Часть первая Вступительные разделы

Глава первая Границы экономической науки и ее определение

Одни теоретики ограничили экономику вопросами о технических соотношениях между экономическими явлениями, выведя философские и этические вопросы за ее рамки. Таким образом, они определили пределы экономики законами производства и распределения. Другие же, в особенности мусульманские ученые-теоретики, включили в данную науку этические и правовые вопросы.

Каждая наука должна охватить все свои «проблемы», а для определения проблем каждой науки необходимо обратиться к ее области исследования. Экономика изучает деятельность человека, направленную на приобретение богатства. Поэтому все, что может оказать положительное или отрицательное влияние на эту деятельность и вызвать увеличение или уменьшение богатства человека или общества, входит в область исследований экономической науки. При этом нет особой разницы в том, выражаются эти вопросы и отношения на языке математики и в количественной форме или они имеют этический и правовой характер и разъясняются в повествовательной форме. Действия людей при производстве и распределении богатства осуществляются под влиянием их идей и убеждений.

Конечно, здесь под включением правовых и этических вопросов в область экономики имеется в виду введение не всех подобных вопросов, а лишь той их части, которая имеет непосредственное и очевидное влияние на экономическую деятельность. Например, право на экономическую свободу, на частную собственность, получение процента или отказ от него, положительное или отрицательное отношение к прибыли. Если, к примеру, одно общество считает богатство «мерзостью», то его деятельность ради личного обогащения будет отличаться от деятельности того общества, где приобретение богатства в рамках определенных ценностей считается деянием богоугодным. Следовательно, изучение подобных правовых и этических вопросов входит в экономическое исследование.

Разумеется, все вопросы определенной науки можно классифицировать и разделить. Например, можно разделить экономическую науку на нормативные и позитивные разделы и, включив в каждый из них соответствующие вопросы, изучать их. Но и в этом случае оба раздела будут двумя частями одной экономической науки, и ни одна из них не сможет вполне удовлетворить нас без другой.

Возможно, кто-то скажет, что для того, чтобы экономика стала наукой, ей следует освободиться от этических и правовых вопросов и заниматься изучением только непреложных законов и отношений, которые можно обобщать и прогнозировать. Ответом на это может служить следующее.

Во-первых, вследствие того, что в теориях общественных наук не учтены принятые в обществе права и ценности, ученые забывают о влиянии многих важных факторов и не могут изучить причины их влияния на поведенческие проявления.

Во-вторых, выше было указано, что экономические отношения зависят от воли и выбора людей и что они не непреложны, как законы природы. Эти отношения меняются в зависимости от изменений в мышлении и поведении людей. И в итоге не все прогнозы экономической науки подтверждаются на практике.

В-третьих, анализ трудов западных экономистов ясно показывает, что они намеренно или ненамеренно не придерживаются заявленных ими лозунгов о том, что экономика – это «чистая» наука. Например, Пол Самуэльсон выражает свою особую этическую точку зрения, выступая за процентный доход.

Предмет и определение экономики

Предмет экономики. Предмет экономики (экономической науки) – это создание, распределение и потребление богатства (товаров, услуг и ресурсов). Под «богатством» подразумевается ценность товаров и услуг, а не объективная сторона имущества. Поэтому богатство является предметом изучения экономики с точки зрения ценности. Также экономика изучает богатство с позиции его создания, распределения и потребления, а не исходя из критерия принадлежности его тому или иному лицу. Таким образом, вопросы, связанные с объективностью богатства и материальными правами, выходят за рамки экономической науки.

Определение экономики. Ученые дали множество определений экономической науки. Но, как правило, ни одно из них не является полным и исчерпывающим. Возможно, самое лучшее определение было дано Полом Самуэльсоном:

«Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределении их между членами общества в целях потребления»[3].

Это определение охватывает макроэкономику и микроэкономику, денежную и товарную экономику, производство, распределение и потребление. Но вместе с тем оно не охватывает этических вопросов этой науки и формулировкой «редкие или ограниченные производительные ресурсы» напоминает теорию Мальтуса, хотя Самуэльсон имеет в виду ограниченность ресурсов при экономических решениях, а не их реальную или потенциальную ограниченность.

