Часть 1 Ресурсы и энергия


Что такое ресурсы

Для начала давайте разберемся, что же вообще такое «ресурсы» и зачем они нам нужны?

В общем смысле ресурс – то, что позволяет нам удовлетворять наши нужды. Это запасы и источники.

Деньги, время, навыки, прошлый опыт, состояние тела и его возможности – это ресурсы, которыми мы обладаем.

В психологии мы также можем рассматривать ресурс как средство, которое помогает нам не только справляться с различными кризисными состояниями и проблемами, но и в целом функционировать. Это наша базовая способность, наши психические и физические силы. Это наш резерв, наше топливо. С его помощью мы достигаем высот, реализуем мечты, развиваемся и совершенствуемся.

Есть мнение, что энергию мы получаем от больших, значимых вещей. Например, от путешествий в дальние страны, концертов любимых звезд или очередного двухнедельного отпуска. Да, они тоже важны.

Но все значимые события хоть и дают массу положительных эмоций, все равно используют наши ресурсы.

Сначала мы тратим время, деньги, силы, внимание на организацию поездки, потом восполняем их и получаем новые впечатления. Но в действительности такой способ добывания ресурсов не совсем корректен.

Наша жизнь наполнена ресурсами. Мы получаем их из огромного количества источников и теряем самыми разными путями. Если бы у вас не хватало ресурсов, вы бы утром не могли оторвать голову от подушки и просто лежали бы тряпочкой. Как, собственно, и делают люди в депрессии или на последней стадии выгорания. В подобных случаях путешествия раз в полгода не спасают, потому что, как говорилось выше, ресурсы недополучаются ежедневно.

Представьте, что весь последний год вы живете впроголодь. У вас проблемы с деньгами и приходится экономить на всем. Поможет ли вам разовый обед в мишленовском ресторане? Сет из десяти маленьких, оригинальных и очень вкусных блюд с дорогим, выдержанным вином в бокале. Нет, это не сработает. Это будет всего лишь момент блаженства и неги, а завтра снова наступит голод.

Как нельзя наесться один раз на всю жизнь, так нельзя за один раз наполниться энергией и жить на ней годами. Нужно постоянное наполнение. Это непрерывный процесс, продолжающийся всю жизнь.

Кроме того, энергия может отсутствовать по психологическим причинам. Некоторые аспекты (например, плохое настроение или физическое самочувствие) вытягивают из нас энергию. Поэтому их так важно найти и обезвредить, чтобы остановить отток энергии.

Маленький ребенок начинает плакать, чувствуя голод. Он еще не понимает, что ему плохо, так как в последний раз он ел довольно давно. У него пока не работают причинно-следственные связи, как у взрослых людей.

С темой ресурсов мы знакомимся в самом юном возрасте и перенимаем паттерны, то есть схемы поведения, от наших родителей. Установки и поведение самых близких людей записываются на нашу подкорку. Все, что мы слышим от тех, кто значим для нас, становится частью нашего мышления.

Мама была убеждена, что отдыхают только лоботрясы, а дома все должны постоянно чем-то заниматься?

Папа считал, что окружающий мир опасен, а от людей можно ожидать только подлости и обмана?

Бабушка ругалась, когда вы проявляли эмоции, и говорила, что мальчикам стыдно плакать, ведь они должны быть сильными?

Поздравляю! В будущем вы будете смотреть на мир аналогично, через призму тех же убеждений, если не пересмотрите их специально. Не думайте, будто все, что вам не подходит, отвалится само. Увы, так тоже не работает.

Со временем обычно проходит только само время.

То, как вы распоряжаетесь своими запасами энергии, перенимают и ваши дети: как вы расходуете свои силы, как относитесь к себе, как справляетесь с проблемами, как переживаете стресс, как отдыхаете и умеете ли это делать вообще. Поэтому многие действия важно уметь делать не только ради нас самих, но и ради детей. Иначе образуется замкнутый круг.

Загвоздка в том, что дети верят не словам, а поведению. Вы можете говорить все, что угодно, но, если вы не будете подкреплять свои заявления соответствующими действиями, вам не поверят.

Поэтому вопрос ресурсов необходимо решать для общего блага. Очень важно помнить, что мы все – части нашей семейной системы. Когда мы меняемся, это автоматически воздействует на остальных членов семьи.


