См.: Μπούμης.
Обзор III. 359–360.
Д. Поспеловский указывает, что на 1928 г. в Москве венчались 12 % вступивших в брак, однако точность этой цифры вызывает сомнения: в годы начавшихся гонений церковная статистика могла быть только весьма условной. См.: Поспеловский. 165.
Никодим. Правила. I. 7.
См. об этом: Цыпин. Каноны и церковная жизнь.
РИБ. VI. 127.
Опубл.: Щапов. Древнерусские уставы.
См.: Щапов. Государство и церковь. 87.
См.: Щапов. Древнерусские уставы. Номос – по-гречески закон, канон – правило. В славянском языке существует и калька этого названия: «Законоправило».
См. Beck; Медведев. Правовая культура.
Существует несколько собраний правил, которые традиция приписывает апостолам. 85 апостольских правил, утвержденные Трулльским Собором, фиксируют нормы, восходящие в ряде случаев к апостольским временам, но порой имеющие и более позднее происхождение. См.: Павлов. Курс. 48–51.
VI Всел. Цит. по: Книга правил. 71–73.
См.: Щапов. Номоканон. 238–252.
См.: Бенешевич. Древнеславянская кормчая.
См.: Законоправило.
РИБ. VI. 127.
См.: Живов.
См.: Павлов. Номоканон.
Емченко. 255.
См.: Белякова. Судьба.
О созданной митрополитом Даниилом Сводной Кормчей см.: Клосс. 68–70; Плигузов. 23–53.
См.: Белякова. Стоглав.
Голубинский. История. II (3). Голубинский имел в виду, среди прочего, распространение института поповских старост и участие в суде выборных представителей от духовенства.
Для Стоглава характерна отсылка к «святым правилам» вообще, воспринимаемым как единая правовая норма. Большинство отсылок «глухие», без упоминания конкретного источника (см. гл. 6, 8, 10, 12, 25, 29, 30, 36, 41). См.: Емченко. 141.
Материалы для истории раскола. 63–64.
Известно, что на Афоне книжники восстановили утраченные листы списка XIV в. по первым листам Кормчей патриарха Никона. – Троицки. Хиландарски. 81.
Материалы для истории раскола. 63–64.
См.: ААЭ IV. 203, 212–214.
Подробнее см. ниже, гл. 12.
Духовный регламент. 121.
См.: Верховской. Учреждение; Верховской. Политика.
См.: Горчаков. Монастырский приказ.
См.: Смолич. I. 106.
Соколов Н.К. Из лекций. 146.
Филарет. 383–384.
Барсов. О собрании. 319.
Филарет. 384.
Цит. по: Барсов. О собрании. 754.
Барсов. О собрании. 762.
Никольский И. 164.
См.: Шахматов, Кострицын. 2–3.
Барсов. О собрании. 769.
Там же.
Соколов Н.К. Из лекций. 147.
Павлов. Курс. 26.
Попытка анализа опубликованных систем изложения канонического права была сделана М. Остроумовым, но второй том работы так и не вышел. См.: Остроумов. См. также новейший разбор: Цыпин. Церковное право.
Лишь совсем недавно под эгидой МВД России был переиздан Курс церковного права А.С. Павлова (СПб., 2002).
Иоанн. Опыт курса. 10.
Иоанн. Опыт курса. 20, 36.
Соколов Н.К. О началах суда. 835–836.
Соколов Н.К. О началах суда. 844.
Лавров. Новый. 259.
Соколов Н.К. Из лекций. 155.
Его полную биографию и список работ см.: Красножен. Профессор Павлов.
Павлов. Курс. 31.
Там же.
См. его рецензию на «Мнения епархиальных преосвященных относительно проекта преобразования церковно-судной части»: Горчаков. Мнения преосвященных.
Заозерский. О средствах. 35–36.
Суворов. Курс. I. 13.
Суворов. Курс. II. 109.
Суворов. Курс. II. 114.
Греческое слово οικονομία (домостроительство; отсюда же, в другой транскрипции, экономия) широко применялось в святоотеческой литературе и вошло в русскую богословскую науку (в зависимости от рейхлинова или эразмова прочтения) как «икономия» или «ойкономия». В документах Межправославной предсоборной комиссии 1971 г. икономия определяется как «полное любви отношение Церкви к нарушающим канонические постановления ее членам» (Скобей. 117).
Бердников. Практическое значение канонов. 383, 386–388.
Кипарисов. 174.
Кипарисов. 212.
Бердников. Отзыв. 561.
Никодим. Церковное право. 65.
Сборник государственных знаний. 270.
См.: Бердников. По поводу. 68–69.
Голубинский. О реформе. 118.
Правила святых апостол. I. 2.
См.: Правила святых апостол. I. 3.