Используя определение Самуэльсона и внеся некоторые коррективы, мы приведем здесь другое определение:

«Экономика есть наука об изучении, оценке и выборе методов, которые человечество использует для производства и распределения товаров и услуг с помощью ресурсов с целью потребления».

В этом определении учтены как позитивная и нормативная экономика, так и вопросы производства, распределения и потребления. Оно охватывает как макро-, так и микроэкономику, как денежную, так и товарную экономику.

Глава вторая Методы исследования экономических проблем

Методология

Экономическая наука использует такие методы исследования, анализа и изложения проблем, часть которых используется и в других науках. Из них два метода – «дедуктивный метод» и «индуктивный метод» – общеприняты и при формировании экономических теорий. Дедуктивный метод основывается на дедуктивном умозаключении, а индуктивный метод – на индуктивном умозаключении.

Вначале мы дадим определение дедукции и индукции, а затем рассмотрим дедуктивный и индуктивный методы в экономике.

Дедукция: способ рассуждения, при котором частное положение выводится из общего. Другими словами, это умозаключение, сделанное исходя из нескольких теорем, причем из него естественным образом вытекает другое умозаключение. Дедукция – процесс вывода частного из общего.

Индукция: способ рассуждения, при котором общее положение выводится из частного, рациональное – из чувственного, закон – из явления. При этом методе мышления рассматриваются некоторые частные предпосылки, а затем выводится общий закон, который распространяется на все схожие случаи.

Дедуктивный метод. Дедуктивный метод состоит из рациональной аргументации и перехода от следствия к причине, или, наоборот, посредством взаимообусловленных теорем и логической связи между ними ради утверждения определенной общей теории. При аргументации путем перехода от причины к следствию сменяют друг друга следующие стадии:

Предположения. Первичные рамки теории создаются предположениями, которые формируются в виде общих выводов из аксиом, результатов других теорий, правил и положений, обычаев или законов или определяются условиями окружающей среды. Несомненно, выбор правильных предположений – один из главных элементов создания экономической гипотезы или теории.

Гипотеза. Результат предположений об определенном экономическом явлении, который был получен с помощью логической аргументации, называется экономической гипотезой.

Теория. Путем опытных испытаний экономической гипотезы и относительного подтверждения представленных правил определенными экономическими явлениями создается экономическая теория, которая формируется в результате проверки экономической гипотезы. Повторное относительное подтверждение гипотезы в результате опытных исследований поднимает ее до уровня закона. И впоследствии этот закон может быть использован для формулирования другой экономической теории в виде общего правила дедуктивного метода.

Индуктивный метод. Индуктивный метод состоит из аргументации, основанной на изучении частностей, статистических и объективных данных с целью получения общих итогов и правил. Другими словами, переход от частного к общему ради создания определенной теории называется индуктивным методом. Согласно этому методу, экономические явления сначала изучаются эмпирическим путем, а затем посредством обобщения полученных результатов общие правила и теоремы представляются в виде определенной экономической теории. И впоследствии эта теория, или закон, может быть использована для обоснования другой экономической теории в виде общего правила индуктивного метода.

Цель создания гипотезы и теории в экономике

Экономисты создают экономические гипотезы и теории с двумя целями:

1. Создание идеальной модели. Цель экономистов в этом случае – формулировка в рамках неких предположений идеального положения или направления развития определенного экономического явления, а не разъяснение и толкование внешнего экономического явления. Для того чтобы создать идеальную модель, у экономистов должен быть набор ценностных критериев для выбора между идеальными предположениями или определение представления об идеальном положении. Эти критерии в качестве утвержденных принципов могут быть заимствованы из других наук. При наличии такой модели мы не будем беспокоиться о подтверждении представленной гипотезы опытным эмпирическим путем. Главным для нас будет то, чтобы созданная на основе ценностных критериев модель определила идеальное положение какого-либо внешнего экономического явления.

