Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определяют основные правила ведения бухгалтерского учета.
1. Обязательна двойная запись хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ.
2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.
4. Обязательно документирование хозяйственных операций: первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам.
5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином РФ, государственными органами, которым предо ставлено право регулирования бухгалтерского учета, или самой организацией при соблюдении общих методических принципов бухгалтерского учета.
6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; оценка имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования; оценка имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления.
7. Обязательно проведение инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных Федеральным законом «О бухгалтерском учете» случаев обязательного проведения инвентаризаций.
8. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.
Отличительной чертой бухгалтерского учета является оформление хозяйственных операций первичными документами. Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных документов регламентируется положением о документах и документообороте. Записи о совершенных хозяйст венных операциях производятся в регистрах бухгалтерского учета строго на документальной основе. Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и оформляться своевременно, в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.
Под первичным документом понимается письменное доказательство того, что хозяйственная операция совершена или разрешение на нее получено. Информация о совершенных или разрешенных к проведению операциях может быть зафиксирована на разных материальных носителях, до сих пор самое широкое распространение имеют бумажные носители информации.
Группы первичных документов:
– организационно-распорядительные (приказы, распоряжения, указания, доверенности) – эти документы разрешают проведение операции и не отражаются в бухгалтерских регистрах;
– оправдательные (накладные, требования, приходные ордера, акты приемки и т. п.) – эти документы отражают факт совершения операции, и информация, содержащаяся в них, заносится в учетные регистры;
– документы бухгалтерского оформления (различные расчеты, справки) – эти документы также отражаются в бухгалтерских регистрах.
Первичные документы принимаются к учету, если они оформлены на бланках унифицированных (типовых) форм. Документы должны иметь юридическую силу, т. е. содержать ряд обязательных реквизитов: наименование документа, дату, наименование организации, содержание операции, ее количественные и стоимостные измерители, наименование должностных лиц, ответственных за ее совершение, и правильность оформления, личные подписи этих лиц и их расшифровки. Все первичные документы, учетные регистры и отчетность должны составляться на русском языке.
В соответствии с ПБУ 1/98 под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни. Формирование учетной политики возложено на главного бухгалтера предприятия. Утверждает учетную политику руководитель организации.
В составе учетной политики должны быть утверждены:
– рабочий план счетов организации;
– формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций;
– формы документов для внутренней отчетности;
– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
– методы оценки активов и обязательств;
– правила документооборота и технология обработки учетной информации;
– порядок контроля за хозяйственными операциями;
– другие решения, необходимые для организации бух. учета, в частности, порядок осуществления платежей в бюджет в соответствии с налоговым законодательством, т. е. принятие соответствующей налоговой политики.
Таким образом, учетная политика предприятия должна содержать три группы вопросов: организационно-технические; методические; налоговые.
При выборе способов ведения бухгалтерского учета на предприятии (при формировании учетной политики) необходимо руководствоваться следующими основными принципами:
1) имущественной обособленности предприятия;
2) непрерывности деятельности предприятия;
3) последовательности применения учетной политики;
4) временно́й определенности: факт хозяйственной деятельности относится к тому отчетному периоду (и отражается в том бухгалтерском учете), в котором он имел место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этим фактом.
К формированию учетной политики предъявляются следующие требования:
– полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности;
– своевременность;
– осмотрительность;
– приоритет содержания над формой;
– непротиворечивость;
– рациональность.
Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на три группы: администрация организации; сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи информации с непрямым финансовым интересом.