Реальный человек и Персонаж

Лет десять назад я участвовала в одном распиаренном литературном конкурсе и дошла до финала с одним романом. Только не подумайте, дорогие писатели, что я придаю большое значение конкурсам, потому что я прекрасно понимаю, что конкурсы конкурсами, а литература летературой ( всегда так было и всегда так будет).

Но речь не об этом, а о том, что председателем жюри этого конкурса был замечательный писатель Сергей Юрьевич Кузнецов, умнейший человек и большой интеллектуал. У нас там было что-то вроде семинара, где мы обсуждали наши литературные труды и делились своими мнениями. И Сергей Юрьевич рассказывал, что когда он написал очередную книгу, то все его знакомые наперебой стали узнавать в главной героине себя.

" Вот это ж, наверное, я, ведь у меня такие же очки, как у главной героини". "А у меня такой же характер". ну и так далее. Все приятельницы писателя находили сходства между собой и его персонажем. Но вся штука в том, что, конечно же, это был собирательный образ, и он не был списан ни с одной из этих женщин. Это Сергей спешил подчеркнуть в своем блестящем и ироничном диалоге с нами, молодыми писателями.

Почему я рассказываю вам эту историю: все дело в том, что не частный случай, а общее правило. Невозможно реального человека сделать своим персонажем на сто процентов, а даже если вы поставите себя такую задачу и сделаете это, то это уже будет не искусство и не литература.

Тут я уже писала статью на похожую тему и писала о том, что слияния между "я" персонажа и "я" автора быть не должно, и объясняла почему. Теперь я хочу сказать о том, что реального человека невозможно "протащить" в свой роман и сделать персонажем, потому что искажение (трансформация) под влиянием законов искусства будет настолько велико, что это просто будет не он. Это будет уже не он (!).

Даже некоторые стендап-артисты говорят об этом. Например, в одном из интервью Юлия Ахмедова говорит о том, что ее персонаж(и) – это собирательный образ. А почему, дорогие друзья, как вы думаете?

Потому что если взять реального человека, то исчезает элемент игры, искусство становится плоским и прямолинейным, то если перестает быть искусством.

Мне запомнился случай, который нам рассказывал преподаватель в Литинституте. Он рассказывал, что когда ставили " Отело", то вначале на роль главного героя взяли светлокожего актера и намазали краской, а потом взяли темнокожего. Играли они одинаково хорошо, но светлокожий, намазанный краской, был лучше, потому что возникал элемент игры, а с реально темкожим актером этот элемент игры исчезал.

Также прекрасно об этом феномене рассказывает С.Н. Лазарев, когда говорит о театре ( в древности).

Если в двух словах: то в период расцвета театра, когда зрители видели, что актер плачет реальными слезами, то они его чем-то закидывали (не помню чем), проявляя недовольство.

Загрузка...