УПРАЖНЕНИЕ 1

Возьмите тетрадь или блокнот, в котором будете расписывать выполненные задания. Если хотите получить максимум эффекта от книги, обязательно записывайте все.

Для начала определим исходную точку: где вы находитесь в настоящий момент и каким образом пришли к этому состоянию.

Оцените свой уровень энергии от 0 до 100 %. Внесите оценку в таблицу ниже.

1. Сегодня

2. В этом месяце

3. В прошлом месяце

4. В этом году

5. В прошлом году



Оцените общий уровень энергии и отдельно по следующим аспектам:

• физическое самочувствие;

• настроение;

• стрессоустойчивость;

• спокойствие;

• готовность к действию, мотивация.


УПРАЖНЕНИЕ 2

Подумайте, проанализируйте и запишите, как вы считаете, почему вы себя так чувствовали в каждом из аспектов:

• общее состояние;

• физическое самочувствие;

• настроение;

• стрессоустойчивость;

• спокойствие;

• готовность к действию, мотивация.


УПРАЖНЕНИЕ 3

Как вы думаете сейчас, что помогло бы вам чувствовать себя лучше? Что вам надо сделать, чтобы появилась энергия в следующих областях:

• общее состояние;

• физическое самочувствие;

• настроение;

• стрессоустойчивость;

• спокойствие;

• готовность к действию, мотивация.

Как понять, что ресурсов не хватает

Нехватку ресурсов ни с чем не спутаешь. Самые явные и негативные проявление их дефицита: моральное и физическое истощение, апатия, выгорание и депрессия. Вы никак не можете оторвать себя от кровати и сделать какие-то элементарные для многих вещи: умыться, приготовить завтрак, поесть, убрать за собой постель и посуду, выйти на прогулку, выполнить несложную работу. Иногда вы даже останавливаетесь на половине сделанного, просто бросаете все как есть и переключаетесь на что-то другое. Или ложитесь обратно в кровать.

Вы ощущаете себя сдувшимся шариком. И проблема здесь в том, что шарик не надует сам себя снова.

Вас ничто не радует, даже то, от чего совсем недавно горели глаза. Любимые занятия – музыка, книги, встречи с друзьями, общение с близкими – все теряет краски и становится не столь желанным. Сначала вы продолжаете привычно действовать на автомате, но со временем самообман начинает играть против вас, и апатия накрывает с утроенной силой.

Что нужно сделать, если вы чувствуете сильный упадок сил:

1. Проконсультироваться с психиатром и выяснить, нет ли у вас депрессии.

2. Посетить терапевта и эндокринолога, сдать анализы.

3. Обратиться к психологу или самостоятельно проработать вопрос с помощью книги, лежащей перед вами.

Человеку с дефицитом ресурсов сложно оставаться эмоционально стабильным. Сил на то, чтобы управлять эмоциями не хватает, и тогда уже они начинают управлять вами. Повышаются тревожность, обидчивость, недовольство и раздражение, грусть и тоска. Вы злитесь из-за того, на что раньше не обращали внимания, беспокоитесь из-за мелочей, начинаете ограничивать себя. Такая тревога мешает жить. Вы становитесь несдержанным с близкими, а потом мучаетесь из-за чувства вины и стыда, можете легко заплакать и расстраиваетесь из-за незначительной ерунды, на которую не реагировали в спокойном состоянии. Иногда вы плачете даже без причины, просто так.

Вдобавок человека в подобном состоянии даже привычные задачи могут вогнать в стресс, не говоря уже о неприятностях и ошибках. Да и права на ошибку в таком экономном режиме человек лишен. Что уж говорить про серьезный стресс: он просто невыносим.

Вместе с тем, отсутствие ресурсов люди часто путают с обыкновенной ленью. Возможно, вы много времени проводите в соцсетях, часами играете в приложения на телефоне или часами смотрите ненужные видео в «Ютубе». Когда у вас появляется свободное время, вы ничего не делаете для себя, а просто пытаетесь заполнить пустоту.

