Это не песенка только и не песенный каламбур. Это – до наивности правдивое изображение настроения народной души, преимущественно души деревенской молодежи, людей того возраста, когда чувства наиболее непосредственны, а ум наиболее живо реагирует на все окружающее.
Мы видим, что чем частушка распространеннее, тем она литературнее, выразительнее или правильнее было бы, нам кажется, сказать наоборот: чем частушка выразительнее, тем она оказывается распространеннее. Например:
Девка, пой, пока поется,
Выйдешь замуж – не придется;
Не придется песни петь,
Придется горюшко терпеть.
Современная частушка – явление сравнительно новое в народном творчестве.
Правда, когда Г. И. Успенский впервые увековечил ее на страницах «Русских Ведомостей» (№ 110. 1889 г.), частушка была уже довольно распространенным явлением, но частушка современная и частушка доброго старого времени – не одно и то же.
Прежней частушкой были исключительно или плясовые, или характерные песенки, которые ребята любили петь (поют и теперь) под аккомпанемент гармошки. Но совершенно ошибочно было бы думать, что нынешняя частушка явилась на смену старых песен.
Известно, что сам народ нигде не зовет ее песней, а припевкой, коротушкой, причуткой и т. д. Но у нас в деревне эти напевы звали только частушкой. Частушку поют парни под аккомпанемент гармошки, а девушки поют во время гулянья; поют для «распевки» перед протяжными песнями и после них – для отдыха; поют за работой и во время отдыха. Следует отметить, что, например, в нашей деревне Новошино протяжные песни в основном пели женщины и за работой, и на отдыхе в период павжны (обеда) и праздничных пирушек.