Σύνταγμα.
Никодим. Правила. I. XXX.
Павлов. Теория. 499.
Барсов. О каноническом элементе. 2.
См.: Бердников. Церковное право по воззрениям западника.
Бердников. Основные начала. 30.
Бердников. Поправка. 12–13.
Соколов Н.К. О началах суда. 834.
Историческая переписка. 13.
См.: Тихомиров Л. 36.
Тихомиров П. 102.
Историческая переписка. Выделено нами. – Е.Б.
См. подробно: Wuyts. 82.
Историческая переписка. 11.
См.: О преобразовании. 1898–1899.
Цит. по: Смолич. II. 696.
Смолич. II. 696.
Преображенский. Периодическая печать. V.
Цит. по: Смолич. II. 696.
Преображенский. Периодическая печать. 4–6.
Преображенский. Периодическая печать. 159.
Евдоким. Государство и Церковь. 266.
Цит. по: Гринякин. 7.
Там же.
Преображенский. Периодическая печать. 223.
Чирецкий. 494.
Никольский Н. К вопросу о реформе. 181.
Преображенский. Периодическая печать. 236.
Каптерев Николай Федорович (1847–1918), проф. МДА по кафедре древней гражданской истории (1883); член-корр. Академии наук (1910); член IV Гос. Думы и Поместного Собора 1917–1918 гг.; автор работ, в которых была пересмотрена концепция церковного раскола.
Каптерев (1905). 510.
Чирецкий. 470.
Справка об отношении. 18–22.
Справка об отношении. 18.
Справка об отношении. 20–22.
Цит. по: Преображенский. Периодическая печать. 150.
Никольский Н. К вопросу о реформе. 203, 199.
Никольский H. Почему 32? 821–822.
Из духовной печати. 514.
Киятский. 5.
Аксаков Николай Петрович (1848–1909), публицист, философ; д-р философии Гессенского университета. О нем см.: Антонов. 100.
Аксаков. Предание Церкви. 14.
Аксаков. Предание Церкви. 83.
Аксаков. Предание Церкви. 100.
Аксаков. Предание Церкви. 104.
Глаголев Сергей Сергеевич (1865–1937), проф. МДА (1896), д-р богословия (1901). Читал апологетику (историю религии и древней философии) на Высших женских богословских курсах. Участвовал в Московском епархиальном съезде и в Предсоборном Совете (1917). Член Поместного Собора (1917–1918). Возглавлял Ин-т народного образования в Сергиевом Посаде (с 1919), затем преподавал в различных учебных заведениях. Арестован (1928), после освобождения переехал в Вологду, вновь арестован (1937) и расстрелян.
Глаголев. 415, 427.
Глаголев. 427.
Глаголев. 442.
Рождественский Александр Петрович (1864–1931), протоиерей церкви Мариинского дворца, проф. СПбДА по кафедре Священного Писания; член Особого совещания о пересмотре вопроса о поводах к расторжению браков (1916); присутствующий в Св. Синоде, член Предсоборного Совета (1917), член Поместного Собора и Соборного Совета, председатель Отдела о духовных академиях, член Отдела о церковном суде; эмигрировал (1919), проф. богосл. ф-та Софийского ун-та.
Рождественский. Духовный суд. 557.
ОЕА. III. 44.
ОЕА. I. 101.
ОЕА. I. 57.
ОЕА. III. 10.
Речь идет об особом собрании, созванном в епархии для обсуждения присланных вопросов.
ОЕА. I. 147.
ОЕА. III. 477.
Чирецкий. 456.
Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937), проф. СПбДА; д-р богословия (1897); автор записок об учебной реформе, представленных в Предсоборное Присутствие; в 1909 г. участвовал в Особом совещании при Синоде по выработке проекта Положения о поводах к разводу; с 1923 г. преподавал богословие в Софийском университете. См.: ОИ. I. 569–570.
Журналы и протоколы. I. Ср.: «Мнение о неотменяемости и неизменяемости канона не может быть признано за церковное, выражающее особый взгляд и понимание самой Церкви. Как частное мнение оно не может быть усвоено, потому что не имеет оснований ни канонических, ни исторических» (Соколов Н.К. Из лекций. 154–155).
Аксаков. К вопросу. 212–213.
Соколов Н.К. О началах суда. 835–836.
Антоний. Записка. 700, 707.
От группы петербургских священников. 768–769.
Димитрий. 599.
Там же; Журналы и протоколы. I. 98.
Димитрий. 600; Журналы и протоколы. I. 98.
Димитрий. 600.
Димитрий. 601–602.
Голос сельского священника. 24.
Голос сельского священника. 22.
Журналы и протоколы. IV. 37.
Журналы и протоколы. IV. 58 (Журналы соед. засед. III, VI и VII отделов).