Нерешенные внутренние конфликты и сопровождающая их незавершенная сепарация приводят к тому, что мы постоянно пытаемся чему-то соответствовать вместо удовлетворения собственных потребностей. Такие невероятно энергозатратные моменты приводят к тому, что человек проживает чужую жизнь, а свою откладывает на потом. «Вот сейчас я добьюсь, чтобы все были мной довольны, и тогда начну». Опасное заблуждение.

И конечно, не забываем про тело. Ресурса нет, зато в наличии проблемы со сном, непреходящая усталость и изможденность, проблемы с употреблением пищи (отсутствие аппетита или, наоборот, переедание), всевозможные зависимости.

Вы теряете концентрацию и ежедневно откладываете дела на завтра, на послезавтра и на потом. Но вместе с этим вы переживаете о бессмысленности вчерашнего дня и предыдущих дней. Вы снова просто планируете, но ничего не делаете и посыпаете голову пеплом, оглядываясь назад. Замкнутый круг, в котором вы не видите перспектив.

Проблемы важно знать в лицо. Но главное коварство заключается в том, что у многих не наблюдается ярких симптомов, которые проявляются сразу же. Поэтому есть риск проснуться однажды утром и ужаснуться, осознав, в каком состоянии вы находитесь и что происходит с вашей жизнью.

И можно долго жить так, закрывая глаза, не обращая внимания на трудности и не пытаясь их решить.

Ждать, когда все само рассосется.

• Деньги заработаются.

• Дети сами воспитаются как надо.

• С мужем тоже все наладится само.

• А силы и энергия вдруг откуда-то возьмутся.

Чтобы помочь себе, перестаньте жить иллюзиями и возьмите все в свои руки.

Фредерик Перлз, известный немецкий психиатр и психотерапевт, отец гештальт-терапии, однажды сказал: «До тех пор, пока вы боретесь с симптомом, вам будет становиться только хуже. Но если вы примете ответственность за то, что сами делаете с собой, за то, как создаете свои симптомы, свою болезнь, свое бытие – в тот самый момент, когда вы устанавливаете связь с самим собой,начнутся рост и интеграция».

В любом терапевтическом процессе, да и вообще в жизни в целом, важно взять на себя ответственность. Выбор есть всегда. Даже когда вы ничего не делаете – это тоже ваш выбор.

Ответственность – это о том, чтобы отвечать себе, окружающим, миру, каким вы себя видите. И о внутреннем самоконтроле.

Ответственность всегда связана с отсутствием иллюзий и реалистичным взглядом на жизнь. Большинство проблем «надевают» на нас очки – розовые (иллюзорные) или черные (депрессивно-тревожные). Взять ответственность на себя – значит сделать первый шаг, чтобы их снять и отложить в сторону.

Мы берем ответственность за свою работу, то есть понимаем, что работу надо выполнять исходя из должностных инструкций и ожиданий работодателя.

• За свою жизнь, за все, что происходит со мной, я отвечаю сам.

• За свои мысли и поступки: это я их источник. Они не живут отдельно от меня.

• За выбор и последствия: я сам отвечаю за совершенный выбор и полученный результат. Окружающие люди и события только фон в моей жизни.

• За свое бездействие: ничего не делать – это тоже выбор. И довольно значимый.


Ответственность – это не бездумное действие, которое подходит всем и каждому. Если вы чувствуете ответственность за свое здоровье, это не значит, что обязательно каждое утро бегать по десять километров, весь день питаться чиа / свежими фруктами / слезой единорога, сдавать ежемесячно литры крови на анализы и спать исключительно на ортопедической подушке.

В первую очередь это значит понимать и слышать себя, свои потребности и нужды. А дальше вы сами решаете, какие способы их реализации для вас самые оптимальные.


УПРАЖНЕНИЕ 4

Спросите себя: «Зачем мне нынешнее состояние? Что будет, если завтра оно закончится? Какая польза для меня от подобного положения?»

И еще раз: помните, что ничего не делать – это тоже выбор.

Полезный навык – останавливаться, оценивать настоящее и прогнозировать, где вы окажетесь, если все так и продолжится.


УПРАЖНЕНИЕ 5

Посмотрите на свою жизнь сейчас. Проанализируйте следующие области:

здоровье, отношения, работу, саморазвитие.

А теперь предположите, что станет с вами через три года, если все и дальше пойдет так, как сейчас, и ничего не изменится? Будете ли вы счастливы? Будете ли реализованы? О таком ли вы мечтаете?


