Документирование бухгалтерского учета. Классификация бухгалтерских счетов. План счетов в регулировании бухгалтерского учета

Отличительной чертой бухгалтерского учета является оформление хозяйственных операций первичными документами. Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных документов регламентируется положением о документах и документообороте. Записи о совершенных хозяйственных операциях производятся в регистрах бухгалтерского учета строго на документальной основе.

Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и оформляться своевременно, в момент совершения операции, а если это не предоставляется возможным – непосредственно после ее окончания.

Под первичным документом понимается письменное доказательство того, что хозяйственная операция совершена или разрешение на нее получено. Информация о совершенных или разрешенных к проведению операциях может быть зафиксирована на разных материальных носителях, до сих пор самое широкое распространение имеют бумажные носители информации.

Группы первичных документов:

– организационно-распорядительные (приказы, распоряжения, указания, доверенности – эти документы разрешают проведение операции и не отражаются в бухгалтерских регистрах);

– оправдательные (накладные, требования, приходные ордера, акты приемки и т. п. – эти документы отражают факт совершения операции и информация, содержащаяся в них, заносится в учетные регистры);

– документы бухгалтерского оформления (различные расчеты, справки – эти документы также отражаются в бухгалтерских регистрах).

Первичные документы принимаются к учету, если они оформляются на бланках унифицированных (типовых) форм. Документы должны иметь юридическую силу, то есть содержать ряд обязательных реквизитов: наименование документа, дату, наименование организации, содержание операции, ее количественные и стоимостные измерители, наименование должностных лиц, ответственных за ее совершение и правильность оформления, личные подписи этих лиц и их расшифровки. Все первичные документы, учетные регистры и отчетность должны составляться на русском языке.

Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в имуществе и обязательствах предприятия. Отражение операций на счетах ведется в денежном измерителе, а в некоторых случаях – в натуральном и трудовом измерителе.

Счета, предназначенные для отражения хозяйственных средств по их видам, называются активными и открываются на основании статей актива баланса. Счета, предназначенные для отражения источников хозяйственных средств по их видам, называются пассивными и открываются на основании статей пассива баланса. На активных счетах остаток записывается с левой стороны – в дебете. В пассивных счетах остаток отражается в кредите. В активных счетах по дебету отражается всякое увеличение объекта учета, а в кредите – его уменьшение.

В пассивных счетах записи делаются следующим образом:

– в кредите отражается увеличение объекта учета;

– в дебете – его уменьшение.

Сумма операций, записанная на бухгалтерских счетах за определенный период, называется оборотом. Состояние средств или источников на определенную дату называется остаток, или сальдо.

В активных счетах конечный остаток определяется путем суммирования начального дебетового остатка с дебетовым оборотом и вычитанием кредитового оборота. В пассивных счетах конечный остаток определяется путем суммирования начального кредитового остатка с кредитовым оборотом и вычитанием дебетового оборота.

Активные и пассивные счета – основа счетов бухгалтерского учета. Но существуют счета, имеющие смешанный характер. Это активно-пассивные счета

Загрузка...