Часть I История линии Джонанг

Восхваление священной линии

Воздаю хвалу Татхагатам,

Указующим путь высшего Освобождения,

Великому Майтрее, Нагарджуне и Асанге,

Семи царям Дхармы Шамбалы и собранию

Двадцати пяти благородных Калкинов Шамбалы,

Которые объединили людей в вере,

Всеведущему Долпопе и Таранатхе

И всем держателям линий в Тибете!

В мире беспредельно много

Положений и утверждений Учения.

Великая школа Джонанг – традиция-держатель

Восьми практик по новой системе в Тибете.

Пытаясь через изучение и практику найти тайную пустоту (жентонг),

Которая суть высшая реальность,

Я совершенствую свое видение точного смысла Мадхьямаки,

Основанное на сутре и тантре.

Хотя сам я не обладаю достаточными познаниями,

Я попытаюсь, насколько смогу, описать

Священную линию, благословенную моим Гуру,

А также каждый из монастырей моей традиции.

Тулку Акьонг Яртанг Тубванг

Глава 1 Линия передачи жентонга по линии сутры и практики в Индии

Будда даровал учения сутр окончательного смысла в различных местах Индии, главными из которых были города Вайшали, Шравасти, на Шри-Ланке и горе Коршунов в Раджагрихе. Эти учения окончательного смысла давались не всем, но лишь тем избранным, чей ум был готов для восприятия учения.

Дарованные Буддой сутры окончательного смысла включают следующие:


• «Татхагатагарбха-сутра», дарованная бодхисаттве Ваджрамати. В ней указано, что все существа обладают природой будды;

• «Ланкаватара-сутра», дарованная царю Раване и бодхисаттве Махамати, разъясняющая природу ума – ясный свет;

• Пять сутр: «Великий барабан», «Штирадья-сая-парирарта-нама-сутра», «Ратнакуда-парипричча-нама-сутра», «Арья-шримала-деви-симхананда-нама-сутра» и «Арья самдхи-нирмочана-нама-сутра». Последняя дарована восьми бодхисаттвам десятой ступени: Парамартхасамудгате, Дхармогате, Сувишуддхимати, Вишаламати, Гунакаре, Майтрее, Авалокитешваре и Манджушри[1].


Эти сутры, содержащие неоспоримые слова Будды, относятся ко всем трем поворотам колеса Дхармы, и среди них выделяют учения окончательного и предварительного смысла. Первые из них считаются окончательными, потому что они буквально обращены к высшей неизменной природе реальности.

Майтрея (второй держатель воззрения жентонг по линии сутры), преемник Будды Шакьямуни, составил пять трактатов, которые обосновывают общее воззрение сутр и в то же время сосредоточены на последнем повороте колеса Дхармы Будды. Это следующие сочинения: «Украшение из ясных постижений», «Украшение махаянских сутр», «О различении явлений и реальности», «О различении середины и крайностей» и «Непревзойденный поток»[2].

Затем он даровал учения окончательного смысла Махаяны в чистой земле Тушита. В «Коренной тантре Манджушри» был предсказан приход полностью посвященного монаха Асанги (третий держатель), который будет превосходен в своем знании сутр Махаяны и в различении толкуемых учений и учений окончательного смысла. Асанга жил в месте, которое, скорее всего, сегодня известно как Юннань, и практиковал в пещере Кукуттапада-гири. Здесь он двенадцать лет медитировал о Майтрее, в результате чего узрел его воочию и достиг высокого состояния медитативного сосредоточения. Ухватившись за одежду Майтреи, Асанга оказался в Тушите и пробыл там двадцать пять лет, обретя множество реализаций во время слушания пяти великих сочинений Майтреи. Позже, поняв изложенное Майтреей, он вернулся на Землю и составил текст по жентонгу, основав, таким образом, традицию учений окончательного смысла Махаяны.

Васубандху (четвертый держатель этой линии) родился в касте брахманов и осознал смысл сутр Махаяны, просто услышав их от своего брата Асанги. Он составил множество комментариев, включая «Защиту трех матерей от нападок», и был тем, кто активно развивал это воззрение. Позднее некоторые ученые утверждали, что Васубандху не был автором этой сутры, но все сомнения были опровергнуты знаменитым ученым Будоном.

