Тридцать неустранимых проблем православия

«каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и о б е р е т е (разрядка – автора) Египтян» (Исх.3:22);

«Проклят ты [будешь] в городе и проклят ты [будешь] на поле.

Прокляты [будут] житницы твои и кладовые твои.

Проклят [будет] плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих.

Проклят ты [будешь] при входе твоем и проклят при выходе твоем.

Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня.

Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею.

Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь.

И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом;

вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, [доколе не погубит тебя и] доколе не будешь истреблен.

Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли.

И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их.

Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться;

поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца.

И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя.

С женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им.

Вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его; осла твоего уведут от тебя и не возвратят тебе; овцы твои отданы будут врагам твоим, и никто не защитит тебя.

Сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу; глаза твои будут видеть и всякий день истаевать о них, и не будет силы в руках твоих» (Втор.28:16—32);

«И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои.

Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени [головы] твоей.

Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить иным богам, деревянным и каменным;

и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь» (Втор.28:34—37);

«И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею» (Втор.28:63);

«И Христос отвечал им: «Время власти сатаны свершилось, но грядут другие беззакония» [123]

Итак, изначально мы предполагаем обнаружить некую Благую Весть и Божественное Руководство к жизни каждого верующего. Поскольку заранее не вполне понятно, что означает первое и второе, будем искать по крайней мере некую (мы ещё наперёд не знаем, какую именно) особенную Мудрость, которая имела бы самостоятельную ценность и могла бы быть успешно встроена в человеческий менталитет с вполне конкретными осязаемыми положительными последствиями. Нас не устраивает обещание перспективы лучшей жизни в неопределенном будущем, да еще когда-то абстрактно «после смерти». Если лекарство помогает, оно помогает сразу. Если человек обретает новые навыки и знания, они меняют его жизнь в обозримой перспективе. Жизнь в бесконечных ожиданиях подобна беготне белки в колесе или лучше так – круговому движению осла с привязанной перед мордой морковкой.

Если Бог есть и Он дал нам разум, способность мыслить, творить, почему мы должны отказываться от всех этих божественных даров? По-человечески это некрасиво. С точки зрения верующего это греховно. Нет, раз уж мы попали в жизненный контекст, нам нужно успеть реализовать максимум своего потенциала, а не жить фантазиями на тему будущей жизни в Раю. До Рая, если он существует, нужно ещё дожить. Исходим из того, что бездельники, слабаки, бездарно распорядившиеся подаренными Богом талантами люди не представляют фактический интерес нигде, вероятно, в том числе, даже в том же Раю. В самом деле, как такие будут исполнять Волю Господа Там, если они разбазарили божественные дары ещё здесь?

В итоге в случае обнаружения следов обозначенной выше мудрости, нам будет совершенно не важно, насколько историчен основной персонаж евангельских повествований и насколько реальны они сами. На протяжении настоящего исследования мы даже готовы допускать наличие исторических неточностей в канонических повествованиях, лишь бы обнаружить в них некий глубинный смысл, хотя бы даже какие-то крупицы неких особых знаний, а также некие нетривиальные поведенческие шаблоны, позволяющие повышать эффективность человеческой жизни. Ну хоть что-нибудь.

В православии Евангелие (греч. «благая весть») это провозглашённая Иисусом Христом весть о наступлении Царства Божия и спасении рода человеческого. В контексте нашего изложения евангелиями называются дошедшие до нас на оборванных папирусах (Рис. 1) повествования о земном пути, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении главного героя Иисуса Христа, которые грешные люди на основе сомнительных субъективных критериев по своему усмотрению оформили в 4 канонические книги: Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, которые мы тут и рассматриваем. Более подробная информация приведена в главе «Приложение 2. Краткая характеристика евангелий» данной книги. Для сравнения, сохранилось несметное количество куда более древних источников нехристианской мифологии, одни шумерские глиняные таблички чего стоят [105]. Получается, адепты многобожия и идолопоклонники прилежнее заботились о сохранности своей мифологии чем современники новозаветных преданий и их Божество? Разве такое возможно? В сухом остатке всё, что есть у христиан – это разрозненные списки с неких утраченных оригиналов т. н. Святых Писаний, выполненные в основном на древнееврейском (Ветхий Завет, II век до н. э.) и одном из диалектов древнегреческого (Новый Завет, I век н. э.) – койне. При этом никто не даст гарантии, что списки тождественны оригиналам. Ибо, например, уже в первом Четвероевангелии – Диатессароне Татиана (170-е годы) вывод из притчи о двух сыновьях: «31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: в т о р о й (разрядка – автора)» отличается от привычного для нас: «31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: п е р в ы й (разрядка – автора)» (Мф.21:31). Кстати, оригинал Диатессарона Татиана тоже не сохранился. Неужели искусственное, даже принудительное, усложнение восприятия критически важной для человека информации – неотъемлемая составляющая божественной стратегии?


Рис. 1. Папирус P 52. Фрагменты текста Евангелия от Иоанна. Ок. 125 г. (Б-ка ун-та в Манчестере) // sedmitza.ru/text/413768.html


Причина, которая побуждает взяться за это исследование, заключается в критическом количестве неустранимых и настораживающих несуразиц, которые бросаются в глаза при сколько-нибудь внимательном чтении Библии. К религиозным постулатам как таковым есть логические и этические претензии как локального, так и глобального характера. Например, в евангелиях, и Библии в целом, две божественные Сущности – Сын и Отец – демонстрируют обычные человеческие слабости и недостатки: гневаются, ругаются, проклинают, убивают, совершают преступления, которые осуждаются простой человеческой моралью и даже уголовными законодательными актами. Они на проклятой Богом полной греха Земле либо безучастные наблюдатели, либо, что ещё хуже, соучастники. Если христиане возразят, что мы не можем судить и даже понять Бога, – в таком случае кто и зачем канонизировал православную ритуальную суету, обмен нашей собственной воли на попрошайничество, перенос ответственности за свою жизнь на выдуманные образы богородиц с чертями, тот же культ мертвечины и прочие мерзости? Что если Бог хочет от нас иного?

