1. Власть всегда подразумевает ответственность за действие власти. Прежде чем взять на себя большую ответственность, необходимо накопить достаточно сил и научиться держать их под контролем, научившись управлять всеми силами в себе.
2. На первых порах развития следует искать поддержки сильных и успешных людей.
3. Во время становления и по достижении первых результатов нельзя ослаблять усилия и пренебрегать осторожностью.
4. Когда в удержании власти достигнут стабильный успех, следует быть особенно внимательным, чтобы правильно использовать момент, подходящий для дальнейшего продвижения.
5. На пике расцвета власти нужно стараться максимально реализовать свой потенциал.
6. Истинное мастерство заключается в том, чтобы уметь в равной степени продвигаться и отступать, накапливать и тратить.
Чтобы управлять чем-либо, необходимо придавать предмету своего управления порождающую силу, питая его этой силой по своим каналам. Осуществление власти в стране, в области твоего влияния, неизбежно требует любви и питания посредством проведения потоков ценностей в эти области. Так работает власть.
Только власть является началом и источником любых преобразований в обществе, изменения человеческих отношений и моделей поведения в этих отношениях, то есть по большому счету источник развития общества – это и есть власть.
Все идеи в обществе, в том числе и оппозиционные, идут от власти.
Что представляет собой действие порождения? Порождать – это значит беспрестанно, не прерываясь ни на минуту, направлять свои усилия на то, чтобы улучшить состояние объекта, о котором проявляешь заботу. Когда речь идет о правителе и о стране, это означает, что правитель заботится о своем народе и старается вести его к процветанию, то есть правитель питает страну своим вниманием. В каждом конкретном случае следует учитывать особенности текущего периода, состояния страны и общего положения дел в мире, но цель, интенция, так сказать, правителя всегда остается та же: улучшить что-то сегодня по сравнению со вчерашним состоянием.
Власть одухотворяется и претворяется в действие движениями Силы духа. Когда действует Дух, тогда становятся возможны изменения и преобразования. Обе эти последовательности друг другу не только не противоречат, но и поддерживают друг друга. Они побуждают вещи возрастать совместно и не приносить друг другу вреда. Преобразования – это есть явленные следы одухотворения власти. Они проявляются повсеместно в мире.
Неважно, кто отождествляет себя с действиями власти в человеческом сознании, это может быть в равной степени и власть природы, и власть науки, и власть разума, и власть правителя.
Власть не спрашивает своего носителя относительного его желания или нежелания принять власть.
Носитель власти оказывается наделенным властью, и чаще всего не способен отследить тот набор тонких совпадений, который сделал его властителем обстоятельств.
Как говорится, Дух дышит, где хочет.
Эту работу дыхания Духа в потоках власти можно видеть повсюду и определять ее как свершение свершений. Дух в человеке по-другому можно назвать сердцем, душой, то есть тем сознанием, которое порождает вещи. Действие этой силы неощутимо и определяется как таинственное.
Как образец такого правления древние всегда брали Небо – то, что выше всего. Основными качествами Силы духа Неба являются:
1. Напряженность творческого усилия. Этим усилием и поддерживается жизнь со всеми ее изменениями на Земле.
2. Непрерывность этого усилия, поскольку Небо ни на мгновение не перестает посылать свою порождающую силу Земле. Небо отключить нельзя.
3. Безусловная или безотносительная забота обо всех, кто под Небом. Небо не выбирает, кто достоин его Силы духа, а кто – нет. Оно одаривает всех в равной степени. Оно просто есть.
Такими качествами должен обладать и правитель. Его правление должно быть постоянным, творческим и непредвзятым.
Правитель не может перестать порождать ту страну, которой он управляет, он может стремиться порождать разными способами: политическими, экономическими, социальными, территориальными, но он не может перестать это делать. Как только правитель перестанет порождать свою страну, его власть закончится.
Действие порождения и управления основывается на Силе духа правителя. И здесь мы касаемся вопроса о более точном понимании власти. Власть – это Сила духа правителя, а Сила духа проявляется в том, насколько точно правитель осознает, что такое человечность и что такое совесть.