УПРАЖНЕНИЕ 6

Представьте, что вас сфотографировали не предупредив. Исподтишка. На снимке вы получились максимально честно. Таким, какой вы есть в настоящее время. Представьте, как берете снимок в руки и рассматриваете. Какое у вас на нем выражение лица? Что вы чувствуете? О чем думаете? Нравитесь ли вы себе? Что о вас подумает другой человек, глядя на это фото? Какой вывод вы можете сделать из своих размышлений?


УПРАЖНЕНИЕ 7

Что мешает нам меняться:

1. Нежелание

Человек может осознавать причину, ощущать, что ему не нравится. Но на самом деле проблема его устраивает, он к ней привык, уже адаптировался и имеет какие-то вторичные выгоды. Тема выгоды всегда болезненна для восприятия. Так как мы склонны думать, что любая проблема – это всегда плохо, значит, аморально получать от нее что-то хорошее. И все-таки проблема существует годами, а человек не торопится ее решать.

2. Страх «Изменюсь я – изменится и мир вокруг»

Иногда лучше плохо, но привычно, чем хорошо, но неизвестно как. Что это хорошее принесет мне? Вдруг близкие станут иначе ко мне относиться. Или я – к ним.

3. Стремление к минимуму затрат

А можно решить проблему быстро, комфортно и при моем минимальном участии?

4. Отказ брать на себя ответственность

Такая инфантильная, детская позиция перечеркивает весь настрой. Дети ведомы, и только взрослые сами управляют своей жизнью.

Пропишите по каждому пункту, насколько он актуален для вас. Какие препятствия, на ваш взгляд, могут возникнуть на пути к работе над собой и изменениям?


У меня есть любимая притча.

Один человек шел по улице и увидел симпатичный дом, перед которым в кресле-качалке сидела милая старушка. Рядом с ней в таком же кресле сидел старичок и читал книжку. А между ними лежала собака и скулила.

На следующий день человек снова шел той же дорогой и увидел ту же картину: старушка, старик и собака. Мужчина удивился.

На третий день ничего не изменилось: пожилая пара в своих креслах и скулящая собака посередине.

– Извините, – не выдержал мужчина. – Что с вашей собакой?

– С этой? – спросила старушка. – О, она лежит на гвозде.

Мужчина смутился:

– Если ей больно, почему она просто не встанет?

Старушка улыбнулась:

– Значит, ей больно ровно настолько, чтобы лежать и скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места.


История клиента:

У Тани уже начались панические атаки, но она никак не могла понять причину своего состояния и даже грешила на то, что рядом с ней завелись энергетические вампиры, или кто-то навел на нее порчу, или случилось еще что-то в том же духе. Ведь в ее жизни имелось все: успешная карьера, романы, путешествия каждые пару месяцев. Но вместо того, чтобы светиться от счастья, она начинала просвечивать. Ресурса не хватало ни на что. Утром она через силу вставала с кровати, шла на работу, которую на самом деле любила честно и искренне, а вечером без особого желания плелась на встречу с подругами или молодым человеком только потому, что обещала (да и что сидеть дома одной). Поездки тоже не спасали. Во время последнего отпуска она мечтала податься на море и неделю проваляться на шезлонге с книжкой, вставая только для того, чтобы искупаться. Но вместо этого поехала с мамой – за ту же неделю они посетили три города Франции, десятки музеев, какие-то парки и храмы. Уходили из отеля рано утром, возвращались только на ночь. Короче, из путешествия Таня вернулась абсолютно без сил.

На самом деле обошлось без мистики и эзотерики. Порча и вампиры оказались совсем ни при чем. Прочитав следующие главы, вы обязательно узнаете и причины Таниного состояния и что происходило на терапии. Конец у этой истории счастливый. Все обошлось, и Таня восстановилась. Правда, многое в жизни ей пришлось поменять.

Что дает нам ресурс

Чтобы разобраться с ресурсами, надо взглянуть на нашу повседневную жизнь. Нам постоянно нужны силы и желания. Это наша движущая сила.

Для того чтобы проснуться, приготовить завтрак для семьи, собрать детей в школу, успешно отработать восемь часов, нам требуется много ресурсов. Очень много!