Кто скажет, зачем Бог, как написано в Библии, перед исходом евреев из Египта вместо того, чтобы вправить фараону мозги, ужесточил его сердце (Исх.4:21, Исх.7:3), что привело к самым разным массовым тотальным катастрофам и гибели огромного числа совершенно невиновных египтян и всего живого в земле египетской? Бог ошибся или действовал злонамеренно? Ситуацию спасает лишь то обстоятельство, что данный эпизод в принципе не мог иметь место, ибо пришёлся на время наивысшего расцвета египетского царства, и ни о каком истреблении, голоде, тотальном поражении армейской элиты под сомкнувшимися волнами или массовом исходе армии рабов в этот исторический момент речь не может идти в принципе. Почему в Библии содержится агрессивная мифология, и это никого не беспокоит? Кстати, и в Новом Завете мы постоянно наблюдаем такой же божественный почерк, ведь там Иисус:

1. говорит специально непонятно для окружающих (Мф.12:10—15) и потом обвиняет род человеческий в неверии,

2. зная, что Его не понимают, продолжает в том же духе (Ин.3:12), а потом ещё и ругается,

3. боится людей: «После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его» (Ин.7:1),

4. избирает учеников не из известных философов, путешественников, историков того времени, а из случайных неграмотных людей, согласия которых не спрашивает и даже не экзаменует, зато потом обвиняет в предательстве,

5. посылает апостолов зачем-то «как овец среди волков» (Мф.10:16) хотя любому ведущему войну полководцу понятно, что должно быть наоборот,

6. богохульствует (Мф.12:9—14, Мк.3:1—6, Лк.6:6—11 и т. д.) и затем сбегает,

7. не препятствует вхождению беса в Иуду, которого вследствие этого назначают предателем,

8. игнорирует неоднократные искренние попытки спасти Его от расправы (Мф.27; Мк.15; Лк.23; Ин.18),

9. не окончив свою божественную миссию, бесследно исчезает.

А зачем Отец Небесный в Ветхом Завете, на который постоянно ссылается Новый, учит т. н. богоизбранную нацию убивать, воровать, отбирать земли? Какую Истину такая нация сможет донести до остальных народов? Правильно, никакую. Вот, например, на Русь христианская вера дошла лишь через 1000 лет после того, как Иисус покинул Землю. Согласитесь, если бы все народы начала нашей эры узнали о существовании Сына Бога, вместо трёх безымянных волхвов Ему бы пришло поклониться полмира и никакой казни на кресте не могло бы произойти по определению.

А зачем Он насылает кары, натравливает животных, от Змия до львов, и пророчит каннибализм? Кстати, самое время окунуться в Святую Библию:

«Итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Чис.31:17—18);

«А в городах сих народов, которых Господь Бог твой даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, и Гергесеев, как повелел тебе Господь Бог твой» (Втор.20:16—17);

«26 И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Г о с п о д е н ь, – иди ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.

27 И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро своё, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и у б и в а й т е (разрядки – автора) каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.

28 И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трёх тысяч человек» (Исх.32:26—28);

«19 …И сказал Господь Давиду: иди, ибо Я предам Филистимлян в руки твои» (2Цар.5:19);

«17 И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед.

20 и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас.

22 каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и о б е р е т е (разрядка – автора) Египтян» (Исх.3:21—22);

«3 О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться.

6 За то поразит их лев из леса, волк пустынный опустошит их, барс будет подстерегать у городов их: кто выйдет из них, будет растерзан; ибо умножились преступления их, усилились отступничества их.

7 Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц.

8 Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого.

9 Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?

10 Восходи́те на стены его и разрушайте, но не до конца; уничтожьте зубцы их, потому что они не Господни;

14 Посему так говорит Господь Бог Саваоф: за то, что вы говорите такие слова, вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ – дровами, и этот огонь пожрет их.

15 Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит.

16 Колчан его – как открытый гроб; все они люди храбрые.

17 И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься.

18 Но и в те дни, говорит Господь, не истреблю вас до конца.

19 И если вы скажете: «за что Господь, Бог наш, делает нам все это?», то отвечай: так как вы оставили Меня и служили чужим богам в земле своей, то будете служить чужим в земле не вашей.

29 Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?» (Иер.5)?

Ну, как вам Святое Библейское Чтение? Мы его сильно сокращаем без вреда для нарушения общности. Ну а вы, читатель, может, сделаете паузу, пусть прочитанное Святое Писание усвоится? Нет? Ну тогда поехали дальше.

Когнитивный диссонанс между ожидаемым и прочитанным порождает много вопросов к адекватности евангельских текстов и серьезные сомнения в необходимости продолжать сей труд. Ведь на все эти и подобные им вопросы и сомнения нет ни разумных, ни добрых, ни каких-либо еще достойных внимания ответов. Есть странные фантазии о том, что Бог не мог поступать иначе, что люди своими поступками фактически не оставили Богу свободы выбора или даже совсем простые – что люди не имеют права судить Бога. Но такие «ответы» способны устроить лишь религиозных фанатиков, ибо идея о том, что Бог создал людей совершенными, а люди смогли навязать Богу свою волю, изменить Его Божественный Замысел, «перехитрить» Его и попросту переделались по своему людскому разумению, обрели незапланированные Богом качества и шаблоны поведения, просто неадекватна даже самой религиозной христианской парадигме (Быт.1—10).

Следующая проблема заключается в противоречии: церковь предлагает нам религиозный догмат о своем Боге как о Совершенном Абсолюте и при этом позиционирует Его в качестве Творца Вселенной. Однако мы видим, что сотворенный мир далек от совершенства и к тому же постоянно меняется. В этом мире появляются новые виды животных и растений и исчезают старые, а существование одних животных обусловлено убийством других. Например, если белая медведица за месяц не убьёт и не съест достаточное количество тюленей, у которых тоже есть детёныши, ей придется загрызть собственного медвежонка и, возможно, все-таки умереть от голода. Так что ни о каком Совершенстве мира как результата Творения речи быть не может. Тогда кто на самом деле создал мир?