Сила духа проявляется не только в человеческой природе. Она есть во всем: и в мире духовном, и в мире материальном. В духовном мире Сила духа проявляется в способности порождать Замыслы. В материальном мире Сила духа проявляется в способности исполнять свою судьбу. Что касается человеческого общества, то здесь Сила духа выражается в человечности и совести.
Если правитель мудр, то он старается не забывать о том, что его сила проявляется не только в человеческом обществе, она идет от Неба и уходит в Землю, поэтому мудрый правитель должен взаимодействовать с Небом и Землей для совершенствования себя, а в управлении людьми должен проявлять человечность и совесть. Древние понимали правителя как Сына Неба, именно поэтому они доверяли ему свою защиту и безопасность, процветание и умиротворение. Правителя они понимали как антенну, проводящую животворную энергию с Неба на Землю, отчего и Земля самым благоприятным образом питала живущих на ней.
Первая глава этой книги открывает череду из шестидесяти четырех глав, описывающих целостные и завершенные ситуации на Пути носителя власти. И данная глава под названием «Власть» (вместе со следующей главой под названием «Властитель») задает основные понятия и главное настроение всей книги, определяя базовые параметры, в рамках которых должен действовать мудрый проводник власти на Пути к успеху.
Эти понятия обладают сущностной важностью, ибо от того, насколько хорошо проводник власти поймет их, зависит жизнь и ее качество многих людей этого мира.
Поток власти создает замысел, который и должен воплотиться через проводника власти при его должном усердии и внутренней чистоте, свободе от корыстных привязанностей.
Множество предметов берут начало от Неба, и даже время, по сути, является его функцией. Ведь начало и конец любого явления находятся в рамках цикла, то есть времени, и не выходят за него. Шесть основных направлений – верх, низ и четыре стороны света – это пространство, покрываемое Небом. Небо представляет собой принцип совершенства в руководстве, это ответственность за все происходящее, закон и гармония, твердость и участие одновременно. Способность «разносить предметы по категориям и направлять природу и судьбу» означает умение различать истинное и ложное, искажающее и направляющее и тем самым пребывать в отсутствие заблуждений. Голова – это предметное соответствие знака Небо, «внутреннее небо» каждого, порождающее множество дел и событий, и чем оно яснее, тем лучше.
Дух твердости и силы применяется для развития и реализации способностей правителя, являясь ключевым моментом достижения успеха. Напряженность здесь определяется как несгибаемая твердость, недоступная влиянию множества предметов извне. Практикуя ее непрерывно, правитель уподобляется твердости и прозрачности Неба, у которого не бывает остановок и отклонений, зависти и корысти, нерадивости и оплошностей.
В комментарии Конфуция «Речение узоров» об этом говорится:
«Замысел – это взращивание добра. Воплощение – это сведение воедино лучшего. Ценность – это согласие с совестью. Верность – это стержень дел (событий). Благородный правитель воплощает доброту, и этого достаточно, чтобы главенствовать среди людей. Лучшее сводится воедино, и этого достаточно, чтобы соответствовать ритуалу, правильному поведению. Ценно не привязываться к предметам, и этого достаточно для согласия с совестью. Верность прочна, и этого достаточно, чтобы у дел (событий) был стержень. Благородный муж действует по этим 4 принципам, потому и говорится: в знаке НЕБО есть Замысел, Воплощение, Ценность, Верность».
Поэтому, руководствуясь в делах основными стратегиями знака Небо, необходимо делать основной акцент на совершенствовании собственных моральных качеств.
Погруженный дракон, нельзя действовать.
Дракон – это аллегорическая сущность, обладающая неограниченным потенциалом для развития и трансформации. Образ дракона используется на всех 6 уровнях знака Небо, каждый раз проявляя себя наиболее адекватным для данной позиции образом.
Погруженный в глубину Дракон сокрыт от любопытных глаз, сила его велика, но проявлять ее еще рано. Этот образ означает, что, обладая способностями и силой, первым делом следует научиться контролировать и сдерживать себя.