Эти же учения были переданы от бодхисаттвы Ваджрапани (первый держатель воззрения жентонг по линии тантры) к Сарахе (второй держатель) и Дачендзину Зангпо (третий). Осознав природу будды, Сараха пел много песен духовной реализации, в которых говорилось об основе – природе будды (татхагатагарбхе) всех существ, неотделимой от дхармакаи.

Затем эта линия перешла к Нагарджуне (четвертый держатель). Как и было предсказано в сутре «Великий барабан», он достиг множества свершений посредством тантрической практики и также получил ряд наставлений от дакини мудрости. Затем он спустился в мир нагов и принес оттуда «Сата-сахасрика-праджняпарамиту». Он жил двести лет у горы под названием Шри Парвата в Южной Индии, которая сегодня считается священным местом. Именно там он составил такие комментарии, как «Шесть трактатов о срединном пути» и «Восхваление дхармадхату».

Затем со времен Ганги Майтри (пятый держатель) линии Асанги и Нагарджуны в Индии соединились. Великое воззрение мадхьямаки третьего поворота колеса Дхармы таким образом широко распространилось в Индии и процветало вплоть до времен великих йогинов Авадхути (шестой держатель), Шантисамбхавы (седьмой) и, наконец, Саджджаны (восьмой).

Глава 2 Линия передачи жентонга по линии сутры и практики в Тибете

Переводчик Гава Дордже (девятый держатель), рожденный в городе Пеме, передал свои знания и постижения Кхавоче Дриме Шерабу (десятый), принадлежавшему к роду Цен – исключительному ученому, постигшему воззрение мадхьямаки. Именно тогда учения были принесены в Тибет.

Следующим в этой линии был Латод Дарма Цондру (одиннадцатый), обладавший особым пониманием глубинного смысла и различных разделов тантр. Затем Долпа Ньен Еше Джунгне (двенадцатый), осветивший основу учений, и два брата Джанчуб Кьяб и Жонну Джанчуб (тринадцатые).

После них линию передали Кьотонпе Монламу Цултриму Джунгне (четырнадцатый), выполнявшему практику Ваджрапани и покорившему защитников Дхармы. Затем следует Ригпе Ралдри (пятнадцатый), осознавший воззрение и комментарии Будды, и наставник Кьитонпа (шестнадцатый), способствовавший распространению учений окончательного смысла.

Таким образом, пять великих сочинений Майтреи в основном практиковались этими шестнадцатью великими реализованными наставниками в Индии и Тибете вплоть до прихода всеведущего Долпопы Шераба Гьялцена (семнадцатого держателя этой линии).

Глава 3 Линия передачи жентонга и тантры Калачакры в Шамбале и Индии

Как сказано в «Вималапрабха-нама-мула-тантре»:

«В то же самое время, когда Будда

Излагал праджняпарамиту на горе Коршунов,

Он же учил тайной Мантраяне

У славной ступы „Рисовый Холм“»[3].

Во времена Будды Канакамуни, второго будды этой кальпы, в этой местности однажды случился страшный голод, но один монах-махасиддха с помощью чудесной вазы вызвал с неба ливень риса, образовавший большой рисовый холм.

Замечательная ступа в Дрепунге сегодня считается священным объектом паломничества. Внутри нее находится мандала тысячи шестисот двадцати божеств, которые описаны в коренной тантре Калачакры.

Согласно краткой тантре Калачакры, Будда, давая здесь учение, проявился как мандала из семисот двадцати двух божеств, представляющих тело, речь и ум Калачакры. От лица Калачакры дарованы коренная тантра Калачакры и другие тантры высшей йоги, тогда как от его других трех ликов даровались учения низших тантр: йога-, крия- и чарья-тантр.

Слушателями тантры Калачакры были царь Шамбалы Сучандра[4], который и попросил о даровании этих учений для бесчисленного множества людей из девятисот шестидесяти шести миллионов городов Шамбалы. Также присутствовали небесные существа, наги и демоны, чьи умы созрели через восприятие священных учений. Учения были доверены Сучандре самим Буддой и длительное время не передавались людям на Земле. В Шамбале Сучандра сначала изложил тантру письменно, а затем составил комментарий на коренную тантру Калачакры, распространив таким образом там тантрические учения.

Загрузка...