1. Внимательно отслеживай мельчайшие проявления будущих изменений, тогда сможешь предотвратить нежелательные тенденции.
2. Придерживаясь срединности и правды, стремись к широте души, но будь сдержанным и осторожным.
3. Научись пребывать в скромности, смирении и уступчивости.
4. Не обнажай свою остроту, будь четким внутри, а вовне – мягким.
5. Когда красота внутренняя проявляет себя во внешнем, все вокруг само собой преображается.
6. Уравновешивай внешнюю мягкость и податливость внутренней твердостью.
Качества носителя власти питают и укрепляют силу потока власти, если носитель способен следовать за этим потоком, слушая его.
У носителя власти должны быть возможности для ВОПЛОЩЕНИЯ своей Силы духа, своих Замыслов, своего потенциала. И такие возможности предоставляет ему поток власти, воплощаясь в устройстве сообщества и народа, куда он проводит свою власть.
Можно сказать, что носитель власти неотделим от потока власти – это вторая сторона власти. Обе эти стороны – и держатель власти, и устройство потока власти – необходимы и достаточны для осуществления власти как Силы духа. Все остальное является уточнением к текущему моменту проведения власти.
Мудрый держатель и проводник власти должен действовать так, чтобы заслужить доверие своего народа. Если народ ему доверяет, то только тогда он может следовать за ним. Если народ следует за своим проводником власти, то таким образом он поддерживает его способность улучшать жизнь страны. Это основной принцип процветания общества. Его можно сформулировать так: власть выбирает носителя, носитель следует потоку власти. Это значит, что держатель власти заботится о стране и людях, тогда народ с радостью следует за держателем власти.
Народ всегда чувствует мистическую природу власти, и только если носитель власти сам выпадает из этого потока, пытаясь удержать власть без осознания своей причастности высшему, вселенскому действу, ничего хорошего из этого не выходит.
Нужно помнить, что именно народ позволяет правителю раскрыть свой потенциал, именно народ предоставляет правителю возможности для реализации его замыслов. Все остальные условия: внешняя политика, экономические достижения, социальные институты – являются производными и обслуживающими жизнь народа.
Если есть поток власти как воплощение творческой энергии и носитель власти, который послушно и прямо проводит этот поток через себя, то только тогда появляется страна во всей совокупности людей, дел, идей и ценностей.
Поток власти несет в себе изначальное намерение, приходящее из будущего, которое затем послушно принимает проводник власти и проводит его сквозь себя вниз – к народу, вследствие чего и появляются множество предметов и явлений этого мира. Поток власти символизирует отца. Проводник власти символизирует мать для народа. Но поскольку поток власти не виден простым людям, а проводник власти существует во плоти, он становится и отцом, и матерью для народа, воплощая в себе и качества строгости, и качества заботы, справедливости и человечности.
Данная глава передает смысл послушности и мягкости, предельным воплощением которых является способность Земли воспринимать действие Неба, питая и взращивая все сущее. В вопросе осуществления власти данная глава описывает качества носителя власти, который символизирует вторую сторону, а первой стороной является поток власти, описанный в предыдущей главе. Власть должна быть таким источником благополучия для народа, чтобы народ послушно следовал за ней, как за своим вожаком. Это непросто.
Послушность мягкости создает пространство для реализации главного Замысла, пустота и непривязанность позволяют себя наполнить, спокойствие и верность лежат в основе мироздания. Послушность высшему принципу дает предельную выносливость, благодаря которой можно добраться куда угодно. Преданность народа обращена на держателя власти, и благодаря этому и тот и другой обретают постоянство. На Пути послушности выше всего ценится способность к спокойной Верности, и если ты чувствуешь ее нехватку, обратись за помощью к силе Земли.
В преданности высшему принципу проводник власти не должен огорчаться, если теряет друзей на своем Пути, и не должен привязываться к новым друзьям. Ничто не вечно под Небом, кроме истины.
Если же достиг отличного результата, тогда можно организовать празднество – как духовное действие, подводящее итог пройденному циклу времени.