Комментарий «Речение узоров» гласит:
«В Начальной Девятке говорится: „Погруженный дракон, нельзя действовать“. Что это значит? Мудрец разъясняет: Сила духа дракона в укрытии не меняется для мира, не обретает завершенности в имени, удаляясь от мира, не испытывает тоски, если что-то радует, осуществляет это, а если печалит, противодействует этому, но устойчив настолько, что не сдвинуть. Таков погруженный, или сокрытый, дракон».
Намерения такого человека не колеблются из-за перемен в настроениях мирской суеты. Он не ищет дешевого авторитета и, если неизвестен никому, это его не печалит. Он идет по собственному Пути, действует по собственной воле, намерения его тверды, а вера подобна горе.
Учись контролировать и сдерживать свою силу в ожидании благоприятного момента для начала действия.
На начальном этапе развития всегда ограничены силы, поэтому их нужно терпеливо накапливать, ожидая благоприятного момента. Не стоит пытаться справиться с ситуацией, превышающей твои возможности.
Появляется дракон в пространстве поля. Ценность – в появлении большого человека.
Этот уровень указывает на уравновешенное положение во внутреннем состоянии чувств и понимания правителя. Логика внутреннего развития на этом этапе приводит к тому, что погруженный и сокрытый дракон, научившись управлять собственной силой, поднимается вверх и появляется на поле. Это образ человека уравновешенного и сдержанного, обладающего твердостью характера. Когда он выходит из укрытия и начинает проявляться, значит его ожидают большие дела. Если в прогнозе данный уровень активизируется, то встреча с таким большим человеком будет чрезвычайно ценна, а его отсутствие в окружении правителя означает, что правителю следует самому проявить все вышеозначенные качества, то есть пробудить внутри себя большого человека.
Комментарий «Речение узоров» гласит:
«„Появляется дракон в пространстве поля. Ценность – в появлении большого человека“. О чем идет речь? Мудрец разъясняет: Сила духа дракона здесь является правильной и срединной – постоянство веры в речах, постоянство тщательности в действиях. Отражаешь искажения и сохраняешь искренность, несешь в мир добро и не кичишься этим, преображаешь широтой Силы духа».
Качество силы дракона заключается в чистоте и удержании срединности, равновесия. Поэтому в своей речи следует придерживаться правды, в действиях быть строгим и осмотрительным, делая добро, не похваляться этим, распространяя свое влияние, менять людей к лучшему.
Придерживайся равновесия и правильности положения.
На втором этапе развития, когда дело постепенно начинает набирать обороты, необходимо осознать свои ограничения и искать помощи у тех, кто уже достиг стабильного и прочного успеха. Уравновешенность Духа и способность к сотрудничеству помогут тебе в этом.
Мудрец до конца дня напряжен-напряжен, а вечером осторожен, угроза, отсутствие неприятностей.
Образом третьего периода является дракон в стадии становления. Его оперение еще не слишком обильно, поэтому необходимо прилагать огромные усилия, соблюдая максимальную осторожность и осмотрительность, чтобы избежать беды.
Логика разворачивания стратегии наделяет третий уровень активностью действия. В данном случае она располагается еще и на пределе нижнего знака Небо, что указывает на избыток твердости и прямоты. Кроме того, внутренние качества здесь всеми силами стремятся выйти наружу, проявить себя. Это подобно тому, как обладающий большими способностями человек привлекает к себе внимание и в результате оказывается в опасной ситуации. В данный период необходимо в течение дня прилагать напряженные усилия, чтобы продвинуться дальше и выбраться из создавшегося положения, а вечером (имеется в виду в конце любого дела) быть бдительным, тогда возможно избежать неприятностей.
Комментарий «Речение узоров» гласит:
«В Девятке третьей говорится: „Благородный муж до конца дня напряжен-напряжен, а вечером осторожен, и угроза не приносит неприятностей“. О чем это? Мудрец объясняет: благородный муж продвигает Силу духа и совершенствует жизненную задачу. Верностью и верой он совершенствует свои качества. Исправляя свои слова, чтобы в них всегда была искренность, он занимается жизненной задачей. Осознав достижимое, достигает его и может быть в контакте с мельчайшим. Познав конец, заканчивает на этом и может быть в контакте с сохраненной совестью. По этой причине, занимая высокое положение, не гордится, а занимая низкое положение, не печалится. Поэтому, если напряженно напряжен и в соответствии со временем насторожен, даже когда есть угроза, отсутствуют неприятности».