2. Изучение реальных явлений. Цель экономистов в этом направлении – это познание группы факторов, влияющих на определенное экономическое явление. Поэтому, невзирая на то, является или нет данное экономическое явление идеальным, экономисты стремятся лучше познать те факторы, которые влияют на него. С этой целью экономисты вначале изучают касающиеся данного явления предположения, а затем формулируют гипотезу о поведении и ходе внешнего явления. После этого путем опытного исследования они подвергают испытанию свою гипотезу о ходе внешнего явления и после ее относительного подтверждения или отсутствия опровержения создают свою теорию о поведении явления.

Взаимовлияние создания идеальной модели и изучения реальных явлений

1. Влияние изучения реальных экономических явлений на идеальную модель. Идеальное положение предлагается для направления развития реального экономического явления. Поэтому более полное, всестороннее изучение этого явления, его главных связей с другими явлениями позволит экономистам более емко и точно представить и предложить его идеальное положение. Ибо если это изучение не будет полным, то предложенная модель, возможно, не сможет отобразить идеальное положение для этого явления, даже если она и будет создана на основе ценностных критериев. Потому что в таком случае у создателей этой модели не будет никаких вариантов для определяющих и в то же время непознанных сторон и связей этого явления. Например, проект банковской системы без ростовщичества, который создан без всестороннего изучения всех факторов, господствующих на денежном, валютном и реальном рынках, и без понимания роли ростовщичества и цессии на этих рынках, не может быть служить для нас идеальной моделью.

2. Влияние создания идеальной модели на изучение реальных экономических явлений. Множество причин влияют на развитие экономического явления, равно как многие факторы развиваются одновременно с развитием этого явления, не будучи непосредственной причиной оного. Для того чтобы изучить развитие определенного экономического явления и его причин, необходимо выбрать среди упомянутых факторов самые важные и определяющие. Безусловно, этот выбор должен осуществиться с учетом всех сторон и граней развития явления. Создание идеальной модели, основанной на ценностных критериях, может направить исследователей к изучению других факторов, которые влияют на развитие явления, но остались без внимания и не были выбраны, и выявить новые определяющие грани и связи этого явления. Потому что явления в гуманитарных науках испытывают влияние со стороны множества качественных факторов и порождают сложные связи, которые, как правило, остаются непознанными. Ценностные критерии создателей идеальной модели дают исследователям более широкие возможности для изучения других факторов, господствующих в области явлений, изучаемых общественными науками.

Польза от проекта идеальной модели

Проект идеальной модели в гуманитарных науках может изменить ход экономических явлений, если будет сопровождаться соответствующей пропагандой и исполнительной деятельностью, так как человек есть разумное, свободное и гибкое существо. Применение ценностных критериев в рамках идеальной модели к экономическому поведению человека при наличии соответствующей политической пропаганды может направлять его на верный путь и в итоге изменить определяющий фактор экономического поведения человека и стать причиной того, что тот фактор, который до сих пор считался малозначительным, станет важным и определяющим. Поэтому те, кто определяет политику, могут с помощью некоей идеальной модели и соответствующей пропаганды направить ход экономического поведения человека в нужное для них русло. Разумеется, эта ситуация подобна обоюдоострому мечу, так как неправильные ценностные критерии в рамках неправильной модели и вследствие неправильных политических, экономических и социальных тенденций могут привести к обратным последствиям в поведении человека и направить ход реальных экономических явлений в сторону тех самых неправильных ценностей создателей этой модели. Проект некоей идеальной позиции, формирующей ход развития некоего явления, – есть указатель, руководство для тех, кто определяет политику.

Польза от изучения реальных экономических явлений

1. Объяснение. Изучив реальные экономические явления, экономист и исследователь смогут представить причины и факторы, определяющие ход явления, и объяснить причину и образ этого хода. Познав прямые и косвенные причины, довлеющие над ходом явления, исследователь сможет обнаружить многие свойства самого явления. А если эти причины не будут изучены, то и эти свойства останутся неизвестными и непознанными.

2. Прогнозирование. Познав факторы и причины развития экономических явлений, экономист и исследователь смогут прогнозировать процесс хода реального экономического явления в разное время, в разных местах и в целом в разных условиях. Конечно, в общественных науках такое прогнозирование предлагается не в категоричной форме, а в форме приемлемой допустимой вероятности.