Аксаков. Предание Церкви. См. также: Аксаков. 39 апостольское правило.
Аксаков. Несколько примечаний. 513.
Аксаков. Несколько примечаний. 514.
Верховской Павел Владимирович (1879–1932), историк и юрист; проф. Варшавского, затем Донского ун-та; в 1917 г. член Предсоборного Совета.
Верховской. Политика. 529–533.
Экземплярский. Ноябрь-декабрь. 7–8.
См.: Леонтьев. 214.
См.: Карташев. Реформа. 9.
Церковная жизнь. 3.
Как писал П.В. Верховской, «должно будет исчезнуть „владычество“ архиереев, их высокомерное отношение к рядовому духовенству и нелепый дореформенный строй наших консисторий» (Верховской. Духовный подвиг. 70).
Матфей (Померанцев; ок. 1881–1918), архим., ректор Пермской дух. семинарии; член Поместного Собора (1917–1918); убит красноармейцами; канонизован (2000). – Обзор I. 327.
Деяние 19–21; Обзор. II. 481 – Выделено мною. – Е.Б.
См. сс. 315–316, 379
Протоколы ОЦД. 64.
Протоколы ОЦД. 9.
Иоасаф (Каллистов; ок. 1851–1920), еп. Ново-Георгиевский, вик. Варшавской епархии (1912); еп. Дмитровский, вик. Московской епархии (1917); архиеп. Коломенский и Можайский (1918); архиеп. Крутицкий (1918); в заключении (1919–1920).
О составе Отдела см.: Письма и документы ОЦД (2). 51; Списки членов Отделов. 150–162.
См.: Протоколы ОЦД.
Серафим (Лукьянов; 1879–1959), еп. Сердобольский (1914), Финляндский и Выборгский (1918); архиеп. (1920); глава автономной Православной Церкви в Финляндии (1923); удален с кафедры; присоединился к РПЦЗ (1927); воссоединился с Московским Патриархатом (1945); митр., экзарх Западной Европы (1946–1949).
Протоколы ОЦД. 19 об.-20.
См.: Приложение 1.
Дата, как и последующие, приводится по новому стилю.
Громогласов Илья Михайлович (1869–1937), и. д. доцента МДА по кафедре истории и обличения русского раскола (1894); магистр богословия (1909); уволен по настоянию ректора за «прогрессивные взгляды», выраженные в газетных публикациях (1911); инспектор Мариинского женского училища (1911–1913); член Комиссии по церковному праву при Московском юридическом обществе; преподаватель Высших женских юридических курсов (1916); восстановлен в МДА (1917); участник Московского епархиального съезда, член Предсоборного Совета (1917). Диакон, иерей (1922). Несколько раз подвергался арестам, был в ссылке в Сургуте (1925–1928). Расстрелян. Автор около 70 статей по вопросам церковного брака, по расколу старообрядчества, по церковному праву. Находясь в ссылке, перевел работу еп. Никодима (Милаша) «Карательное право Церкви». Канонизован. См.: Голубцов С. Профессура. 44.
Миртов Петр Алексеевич (1871-?), прот., д-р богословия, проф. СПбДА (1914); настоятель церкви Вознесения у Варшавского вокзала в Петрограде.
Рождественский Димитрий Васильевич (1864–1926), прот. (1915); проф. МДА (1912); обновленч. «еп.» Лебедянский, Псковский (1923), «архиеп.» Царицынский, Владимирский (1924).
Протоколы ОЦД. 9.
Шлеев Симеон Иванович (1873–1921), прот., благочинный единоверческих церквей Петроградской епархии; член Предсоборного Совета (1917). Принял монашество с именем Симон, единоверческий еп. Охтенский (1918), Уфимский (1920); убит; канонизован.
Деяния. XI. 29; Обзор. III. (Деяние 153).
Деяния. XI. Обзор. III. (Деяние 153).
Арсений (Стадницкий; 1862–1936), еп. Псковский (1903), митр. Новгородский и Старорусский (1917); д-р церк. истории; член Предсоборного Совета, товарищ председателя Священного Собора, член Соборного Совета, председатель Отдела о правовом положении Церкви в государстве; арестован (1922–1923); в ссылке (1924–1927); митр. Ташкентский и Туркестанский (1933).
Деяния. XI. (Деяние 153).
Андрей (Ухтомский; 1872–1937), еп. Мамадышский (1907), Сухумский (1911), Уфимский и Мензелинский (1913); член Святейшего Синода, Предсоборного Совета (1917), Сибирского Соборного Совещания (1918–1919), руководил духовенством 3-й армии Колчака; арестован (1920), переехал в Уфу; явно и тайно поставил ряд архиереев (1922–1928); вступил в каноническое общение со старообрядцами (1925), в связи с чем был запрещен в священнослужении митр. Сергием; приговорен к трем годам тюремного заключения (1929); выслан в Казахстан (1932); снова арестован (1934); расстрелян в Ярославской тюрьме.