Мудрый правитель, совершенствуя свой характер, идет к поставленной цели, сохраняя в сердце правду и верность высоким идеалам. В своих речах он предельно искренен, а в делах внимателен и своевременен. Когда предоставляется возможность для действия, он использует силу, чтобы овладеть ситуацией как можно раньше. Когда приходит время остановиться и закончить, он не медлит и не сомневается, так до конца сохраняя совесть и честь. Он знает, в чем предельная истина, и никогда не забывает о мелочах. Пребывая наверху, не кичится, а находясь внизу, не огорчается. Работает без устали, не покладая рук, пребывая в среде опасности, не теряет собранности, поэтому может избежать неприятностей.
В действиях сохраняй осторожность и осмотрительность.
На этапе успешного продвижения дела, несмотря на увеличивающийся запас сил, необходимо продолжать упорно трудиться, помня об осторожности. Временный успех легко кружит голову, а даже небольшие просчеты в планировании впоследствии могут сильно осложнить дело. Когда ты только-только оперился, твои крылья еще не настолько сильны, чтобы лететь далеко по велению сердца. Успех всегда вызывает зависть и пересуды, поэтому необходимо быть максимально осторожным.
Возможен прыжок в пространство бездны, в этом не будет неприятностей.
На этом этапе внимание правителя выходит вовне, перемещается с внутреннего состояния на внешние дела. Этот ответственный момент символически выражен в тексте образом прыжка в бездну. Такое мощное движение возможно только при соединении внутренней готовности и удачного момента во внешних обстоятельствах. Поэтому правителю рекомендуется бдительно ждать максимально благоприятного момента для действия.
Комментарий «Речение узоров» гласит:
«В Девятке четвертой говорится: „Возможен и прыжок в пространство бездны, отсутствие неприятностей“. О чем идет речь? Мудрец объясняет: когда и вверху, и внизу отсутствует постоянство, это еще не есть искажение. Когда в продвижении и отступлении отсутствует постоянство, это еще не есть отделение от стаи. Государь (мудрец), продвигая Силу духа и совершенствуясь в жизненной задаче, желает идти вместе со временем, потому отсутствие неприятностей».
Возможность для прыжка появляется потому, что обладаешь способностями и силой, умеешь правильно чувствовать время, а случай всегда предоставляется только тому, кто знает, как им воспользоваться.
На этом этапе важно правильно воспользоваться благоприятным моментом.
На следующем этапе развития ты уже можешь сам определять свое будущее, опираясь на собственные силы. Тебе становятся доступными расширение влияния, владение ситуацией, чутье и понимание моментов времени, безграничность потенциальной силы и для того, чтобы продвигаться, и для того, чтобы отступать. Такое состояние подобно человеку средних лет, имеющему достаточное количество и качество знаний и опыта, чтобы действовать независимо. Здесь важно научиться использовать благоприятный момент для дальнейшего продвижения к вершинам успеха. Сейчас ты как будто предчувствуешь пик расцвета, но при этом еще и обладаешь запасом времени.
Летит дракон в пространстве Неба, Ценность – в появлении большого человека.
На этом этапе творческая сила и твердость правителя самым благоприятным образом сочетаются с его высоким положением и правильностью его позиции. Традиционно пятый уровень соответствует позиции правителя всего знака, так как являет собой максимальное раскрытие потенциала правителя в каждой конкретной ситуации. Правитель представляет собой человека, обладающего всеми необходимыми для управления качествами: моральной силой, уравновешенностью и опытом. Летящий в Небе дракон свободен в самовыражении и полон сил для великих дел.
Комментарий «Речение узоров» гласит:
«В Девятке пятой говорится: „Летящий дракон в пространстве Неба. Ценность – в появлении большого человека“. О чем это? Мудрец объясняет: одинаковые голоса резонируют, одинаковые энергии притягиваются друг к другу. Вода течет и увлажняет, Огонь приближается и опаляет. Облака подчиняются дракону, Ветер подчиняется тигру. Человек мудрости действует, а все 10 000 сущностей созерцают его действия. Корни в Небе – роднишься с верхом, корни в Земле – роднишься с низом, и в результате каждая сущность подчиняется своему разряду».
