Методы управленческого учета:
1) элементы метода финансового учета (счета, двойная запись, инвентаризация, оценка, баланс, отчетность);
2) приемы и методы экономического анализа (метод сравнения абсолютной и относительной величины, индексный метод, метод корреляции, ЭММ, программирование).
Все эти методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием, т. е. метод управленческого учета – это системный оперативный анализ. Функции управленческого учета.
1. Планирование – это процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в ближайшем будущем. Он включает:
1) постановку цели;
2) формулировку задач;
3) изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели;
4) выбор вариантов альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения. Хорошо составленные планы бывают настолько гибкими, что при определенных производственных ситуациях позволяют руководителю их изменять.
2. Контроль и анализ.
Контроль – это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера.
Она включает:
1) измерение состояния объекта;
2) сопоставление фактических результатов с плановыми;
3) пересмотр планов, если становится ясно, что они не могут быть выполнены;
4) выявление и регулирование отклонений от запланированного.
На этой стадии управления руководитель имеет информацию в виде отчетов исполнителей, в которых даются результаты количественных измерений фактического состояния объекта.
3. Организационная работа. Она заключается в:
1) создании организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей (отделов, бюро, группы подразделений и др.);
2) распределении обязанностей между исполнителями;
3) координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления;
4) установлении каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.
4. Стимулирование – это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении.
5. Внутренняя информационная связь – это обмен информацией и отчетностью, позволяющий организовывать действия различных структурных подразделений для достижения конечной цели; конкретизирующий задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; определяющий условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования к нему смежных производственных подразделений.