Мы ежедневно решаем невероятное количество задач, которые отнимают у нас энергию, как у батарейки.

Мы привыкли считать это обыденностью, которая выполняется на автомате. Все нормально. Вы не одиноки в такой оценке.

Без ресурсов нам не справиться с проблемами, не решить их и не выдержать эмоционально. Когда сил много, мы спокойнее и адекватнее реагируем на трудности, легче находим выход из сложных ситуаций. Мы выдерживаем свои негативные эмоции и эмоции окружающих людей. Мы чувствуем себя надежнее, опираемся на себя и стоим на обеих ногах, не распадаемся на атомы от стресса, не занимаемся самобичеванием из-за неправильного выбора и ошибок. В наполненном состоянии и выбирать легче. Мы видим, что любую проблему можно решить, иногда и не одним способом. А то, что решить нельзя, можно оставить и идти дальше.

Это тоже нормально. И у вас есть на это право.

У нас есть энергия на желания, цели и мечты, а в безресурсном состоянии все кажется серым, ненужным, неподъемным и далеким, потому что оставшиеся силы уходят на элементарное выживание.

Когда энергия появляется, от желаний и воодушевления начинают гореть глаза. Возвращается возможность планировать и разбивать цели на шаги. А самое главное – вы снова видите в этом смысл и хотите этого. И тут нет ничего сверхъестественного и невыполнимого, и это тоже нормально.

Нам необходимы все виды энергии: и физическая, и эмоциональная, и духовная. И накапливать надо каждую по отдельности, несмотря на взаимосвязь. Если вы научились бороться со стрессом – это прекрасно, но это не заменит вам, например, сна. Как и наоборот.

Потребности

Все мы нуждаемся в том, что обеспечивает нашу жизнедеятельность. Потребности – это психологическое восприятие таких нужд нашей психикой. А желания – стремление что-то иметь, чем-то обладать.

Удовлетворять потребности жизненно необходимо каждому человеку на земле, а вот желания могут трансформироваться, меняться или пропадать со временем.

Вода – это потребность, а лимонад или чай – желание. Если вы не реализуете желание, ничего страшного не произойдет. Но долгое игнорирование потребностей ухудшит ваше самочувствие, самоощущение, качество жизни, а нереализованность – может привести к недомоганиям, болезням и даже смерти.

Я люблю кофе. Каждое утро, просыпаясь, иду на кухню и заправляю кофемашину. Кухня наполняется мерным гулом, и по ней распространяется аромат кофе. Волшебный аромат! Я добавляю в чашку теплое миндальное молоко и неторопливо пью. Блаженство! Это мой личный ритуал начала дня. Это время для себя. Тело и мозг пока только просыпаются. Можно посмотреть в окно, вспомнить планы на день, прислушаться к своему состоянию, подумать. Такой утренний ритуал важен для меня, я его люблю.

Скучаю ли я по нему в дальних поездках? Да, конечно. Будет ли мне грустно, если в какой-то момент сломается кофемашина и я лишусь любимого ритуала? Да, скорее всего. Такое уже бывало. Случится ли трагедия, если в какой-то момент весь кофе в мире пропадет? Нет. Какое-то время я, конечно, погрущу, но не умру от этого. А вот если пропадет вода…

Когда потребности не реализованы, мы испытываем ощущение неудовлетворенности и дискомфорт разной степени.

По большей части именно в состоянии дефицита мы и ощущаем особенно ярко наши потребности. Когда они удовлетворяются, мы энергичны и эффективны. В целом именно потребности и приводят нас к любого рода активности.

Мы хотим есть и стремимся утолить голод, начиная от приготовления бутерброда и чая, заканчивая поисками работы, которая поможет нам себя прокормить. Нет потребности – нет движения. Если у человека нет стремления выразить себя в творчестве, он не станет рисовать или играть на гитаре.

Знаете ли вы, что вам нужно? Чего вы хотите? Без чего чувствуете себя тревожно, плохо и потерянно? Что делает вас счастливым и, наоборот, несчастным?

Состояние психики, при котором мы не можем удовлетворить потребность, называется фрустрацией. Через него проходит любой человек.

Испытывая фрустрацию, мы или начинаем двигаться к цели, чтобы удовлетворить потребность, или впадаем в депрессию.

