конкурировать с городскими ремесленными цехами. Причем либо оказывались в ситуации «запрета на профессию» и оттеснялись в финансовую деятельность (в первую очередь – в ростовщичество, запретное по религиозным соображением для христиан) и торговлю, либо были вынуждены конкурировать с организованными профессиональными сообществами, пытаясь выиграть в конкурентной борьбе за счет качества и дешевизны производимых товаров и услуг. Трудолюбие и тщательность работы еврейских ремесленников традиционно вызывали уважение, а в некоторых сферах даже почитались.

Из-за этого же городского проживания евреи оказались устранены от земледелия и практически вынужденно формировали уважительное отношение к умственному труду – причем приоритетное отношение к умственному труду перед физическим.

В итоге среди евреев и оказалось множество выдающихся деятелей именно умственного труда. Фактически, это был вынужденный отбор.

Загрузка...