Большинство миокинов действуют паракринно – на соседние ткани и органы, но часть из них свободно проникает через гематоэнцефалический барьер и влияет на метаболизм мозга и нервной ткани. К свободно проникающим барьер относятся «мышечный» нейротрофический фактор мозга (BDNF), инсулиноподобный фактор роста-1 (IGF-1), катепсин В (CTSB), ирисин (FNDC5/IRISIN), лактат (L-Lactat) и фактор роста эндотелия сосудов (VEGF).
Ирисин участвует в нейрогенезе, нейропротекции, регулирует синтез нейротрофических факторов, влияет на усвояемость глюкозы, защищает от оксидативного стресса.
При активации сигнального пути Коактиватор-1α (PGC-1α) – Ирисин – Нейротрофический фактор головного мозга в гиппокампе резко усиливается локальный синтез «мозгового» нейротрофического фактора (BDNF), что улучшает память, когнитивные способности, уменьшает симптомы депрессии.
L-лактат является «топливом» для митохондрий нервных клеток и также увеличивает локальный синтез нейротрофического фактора мозга (BDNF) за счет активации сигнальных путей коактиватора-1α (PGC-1α) и сиртуина-1 (SIRT-1). L-лактат усиливает действие фактора роста эндотелия сосудов (VEGF), который обеспечивает нейрогенез в гиппокампе за счет улучшения его капилляризации.
Вышеперечисленные факторы взаимоусиливают действие через общие сигнальные пути и выполняют синергетическую функцию нейропротекции, нейрогенеза, улучшают нейросигналинг, предотвращают/отодвигают по срокам развитие дегенеративных болезней мозга и снижают депрессию. В качестве бонуса – улучшение сна и настроения.