3. Направление и контролирование. Посредством изучения факторов и причин, довлеющих над ходом реального экономического процесса, и прогнозирования этого хода экономист сможет, предотвращая возникновение той или иной причины или создавая тот или иной фактор, внести в процесс хода реального экономического явления желаемое изменение и вызвать необходимое ему развитие.

Метод изучения реальных явлений и создания идеальной модели в естественных и общественных (экономика) науках

Посредством двух примеров из естественных и общественных наук мы объясним метод изучения реальных явлений и создания идеальной модели.

Пример из естественных наук. Представим падение некоего тела на землю и скорость его движения. Если метод исследования будет дедуктивным, то для изучения этого явления мы прибегнем к определенным суждениям, таким как сила притяжения земли, температура и плотность воздуха, расстояние тела от земли, давление и т. д. Эти суждения, резюмируя действительность, акцентируются на главных и определяющих причинах движения тела. Используя ряд логических связей и аргументов, мы приходим к гипотезе, что, например, это тело будет падать на землю с такой-то скоростью в секунду. Создав указанные в суждениях условия во внешней среде, отпустив тело в сторону земли, измерив скорость его падения и сопоставив гипотезу с результатами испытания, мы превращаем гипотезу в теорию, а в результате повторений она становится законом.

Если же метод исследования будет индуктивным, то путем повторных наблюдений скорости падения тела в определенных условиях будет выведен общий закон о скорости падения тела. В обоих случаях исследователь имеет возможность представить себе определенную скорость как идеальную для падения тела и для достижения этой идеальной скорости выбрать среди имеющихся суждений те, которые ему необходимы, и на их основании создать идеальную модель скорости падения тела.

В итоге, получив реальную скорость падения тела, выявив вызвавшие ее факторы и причины, прогнозируя скорость падения тела в различных условиях и контролируя влияющие на нее условия, исследователь может устранить некоторые факторы или создать другие, чтобы тело падало на землю с идеальной скоростью.

Пример из общественных наук (экономики). Представим себе уровень производства определенного товара. Если метод исследования будет дедуктивным, то для изучения этого явления мы прибегнем к определенным суждениям, таким как стимул изготовителей товара, вид используемой ими технологии, структура рынка, где они производят и предлагают свой товар, и т. д. Эти суждения, резюмируя действительность, акцентируются на главных и определяющих причинах производства этого товара. Используя ряд логических связей и аргументов, мы приходим к гипотезе, что, например, если заводы будут производить товар при минимальных долгосрочных средних издержках, то производство достигнет такого-то уровня. Изучив это производство, собрав статистику по статьям (например, по долгосрочным средним издержкам заводов на различные производства), получив информацию о кривых этих издержек, собрав статистику текущего производства всех заводов и сопоставив гипотезу с полученными путем опытных исследований результатами, гипотеза становится теорией. А в случае ее повторения в разных временных и пространственных условиях – она становится законом.

Если метод исследования будет индуктивным, то путем повторных наблюдений производства и долгосрочных средних издержек каждого завода в определенных условиях мы выведем общий закон о производстве и долгосрочных средних расходах каждого завода.

В обоих вышеприведенных случаях, принимая во внимание проблему загрязнения окружающей среды этим производством, исследователь может предложить более низкий уровень производства в качестве идеального – например, ради минимизирования долгосрочных средних издержек заводов на социальные нужды, которые также включают в себя и расходы на преодоление последствий загрязнения окружающей среды. Поэтому для достижения идеального производства среди имеющихся суждений выбираются те, которые необходимы, и на их основании создается такая идеальная модель производства, при которой долгосрочные средние издержки заводов на социальные проблемы будут минимизированы.

В итоге, учитывая, что определяющий фактор экономического поведения завода-производителя – это экономическое поведение человека, и принимая во внимание его свободу и гибкость, а также ряд качественных и количественных факторов, влияющих на его поведение, правительство с помощью пропаганды идеальной модели и демонстрации ее преимуществ заводам-производителям может стимулировать их к повышению не собственной, а всеобщей выгоды. Таким образом, фактически возможно изменить явление, то есть экономическое поведение заводов, в сторону реализации идеальной модели.