Способность следовать беспрекословно, способность безоглядно доверять, не допуская сомнений, издревле считалась великим и редким даром. Древние зачастую полагали ее даже более высокой заслугой, чем способность к постоянному, беспрерывному творчеству. Такой способностью беспрекословно исполнять все замыслы высших сил обладает, по мнению мудрых, только Земля, причем в ее идеальном понимании: Земля все принимает в себя, ничему не противостоит, рождает без предпочтений и несет на себе все существа, все явления, все предметы этого мира.
В современном обществе всякий реальный властитель так же, как и его народ, соответственно, далек от такого идеала. Но мудрецы не говорят о том, что есть, а говорят о том, что должно быть: держатель власти должен приложить максимум усилий, чтобы чутко чувствовать движения потока власти через ощущение времени, и тем самым завоевать доверие своего народа. Тогда и его Сила духа сможет проявить себя в его делах в самом полном виде.
Это усилие касается не только мира вещей и веществ. Доверие народа невозможно заслужить, применяя только материальную мотивацию. Народ должен быть воодушевлен в своем Духе, а источником Духа должен быть проводник власти. Таково его главное предназначение как держателя власти.
Применяя послушность, преданность и следование Земле, носитель власти осознает основной принцип воплощения в жизнь своих замыслов и проведения власти. Он берет за образец толщу и мощь Земли, несущей на себе все предметы этого мира, и переносит его на свою Силу духа, стремясь сделать ее такой же мощной и выносливой. Это указание именно для держателя власти и напрямую обращается к его сердцу. Если другие толкования имеют общечеловеческий и философский смысл, то здесь происходит передача самой сути власти.
В данной главе проводнику власти говорится следующее:
«Применяя силу, рано или поздно столкнешься с еще большей силой. Но если ты способен опустошить себя, чтобы вместить и принять окружающий мир, если широтой и щедростью ты встречаешь множество изменений этого мира, если в сердце твоем есть место для того, что велико, как холмы и долины, безбрежно, как моря, ранимо, как деревья и травы, и возвышено, как горные пики, – сила твоя станет силой Земли».
Это время, когда еще не наступили первые холода, которые неизбежны в будущем, и будущее это уже недалеко. Ты ступил пока только на хрупкий иней, но именно это и дает тебе возможность уверенно полагать, что дальше придется идти по толстому льду.
Иней – это символ осени, а твердый лед – символ зимы. Эта метафора говорит о том, что, наблюдая малые изменения, можно предположить о развитии больших событий. Если копишь и собираешь в своих состояниях внутреннее добро, у тебя в остатке обязательно будет радость, а если копишь не-добро, испытывая больше злых чувств по отношению к окружающему миру, в остатке обязательно будет беда.
Все изменения являются результатом постепенного накопления разных причин, нужно учиться различать добро и зло в его самых незначительных проявлениях. Если в послушности движешься, то твой Путь будет постепенно крепнуть.
Большой дуб вырастает из маленького желудя, сумев пустить корни в Землю. Носитель власти, учись видеть, как из малого развивается большое.
Научившись видеть и различать мельчайшее, распознавать тончайшие признаки будущих отклонений, сумеешь противостоять нежелательным тенденциям, легко справляясь с мельчайшими изменениями.
Любые явления и ситуации развиваются из тончайших в проявленные, из малых – в большие. Держатель власти должен быть максимально внимательным к мельчайшим проявлениям изменений качеств потока власти, которые отражаются в ощущении удовлетворения и неудовлетворения своего народа.
В комментарии «Речение узоров» говорится:
«Семья, которая накапливает добро, обязательно будет иметь радость в избытке. Семья, которая накапливает не-добро, обязательно будет иметь в избытке огорчения. Причина того, что слуга убивает своего государя, сын убивает отца, не ограничивается только одним утром и одним вечером. То, откуда она происходит, это постепенность накопления, и отклонения эти настолько малы, что они не заметны в самом начале. В Книге Перемен говорится: „Ступишь на иней – твердый лед придет“, так объясняется Послушность».