Протоколы ОЦД. 45–46 об., 49 об.
Протоколы ОЦД. 43.
Протоколы ОЦД. 49 об.
См.: Кипарисов. 81.
Протоколы ОЦД. 48–49.
Протоколы ОЦД. 66 об.
Галахов Иаков Иаковлевич, прот., магистр богословия, проф. Томского ун-та; член Высшего временного церковного управления сибирских церквей (1918–1919); арестован (1922), приговорен к 3 годам ссылки в Туруханском крае; служил в храмах Иркутска (1926–1927); арестован, вновь сослан в Туруханский край (1927); жил на поселении в Казани (1930); арестован, приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан (1930). См.: Шкаровский. Иосифлянство. 56, 57, 357.
Протоколы ОЦД. 55.
Протоколы ОЦД. 59.
Мирович Константин Константинович, канд. богословия, пом. смотрителя Подольского дух. училища.
Протоколы ОЦД. 66 об.
Протоколы ОЦД. 67.
Протоколы ОЦД. 69 об.
См.: Приложение 1.
См.: Протоколы ОЦД. 190.
Феофан (Туляков; 1864–1937), еп. Калужский и Боровский (1916), магистр богословия; архиеп. Псковский и Порховский (1927); митр. Горьковский и Арзамасский (1935); расстрелян.
Деяния. III. 14-(Деяние 31).
Шеин Василий Павлович (1866–1922), сенатор, депутат IV Гос. Думы, секретарь Собора, член Соборного Совета; принял монашество с именем Сергий (1920); архимандрит, настоятель Троицкого подворья в Петрограде; расстрелян; канонизован (1992).
Бенешевич Владимир Николаевич (1874–1938), закончил юрид. ф-т Санкт-Петербургского ун-та; ученик прот. М.И. Горчакова, после смерти которого занял кафедру церковного права на том же ф-те; член Предсоборного Совета, пом. секретаря Собора, член Соборного Совета; в заключении (1922, 1928–1933); работал в Ленинградском ун-те и в Гос. публ. б-ке (с 1934); вновь арестован (1937); расстрелян.
Кодификационная комиссия. 2.
Деяния. III. 15; Кодификационная комиссия. 3–4 об.
Соколов Иван Иванович (1865-ок. 1939), д-р церк. истории, проф. СПбДА; участвовал в работе Особого Совещания при Св. Синоде по вопросам брака и развода (1907–1909); член Предсоборного Совета; зам. члена ВЦС (1918–1922); проф. Петроградского богосл. ин-та и Историко-лингвистического ин-та (1920–1924), Ленинградского ин-та истории, философии и лингвистики (1924–1933); арестован (1933), осужден на 10 лет лагерей.
Арефьев Михаил Иванович, тверской городской голова (1910–1912); депутат IV Гос. Думы.
Лапин Павел Дмитриевич, проф. Казанской дух. академии, магистр богословия; избран в члены Высшего Церковного Совета.
Фиолетов Николай Николаевич (1891–1943), приват-доц. Московского ун-та по каф. церк. права (1917); проф. церк. права Пермского ун-та (1917–1922); самый молодой член Поместного Собора (25 лет); проф. теории права и истории политических учений Саратовского ун-та (1922–1924), ф-та хозяйства и права Ташкентского ун-та (1924–1931); арестован, сослан (1932–1934); повторно арестован (1941), умер в лагере.
Руднев Сергей Петрович (1872–1935), судебный следователь, товарищ прокурора, член Окружного суда в разных губерниях. После революции – в эмиграции на Дальнем Востоке. Скончался в Харбине.
Кодификационная комиссия. 11–11 об.
Деяния. VI. 66 (Деяние 69).
Деяния. VI. 67 (Деяние 69).
Деяния. VI. (Деяние 69).
Покровский Александр Иванович (1873–1928), доц. МДА по кафедре Библейской истории (1906–1909); редактор БВ (1907); преподавал в Московском ун-те и на Высших женских юридических курсах (1909–1916); входил в состав Комиссии по церковному праву при Московском юридическом обществе (1913). Автор исследования «Соборы древней Церкви» (Сергиев Посад, 1914). Восстановлен в МДА, доктор богословия (1917). Член Всероссийского Съезда духовенства и мирян (1917). Участник обновленческих соборов (1923, 1925). Проф. юридич. ф-та Одесского ин-та гуманитарно-общественных наук (1920–1922), Одесского ин-та нар. хозяйства (1922–1928).
Деяния. V. (Деяние 58).
