До XVII века различные научные дисциплины входили в состав философии, пока в эпоху Возрождения гуманистическая мысль не создала предпосылки для отдельного изучения социальных вопросов посредством разума и практики. К началу XVIII столетия социальные науки стали приобретать некую независимость и отделяться от философии. В это время сформировалась точка зрения, что социальные явления так же, как и природные, систематичны и закономерны и что социальные действия так же, как и природные явления, подчиняются определенным законам.
Что касается экономических явлений, то ученые полагали, что действия человека при производстве, распределении и потреблении подчиняются реальным законам, которые можно познать. Они были убеждены в том, что эти законы являются наилучшими средствами для достижения самопроизвольного баланса в экономических отношениях, но при условии, что будут работать в свободной атмосфере, без какого-либо вмешательства извне. Результатом такого процесса стало выведение вопросов о ценностях за рамки экономических исследований, так как их нельзя было подвергать опытам и изучать эмпирически. Поэтому экономика, которая до этого была тесно связана с понятиями о нравственности и этике, лишилась этих понятий и стала сугубо описательной наукой.
Действительность такова, что экономическое поведение человека не является случайным и спонтанным. Оно подчиняется закону причинности, хотя, разумеется, не следует считать подчиненность экономических явлений причинно-следственному закону отрицанием важности человеческой воли в этих явлениях. Экономическое поведение человека, вне всяких сомнений, определяется его волей и решимостью.
Выбор определенного действия и решение выполнить его или не выполнить не могут быть случайными. Принятые человеком ценности направляют его на то, чтобы он выбрал то или иное действие и выполнил или не выполнил его. Например, тот, кто в своей производственной деятельности ставит материальную выгоду своим главным или единственным приоритетом, поступает так потому, что материальная выгода для него – это основная ценность, и поэтому он стремится получить прибыль. А экономическое поведение того, кто ставит своей целью решение социальных проблем исламской общины, формируется иначе, и он выбирает такую экономическую деятельность, которая в определенной мере может решить некоторые трудности мусульман, даже если это и не приносит лично ему значительной прибыли.
Следовательно, природные явления и человеческие действия имеют причинно-следственные связи. Но в случае с природными явлениями воля не играет никакой роли, в то время как действия человека всегда происходят по его воле, которая зависит от его моральных, религиозных и социальных ценностей.
Здесь следует отметить, что в действиях человека существует два вида «необходимостей»: «фундаментальные» и «инструментальные». «Фундаментальные необходимости» – это ценностные принципы, которые определяют основные цели человека и общества. Эти «необходимости» вызваны мировоззрением человека и потому меняются только в том случае, если оно изменится.
«Инструментальные необходимости» нужны для реализации фундаментальных принципов и ценностей, так как она зависит от краткосрочного и долгосрочного планирования. Поэтому инструменты и планы всегда должны соответствовать целям экономической системы («фундаментальным необходимостям»). В то же время при планировании необходимо учитывать экономические реалии и социальные условия. В противном случае невозможно достичь поставленных целей. Ведь эти «необходимости» могут изменяться в зависимости от условий и требований времени и научных достижений человечества.
Бюро сотрудничества хаузы[1] и университета, исходя из убежденности в том, что человеческие ценности и потребности играют видную роль в судьбе экономических теорий и «инструментальных необходимостей», приступило в 1982 году к изучению исламской экономики. И до 1995 года выпустило такие книги, как «Дарамади бар иктисади ислами» («Введение в исламскую экономику»), «Пул аз дидгахи ислам» («Деньги с точки зрения ислама») и «Мабании иктисади ислами» («Основы исламской экономики»), при сотрудничестве преподавателей высших религиозных и светских учебных заведений под научным руководством аятоллы Мухаммада Таки Мисбаха и аятоллы Сейеда Махмуда Хашими.
Настоящая книга является четвертым трудом из серии об исламской экономике, которая была подготовлена экономическим отделом Бюро сотрудничества хаузы и университета. Она является сокращенным вариантом второй выпущенной усилиями Бюро книги «Мабании иктисади ислами», написанной докторами Давуди и Шариф-заде в соавторстве с худжат ал-исламами[2] Мисбахи и Назари, и подготовлена с целью ее перевода на другие языки. При этом в ней исправлены некоторые упущения предыдущей книги и внесены необходимые дополнения.
Бюро сотрудничества хаузы и университета считает своим долгом выразить благодарность всем тем, кто был причастен к подготовке этой книги. Особая благодарность – худжат алисламу Гуламризе Мисбахи, который, помимо общего контроля над составлением этой книги, сократил, дополнил и подготовил первые девять ее глав, и худжат ал-исламу Хади ‘Араби, который подготовил остальные главы.