Сила и значение данного этапа – в прямоте и строгости. Носитель власти должен быть способен не искривлять свои движения в угоду мимолетным движениям мира. В этом случае не нужно постоянно повторять одно и то же усилие, сейчас не нужны годы тренировок, ибо Ценности появятся сами собой из прямоты и строгости.
Мягкость проявлений уместна, если держатель власти занимает правильное положение и его состояние уравновешенное. О таком положении в тексте говорится как о большой Ценности.
Мудрый проводник власти действует осознанно и справедливо, что говорит о его внутренней прямоте. Он распределяет осознанность и совесть повсюду, на все стороны. Если почитаешь и устанавливаешь осознанность и совесть, тогда в Силе духа будешь не одинок. Прямота предполагает последующий шаг, поэтому даже если не упражняешься специально, все будет создавать и приносить Ценность.
Путь послушности, исполнительности и следования традиционно описывается как широта и просвещенность, а образы квадрата и величия выражают смысл простоты и одновременно действенности знака Земля.
Бамбук способен к гибкости, потому что хранит прямоту упругости.
Учись применению мягкости, если твое состояние уравновешенно и правдиво.
Слабость и мягкость, уступчивость и скромность не подразумевают слабохарактерность или беспринципность. Следуя за другими, будь восприимчив и осмотрителен, проявляй доброту и не теряй внутренней правды.
В комментарии «Речение узоров» говорится:
«Выпрямляя свою правильность, мудрый государь посредством почтительности достигает прямоты во внутреннем, посредством совести соизмеряет себя с квадратом вовне».
Когда внутри сохраняешь состояние почтительного внимания, когда в своих поступках опираешься на совесть и честь, тогда обретаешь нравственную силу и не сомневаешься в том, как нужно действовать.
Действовать теперь нужно ясно и четко, проявляя в своих действиях понимание изначального Замысла. Несмотря на все внешние соблазны корыстного проявления, возможна Верность идее. Только в делах может быть выражено подчинение правителю. Не будет завершенности всех дел, но окончание их настанет.
Внутренняя природа этого периода – мягкость, но обстоятельства подвигают его на активные действия. Здесь у проводника власти появляется возможность последовать вверх за кем-то, кто располагается над ним, и самому продвинуться за счет этого.
Помни, что яркие проявления привлекают взгляд, вызывая зависть других, поэтому иногда необходимо скрывать свои таланты и проявлять сдержанность. Не выставляя наружу свои шипы, затаись в ожидании благоприятного случая. Если на время выберешь себе подходящего лидера и руководителя, за которым последуешь, значит, поймешь суть величия и просвещенности.
Траву мнут, а она выпрямляется. Сейчас проводнику власти следует проявлять покорность и сдержанность.
Мягкость и уступчивость, способность воспринимать и накапливать внутри, выражая скромность и смирение, – это поистине ценный талант.
В комментарии «Речение узоров» говорится:
«Красота инь таится внутри него. Это Путь Земли, это Путь жены, это Путь слуги».
Быть скромным, находясь в подчиненном положении, – естественно и не так сложно в применении. Но этим принципом следует руководствоваться и в положении держателя власти, потому что только тот, кто, обладая высокими нравственными качествами и заслугами, умеет не гордиться ими, способен вершить великие дела. Только тот, кто умеет слушать свой народ, воспринимая и накапливая внутри его требования, способен стать великим властителем.
Завяжи мешок своих проявлений и дарований, держи рот на замке, и тогда не будет неприятностей, хотя не будет и похвал.
Мягкость этого уровня чрезмерна, она может привести к расслаблению, поэтому особое внимание нужно уделить тому, чтобы быть осторожным, сдержанным и собранным. Если завязал отверстие мешка, то изнутри ничто не выйдет наружу, так же как и снаружи не проникнет вовнутрь. Только осмотрительность поможет избежать вреда.
Береги свои слова, они не только Ценность, но и источник всех бед. Сейчас проводнику власти следует быть осторожным и сдержанным.
