СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ
Когда люди изучают любой навык, они проходят четыре этапа:
1. неосознанная некомпетентность;
2. осознанная некомпетентность;
3. осознанная компетентность;
4. неосознанная компетентность.
В изучении навыков влияния на людей тоже есть стадии обучения, их четыре.
1. Содержание (контент)
Вы должны понимать, о чем собираетесь говорить, что хотите сказать, прежде чем сможете придумать, как это преподнести. Содержание (контент) – это знание, основа общения.
Пример: Когда коммуникатор – новичок в какой-либо области, его внимание всегда направлено на содержательный уровень общения с человеком, он ищет слова, которые нужно произнести, или, если слушает, пытается понять, что говорит собеседник.
Когда коммуникатор начинает разбираться в контенте, он переходит к вопросу, как передать/собрать знания наиболее эффективно, и начинает работать над тем, как лучше всего преподнести информацию.
2. Процесс (невербальный уровень)
Этот уровень включает в себя изучение и практику элементов невербального общения:
⇒ Визуальные невербальные действия, которые вы можете использовать, такие как зрительный контакт, частота зрительного контакта, взгляд за пределы пространства и времени (взгляд направлен вверх и по диагонали и фокусируется на предмете вдалеке, как будто за пределами зала).
⇒ Аудиальные невербальные инструменты: скорость, громкость, тембр, высота тона вашего голоса.
⇒ Кинестетические невербальные инструменты: жесты, положение тела, поза.
⇒ Дыхание – один из самых важных навыков в невербальной коммуникации, т. к. он напрямую влияет на все остальные аспекты.
Невербальные средства общения – это самый простой, быстрый и эффективный способ повлиять на людей.
Изучив способы невербального общения: жесты, позы, голосовые паттерны, дыхание, – вы получите бесконечное количество комбинаций для самых разных коммуникативных ситуаций.
Как только коммуникатор научился использовать невербальные приемы, он задается вопросом: «Когда и с кем их использовать?»
3.Восприятие – «С кем?»
На этом уровне коммуникатор должен понимать, что общение с одним человеком отличается от общения с группой людей.
На этом этапе коммуникатор учится переходить к более эффективному поведению в зависимости от того, с кем он общается.
Для воздействия на одного человека он изучает мотивы, убеждения, ценности и фильтры восприятия (то, как человек лучше воспринимает информацию (визуально, аудиально, кинестетически (тактильно)) этого человека.
Если он общается с двумя людьми, его интересует, кто из них, скорее всего, будет лидером? Я говорю о фактическом доминировании при общении, а не о догадках, основанных, например, на должности человека или его положении в обществе.
Если человек общается с группой людей, он должен понимать, что участники группы взаимодействуют друг с другом иначе. Здесь коммуникатор должен учитывать эффект закономерности, который естественным (природным) или искусственным (созданным человеком) образом существует в группах. Его задача – распознавать и интерпретировать эти закономерности, чтобы своевременно реагировать на них.
Если же перед коммуникатором стоит задача повлиять на систему (под системой мы понимаем людей, на которых коммуникатор влияет непосредственно, а также всех тех, на кого он может повлиять опосредованно (через других людей)), то он должен научиться понимать культуру и особенности системы, на которую хочет оказывать влияние.
4. Разрешение – «Есть ли позволение?»
Высший уровень профессионального развития коммуникатора – это разрешение на коммуникацию – «Есть ли позволение?»
Когда мы говорим «разрешение», то подразумеваем право говорить. Речь идет не о юридическом праве, а о внутреннем и внешнем позволении вести коммуникацию и быть воспринятым.
Пример: Вы видите ребенка, который хулиганит в магазине. Вы точно знаете, что сказать, какие невербальные средства использовать, и точно знаете, что это нужно сделать прямо сейчас. А послушает ли вас ребенок? Почему он должен обратить на вас внимание? Что дает вам право делать ему замечание?
Проблема заключается в том, чтобы понять, кто вы такой, чтобы сделать это? Являетесь ли вы родителем?
Являетесь ли вы авторитетной фигурой? Что дает вам право на ведение такой коммуникации?
И, если такого права нет, вам стоит задаться вопросом, а у кого оно есть?
Именно для этого вам нужно научиться получать «разрешение» на коммуникацию. Понимать, в какое время, в какой роли, в каком эмоциональном состоянии, с каким социальным статусом вам лучше вести коммуникацию для наибольшей эффективности.
Именно на этом уровне мы пользуемся своим положением в обществе, учитываем связи и влиятельные знакомства, иными словами, расширяем свое разрешение (и тем самым свое влияние) на коммуникацию. Как только этот уровень достигается и поддерживается, любое общение становится проще.
Пример: Герман Греф имеет большее разрешение на коммуникацию, чем любой сотрудник Сбера. Одно и то же сообщение от него и рядового сотрудника будет воспринято по-разному и с разным уровнем доверия.
Большинство людей, прочитав это, захотят заняться именно последними двумя уровнями (восприятием и разрешением), пропустив первые два (контент и процесс). По эффективности такой подход можно сравнить с попытками постичь кунг-фу без физических упражнений и ежедневной практики.
Первые два уровня должны быть изучены в первую очередь, если мы хотим овладеть искусством влияния.
В данной книге я придерживаюсь именно этой модели.
Уровень контента у вас свой (т. к. я не знаю, в какой сфере вы хотите увеличить свое влияние), поэтому начну общение с читателем с уровня «Процесс».
В первой части дается описание самых эффективных приемов невербального влияния (уровень «Процесс»).
Во второй части я описываю, как, сочетая эти приемы, вы можете оказывать большее влияние в самых распространенных ситуациях общения (уровень «Восприятие»).
Изучив эти приемы и ситуации, вы сможете использовать их для получения большего разрешения, что сделает вас по-настоящему влиятельным человеком.
Вот что вы сможете делать после изучения этой книги:
⇒ Производить правильное первое впечатление.
⇒ Привлекать внимание и управлять им каждый раз, когда это нужно.
⇒ Говорить так, чтобы люди ловили каждое ваше слово.
⇒ Вести непринужденные разговоры.
⇒ Устанавливать контакт с собеседником.
⇒ Включать свое обаяние в нужный момент, в нужном месте и в нужное время.
⇒ На равных общаться c более успешными, статусными и влиятельными людьми.
⇒ Контролировать ситуации, когда учащается сердцебиение и слова вылетают из головы.
⇒ Наполнять беседу энергией.
Я уверен, что, если вы действительно погрузитесь в мой мир, это позволит вам легко и уверенно общаться с людьми, выступать на публике, выстраивать отношения и находить общий язык с окружающими вас людьми.