Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад. Материальные предпосылки становления учета – распад родового строя, появление семьи и частной собственности. Собственнику было необходимо систематически пересчитывать свое имущество для обеспечения его сохранности, рационального использования и приумножения. Наиболее организованно система учета была построена в Египте, Греции и Риме, где с помощью учета обеспечивалась фиксация фактов хозяйственной жизни отдельных территорий или учреждений. С времен Средневековья начинается непосредственное регулирование хозяйственных операций при помощи бухгалтерского учета.
В 1494 г. в Венеции францисканский монах Лука Пачоли (1445–1517) опубликовал книгу, одна из частей которой называлась «Трактат о счетах и записях». Это было первое описание двойной бухгалтерии. В это же время складывается три основных системы хозяйственного учета: простая (униграфическая) – объектом учета выступают наличие и движение ценностей; камеральная (сметная, бюджетная) – учитывается выполнение сметы расходов и доходов; двойная (диграфическая) – все факты хозяйственной жизни непременно фиксируются дважды в одинаковой сумме.
Все эти три системы сохранились до наших дней: простая система применяется малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему учета и отчетности, камеральная система существует во всех организациях, не ставящих целью получение прибыли, – это так называемые бюджетные организации; двойная система принята во всех коммерческих организациях.
Бухгалтерский учет служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими решения. Он измеряет хозяйственную деятельность предприятия с помощью определенной системы регистрации данных и обработки полученных сведений для дальнейшего использования. Бухгалтерский учет на современном этапе – это финансовый центр управленческой информационной системы, позволяющий как администрации, так и внешним пользователям иметь полную картину хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Главной целью бухгалтерского учета является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей в соответствии с законом и (или) потребностями в информации. Информация, представляемая с помощью бухгалтерского учета, должна быть своевременной, достоверной и достаточной для принятия решений по эффективному управлению предприятием, анализу его деятельности при принятии инвестиционных решений и др.
К основным задачам, решаемым в процессе бухгалтерского учета, относятся следующие:
– формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
– обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразности, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
– предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
В соответствии с законодательством РФ бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, находящиеся на территории страны.
Юридическое лицо характеризуется следующими основными признаками:
– имущественная обособленность, то есть наличие самостоятельного баланса у коммерческих организаций или самостоятельной сметы у некоммерческих организаций. Имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;
– самостоятельная имущественная ответственность, то есть ответственность по своим обязательствам, обособленным имуществом;
– наличие юридических прав от своего имени выступать в судебных и арбитражных разбирательствах, возможность заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.) либо иным способом приобретать права и нести обязанности, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке;
– организационное единство, то есть наличие соответствующей устойчивой структуры, закрепленной в учредительных документах.
Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на три группы: администрация организации; сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи информации с непрямым финансовым интересом.
Администрация организации – это совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений. Представители администрации являются одними из основных пользователей бухгалтерской информации. Ее состав для каждого представителя определяется в зависимости от выполняемых им функций и уровня должности. Собственников, совладельцев и первых руководителей организации больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации (соотношение платежных средств и обязательств). Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т. п.
Основными критериями при определении состава информации для каждого работника администрации являются:
– соответствие состава информации функциям работника;
– стоимость информации;
– необходимость соблюдения коммерческой тайны.
Сторонними пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности. По данным отчетности они делают выводы о финансовых перспективах, о ликвидности и платежеспособности организации.
Сторонними пользователями бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом являются налоговые органы, Госкомстат, Пенсионный фонд, фонды социального страхования и другие государственные органы, а также прочие пользователи: фондовые биржи, аудиторы, покупатели и т. д. Налоговые органы, в отличие от других сторонних пользователей информации, имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией, необходимой для проверки правильности уплаты федеральных, региональных и местных налогов.