Деяния. V. (Деяние 60).
Далее зачеркнуто: «Последующим Соборам нужно определенно сказать, какие каноны имели значение только для местных Церквей, например греческой, и какие могут простираться и на другие Церкви» (Деяние 54).
В публикации под ред. Г. Шульца: «обязательное» (Обзор III. 360). Текст содержит обширную рукописную правку, поэтому возможны разночтения.
В подтверждение этой мысли можно привести мнение Никодима, еп. Далматинского: «Дисциплинарные законы не неизменны, они могут изменяться по потребностям Церкви и переменам, вызываемым общественным состоянием того или другого века. Это изменение законов, конечно, происходило и должно происходить, но непременно под условием сохранения основных законов церковного устройства» (Никодим. Церковное право. 61).
Деяние 54–59 (в печатном издании только протокол); Обзор III. 359–360.
Скобей. 68.
Там же. 76.
Комиссия 2–3.
Там же. 46.
Там же.
Там же. 63.
Скобей. 143.
Скобей. 144.
Соколов Н.К. Каноническое устройство.
Заозерский. Церковный суд.
Никодим. Церковное право. См. также Павлов. Курс; Бердников. Краткий курс; Суворов. Курс.
Доброклонский. 39–42; 124–127; 289–299; 525–538.
Николай.
Щапов. Древнерусские уставы.
Щапов. Государство и церковь.
См.: Никодим. Церковное право. Заозерский. Церковный суд. 137–138.
См.: Никодим. Церковное право. 467.
См.: Никодим. Церковное право. 469.
См.: Никодим. Церковное право. 464.
См.: Никодим. Церковное право. 466.
Кормчая. 90.
Соколов Н.К. Каноническое устройство. 606.
Цит. по: Никодим. Церковное право. 468.
См.: Никодим. Церковное право. 469; Медведев. Византийское право. 298–312.
См.: Щапов. Государство и церковь. 99.
См.: Емченко. 358–359.
Каптерев (1874). 33.
Податное положение духовенства по отношению к епископу было отменено законом 1764 г. – Смолич. I. 353–355.
См.: Зызыкин.
АИ V. № 135.
ПСПиР. II. № 454 (Резолюция Св. Синода, по делам, относящимся до раскола); № 477 (О помещении ханжей в монастырь с употреблением их в труды до конца жизни); № 584 (О непопустительном взыскании штрафных денег с лиц неисповедывавшихся; и об отсылке лиц, уклоняющихся от сего платежа, мужчин на галеры, а женщин на прядильный двор). Петр I добился анафемы гетману Мазепе; см.: Смолич I. 518.
См.: Смолич I. 140, 518; Горчаков. Монастырский приказ. 195–201.
О том, как функционировал церковный суд в XVIII в., см.: Розанов.
См.: УДК. Ст. 292, 293, 296, 310–312, 328–330.
УДК. Ст. 344, 275.
УДК. Ст. 165, 172.
Горчаков. Научная. 255.
Немытина. 6.
См.: Соколов Н.К. Каноническое устройство; Соколов Н.К. О началах суда.
Соколов Н.К. О началах суда. 825.
Соколов Н.К. О началах суда. 988.
Соколов Н.К. О началах суда. 846.
Соколов Н.К. О началах суда. 844.
Оршанский. 429.
См.: Комитет 1865 г.; Руновский Н. Теория формальных доказательств определяла весомость аргументов, предъявленных суду, прежде всего их формальной принадлежностью. Так, на первом месте стояли показания очевидцев. Замена этой теории оценкой доказательств по внутреннему убеждению суда составляла одну из важнейших сторон реформы гражданского судоустройства 1860-х гг.
См.: Римский. 553.
См.: О работах по преобразованию. 618–619; Руновский Н. 188–190; Римский. 552–554.
Отчет обер-прокурора за 1870 г . 249–249 об.
См.: Римский. 553–554.
О работах по преобразованию. 618.
См. также: Смолич I. 141.
Римский. 555. См. также: Горчаков. Мнения преосвященных; Горчаков. Мнения консисторий.
Лавров-Платонов Александр Федорович (1830–1890), проф. церк. законоведения МДА; принял монашество с именем Алексия (1878), возведен в сан еп. Дмитровского, вик. Московской епархии; закончил служение архиеп. Литовским.
Елагин Николай Васильевич (1817–1891), духовный писатель, церк. – обществ. деятель консервативного направления.
Предполагаемая реформа I. 93; ср. 87; Предполагаемая реформа II. 333.
См.: Предполагаемая реформа I. 6.
См.: Руновский Н. 261–262.
См.: Предполагаемая реформа I. 89.
См.: Предполагаемая реформа II. 338.
См.: Лавров. Новый вопрос. 378.