И поэтому третья проблема заключается в том, что библейский Бог творит крайне скверно, иногда даже раскаивается в содеянном и что-то переделывает:

1. «и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при [возделывании] земли, которую проклял Господь» (Быт.5:29),

2. «И раскаялся Господь, что сделал человека на земле, и воскорбел в сердце Своем» (Быт.6:6),

3. «…потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (Цар.15:35),

4. «Еще провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим» (Зах. 1:17),

5. «И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим» (Пс.105:40),

6. «…и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей» (Пс.105:45),

7. Сравните:

«И дал Я вам землю, над которою ты не трудился, и города, которых вы не строили, и вы живете в них; из виноградных и масличных садов, которых вы не насаждали, вы едите плоды» (Нав.24:13),

«Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею» (Нав.1:3),

– «Плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал; и ты будешь только притесняем и мучим во все дни» (Втор.28:33),

8. «И о т м е н и л Господь з л о, о котором с к а з а л (разрядки – автора), что наведёт его на народ Свой» (Исх.32.14).

А это рождает четвертую проблему, поскольку в Библии есть вот такие стихи, имеющие неустранимые противоречия с только что процитированными:

1. «…ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (1Цар.15:29),

2. «Господь есть Бог ведения и дела Его взвешены» (1Цар.2:3),

3. «Ведомы Богу все дела Его…» (Деян.15:18).

Пятая проблема возникает на стыке третьей и четвертой при чтении следующего стиха: «31 И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт.1:31). Получается, что Абсолютный Бог не способен адекватно оценить качественный уровень своих творений, поскольку позже Он в них разочаруется и уничтожит всех без разбора в Потопе.

Шестая проблема напрямую следует из пятой:

1. Бог либо не способен прогнозировать поведение своих творений (а значит, не является Богом),

2. либо лицемерит.

Но лицемерие прямо осуждается Сыном Бога, а значит, остается первый вариант: библейский Бог не является Богом. Тут самое время отослать читателя к изучению других произведений автора: «Анализ молитвы «Отче наш» [12] и «Доказательство мифологичности Иисуса Христа» [4].

Седьмая проблема заключается в следующем. Человек идёт по жизни путем проб и ошибок. Развитие человека, формирование личного опыта предполагает следующие постоянно повторяющиеся этапы: анализ контекста и задачи, прогнозирование результата действия, пробное действие, поступок, анализ результата, исправление ошибок и закрепление достижений, пробный поступок в исправленном контексте. Таким образом, развитие личности предполагает постоянную аналитическую и волевую работу, часто с полной самоотдачей. Такая работа со временем входит в привычку и составляет то, что можно назвать внутренней культурой человека. Некоторые называют это внутренним стержнем. Не скажем сейчас за все другие религии, но христианство вместо такого напряженного труда предлагает «молитвенное трезвение» (по сути – перманентную тревожность) и формирует привычку к попрошайничеству перед неведомым воображаемым Существом. Происходит это на фоне страха Его прогневить, ибо это абсолютное любвеобильное Существо может на основании нечётких божественных критериев отправить любого оступившегося на вечные муки в некий загадочный, но скорее всего, страшный Ад. Все как в известном меме:

– Кто там?

– Это я, Иисус! Впустите.

– Зачем?

– Я должен спасти вас от грехов, которыми Я и Отец вас наделил (и).

Эти божественные мерила не только нечёткие, они постулированы неоднозначно и противоречиво. Поэтому верующим приходится фактически выдумывать свою собственную версию этих норм отбора в Рай в соответствие со своим субъективным опытом. И это составляет восьмую проблему: на библейских текстах основывается, по крайней мере, несколько сотен, по большей части, враждующих христианских сект. Данное обстоятельство наводит на грусть и ещё однозначный вывод о том, что т. н. Святое Писание далеко не однозначно. А это означает, что ни одна из сект, включая самую популярную в России православную, не может декларировать истинность своей версии Библии до тех пор, пока эту самую истинность не докажет.

И это неудивительно, поскольку девятая проблема видится в том, что всё богатство восприятия действительности в православной вере основано на нескольких противоречивых и нежизненных постулатах, дошедших до нас на обрывках переписанных по нескольку раз пергаментов. Обращаем внимание, что речь идет не о стройной и прошедшей проверку эволюционным отбором системе выстраданных человеческим опытом нравственных ценностей и, уж тем более, не о настоящем Божественном Откровении, ниспосылаемом по воскресениям прямо с Небес, а о записанных на обрывках необычных текстах неизвестного происхождения, более нигде не повторяющихся. Это как пробовать основать систему нравственных норм общества на найденных на чердаке истлевших фрагментах хорошо известной во времена СССР газеты «Правда».

Очень похоже, что евангелия писались таким образом, чтобы легитимизировать пророчества из Ветхого Завета (проще говоря, просто подгонялись под него) и поэтому выглядят так нелепо, неправдоподобно и исторически противоречиво. В этом контексте можно вспомнить, например, совершенно бестолковые истории с поклонением волхвов, бегством старика и женщины с божественным младенцем за многие сотни километров через Аравийскую пустыню или предательство носителя общей казны Иуды за смешную сумму, которую он потом вернул.

Одиннадцатая проблема видится в том, что согласно парадигме веры, божественные истины спускались людям не лично Богом, а в значительной части посредством так называемых пророков, кои во времена евангельских повествований представляли собой многочисленных попрошаек без определенного места жительства. Эти в обмен на подаяния рассказывали впечатлительным людям о том, что ждёт их в будущем и пытались учить жизни. В это обстоятельство было бы трудно поверить, если бы мы не были живыми свидетелями коллективных психозов, которые устраивали во времена СССР Алан Чумак и Анатолий Кашпировский, причём, есть и ещё более масштабные и печальные примеры.