Приведу пример. У вас есть потребности в уважении и самореализации. Вы работаете в компании уже семь лет. Работаете много и старательно, но за все годы ни на шаг не продвинулись по карьерной лестнице. Вы не чувствуете ни уважения со стороны коллег (все заняты собой) и руководства, ни признательности от клиентов.

Что делать в такой ситуации? Вы можете прямо попросить руководство о повышении или сменить место работы. Или оставить все как есть. Но что тогда вы получите в итоге?

Вы почувствуете раздражение и злость. Сначала на работе, потом эмоции перейдут на родных, друзей и на всю жизнь в целом. Вас перестанет удовлетворять работа, семья, окружающий мир, вы сами. Вы окажетесь в перманентном стрессе. Возникнут проблемы со сном, возможно, вы начнете употреблять больше алкоголя, снизите активность. Частая история.

Это важный момент:

эмоции из-за неудовлетворенных потребностей в одной сфере распространяются и на другие области вашей жизни.

Так происходит всегда.

Потребности раскрывают нас как личность. Быть разносторонней личностью – это значит иметь много потребностей. Соответственно каждую из них придется удовлетворять.

Как формируются потребности? Наблюдая за другими (в первую очередь, конечно, за родителями) и учитывая свой личный опыт, мы формируем для себя определенный образ, наш личный стандарт, который только мы сами определяем и закрепляем для себя. Никто не имеет права убеждать нас, есть у нас потребность в чем-либо или нет. Это только наше дело. Только мы знаем это точно, и никто другой. Ни папа с мамой, ни психолог, ни умные книжки.


Потребности можно разделить на группы:

1. Физические нужды

Биологические, базовые, потребности, которые важны для выживания любого живого существа на земле. Они не зависят от вида, пола, роста, дохода и семейного положения. Это сон, еда, вода, движение, секс.

2. Связанные с безопасностью

Фундаментальные потребности связаны с наличием имущества, жилья и капитала для жизни. С помощью них мы удовлетворяем базовые потребности и чувствуем себя защищенными. Если у вас есть крыша над головой и работа, вы спокойнее многих миллионов людей в этом мире.

3. Связанные с социумом

Потребности в принадлежности, общении, уважении, любви, дружбе, поддержке, принятии, взаимодействии. Человек – социальное существо. Нам необходимы люди рядом. Мы отражаемся в других, при этом лучше узнаем и понимаем себя. Недаром одно из самых страшных наказаний для преступников – одиночная камера. Кто мы без других? Я часто повторяю слово «нормально». Норма – это то, что присуще большинству особей моего вида. Но если я нахожусь в полной изоляции, как я узнаю, что нормально, а что нет?

4. Свобода

В эту потребность входят свобода передвижения (возможность менять место жительства, спокойно перемещаться и путешествовать), свобода выбора (вы вправе выбрать себе профессию, веру, ценности и цели) и свобода в отношениях (вы сами выбираете, с кем общаться, а с кем нет). Эти потребности формируются в процессе взросления.

5. Уважение

В эту категорию также входят, помимо самого уважения, признание, одобрение, компетентность. За уважением всегда стоят принятие человека таким, как он есть, и признание его заслуг. Если я кого-то уважаю, я не хочу его менять и исправлять. Я даю ему право быть тем, кем он является.

6. Познание

Это знания, умения, навыки, возможность исследовать. И это постоянный жизненный процесс. Так младенец учится есть, осваивает мир, со временем старается перевернуться на живот.

7. Эстетика

Потребность в красоте, гармонии и порядке. Творить для себя, менять пространство так, чтобы стало красиво и комфортно. Да, понятия красоты и комфорта могут сильно отличаться у разных людей. Все нормально. Даже в хаосе, царящем в комнате подростка, есть свой, понятный только хозяину порядок.

8. Самореализация

Потребность в раскрытии собственного потенциала, самовыражении, постановке и достижении целей. До удовлетворения этой группы потребностей, увы, многие так и не доходят.


Потребности динамичны и могут трансформироваться в зависимости от прошедшего времени или смены жизненных обстоятельств. Это тоже нормально. Ваши ценности и потребности в двадцать лет будут отличаться от ценностей и потребностей в сорок пять и семьдесят. Вполне закономерно.

Загрузка...