Что вас беспокоит?

Может показаться, что консультация у психолога – это разбор конкретного запроса. Да, зачастую мы с него начинаем, но чем глубже и шире процесс, тем больше других полей, вопросов и тем «подтягиваются».

Поэтому, если вас беспокоят учеба ребенка и школьная тема в целом, вот с какими запросами можно начать читать эту книгу:

• Мой ребенок стал хуже учиться.

• Мой ребенок не хочет учиться.

• Он не понимает, зачем ему учиться.

• Он не ходит в школу.

• Он плохо себя чувствует в школе.

• У него пропало желание вообще ко всему, и первым делом – к учебе.

• У него конфликты с учителями.

• У него сложности с одноклассниками.

• Он не хочет поступать в вуз, а хочет в колледж.

• У него очень много амбиций, но он для них ничего не делает.

…И так далее, и так далее. Любой запрос, касающийся обучения, подходит для того, чтобы дальше работать с книгой. Я перечислил вам, собственно, топ-10 того, с чем обычно приходят на консультации.

В книге я буду оставлять свободные строки, чтобы вы вписывали туда свои ответы по ходу чтения. Вот такие:

(запишите свой ответ)

В приложении 1 есть сводная таблица – если вам так удобнее, фиксируйте ответы там, чтобы увидеть общую картину, когда закончите последнюю главу.

И, как я уже упоминал выше, школа – комплексная история, зачастую оценки – показатель не знаний ребенка или его прилежания, а того, что у него происходит в жизни вообще. Его отношений с родителями, того, в какой фазе подросткового возраста он находится, как у него складываются дела со сверстниками, что у него с саморегуляцией, самоорганизацией, долгосрочными целями.

«Что делать, чтобы подросток учился?» – мы надеемся и верим, что это реалистичный запрос. Увы, не в такой форме.

Попробуйте выделить главную сложность, которая есть у вашего ребенка сейчас или которую вы ожидаете. Лень? Делает наспех? Неинтересно учиться? Нет мотивации? Отсутствие инициативы? Невнимательность, нет концентрации?

В приложении к книге собраны цитаты родителей и подростков, которых я спрашивал «о школе». Ознакомьтесь, пожалуйста, со срезом мнений «В чем сейчас состоит проблема с учебой?». Возьмем несколько примеров.


По некоторым предметам есть провалы, которые нужно восстановить, а это для подростка кажется невозможным и вгоняет в уныние. В учебе самое важное – найти педагога.

* * *

Нет мотивации к учебе. Бегом уроки сделал кое-как – и быстрее за компьютер играть. И главный «пинок» – учиться без троек, потому что за тройки в четверти лишится компа. Хотя чуть-чуть старания – и сразу результат налицо. Ум есть, но он его не использует.

* * *

Прокрастинация, нежелание выбрать дальнейшую стратегию развития, свой путь.

* * *

Проблема школы – в ее массовости в самом плохом смысле слова.

* * *

У детеныша напрочь отсутствует понимание, на фига ему все это. Соответственно, забыл, не успел, потерял и все в этом духе.

* * *

Заданий так много, контрольные и проверочные работы так часто, что ребенок в постоянном стрессе! Пытается справляться. И это шестой класс в обычной дворовой школе. После школы – сон до 19–20 часов. А потом – уроки допоздна. Мне бы самой не хватало сил жить в таком режиме. Боюсь, дальше начнет просто забивать.


На пять-шесть страниц ответов не попадается вариант «вообще не ходит в школу», хотя это в подростковом возрасте тоже бывает – в крайних случаях. Обычно дети не просто не делают домашнее задание, не носят в школу учебники или тетрадки. Бывает, даже учатся, но не так, как могут. Наверное, слышали от учителя: «Голова светлая, но что-то у него не складывается»?

Это действительно типовые проблемы, которые беспокоят родителей, но, конечно, не сами по себе, а в связи с возможными последствиями. Которые выражаются в плохих оценках, звонках учителей, отчитываниях на родительских собраниях и, самое главное, мощной тревоге, что в будущем все пойдет не так, как хотелось бы.

Почему в принципе у детей возникают сложности с учебой?

Потому что нет:

• мотивации, какого-то стремления к развитию и познанию. До старшей школы дети обычно учатся на мотивации внешней, и потом она должна меняться на внутреннюю;

• понимания, зачем это надо и кому;

• дисциплины, умения прилагать усилия. Этот навык в подростковом возрасте может потеряться;

• системы обучения внутри семьи, которая организует учебный процесс.


Потому что есть:

• страхи. Например, в определенном возрасте появляется страх будущего, потому что оно уже близко. Страх чего-то не суметь, что не получится и так далее;

• мешающие факторы – события вокруг, которые не дают совершать правильные действия;

• более важные задачи возраста – как необходимость воевать с родителями.

Все дети, безусловно, разные, и каждый обладает своими особенностями, характером, темпераментом, привычками. У каждого ребенка своя особенная семья со своей особенной системой и в своей особенной ситуации. Не существует универсальной инструкции «что делать, чтобы случилось вот так и так».

Если спросить вас, читатели, насколько вы довольны оценками сына или дочери и как на самом деле они учатся, окажется, что кто-то доволен на 90 %, а ребенок учится на 3–4, кто-то доволен на 10 %, а у ребенка всего две четверки, остальные пятерки – то есть исходная точка и напряжение у всех тоже будут разными.

Мы затронем несколько направлений, в которых можно совершать действия. В результате у вас появится возможность собрать свою собственную стратегию, основанную на вашей ситуации, личных особенностях, на понимании, какой у вас ребенок и что в целом происходит.

Работа психолога заключается в том, чтобы расследовать и распутать этот замечательный интересный клубок.

Ну что ж, давайте начнем нашу с вами консультацию!

Загрузка...