Проблема номер двенадцать образуется вокруг уже упоминавшегося культа мертвечины, который существует в православной традиции. Православные наделяют куски полуразложившихся трупов особыми возможностями и попрошайничают перед ними, выдумывая разнообразную помощь, которую некротированная ткань якобы способна оказать попрошайке.

Тринадцатая проблема заключается в примитивной христианской доктрине, согласно которой созданный совершенным (при этом бестелесным, бесполым и, очевидно, примитивным) ангел восстал против своего Творца: возгордился и решил стать «как Бог». Одно дело уйти в другой параллельный мир, сделать его своей базой и конкурировать с Господом. Но бывшему ангелу Дьяволу уходить было некуда, он жил в мире, который создал и полностью контролирует Вездесущий Господь Бог (другого мира ведь нет). Как такое возможно, чтобы Господь, полностью контролируя весь мир, сначала создал способного на предательство ангела, а потом не смог с ним справиться и попускает бесовщину? Получается, либо библейский Господь контролирует не весь мир, а значит, Он не Абсолютен, а значит, – не Бог. Либо все эти рассказы об искушении Дьявола представляют собой выдумки с целью манипуляции со стороны необычно одевающихся людей с бижутерией на шее, именующих себя священнослужителями.

Четырнадцатая проблема вытекает из предыдущей. Если Дьявол восстал против Творца, это значит, он либо сумасшедший, либо, наоборот, наперед знал, что ему за это ничего не будет. И действительно, Бог в Библии постоянно наказывает и убивает людей, но ни разу – Дьявола. И Отец, и Сын постоянно видятся с сатаной, общаются с ним, выслушивают его сатанинские просьбы, замышляют и реализовывают совместные проекты (Иов.1:6—12 и т. п.). Не поленитесь, перечитайте предыдущее предложение. Вдумайтесь в него. Даже если предположить, что Бог когда-то потом обязательно накажет Дьявола, что это меняет? Бог не может расставить причинно-следственные связи, не может убить Дьявола, или это какая-то необычайно хитрая божественная многоходовка? Что бы это ни было, получается, Бог если и есть, Он совершенно точно не тот, которого подсовывают православные. Кстати, обратим внимание на весьма любопытный отрывок о взаимоотношениях Бога и Сатаны, который можно прочесть в книге Иова. Из этих стихов явно следует, что Сатана отчитывается перед Господом, причём, как видно, на регулярной основе:

«6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана.

7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее» (Иов.1:6—7).

Причём далее Они на пару издеваются над подчеркнуто праведным и при этом очень богатым Иовом. Кстати, не понятно как абсолютный праведник может быть богатым. Теперь соединим это место с отрывками об искушении Иисуса в пустыне (Мф.4:1—11; Мк.1:12—13; Лк.4:1—13) и вот с этим: «31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк.22:31). А еще вспомним, что Сатана на глазах Иисуса и (умевших уже на тот момент «управлять бесами») апостолов без препятствий вошел в Иуду, а также обитает на небе, катается на виду у Сына Бога, прямо как Сам Иисус Христос: «18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18). И теперь остается сделать вывод о том, что, как следует из Библии, Господь Бог, Сын, Святой Дух и Сатана заодно. По крайней мере, Сатана выполняет поручения Бога, как и остальные ангелы, а в ответ может о чем-то попросить (!) Бога, и Бог это сделает!! Получается, Дьявол и Бог как минимум общаются на равных, как коллеги, партнёры или даже друзья, и происходит это регулярно! Нам же церковь морочит голову, очерняя одного из самых востребованных и полезных божьих Ангелов, и это еще одна проблема с красивым номером пятнадцать. Не забывайте делать перерывы в чтении! У нас не детектив, и прочитанное должно давать пищу для ума.

Шестнадцатая проблема состоит в том, что христиане декларируют некую свободу воли поступать праведно или греховно, которую дает нам всем Бог. Однако Иисус видит и рассказывает апостолам будущее наперед, а это означает, что никакой реальной Свободы Воли не существует. Только представьте, что Иуда выбрал бы не предавать Спасителя, – в таком случае оказалось бы, что на Тайной вечере Иисус ввел апостолов в заблуждение, а Дьявол вошёл не в ту дверь. Получается, что грехопадение, уничтожение всего живого на Земле в Потопе, смерть людей в природных катаклизмах, распятие Христа и религиозные войны – всё это заранее срежиссировано Богом. Ну а как еще?

А ещё Иисус ошибался или обманывал, и это, согласитесь, всё-таки очень досадная и неустранимая проблема: «31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31). Или вот ещё: «25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25). Уже 2000 лет, по идее, прошло, но Дьявол так и не изгнан, а мертвые так и не ожили. А может, православные неверно понимают свою Библию? Заодно вспомним, что Иисус оказался неправ и в своих ожиданиях относительно своих же учеников, времени цветения смоковницы, стратегии поведения в Гефсиманском саду и в других эпизодах. Боги могут ошибаться? – нет:

«невозможно Богу солгать» (Евр.6:18),

«Основание слова Твоего истинно» (Пс.118:160).

«неизменный в слове Бог» (Тит.1:2),

«пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2Тим.2:13),

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6),

«Слово Твое есть истина» (Ин.17:17).

Значит, Иисус не Бог. Если вы не согласны, расскажите свою версию.

Поведение человека, его отношение к жизни полностью определяется мозгом. Со смертью мозга, следовательно, личность разрушается, что бы ни фантазировали на этот счет православные адепты. И поэтому восемнадцатая проблема состоит в том, чтобы понять, для чего в Библии все эти противоречивые, как выяснится по ходу нашего изложения, художественные вымыслы про Ад и некое Царствие небесное? И что в таком случае представляет собой Новый Завет?

