Чем вредны скачки сахара в крови

Мы узнаем, что с нами что-то не так, когда во время очередной диспансеризации в нашей крови, взятой натощак, обнаруживается повышенный уровень глюкозы. В этом случае врачи ставят диагноз: диабет второго типа, или преддиабетное состояние. Но мы не задумываемся (а врачи редко объясняют), что эта высокая утренняя концентрация глюкозы в крови – результат повторяющихся ежедневных скачков на протяжении многих лет.

Каждый из нас состоит из более чем 30 триллионов клеток. Когда глюкоза поступает в наши клетки, она направляется в митохондрии, где трансформируется в энергию.

Чтобы понять, как митохондрии[1] реагируют на поступающее в них избыточное количество глюкозы, представьте себе кочегара паровоза, который подбрасывает уголь в топку. Ему выдают постоянный запас угля, которого более чем достаточно, чтобы паровоз ехал. Уголь доставляется постоянно, и кочегар не может вернуть его назад, а должен хранить. В конце концов уголь скапливается в таком количестве, что мешает кочегару двигаться.

Воспаление

Митохондрии буквально тонут в ненужной глюкозе, и наши клетки высвобождают крошечные частицы – свободные радикалы, которые повреждают все, к чему прикасаются. Они случайным образом модифицируют наш генетический код (нашу ДНК), создавая мутации, которые активируют вредные гены и могут привести к развитию онкологии. Они проделывают дыры в клеточной мембране, превращая нормально функционирующую клетку в неисправную.

Когда свободных радикалов становится слишком много, чтобы их можно было нейтрализовать, организм погружается в состояние окислительного стресса, на фоне которого клетки разрушаются на протяжении десятилетий. Из-за того, что митохондрии переполнены, они не могут эффективно преобразовывать глюкозу в энергию. Клетки голодают, что приводит к дисфункции органов. Окислительный стресс – причина сердечных заболеваний, диабета второго типа, снижения когнитивных способностей и общего старения организма.

В 1912 году французский химик Луи-Камиль Майяр обнаружил, что, когда молекула глюкозы сталкивается с молекулами другого типа, например белка, происходит реакция гликирования и молекула повреждается. Это необратимый процесс. Если гликирование в организме идет слишком быстро, ускоряются процессы старения. Последствия гликирования проявляются как визуально – в виде морщин, так и в виде недугов – катаракты, заболеваний сердца и болезни Альцгеймера.

Сочетание слишком большого количества свободных радикалов, окислительного стресса и гликирования приводит к воспалению в организме – так организм защищается.

Важный факт: фруктоза значительно опаснее глюкозы. Молекулы фруктозы усиливают окислительный стресс и гликируют в 10 раз быстрее, чем глюкоза, нанося непоправимый ущерб клеткам и органам. Вот почему лучше съесть картофель или макароны, в которых содержится только глюкоза, чем печенье, которое содержит и фруктозу. Избыток жира также может усилить окислительный стресс.

Набор веса

Одна из основных функций поджелудочной железы – выработка в организме гормона инсулина. Цель инсулина – накапливать избыток глюкозы в «хранилищах» по всему организму, не допуская ее циркуляции и защищая нас от повреждений. Избыток глюкозы находится в нескольких «хранилищах»:


▶ Печень – очень удобное место, потому что вся кровь, поступающая из кишечника и несущая новую глюкозу, полученную в результате переваривания пищи, проходит через печень, которая переводит глюкозу в новую форму – гликоген. Если бы избыточная глюкоза оставалась в своей первоначальной форме, это вызвало бы окислительный стресс. После трансформации в гликоген она не наносит ущерба.

Загрузка...