Елагин. 85, 89.
Елагин. 165.
Н.А. Заозерский считал, что ответственность за провал реформы несет не А.Ф. Лавров, а обер-прокурор. См.: У Троицы. 641.
См.: Римский. 553–554; Цыпин. Каноны и церковная жизнь. 116–117.
Лесков. Епархиальный суд. 571.
Руновский Н. 33.
См.: Руновский Н. 204–206.
Там же. 249.
Лавров. Новый вопрос. 363.
Горчаков. Мнения консисторий. 3.
Горчаков. Мнения преосвященных. 9.
Там же. 13.
Горчаков. Научная. 224–225.
Там же. 226.
Там же. 261–262.
Там же. 270.
Там же. 260.
Там же. 263.
В случае злоупотребления (лат.)
К императору (лат.).
Горчаков. Научная. 266.
См.: Там же. 266.
Лесков. Епархиальный суд. 577.
Лесков. Епархиальный суд. 576.
О духовном суде. 919.
Пестряков. 316.
Пресвитерианство и епископы. 75.
Рождественский. Формальное право. 691.
Анастасиев. 58.
Ограничения лишаемых сана. 561.
О причинах бегства. 915.
Левитов П. 885.
Рождественский. Проект. 711.
Рождественский. К вопросу. 1424; ср. близкие высказывания: Заозерский. О возрождении суда. 270.
О преобразовании. 1899.
ОЕА. II. 220.
Флавиан (Городецкий; 1841–1915), митрополит Киевский и Галицкий (1903); председатель Особого совещания при Св. Синоде по вопросам брака и развода (1907–1909).
ОЕА. II. 76.
ОЕА. I. 524.
ОЕА. I. 104.
ОЕА. I. 2.
ОЕА. II. 368.
ОЕА. I. 139.
ОЕА. I. 89.
ОЕА. I. 287.
ОЕА. II. 79.
ОЕА. I. 9.
Константин (Булычев; 1858 – после 1926), канд. физ. – мат. наук (1881), канд. богословия (1894); архимандрит, ректор Витебской семинарии (1896); Киевской семинарии (1900); еп. Гдовский, вик. Санкт-Петербургской епархии (1901); еп. Самарский и Ставропольский (1904), Могилевский и Мстиславский (1911), архиеп. (1915); член Поместного Собора (1917); арестован (1919–1922); в последующие годы несколько раз уклонялся в обновленческий раскол, каялся и вновь уходил в раскол; один из основоположников григорианского раскола (1925).
ОЕА. I. 444.
ОЕА. III. 361.
ОЕА. II. 276.
ОЕА. I. 139.
В тексте: сосредоточить.
ОЕА. I. 1.
ОЕА. I. 151.
ОЕА. I. 9.
ОЕА. I. 30.
ОЕА. I. 79, 140.
ОЕА. I. 52.
ОЕА. I. 123.
ОЕА. I. 122–123.
ОЕА. II. 176.
ОЕА. II. 44.
ОЕА. III. 237.
Мы пользуемся подсчетами С.Г. Рункевича: Журналы и протоколы. IV. 2–4.
ОЕА. III. 93.
ОЕА. I. 151.
ОЕА. III. 406.
ОЕА. I. 35.
ОЕА. I. 90.
ОЕА. I. 222.
ОЕА. I. 328.
ОЕА. II. 82.
ОЕА. II. 470.
ОЕА. II. 516.
ОЕА. III. 263.
ОЕА. III. 69.
ОЕА. I. 2.
ОЕА. I. 30.
ОЕА. I. 26.
ОЕА. I. 186.
ОЕА. I. 30–31.
ОЕА. I. 147.
ОЕА. II. 6.
ОЕА. I. 524.
ОЕА. I. 186; II. 324.
ОЕА. I. 178.
ОЕА. I. 9.
ОЕА. II. 516.
ОЕА. III. 40.
ОЕА. III. 263.
ОЕА. III. 361–362.
Иаков (Пятницкий; 1844–1922), архиеп. Ярославский; Казанский и Свияжский (1910), митр. (1917); Томский (1920); арестован (1922).
Красножен Михаил Георгиевич (1860-?), экстраординарный (1893), ординарный (1895) профессор церк. права Юрьевского ун-та; д-р церк. права (1901).
Журналы и протоколы. I. 556.
Там же. 556.
Там же. Предшествующее законодательство предусматривало церковное покаяние, в частности, с заключением в монастырь детей от 10–14 лет (вместо ссылки в Сибирь и отдачи в исправительные арестантские роты или в работные дома); незамужних женщин за согласие на похищение для вступления в брак и за прелюбодеяние; за кровосмешение; за прелюбодеяние в таких степенях родства, «в коих по церковным правилам, не воспрещено вступать в брак». См.: Уложение о наказаниях.