Девятнадцатая проблема христианства, как, впрочем, и любой другой религии, в том, что оно не страхует общество от асоциальных эмоций, знаний и поступков. Христианские священники утверждают, что с приходом христианства исчез каннибализм и выросла гуманность. На самом деле, каннибализм возникает всегда на фоне дефицита ресурсов, например, он неоднократно наблюдался в тех же крестовых походах, в которых, видимо, нужно черпать образцы христианской гуманности. Эпизоды каннибализма наблюдаются во время военных действий и катаклизмов, не будем утомлять читателя примерами, они на слуху. Более того, вся православная религия это один сплошной ментальный каннибализм. А чего стоит одна только привычка христиан откапывать могилы, расчленять трупы, называть это уголовно наказуемое деяние «обретением мощей» и потом продавать доступ к этим трупам другим христианам чтобы те попрошайничали перед этой расчлененкой разные блага? Вернемся к этому позже.

Нужно отметить следующую, двадцатую проблему, она в том, что поощряемая всеми христианскими церквями неграмотность до недавнего времени делала Библию недоступным фетишем, а т. н. церковное духовенство – избранным (апостольски рукоположенным) источником знаний о Божественной Истине. Это обстоятельство существенно сдерживало массовый интерес к изучению Библии. Редкие излишне любопытные отсеивались в искусственном отборе с помощью Святой инквизиции, законодательных актов уголовного права, разного рода механизмов вроде «придания анафеме» или «отлучения от церкви». Ученых преследовали, сжигали их труды, громили научные лаборатории, заставляли отрекаться от своих открытий. Христианская церковь, безусловно, явилась тормозной силой, задержавшей интеллектуальное развитие России по оценкам автора как минимум на 700 лет. В этом контексте отдельные локальные «достижения» в виде «образовательных» школ при монастырях выглядят просто смешно, тем более что в таких церковно-приходских заведениях параллельно с обучением элементарной грамоте формировали у детей вполне определенные социальный интеллект и мировоззрение.

Вероятно, церковь понимала, что в т. н. Святом Писании, которое она сама же и придумала, нет ничего умного, здравого, доброго, нравоучительного и тем более – Божественного. Папа Лев X еще в XVI веке говорил: «Он хорошо послужил нам, этот миф о Христе». И поэтому в разное время на чтение и владение Библией устанавливались официальные запреты. Иннокентий III (1198—1216) первым из Пап запретил читать Библию мирянам. Позднее собор в Таррагоне (1234 г.) объявлял еретиком каждого, кто в восьмидневный срок не сдаст святую книгу епископу. Тридентский Собор в 1546 году принял декрет «о канонических писаниях», в котором предостерегал от независимого изучения Святого Писания. Тем не менее, совершенно затормозить прогресс не удалось, и с ростом общей грамотности появился доступ и интерес масс людей к этим т. н. святым писаниям, на которых, собственно, и основывается большая часть веры. У православных христиан это вера в Святую Троицу, у других сектантов – в различные комбинации из Иисуса Христа, Богородицы, Господа Бога, Святого Духа, ангелов, бесов, Дьявола и разнообразных святых. Всего на этих вариациях основаны многие сотни христианских сект, (по некоторым данным – более трех тысяч). Этот неподдельный интерес простого народа к сути того, во что их призывают верить, породил постоянно растущие попытки анализа библейских текстов и христианской религиозной концепции, и с определенного времени церковь уже не могла их игнорировать. В энциклике «Providentissimus Deus», которую 18 ноября 1893 года опубликовал Папа Лев XIII, мы наблюдаем «план работы в тот момент, когда католическую экзегезу словно бы застало врасплох массированное наступление рационализма, который пользовался громадными ресурсами, заключенными в последних достижениях литературной и исторической критики, для того, чтобы решительно покончить с верой в непогрешимость и, соответственно, в божественное происхождение Библии» [79, Page 2/279]. Т. е. паства 19 веков (!) верила «просто так», а потом задумалась, во что конкретно? Кстати, среди прочего, Папа говорит: «… о необходимости с помощью текстологического анализа восстановить первоначальный текст священных книг, о примате буквального смысла» [79, Page 3/279]. И он прав, поскольку в тексте евангелий отсутствует логика, они агрессивны, кажутся бестолковыми. Местами евангельский Иисус Христос и остальные персонажи совершают странные, непонятные, эмоционально окрашенные, неадекватные и преступные с точки зрения норм человеческой морали и норм уголовного права поступки. Иисус заявляет, что «не пришёл нарушить Закон, но исполнить» (Мф.5:17—18) и тут же дает новый свод законов и отменяет некоторые положения Закона Моисея. Далее Он предостерегает от ругани, лжи и гнева, но тут же сам ругается, обманывает, гневается, богохульствует. Анализ текстов Святого Писания не позволяет в точности определить датировку, а иногда и место описываемых событий, соотнести их с имеющимися историческими и научными данными. Все четыре книги имеют неустранимые противоречия друг другу, а местами даже сами себе. Перечитайте предыдущее предложение и если ваше сознание не зомбировано, вам станет понятно то, о чём мы тут сказали. Не стоит уподобляться свт. Филарету, который в свое время родил вот такой перл: «Если бы в Библии было написано, что это Иона проглотил кита, я бы и в это поверил». Если Бог существует и создал вас и подарил вам разум, зачем вам отказываться от этого божественного подарка?

Двадцать первая проблема видится в следующем. Т. н. «евангельские чудеса» могут иметь значение только для тех, кто эти чудеса видел, но не более того. Люди всегда показывали друг другу фокусы и будут делать это в дальнейшем. На этих фокусах одни (фокусники) зарабатывают деньги и славу, другие (зрители) решают задачи занятия своего досуга. Вспомним фокусы Дэвида Копперфильда, который «спрятал» часовую башню Вестминстерского дворца в Лондоне или Олега Попова, который «переливал» жидкости между бутылками на расстоянии (сам видел!), или Гарри Гудини, или Карандаша, или фокусников цирка «du Soleil», которые «распиливают» людей на половинки, а потом «склеивают» (воскрешают). Если бы Бог (Сын Бога) имел возможность и желание показать чудеса, это были бы не фокусы уровня провинциального цирка, которые никто не запомнил, – это были бы такие Чудеса, которые увидело бы все Человечество. Кстати, а не лучше ли, если уж создавать мир, сделать его просто чудесным изначально?