Конечно, наряду с вышеупомянутым важным фактором, правительство (при условии познания других причин и факторов, влияющих на производство, и создания идеальной модели производства для заводов) может путем проведения определенной политики и необходимого контроля над производством устранить одни факторы и вызвать другие, чтобы достичь идеального производства. Например, оно может посредством увеличения налогов увеличить производственные издержки заводов и уменьшить объем их производства.

Разница между изучением реальных явлений и созданием идеальной модели в естественных и общественных (экономика) науках и ее причины

Эта разница возникает из-за неоднородности явлений, исследуемых этими двумя ветвями наук. Общественные науки изучают поведение человека и человеческого общества, а естественные науки изучают движение и поведение природных явлений. Отсюда можно выделить три различия между явлениями, исследуемыми естественными и общественными науками.

1. Явления, изучаемые общественными науками, связаны с поведением человека, которое формируется в соответствии с его волей и сознанием. Поэтому эти данные имеют добровольную, сознательную и в какой-то мере свободную, а не принудительную и вынужденную сущность, и потому их можно назвать свободными и гибкими явлениями. Исходя из этого, разница между явлениями естественных наук и законами природы и явлениями гуманитарных наук и законами, довлеющими над человеческим поведением, имеет существенный и фундаментальный характер.

Возможно, кому-то покажется, что эта разница между двумя ветвями наук формальна и что отношения, господствующие в мире природы, не отличаются с точки зрения сходства связи и причинности от отношений, влияющих на человеческое поведение, и что единственная разница между данными этих двух ветвей наук состоит в том, что связи в естественных науках более ясны, ограниченны и контролируемы, а в общественных науках они сложнее, шире и меньше поддаются изучению и контролю. Однако несмотря на то, что множество факторов, влияющих на человеческое поведение, осложняет изучение этого поведения и управление им, в действительности разница между данными этих двух ветвей наук заключается не только в условиях и особенностях связей, их сложности или простоте. С философской точки зрения уже доказано, что связь добровольного поведения отличается от связи причинности и естественной необходимости, критериями которой является являются неразделенность и непреложность. Более подробно об этом можно узнать в книгах по философии. Здесь же мы ограничимся лишь тем, что каждый человек может обнаружить в себе эту истину: исходящие от него действия, в отличие от сияния солнца и движения небесных тел, не являются принудительными.

Элемент воли и выбора заключается в сути событий и связей явлений общественных наук, составляет их сущностное свойство. И поскольку эти связи свободны и изменчивы, всегда существует вероятность их нарушения. Да, на основании этих добровольных связей можно в какой-то мере предугадать итоги, но они всегда зависят от воли и выбора человека и общества, и потому с помощью изменения прогнозов и сознания людей можно изменить связи и итоги. Несмотря на то, что воля и сознание людей могут оказаться под влиянием разных причин и факторов, это явление не является абсолютным, и у них всегда есть свобода выбора и действия. Кроме того, факторами, влияющими на эту связь, являются мысли, идеи и стимулы, а не материальные, физические и экономические факторы.

2. Другая разница между явлениями общественных и естественных наук – это ценность и нацеленность некоторых явлений общественных наук. Главный фактор действий человека – это его идеи и цели, потому что человек – сознательное и мыслящее создание, которое вдохновляется своими ценностями. И потому изменение его идей и целей неизменно влечет за собой изменение его поведения и действий. Таким образом, можно сказать, что движение человека в его поведении и действиях есть движение качественное, целеустремленное и зависимое от его идей, в отличие от движения явлений физического мира, которое в целом является количественным.

К такому выводу можно прийти в том числе и путем наблюдения за поведением людей во внешнем мире. Их действия меняются сразу же после того, как меняются их идеи и стимулы. Также к этому выводу можно прийти, поразмыслив о себе и обратившись к своей совести, которая является наилучшей свидетельницей. Поэтому имеющиеся в общественных науках правила и отношения подчиняются идеологии, культуре, мышлению и целям, возникающим в умах и сознании людей. И потому всякое изменение и преобразование в культуре и идеологии людей приводит к изменению и преобразованию этих правил и отношений.

Загрузка...