IV

Совпадения и знаки лились на меня как из рога изобилия. Статья, книга, репортаж сомнительного содержания, случайное знакомство с Тоней. Во время прогулки с ней меня вообще не покидало ощущение, будто она меня знает. Хотя, это я мог себе выдумать. «Сталкер» вообще меня добил. Откуда в репертуарном плане не самой передовой части могло появиться такое серьёзное кино, я ума не приложу. Самое интересное, я не мог припомнить, чтобы видел его в документе раньше. План составлялся на месяц, и мне довелось ознакомиться с ним в начале октября, когда я ездил в кинофонд.

За час до выхода на вверенную мне для охраны территорию я прочитал первые десять страниц книги. Читал вдумчиво, понимая, что важна любая малейшая деталь, и при этом мало что понимая. Я решил, что продолжу чтение сразу же после завтрака, когда отправлюсь отдыхать. Как минимум час на это занятие могу выделить.

Во втором часу ночи я не спеша бродил по территории стадиона части, куда был распределён старшим наряда. Проходя мимо клуба, услышал голос, доносившийся из окна первого этажа:

– Димон! Баянкин!

Я обернулся. Меня звал Серёга Усов, тромбонист из нашего отделения, который сегодня на ночь остался дежурить по клубу.

– А! – ответил я.

– Кофейку со мной бахнешь? – предложил он.

Я недолго подумал. Порция крепкого кофе мне не помешает.

– Наливай, – согласился я.

– Жди момент, – ответил сослуживец и скрылся в темноте клуба.

Серёга Усов был моим сверстником, правда, призвали его на полгода раньше. Он, как и я, был годичником с высшим физико-математическим образованием, а к нам в отделение попал, потому что имел навык игры на тромбоне. Ему вообще крупно повезло в своё время, потому что полгода назад музыкантов в части не хватало и в клуб брали всех, кто имеет хоть какое-то представление о духовых инструментах. Во время службы мы с ним очень сдружились и часто общались на всякие жизненные темы. Он был большим поклонником науки, в частности, физики, математики и информатики и мог разговаривать на эту тему часами. Как-то раз Серёга обмолвился, что собирается писать после службы диссертацию, а в армию он пошёл, чтобы потом не отвлекаться от научной работы на посещение военкомата.

– Осторожно, горячий! – предупредил меня Серёга, подавая стакан.

Я поблагодарил его и осторожно отпил глоток.

– Что, как гуляется? – поинтересовался он. – Всё спокойно?

– А что может в нашей глуши случиться? – ответил я.

– И то правда, – согласился он. – Хоть спать иди.

– Везёт тебе. Можно немного вздремнуть.

– Да, как бы не очень-то. В прошлый наряд, как раз Литвинов по части дежурил, так он ко мне раза три за ночь заходил. Хорошо, хоть гостей не было. А то сам знаешь, если кто-то лишний будет, мало не покажется.

Я ничего не ответил, только отпил из стакана очередной глоток кофе. Меня сейчас волновало другое. Я долго решал, о чём поговорить с Серёгой, и наконец, решился:

– Можно вопрос?

– Валяй, – согласился он.

– Ты доволен тем, как складывается твоя жизнь?

Он задумался, прежде чем начать:

– Ну, как сказать? Если мыслить глобально, то мне всегда есть о чём жалеть. Но я стараюсь не думать о том, что упустил или что сделал не так.

– Счастливый человек, – позавидовал я.

– Да тоже, как сказать. Лично я немного завидую людям без определённости в жизни. У них ничего не ясно, потому что у них завтра наступит только завтра, а всё, что нужно ценить – это сегодня.

– По крайней мере, им не скучно, – дополнил я.

– Тоже верно, – согласился Серёга. – Хочешь простой пример? Ты в компьютерные игрушки играешь?

– Иногда.

– А как ты в них играешь?

– То есть? – переспросил я, не поняв вопроса.

– Ну, ты играешь, как повезёт, или какую-то стратегию сначала продумываешь, пробные заходы делаешь, прощупываешь всё, осматриваешься? Или несёшься тупо напролом?

– Когда как. И смотря в какой игре. Есть же разные жанры. В шутерах ты обычно не думаешь, а несёшься, как Бог на душу положит. А в квестах наоборот, надо подумать, прежде чем принять решение. Мне, кстати, в своё время нравилась одна шпионская стрелялка, где надо было выполнять задачи, оставаясь незамеченным. Ох, и сломала она мне тогда мозг!

– Вот, хорошо, что ты про конкретику вспомнил. Легче будет. – продолжал Серёга ход своих мыслей. – Смотри, тот факт, что тебе приходилось поломать голову, чтобы пройти, оставшись незамеченным не отменяет того, что ты мог пойти с шумом, горой выстрелов и трупов.

– Это да, – ответил я. – Но в таком случае, пришлось бы раскидывать кучу народа, поднятого по тревоге.

– Ну, это уже нюансы, – махнул рукой сослуживец. – Просто прими факт существования обеих вероятностей. Теперь к тебе вернёмся. Как ты играл? Ломился раскидывать всех по углам, или пытался придумать что-то, чтобы пройти путь как можно тише.

– Второе. Этот путь оказывался менее затратным по здоровью персонажа, по запасам патронов и моих нервов.

– Так получается, что сложный путь оказывается самым простым, правильно.

Я задумался. Так оно и было. В той игре я не был метким стрелком, во многом от того, что стрельба из оружия была реализована разработчиками чересчур реалистично. Если персонаж выдавал по противнику очередь из автомата, ствол задирало к самому верху экрана. Приноровившись, можно было стрелять в полуавтоматическом режиме, нажимая на курок кратковременно, но против десяти-пятнадцати ребят, которыми руководил искусственный интеллект, это также плохо работало. Игра была рассчитана на тихое прохождение.

– Тебе нравилось? – задал Серёга очередной вопрос.

– Ну, да, – ответил я. – В этом была своя прелесть.

– Но ведь ты ни разу не пожалел о том, что не прошёл её напролом, сломя голову и раскидывая солдат противника налево и направо.

– Нет.

– Ну, вот ты практически и ответил на свой вопрос, – заключил Серёга. – Понимаешь, есть куча возможностей, которые ты можешь реализовать, множество вероятностей. Пока ты не сделал выбор.

– Не понял, – сказал я и в недоумении посмотрел на сослуживца. Мысль о множестве вероятностей для меня была не нова.

– Слышал что-нибудь о квантовой физике? – спросил он.

– Нет.

– Тогда попробую объяснить на пальцах. Есть две коробки. Одна пуста, во второй лежит….. Ну, скажем, ручка. Коробки закрыты, ты не знаешь, в какой из них она находится. Пока ты определяешься, ручка лежит в обеих коробках. Но как только делаешь выбор – она принимает одно из своих положений – или она находится в коробке или нет.

– Эмммм. Не понял. То есть, как в обеих?

– Вот так, в обеих, – он развёл руками. – Парадокс, имеющий место только в квантовой механике.

– Это тогда удобно мир подстраивается. Оба положения реальны, получается.

– О! – Серёга поднял палец вверх. – Доходит, наконец-то. До тех пор, пока ты не определился, ручка находится в состоянии суперпозиции, то есть, гипотетически или в обоих коробках, или вообще там нет. Теперь вернёмся к играм. Тут условно разработчики предусмотрели разное поведение и тактику игрока. Ты можешь идти напролом, можешь красться, можешь комбинировать. Пока ты не начал играть, сама по себе игра предполагает множество вариантов развития. Каждый из которых реален, потому что прописан разработчиками.

Загрузка...