Библию в любом, например, Синодальном, переводе можно толковать настолько разнообразно, что это делает самую популярную на данный момент Книгу человечества совершенно бестолковой. И это проблема номер двадцать два. В разных сектах Бог это оригинальная комбинация из божественных библейских персонажей. Часть сект дополнительно обожествляет обычных людей, формализуя это допущение о божественности через т. н. канонизацию. Кто-то живёт попрошайничая только с молитвой «Отче наш» [12], другие придумали целый молитвослов, и не один. Многие верят, что, скажем, разрезанный на куски труп Матроны поможет в личных затруднениях, и для этого достаточно всего лишь поцеловать стекло над куском её трупа и с искренней верой прочитать текст, содержащий список скромных пожеланий либо даже прямых требований к Богу. Видимо, предполагается, что Матрона передаст его Господу на исполнение. А может, сама подсуетится, это уже каждый сектант додумывает по-своему. Знакомый 2 раза ездил с женой «к Матронушке» – беременность так и не наступила.

Бизнес по выкапыванию и расчленению трупов очень прибыльный, нужно всего один раз выкопать труп, причём любой, первый попавшийся, расчленить его на куски, сочинить легенду, художественно украсить и затем можно на нем бесконечно обогащаться. Например, доступ к голове Иоанна Предтечи одновременно осуществляется в различных точках продаж религиозных услуг по всему миру. Если вы приедете в Мюнхен, Рим, Анкару, Дамаск, Продромос на Афоне, Стамбул, Антиохию, Египет, Болгарию, – везде вам покажут «свою» голову (или фрагмент головы) Иоанна. И на голубом глазу будут уверять, что она подлинная. Количество десниц и пальцев троюродного брата Спасителя, кстати, еще больше. И попробуйте прийти в Амьен, например, где хранится нечто представленное на Рис. 2, и заявить, что это не кусок трупа Иоанна, вам, образно говоря, голову откусят.

Попробуем обозначить еще одну крайне важную проблему несоответствия потенциала нашего восприятия мира с объёмом знаний о нем. Проблема принципиальная и, вероятно, неустранимая, её ещё называют непознаваемостью мира.

С одной стороны, есть предельная граница, за которой события во Вселенной в принципе не способны повлиять на наблюдателя. Эта граница называется горизонтом событий. Сильно упрощая, скажем, что человечество даже за миллиард лет существования на Земле так и не увидит большую часть Вселенной. С другой стороны, мы также не способны заглянуть внутрь пространства размером меньше планковской длины, поскольку для этого требуется энергия, для получения которой придётся построить адронный коллайдер диаметром порядка миллиарда световых лет, а это в 10000 раз больше диаметра нашей галактики. При этом временные интервалы меньше планковского времени для людей уже фактически не имеют смысла, меж тем, они важны для понимания фундаментальных аспектов устройства Вселенной. Как видим, даже если наш мир не содержит дополнительных измерений, он в приципе непознаваем. Но ведь нам и количество измерений неведомо!


Рис. 2. Передняя часть главы святого Иоанна Предтечи в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы г. Амьена. Фото: «Православная Франция». Источник: ttp://la-france-orthodoxe.net/ru/galer/jean


Мы только приближаемся к пониманию устройства фундаментальных взаимодействий и вынуждены загрязнять Землю ядерными отходами, выхлопными газами, ядовитыми стоками, воевать друг с другом за ресурсы потому что не имеем эффективных и безопасных источников возобновляемой энергии и привычки жить разумно [127]. В очередной раз возникает естественный вопрос о том, где же в это время находится Бог?

Люди прошли великий путь от палки-копалки до бионических протезов, но достигнутый при этом к текущему моменту эволюции прогресс не является заслугой не то что Бога – даже православных ученых хотя бы в силу того, что православные, как мы тут вскоре покажем, составляют религиозное сектантское меньшинство. А ведь согласно православной парадигме, всё, что «не от Бога» не может быть истинным, благопристойным и добродетельным. Получается, православный Бог, создав людей без премудрости (ср. Иов.28:28 и Быт.2:17), не позаботился о том, чтобы она позже божественно сформировалась?

Всё наоборот, пока в Европе активно развивалась научная мысль, на Руси строили церквушки, которые служили хорошими громоотводами взамен тех, которые до этого сгорели от пожаров. Так получается, храмы несли свет людям только когда горели. Не понимая этого фундаментального значения церквей, эти здания оригинальной архитектуры со временем стали строить из камня. Ну а если говорить серьёзно, православие сыграло резко отрицательную, тормозящую роль в научном и техническом развитии человечества.

Вот ещё одна проблема, Бог не знал, что люди, которых Он сотворил, отличаются по конструкции мозга в десятки раз? А ведь в результате, доходит до того, что даже одни и те же слова, термины, определения, объяснения мы понимаем каждый по-своему! Ситуация кратно осложняется, если вспомнить, что исходные тексты евангелий были написаны на древнегреческом языке, а, ведь «отдельные особенности греческого синтаксиса и лексики почти невозможно передать в переводе» [124, ч. 2, гл. II]. Для лучшего понимания попробуйте прочесть Новый Завет на любом иностранном языке, который знаете, сразу станет ясно о чём идёт речь.

И теперь получается нестыковка, Бог сделал человека с разумом, который не адекватен окружающему контексту, поначалу не дал ему необходимые знания и навыки о мире, не дал даже понимания о добре и зле! И поэтому змию, подобно принесшему людям огонь Сосрыкъэ из Нартского эпоса, пришлось исправлять это досадное божественное упущение. Змий – положительный персонаж, который ослушался Бога и помог человеку. Но когда человек в результате т. н. «грехопадения» прогнозируемо стал жить, наконец, осмысленной человеческой жизнью, Бог вместо того, чтобы реабилитироваться в глазах человека, вышвырнул его подальше от Себя на Землю, которую предварительно проклял, вероятно, для верности. А мы же помним, чем грозит божественное проклятие, – к примеру, после того как Елисей проклял детей малых, 42 из них были растерзаны божественными медведицами (4Цар.2:24). В общем, роль «искушавшего» Еву змия в Библии должна быть также переосмыслена.

