Как и в традиционных лирических песнях, в основе языка частушки лежит живая разговорная речь. Однако язык частушки по своему лексическому составу значительно богаче языка лирических песен. Это объясняется тем, что частушка несравненно разнообразнее лирических песен по своей тематике и выраженным эмоциям.
Однако язык частушек не только богаче, но и современнее, свежее языка традиционных лирических песен. В отличие от них частушки широко используют различные неологизмы.
В их необычайно ярко проявляется народное словотворчество. Так, например, родители, пытающиеся выдать девушку за немилого, называются в частушке «губителями-зарезниками», «характерная» девушка выходит замуж «самоходочкой». Ее дружок – веселый «гармонистый», его глаза «карие, карючие» и т. д. На смелый языко-творческий характер частушки в свое время обращал внимание писателей А. М. Горький.
Не менее своеобразен и поэтический стиль частушек. В них можно встретить самые различные тропы и образные выражения: эпитеты, сравнения, метафоры и т. д. Некоторые из этих тропов перешли в частушки из традиционных лирических песен.
Однако подавляющее большинство создано самой частушкой и отличается ярким жанровым своеобразием.
В частушках можно встретить такие фольклорные эпитеты, как «ясный сокол», «лебедь белая», «родимая сторонка», «родная матушка», «сердечный друг», «миленький дружочек» и т. п.
Приведенные и подобные им эпитеты определяют жанровую специфику частушки. С помощью таких эпитетов в любовных частушках выражаются различные мысли и чувства, даются меткие индивидуализирующие характеристики. Вот одна из таких частушек:
Девки, ой! Девки, ой!
Вам знаком игривый мой:
Белый – оборотистый,
Красивый – разговористый.
Как видим, частушка – это поэтическая крупица народной мудрости, жемчужинка художественного таланта народа; это миниатюрная художественная картинка, запечатлевшая частичку нашего быта, движение человеческой души, проявление какого-то чувства или же запечатлевшая детальку, штришок в портрете лирического героя.
Каждую частушку можно сравнить с зернышком злака. К примеру, в зерне пшеницы содержится все необходимое, чтобы возродилось новое растение и созрели новые зерна.
Как каждое зерно в чем-то повторяет другое и в то же время несет какие-то свои отличия (размер, жизнеспособность и прочее), так и каждая частушка сохраняет в себе черты жанра и в то же время отличается от других темой, подходом к освещению материала, характеристикой героя и т. п.
Как хлебороб собирает миллионы зерен в свои кладовые, чтобы ими питаться до следующего урожая, так и фольклористы, записывая частушки и публикуя их, формируют богатейшую кладовую духовной и культурной жизни народа с целью ее обогащения, сохранения для потомков и, пусть частичного, удовлетворения эстетических запросов современников. Частушка привлекла внимание фольклористов и писателей лишь с последней четверти XIX века. И это не случайно.
В это время она стала создаваться всюду, массово. Из этих крупиц бытия, вобравших в себя какие-то моменты в переживаниях человека, складывался многогранный образ народа – создателя и носителя частушек со всеми его горестями и радостями, поражениями и победами, разочарованиями и мечтой, умением сочувствовать и сострадать.
Тематика частушек не поддается учету. Кажется, что она богаче и разнообразнее самой нашей жизни. Частушка все видит и все слышит, все хочет знать и знает.
Она проникает в сокровенные мысли и чувства создателей и исполнителей, рассказывает о тех сторонах их жизни, которых другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались.
Она сумела заглянуть во все, даже самые интимные отношения людей. Частушка во все вмешивается, всему дает оценку или выносит своеобразный приговор, фиксирует внимание на каких-то важных бытовых деталях, штрихах или же иногда говорит броско, емко, дает эпически широкую оценку определенного исторического промежутка времени, достойную по значимости повести или целого романа.
Язык частушки позволял высказать самое заветное, передать свои мысли и чувства друзьям и подругам, родным и близким, напомнить любимому или любимой о своих желаниях и возможностях, назначить встречу, свидание, признаться в любви, рассказать о своих переживаниях по случаю измены ягодиночки (дроли, ухажера, залетки), ухода близкого и желанного человека в армию («… проводила дорогого//В путь-дорожку дальнюю»), отъезд его в город на заработки, отправки на фронт и возможной гибели там.
Современные исследователи частушки отмечают, что к 70-м годам XX века были вытеснены посиделки, вечерки, праздничные гуляния молодежи на улице, что кино, радио, магнитофон, транзистор, телевизор превратили молодых людей в потребителей «готовой», чаще профессиональной музыки, что во второй половине 1940-х – в 1950-е годы в деревне почти не осталось парней, а в 1960-х – начале 1970-х годов девушки уезжали в город, и на селе встала проблема невест. Такая же картина была и в нашей деревне Новошино. Я хорошо помню, как после тяжелой работы на сенокосе парни и девчонки, быстро поужинав, шли по деревне с гармошкой к амбарам, где у нас было место для плясок, и пели частушки.
Молодежь плясала и пела частушки до поздней ночи, а рано утром – опять на колхозную работу. В Петров день и в Троицу вся деревня, старые и малые, гуляли, пели частушки и плясали. Устанавливались качели.
Прыгали на доске, играли в шаром и в шарскало, гоняли «попа» и «чижика». Как только в деревне появился клуб, а заведующая клубом стала устраивать танцы под радиолу, плясать и петь частушки стали значительно меньше.
Следует отметить, что пока в деревне оставались девушки и молодые женщины, традиция прежних гуляний и исполнения частушек окончательно не затухала. Но, когда деревня осталась «без девок», эта традиция прервалась.
Приезжающих на каникулы или в отпуск «горожанок» деревенские песни и частушки не интересовали, прежние участники гуляний и посиделок старели.
Особенно пагубную роль в судьбе частушек сыграло электричество.
Городская публика, далекая от деревенской действительности, к частушке порой относится с предубеждением, находя ее грубой и циничной.
Но такое мнение совершенно несправедливо. Стоит только обратить внимание на типичные образцы этого рода народного творчества, чтобы прийти к другому выводу.
Нет такого явления в жизни деревни, на которые не реагировали бы частушки; частушки – это подлинные переживания настроения и думы деревни.
Естественно, что составляемые обыкновенно молодежью частушки прежде всего отражают любовь, анализируя со всех сторон отношения между парнем и девушкой, между мужчиной и женщиной. И вот здесь, в так называемых «любовных» частушках, встречается иногда немало и циничного.
Но не надо забывать, что, во-первых, циничные куплеты поются исключительно мужской молодежью и то под пьяную руку и что, во-вторых, частушки интимного характера всегда поются только в тесном кругу товарищей и подруг.
И вообще, частушки, как «создание индивидуального личного творчества», редко поются перед большой публикой, а если и поются, то только такие, насчет которых у исполнителей есть уверенность, что они не встретят неодобрения или ворчания старых или, еще хуже, незнакомых людей.