В речах и поступках будь осторожен и мягок, тая свои шипы, это поможет тебе сохранить себя. Обнажая свои колючие места, ты навлекаешь на себя беды и отвращаешь от себя людей.
Контролируя внешние проявления и храня в сердце мудрость, держатель власти уменьшает вероятность неприятных столкновений. Внешняя мягкость при внутренней твердости, внешняя округлость, опирающаяся на крепость квадрата внутри, – это оптимальная стратегия поведения. Когда внутренняя мудрость созреет, ей необходимо дать правильное внешнее выражение, и тогда все, что бы ни делалось, принесет пользу.
В комментарии «Речение узоров» об этом говорится так:
«В превращениях и преображениях между Небом и Землей пышно растут травы и деревья. Когда Небо и Земля закрываются, прерывая сообщение между собой, тогда одаренный человек избегает проявления во власти».
В самом центре твоего существа должны быть вера и преданность, образом которых являются желтые нижние одежды. Хотя они и не видны постороннему взгляду, тем не менее являются выражением качества личности носителя власти. Только великие Замыслы принесут счастье.
Пятый уровень соответствует позиции правителя, это главный уровень всего знака. Уравновешенную срединность этого положения украшают послушность и скромность. Желтый цвет – традиционный атрибут императора. Если речь идет о нижнем одеянии, то это говорит о сокровенном, скрытом намерении, а желтый цвет говорит о величии этого намерения. Здесь присутствуют и сдержанная уравновешенность внутри, и правильность, красота и мягкость вовне.
Большая удача сопутствует тому правителю, кто бескорыстно радеет о благе народа.
Даже обладая большой внутренней силой, следует руководствоваться принципами мягкости и покорности. Это подразумевает самосовершенствование и воспитание себя. Совершенствуя мягкость своих проявлений и глубину понимания, стремись к постоянству в характере, придерживайся принципа взвешенности и правдивости. Не торопись выражать себя вовне, меняя свои суждения и взгляды. Если спокойно созерцаешь предметы, продумывая будущие действия и взвешивая решения, имеешь широту взглядов, оставаясь восприимчивым и почтительным, то обретешь истинное признание окружающих, их доверие и уважение.
В комментарии «Речение узоров» об этом говорится так:
«Мудрый правитель постигает законы и делает правильным свое положение, таит красоту внутри себя. Когда прекрасное находится в его срединности, оно беспрепятственно расходится по всем 4 конечностям, развиваясь во всех делах и событиях. Это есть высшая красота».
Как будто высшие силы схлестнулись в битве драконов на диком поле. В этой битве драконы проливают кровь иссиня-черную и желтую.
На этом этапе мягкость достигает предельного своего развития, то есть в своей мягкости она становится излишне твердой. Поэтому, вместо того чтобы быть послушным другим, она начинает желать, чтобы другие стали послушны ей. Это приводит к возникновению столкновений там, где дальше Пути для мягкости уже нет, отчего и говорится о битве драконов на диком поле.
Если на данном этапе требуются деятельность и применение силы, значит, согласие нарушено и срединность потеряна.
Гнется легко, да поломать никак не получается, так только розги действуют. Чрезмерная мягкость может обернуться упрямством и привести к противостоянию.
Осознанно воспитывай в себе мягкость и уступчивость, осторожность и скрытность, не выражай себя вовне лишними словами и действиями. Помни о том, что качества, достигнув предела развития, обращаются своими противоположностями, если вовремя не скорректировать их развитие.
На заключительном этапе проработки своего потенциала следует избегать суеты, спешки и выпячивания себя. Они обязательно принесут несчастье.
В комментарии «Речение узоров» об этом говорится так:
«Если инь сомневается в ян, будет война. Он сомневается из-за отсутствия ян, поэтому и называется драконом. Еще не ушел от своего разряда, поэтому говорится о крови, ибо темно-синий и желтый – это смешение Неба и Земли. Небо – темно-синее, Земля – желтая».