Проблема номер двадцать четыре заключается в том, что т. н. каноничность конкретным четырём евангелиям назначала небольшая группа грешных людей [102]. Легко предположить, что если бы в IV веке в христианской официальной церкви правили другие иерархи, православные сейчас вполне могли бы рассказывать истории о женитьбе Иисуса, убийстве Им детей, переписке с сирийским царем Абгаром и т. п. Возможно кто-то из читателей имеет привычку читать произведения залпом, такому следует остановиться, перечитать данный абзац и задуматься. Еще раз, получается, что существовали сотни мифологических текстов, из которых десятки были постоянно на слуху, некоторые из них были очень популярны, причём длительное время, но в IV веке люди в мантиях по своему усмотрению выбрали из них четыре, и теперь весь мир живёт в соответствии с ними.

Проблема номер двадцать пять обнаруживается если вспомнить, что в истории никогда не было единой христианской религии. С самого начала между христианскими сектами велась ожесточенная война с жесткими теологическими спорами за то, какие тексты считать каноническими, а какие – еретическими, с сжиганием книг другой секты, преследованием и убийством одних сектантов другими. Совершенно очевидно, что даже если какой-то из богов и существует, христианство в его сектантском разнообразии творили конкретные люди. Следовательно, никакого бога за православием и другими сектами не стоит.

Теперь оценим число православных в мире. Данные возьмём из открытых источников:

1. По данным последней переписи население России составляет 145 млн. человек.

2. Процент людей, позиционирующих себя верующими православными христианами, составляет, по разным данным, от 60 до 86% населения страны.

3. По данным ВЦИОМ, только около 3% населения планируют соблюдать Великий Пост [89], что фактически является верхней планкой, ограничивающей реальное количество тех, кого можно было бы назвать верующими православными.

4. Некоторые церковные иерархи скептически оценивают число тех, кто может претендовать на звание православного христианина. Например, оценка зав. кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии Протоиерея Георгия Митрофанова не превышает 3% от всего населения страны [90].

5. Удивительно, но те же 3% фигурируют в статистике МВД по данным о посещаемости главного православного праздника – Пасхи [91]. Правда, на рождественские праздники число тех, кто посещает церковные богослужения уже не более 2% россиян.

6. Население земного шара в 2018 году составило 7,6 млрд. человек.

7. Подавляющее число православных живет в России.

Теперь производим простые и понятные расчеты, берем максимальные цифры и получаем максимальный процент людей на Земле, которые хотя бы ходят на главные церковные службы, и поэтому хотя бы чисто теоретически могут быть признаны православными: 145 млн. / 7,6 млрд. * 3% / 100% = 0. 00057, что составляет 0,057% населения Планеты. Как видите, мы взяли самые максимальные допущения. Итак, на Земле всего никак не более 0,057% людей, которых с очень большой натяжкой можно было бы теоретически считать православными, а это значит, что православные сектанты составляют мизерное религиозное меньшинство. При этом они умудряются всерьез считать свою религию единственной истинной, а своих священников – единственными рукоположенными от неких не имеющих исторического подтверждения учеников мифологического Иисуса Христа.

Теперь, если верить прп. Версонофию Оптинскому, «Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий» [93]. И поэтому получается, что с 99,943% населения Земли нельзя даже здороваться (2Ин.1:10—11). Так считают православные сектанты. По факту же, если вспомнить евангельские критерии веры, установленные Иисусом в притче о горчичном зерне, окажется, что на Земле в принципе нет ни одного верующего. Повторим для тех, кто не понимает с первого раза: согласно критерию Веры, установленному Иисусом Христом, на Земле нет ни одного верующего человека.

При этом про церковь сказано, что «врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Вопрос, если теоретическое число православных около половины десятой процента населения Земли, а практическое равно абсолютному нулю, то какой же тогда критерий одоления церкви вратами ада? И еще, что в таком случае представляет из себя Русская Православная церковь и для чего она устраивает костюмированные маскарады с окуриванием ладаном, заставляет людей жечь свечки, покупать религиозную макулатуру и бижутерию, а также по ночам на Пасху водить хороводы против часовой стрелки?

Если закрыть все церкви и театры, жизнь не остановится. В этом мы смогли убедиться во время короноистерии 2020—2021 годов. Но если уволить всех ученых, инженеров и большинство обслуживающего персонала, – вот тогда все прочувствуют, что бытность человека определяют не религия и искусство, а достижения научно-технического прогресса. И это тоже большая проблема с точки зрения легитимности института церкви с его претензией на главенство некоего «духовного» мира перед миром материальным, разумным.

Следующим вытекает такое не менее важное соображение. В Святом Писании сказано:

«не может нарушиться Писание» (Ин.10:35),

«Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:18),

«Все Писание богодухновенно» (2Тим.3:16),

«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21).

Но попробуйте изменить эти святые тексты и издайте их большим тиражом. Даже если поменять их кардинально, можно уверенно сказать, данное обстоятельство никак не повлияет на жизнь православной паствы. Разве что, может, на этой основе появится несколько новых сект, но и только. На такие заключения нас наталкивает обнаруженное автором чудовищное противоречие Старославянского и Синодального переводов, которое никого не смущает, а также выводы по итогу настоящего анализа. Паства в своей массе не изучает Библию. Ради интереса, попробуйте как-нибудь спросить у православных, что там написано. В ответ вы услышите много разных версий, противоречивых, субъективных и неопределенных.

