Контроль за исполнением бюджета – важный этап бюджетного процесса. Он осуществляется:
1) представительными органами власти;
2) Счетной палатой Российской Федерации;
3) контрольно-счетными палатами на местах;
4) финансовыми и налоговыми органами.
В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы – парламентский и административный.
Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает:
1) право соответствующих представительных органов власти на получение необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
2) право представительных органов власти на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета;
3) право соответствующих представительных органов власти на утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета;
4) право создавать собственные контрольно-счетные органы для проведения внешнего аудита бюджетов;
5) право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.
Административный контроль осуществляется
Министерством финансов Российской Федерации, Казначейством Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.
Административный контроль предполагает:
1) право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
2) право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;
3) право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;
4) право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основаниями для наложения мер ответственности.
Казначейство Российской Федерации осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетов, бюджетополучателей. Оно организует финансовый контроль и аудит юридических лиц – получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.
Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляют Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Заключение Счетной Палаты по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета включает:
1) заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств о том, сколько средств из кассовых расходов использовано по целевому назначению, а также указание случаев нецелевого использования бюджетных средств;
2) заключения по каждому разделу и подразделу функциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств сверх бюджетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов;
3) заключения по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных в утвержденном федеральном бюджете либо росписи бюджетных расходов.
Кроме того, в заключение по отчету об исполнении бюджета входит анализ, характеризующий различные стороны исполнения бюджета.