Бердников. О реформе. 22–23.
Журналы и протоколы. I. 557.
Там же. 558–559.
Там же. 571.
Там же. 559.
Там же. 501.
Там же. 573.
Там же. 560–563.
Там же. 561.
Там же. 564.
Там же. 575.
Заозерский был учеником А.Ф. Лаврова в МДА. См.: У Троицы. 637–645.
Журналы и протоколы. I. 612, 615.
Там же. 614, 653.
Там же. 620.
Там же. 628.
Там же. 665.
Там же. 690–693.
Статья определяла порядок единоличного архиерейского суда.
Там же. 694.
Журналы и протоколы. IV. 2.
Там же. 4.
Там же. 7.
Там же. 12.
Там же. 13.
См.: Там же. 14–16.
Там же. 16.
Там же. 10.
Журналы и протоколы. III. 171–172.
Там же. 239.
Журналы и протоколы. II. 174–175.
Журналы и протоколы. III. 174.
Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929), магистр богословия (1883), д-р церк. истории, проф. Киевской дух. академии по кафедре литургики (1896); член-корр. Российской АН (1903); проф. греч. языка (1918–1922) и проректор Астраханского ун-та; псаломщик Астраханского кафедрального собора; арестован (1922); член Славянской комиссии АН (1923), русско-византийской комиссии; проф. богословских курсов центрального района Петрограда (1923–1925), Высших богословских курсов в Ленинграде (1925–1928).
Журналы и протоколы. III. 175–176.
Кузнецов Николай Дмитриевич (1863–1930), присяжный поверенный Моск. суд. палаты (1901), церк. публицист, член Предсоборного Присутствия (1906) и Свящ. Собора (1917–1918); магистр богословия (1911); проф. церк. права Православной народной академии, член исполнит. бюро Совета объединенных приходов Москвы (1918–1919); в заключении (1918, 1919–1921, 1924–1925), в ссылке (1926–1930).
Журналы и протоколы. III. 192–193.
Там же. 201.
Там же. 197.
Там же. 207.
Там же. 215.
Там же. 215.
Там же. 222.
Там же. 385–386.
Бердников. О реформе.
Апостольские Постановления – памятник IV–V вв., восходящий к более ранним христианским источникам. Трулльским собором этот документ был отвергнут в качестве источника канонического права.
Цит. по: Аксаков. Церковный суд. 70.
Аксаков. Церковный суд. 171–172.
Духовный суд. 2.
Предсоборное совещание. 297–298.
Журналы Предсоборного Совещания. 5.
Журналы Предсоборного Совещания. 6.
Записка думского духовенства. 146.
Журнал Особого совещания. 28.
Пилкин Александр Петрович († 1944), товарищ обер-прокурора уголовно-кассационного департамента Правительствующего Сената; член Предсоборного Совета (1917) и, в качестве такового, избран членом Поместного Собора, но на Собор не прибыл. Эмигрировал; скончался в Париже
Записка Рункевича. 7.
Жуpналы комиссии Пpедсoбopнoгo Сoвещания (1). 18–21.
См. выше, гл. 4. Проблема церковного суда. Вопрос о церковном суде в русском обществе в эпоху реформ.
Журнал Особого совещания. 28.
Записка Рункевича. 6 об.
См.: Проект узаконений.
Жуpналы комиссии Пpедсoбopнoгo Сoвещания (2). 46.
Журнал Особого совещания. 28–31.
Астров Павел Иванович, канд. юридич. наук, член Московского окружного суда; член Предсоборного Совета; член Свящ. Собора, избран заместителем члена ВЦС.
Предсоборный Совет (1). 62.
Там же. 62 об.
Там же. 64 об.
См.: Заседания 4 Отдела.
Список членов см.: Списки членов Отделов. 66, 70–71.
Протоколы ОЦС (1). 9–9 об.
Там же. 10 об.
Там же. 73.
Там же. 17.
Там же. 19 об.
Там же. 24.
Там же. 28 об.
Там же. 28.
Там же. 28 об.
Там же. 29 об.
Там же. 29.
Там же. 28 об. – 29.
Там же. 35.
См. первые шесть статей Приложения 2.
Протоколы ОЦС (1). 42.
Там же. 42 об.
См.: Там же.
Карф. 12.
Протоколы ОЦС (1). 60.
Там же. 49.
Протоколы ОЦС (1). 95 об. Первоначально эти положения составили 25 статей; ср. окончательный вариант доклада Отдела: Приложение 2.
На заседании Отдела присутствовало лишь 7 человек.
Доклады о суде (2). 4.
См. выше, гл. 4. Проблема церковного суда. Предсоборный Совет.
См.: Уложение о наказаниях. 285–303.