Общеизвестна надёжная проверка любой теории на научность, она состоит в возможности формировать сбывающиеся предсказания. К сожалению, Святое Писание несмотря на (Ин.10:35; Мф.5:18; 2Тим.3:16; 2Пет.1:21) имеет многочисленные примеры несбывшихся пророчеств. Приведём всего один:

– «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время» (1Ин.2:18),

– «Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1Пет.4:7),

– «…пришествие Господне приближается. …вот, Судия стоит у дверей» (Иак.5:8—9).

Вспомним, что в Библии нет консенсуса по этому вопросу (ср. Мф.24:36; Мк.13:33 и Ин.5:25, 12:31). В любом случае, поскольку за более чем две тысячи лет не обнаружилось ни «конца», ни «антихриста», ни «Судии», – делаем вывод о том, что Новый Завет содержит прямой обман.

Теперь давайте поразмышляем. В сухом остатке, люди это животные с главным видоспецифическим оружием выживания в виде неокортекста, который вырос из полей, обслуживающих половое обоняние. Этим обусловлено то обстоятельство, что большинство из нас видит мир сквозь призму сексуальности. Причём это длится большую часть жизни, возникает с началом половой зрелости и заканчивается только в старости с падением гормонального статуса. Мы в массе своей не можем жить только разумом чисто физически, просто по своему эволюционно сложившемуся строению. Однако всё перечисленное не означает, что человек должен выстраивать свою жизнь на основе мифологии, да еще первой попавшейся под руку. Уж тем более это никак эту мифологию не легитимизирует. Даже если мы чего-то не знаем, не понимаем, не видим, зачем осложнять свою жизнь верой в мифы народов Палестины двухтысячелетней давности? В конце концов, у вас, по лености мозга желающих жить непременно в соответствии с откровениями т. н. святых отцов, богатый выбор среди как более древних, так и более молодых мифологий. У каждого из вас есть свои национальные сказания и легенды, созданные и зафиксированные в истории вашими прямыми предками. Почему для разнообразия не верить в них? Почему нужно убивать за право выдумывать свою сектантскую версию палестинского божества и совершать волшебные обряды и ритуалы определенным образом? Да, может, не нужна палестинскому Богу, если, Он даже существует, ваша каноническая религиозная суета. Может, Он в ответ на ваши попытки вообразить общение с ним смеётся в голос! Или плачет.

Люди склонны заполнять пробелы в знаниях устойчивыми субъективными убеждениями, которые представляют собой механизм упрощенного восприятия реальности. Иногда этот механизм полезен, например, в качестве первого приближения, либо в окружении опытных лояльных и компетентных людей. Скажем, если папа советует не лезть пальцами в розетку, то реально лучше ребенку данный папин совет принять за святую веру. И дальше чисто эволюционный отбор: те дети, кто не слушаются родителей, огребают проблемы или даже погибают в когтях хищника, захлебываются в водоемах, разбиваются при падении с высоты или мотоцикла, например, травятся таблетками или простужаются. Точно так же работают все эти таблички «Не влезай – убьет!», «Осторожно, ток!», «Близко к клетке с хищниками не подходить!», «Свечи, купленные вне храма, не считаются богоугодными!». Вы правильно поняли, в отличие от расхожего «выживает сильнейший», на самом деле, эволюция работает по принципу негативного отбора: меньше шансов оставить потомство у особей с отрицательными эволюционными признаками. А признаки эти могут меняться в зависимости от окружающего контекста.

Когда ученик познает науки, часто приходится вводить некоторые допущения, доверять мнению преподавателя, принимать на веру результаты научных публикаций, которые выполнены не лично им, а часто совершенно неизвестными людьми. Больному приходится вверять свое здоровье врачу, медсестрам, производителю медицинского оборудования, технику, отвечающему за подачу кислорода или поставщику, например, стерильного инструмента. Водителю приходится верить в надёжность узлов и агрегатов автомобиля, произведённого неизвестными ему лицами. Супруги, заключая брак, верят, что это любовь до гроба. Список можно продолжать долго, мы все неизбежно пользуемся инструментом веры, поскольку он позволяет экономить нам драгоценные ресурсы мозга. Только представьте, нам пришлось бы постоянно (!) проверять юстировку телескопа перед наблюдением, стерильность бинта перед использованием, проводить комплексное тестирование автомобиля перед каждой поездкой и шпионить за супругой. В общем, думаю, ясно, что познание реальности через инструмент веры в ряде случаев просто необходимо и составляет неотъемлемую часть нашей жизни.

Проблемы возникают, когда этим инструментарием начинают злоупотреблять, делая его единственным каналом восприятия мира и тем вводя себя в случайное или намеренное заблуждение. Получается, не слепая вера, а допущение, предположение, доверие являются необходимыми, хотя и очень специфическими и ограниченными инструментами познания мира и управления жизнью в нём.

В общем, евангелия в качестве Источника Божественного Знания категорически не подходят. И поэтому актуальность задачи их переосмысления не вызывает сомнения. Наша цель заключается в том, чтобы постараться проанализировать их тексты и попробовать переписать в виде, доступном для понимания обычному человеку. Папа Лев XIII говорил: «наша эпоха, если и нагромождает новые трудности, то, по милости Господней, предоставляет и новые орудия и средства для экзегезы» [79, Page 3/279]. Вот и попробуем вдумчиво вникнуть в существующий текст и обнаружить там следы упоминания Господа Бога и Его Сына, или хотя бы следы Божественной Истины (необыкновенной мудрости), дающей надежду если не на некое Спасение, то хотя бы на грамотное жизнеустройство в текущей реальности. И посмотрим, что получится. Наша исходная точка совпадает с официальной точкой зрения Русской Православной церкви. Следуем Синодальному переводу по православному Синопсису, взятому из открытого источника [76].

Путь предстоит непростой, но увлекательный и полезный для целей повышения качества и эффективности нашей жизни. Придётся скрупулёзно следовать за евангельской канвой. Не все осилят, но у кого получится – те обретут преимущество перед другими. Поехали!

Загрузка...