Каждая сущность следует своей природе, а Небеса – это естественная среда обитания драконов. Но заметить их может только тот, чьи достоинства и моральная сила, чистота помыслов и величие замыслов соответствуют необходимому для подобного видения качеству внимания. Когда действуешь в полном соответствии с требованием времени, становишься подобным дракону, летящему в Небе. Если человек мудрости действует, а все 10 000 сущностей созерцают его действия, значит безупречность его действий являет образец для подражания.
У правителя появляется возможность вершить великие дела. Невозможно не действовать.
Ты достигаешь пика расцвета своей власти, который можно назвать «золотым веком». Здесь, опираясь на силу и опыт, ты можешь наилучшим образом справляться с делами, действуя согласно собственным устремлениям. Сейчас можно развить все свои потенциальные возможности, претворить в жизнь любые планы. Ты подобен дракону в Небе, который использует пространство и время, верша великие дела.
Вознесшемуся дракону – наличие сожаления.
Здесь правитель находится на пределе развития своей силы, дальше продвигаться уже некуда. Дракон вознесся так высоко, что уже не может применить свои способности, отчего и рождаются сожаления.
Комментарий «Речение узоров» гласит:
«В Верхней Девятке говорится: „Вознесшемуся дракону – наличие сожаления“. О чем идет речь? Мудрец объясняет: благороден, но отсутствует положение в обществе, высокопоставлен, но отсутствует признание, одаренный, а занимает низкое положение, не имеет поддержки – от действий будет лишь сожаление».
Следует помнить о том, что ситуация, достигнув предела в развитии, превращается в свою противоположность.
Правителю нельзя допускать высокомерия и гордыни. Они таят в себе неудачу.
Любая ситуация, достигнув пика своего расцвета, начинает клониться к закату, обращаясь своей противоположностью. Если в твоем прогнозе выпадает данный уровень, не берись за дела, превосходящие твои силы, не доводи ситуацию до предела и истощения. Текст о раскаянии для вознесшегося дракона предостерегает от чрезмерного напряжения собственных сил.
Творческая сила настолько велика, что о ней говорится как о целой стае драконов. В стае этих драконов нет главного, каждый из них действует в соответствии со своим предназначением. Такая сила приносит счастье.
Применение творческих способностей в деле управления означает применение усилия Духа в соответствии с изменениями ситуации. Дракон наделен чудесной способностью к трансформации, он отличается непредсказуемостью изменений и превращений: умеет подниматься и опускаться, увеличиваться и уменьшаться, скрываться и проявляться. Когда движешься ему навстречу, не видишь его головы, когда следуешь за ним, не видишь его хвоста. Путь совершенствования подобен управлению драконами, а встретить их стаю – безусловно, счастливый знак.
В «Объяснении знаков» говорится:
Знак Небо – это то, что является правителем.
Ван Чжунчуань говорит:
Мудрый человек взаимодействует с Небом и Землей и становится правителем Поднебесной только потому, что он обладает человечностью и совестью. Человечность – это действие Силы духа. А совесть – это то, что помогает человечности.
Конфуций говорит:
Кто управляет, опираясь на Силу духа, подобен полярной звезде, которая всегда на одном месте. Остальные звезды вокруг нее.
Конфуций говорит:
Когда Сила духа проявляется через равновесие и сдержанность, это высшее достижение. Но с давних пор такие встречаются редко в народе.
Кун Инда говорит:
Небо подвижно, оно движется по кругу, поэтому его формой является круг. Оно государь и отец, потому что 10 000 сущностей начинаются с него. Это нефрит, это золото, потому что за основу берутся его твердость, чистота и ясность.
Ли Гуанди говорит:
Выражение «Замысел есть главная добродетель» объясняет естественную природу Небесной Силы духа. Государь воплощает человечность и тем самым способен быть главным среди людей.