Окончательный текст Устава см.: Приложение 5.
Протоколы ОЦС (1). 113.
Там же. 116.
Там же. Митр. Сергий ссылался на каноны Карф. 36 («пресвитеров и диаконов, обличенных в некоем тяжком грехе, неизбежно удаляющем от священнослужения ‹…› не попускати ‹…› восходити на степень клира») и VI Всел. 21 (дозволяющий «подвергнутым совершенному и всегдашнему извержению» по раскаянии лишь стричь волосы «по образу клира»).
Протоколы ОЦС (1). 116 об.
Докладчик имел в виду Исповедание веры патриарха Иерусалимского Досифея (1672). См.: Καρμιρις. 760 (указано С.Н. Говоруном).
Протоколы ОЦС (1). 125.
Там же.
По политическому обвинению был лишен сана в 1738 г., в царствование Анны Иоанновны; восстановлен в сане в 1741 г., при регентстве Анны Леопольдовны.
Там же. 132 об.
Там же. 134 об.-135.
См.: Обзор. III. 79.
См.: Там же. 80, 81.
По-видимому, такого определения не последовало. В протоколах Отдела о церковном суде не обнаружено свидетельств обсуждения данного вопроса.
Определения. IV. 45.
Протоколы ОЦС (2). 29 об.
Там же. 36 об. – 37.
Там же. 29 об.
Протоколы ОЦС (2). 36.
Там же. 45 об. – 46.
См.: Определения. III. 58–60.
Проект устава. 15 об.; Протоколы ОЦС (2). 7–7 об.
Доклады о суде (2). 63.
См.: Приложение 2.
Доклады о суде (2). 63 об.-66.
Доклады о суде (2). 63 об.
Соборный Совет (II). 253.
Протоколы ОЦС (2). 49 об.
Там же. 50.
Соборный Совет (III). 13–13 об.
См. ниже, гл. 4. Проблема церковного суда. Обсуждение на Соборе.
Соборный Совет (III). 72 об.
Там же. 27.
Там же. 30.
Прения на Соборе зафиксированы в двух видах: кратком протокольном (в основном в таком формате они опубликованы в издании под общей редакцией Г. Шульца, см.: Обзор I–III) и пространном (расшифровка стенограммы), представляющем собой отредактированную запись выступлений. Пространный вариант имеется не для всех выступлений. Мы использовали Обзор, а в нужных случаях для восполнения текста обращались к архивным материалам ГАРФ. В процессе работы над книгой появилось издание Деяний, подготовленное Новоспасским монастырем, на которое даны ссылки в тексте. Имеющиеся разночтения между архивными материалами и опубликованным текстом мы отмечаем. Причины возможных разночтений в передаче текстов Деяний рассмотрены в статье А.А. Плетневой (Обзор II. 23–27).
Деяние 151. 25–27; Деяния. Х. См.: Прилож. Преамбула.
Деяние 151. 30; Деяния. X. 245.
Деяние 151. 33; Деяния. X. 246.
Деяние 151. 33; Деяния. X. 247.
Деяние 151. 36; Деяния. X. 248.
Деяние 151. 40; Деяния. X. 249.
Деяние 151. 41–42; Деяния. X. 250.
Деяние 151. 43; Деяния. X. 251.
Там же.
Деяние 151. 44; Деяния. X. 251 (в публ. пропущены несколько слов в начале цитаты).
Деяние 151. Деяния. X. 252.
Деяние 151. 43–44; Деяния. X. 252.
Деяние 152. 49–50; Деяния. XI. 15.
Деяние 152. 50; Деяния. XI. 15.
Далее даны ссылки на Мф. 15–19; I Тим. 5, 19–21; Ап. Пост. II. 11, 12, 13; Ап. 12, 13, 32; I Всел. 5; Ант. 4, 6, 9; а также творения Иоанна Златоуста и Симеона Солунского, определения Стоглава и статьи УДК, показывающие, что суд совершался под непосредственным начальством епархиального архиерея.
Деяние 152. 55; Деяния. XI. 18.
Деяние 152. 57; Деяния. XI. В публ. вместо судья – «суд».
Обзор. III. 240 (Деяние 153).
Зеленцов Василий Иванович (ок. 1870–1930), миссионер Екатеринославской, затем Полтавской епархии; член Поместного Собора; священник (1919); в заключении (1922–1925); еп. Прилуцкий Василий, вик. Полтавской епархии (1925); аресты и ссылки (1926–1930); расстрелян. Канонизован (2000).
Деяния. XI. 44 (Деяние 154).
Обзор. III. 261 (Деяние 154).
Деяние 155. 220.
Деяния. XI. 86 (Деяние 155).
Деяния. XI. 89 (Деяние 155).